ТОП 10:

СИСТЕМА СОЦИАЛЬНЫХ РАНГОВ В ЭПОХУ РАННЕГО ЧЖОУ



Чжоу в период Инь

Первые упоминания об этом племени, как о подчиненной территории Инь, встречаются в период правления У Дина. Титул правителя чжоу – «чжоуский хоу», т.е. зависимый правитель.

Как Чжоу завоевало Инь

В 1027 году до н.э. У-ван во главе чжоусцев и коалиции западных племен нанес решающее поражение Инь. Чжоу переняла достижения Инь, в том числе бронзолитейное производство, боевые колесницы и главное – письменность! Родственники У-вана, часть знати, некоторые предводители племен получили участки земли с населением и соответствующие титулы (чжухоу). В 11 веке до н.э. существовало 200-300 таких владений.

В системе управления, к слову, коренных преобразований не произошло.

Социально-экономическое развитие.

Строжайшая социальная регламентация во всех аспектах жизни.

Социальная стратификация

1. Свободное население

- Чжоуский ван (деспотический правитель)

- Чжухоу (обладатель наследственного владения, высший аристократ)

- Дафу (глав всех цзу одного владения)

- Ши (глава большого семейства, входящего в цзу)

- Простолюдины

2. Рабы (пленники 11– 10 века до н.э.)

Принадлежность к социальной группе определялась по родству. Старший сын наследовал титул, остальные опускались на ступень ниже. Частной собственности в современном смысле слова не существовало.

Билет 18.

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ КИТАЯ В ЭПОХУ ЦЕНТРАЛИЗОВАННЫХ ИМПЕРИЙ ЦИНЬ И ХАНЬ

ХАНЬ – в III в. до н.э. – I в н.э.

Империя Хань. Основатель Гао-цзу.

Внутренняя политика.

1) Экономика:

- уменьшение налогов – поземельный налог = 1/15 урожая, в случае стихийных бедствий налоги не взимались

- земельные и налоговые льготы на 12 лет воинам и семьям с новорожденными

- возвращение полей и жилищ их хозяевам

- освобождение вынужденных рабов

2) Государственное управление:

- семь крупных военачальников получили титулы ванов + привилегию назначать своих чиновников и устанавливать повинности самостоятельно

- 130 соратников Гао-цзу получили владения и титул хоу

- восстановлен циньский центральный административный аппарат, но наравне с ним существовали и органы местной власти в каждом владении.

Социально-экономические отношения.

1) ранговая система:

- 1-8 – простолюдины, земледельцы, ремесленники, торговцы

- 9-18 – лица, получающие ряд привилегий, нет повинностей

- 19-20 – лица, получавшие «кормление» на несколько дворов и право собирать с них налог в свою пользу

- В 18 году была установлена фиксированная цена за один ранг – 1000 монет

2) рабы в ханьском обществе

- частные – разорившиеся простоюдины

- государственные – родственники преступников

- ребенок раба – раб

- широко распространена работорговля, сделка оформлялась купчей

- цены: старики и молодые – 15 тыс. монет, женщины – 20 тыс., мужчины – 40 тыс.

3) налоги:

- поземельный – уменьшение было выгодно крупным землевладельцам

- подушный – постоянное увеличение душило рядового земледельца

4) повинности – от 20 до 56 лет нести воинскую и трудовую повинность, можно откупиться

5) купля-продажа земли была возможна с разрешения общины («угощения» свидетелей)

6) расслоение мелких земельных собственников привело к обезземеливанию значительной части крестьянства и работе на арендованной земле при арендной плате в половину урожая, распространяется наемный труд, многие попадают в рабство

7) в 6 году до н.э. провалилась попытка ограничения частного владения землей и рабами

ЦИНЬ- Империя Цинь (221 - 207).

1. Административные

a. Уничтожены границы прежних царств, а так же уничтожены все укрепления внутри страны.

b. Разделение на 36 областей (+4 были присоединены позже), во главе каждой области 2 чиновника (гражданский и военный), назначаемые из столицы

2. Экономические

a. Проведена денежная реформа – единая монета Цинь, все прежние – уничтожались

b. Разрешение купли-продажи земли

c. Строились дороги и транспортные каналы, унифицированы повозки (для поддержания дорог)

d. Унифицирована система мер и весов

3. Социальные

a. Единое название всех народов – хеншоу (черноголовые)

b. Прежние аристократические титулы уничтожены, знатность по богатству и помощи государству

c. Введена «семейная порука» - за преступление карался не только преступник, но и его семья, наказание с особой жесткостью

d. Из-за свободной купли продажи земли и высокого налогового гнета развивается рабство

e. Введена единая письменность

КУЛЬТУРА ДРЕВНЕЙ МЕСОПОТАМИИ(ПИСЬМЕННОСЬ,ОБРАЗОВАНИЕ,ЛИТЕРАТУРА,БИБЛИОТЕКИ)

Сначала - пиктография (предметы в виде рисунков), древнейшие тексты примерно 3300 г. до н. э., однако таким письмом лишь простейшие вещи (100 рыбы, лев съел быка), не передает имен собственных, эмоций и абстракции (гром, наводнение). Пиктография лишь фиксировала отрывочные сведения.

Постепенно превратилось в словесно-слоговое письмо. Путь перехода – ассоциации рисунков со словами (овца – уду, рисунок овцы - уду), превращение рисунков в идеограммы (рисунок, обозначающие слово, а позднее и слог). Позднее вавилоняне и ассирицы, переняв шумерское письмо, добавили к шумерским идеограммам и аккадское значение (овца – уду и иммеру). Появляется полифония (многозначность) – один знак может обозначать разные слова, в зависимости от контекста (знак «нога» - означает и стоять, и ходить, и бежать, и нога). Одновременно с полифоничностью стал пропадать рисуночный характер письма – знаки стали отображать какую-либо особенность объекта, да и то схематично (птица – знак «крыла»).

Писали на мягкой глине тростниковой палочкой – рисовать неудобно, кроме того знаки пришлось повернуть на 90 градусов – потеря сходства с предметом, выглядят горизонтальными/вертикальными/угловыми клиньями. Так появилась клинопись. Никто не развил до алфавита (где буква означает звук).

Для удобства распознавания знаков были созданы «детерминативы», знаки позволяющие определить значение слово (знак тин – «строитель», «жизнь», детерминатив профессий «лу» помогает понять значение «сторитель»). Использовались для профессий, орудий, растений и т.д. Всего 600 знаков в клинописи, каждый со своим значением. Из-за своей сложности – доступна только писцам, почитаемая профессия.

 

Библиотеки

Одно из главных достижений шумер. Возникновение в Уре, Ниппуре и других городах, начиная со II тысячелетия до н. э., писцы собирали литературные и научные тексты.

Самая знаменитая библиотека - царя Ашшурбанапала (669— ок. 633/627 гг. до н. э) в Ниневии.

В библиотеке Ашшурбанапала хранились царские анналы, хроники важнейших исторических событий, сборники законов, литературные произведения и научные тексты. Всего сохранилось более 30 000 табличек и фрагментов. Вместе с тем библиотека Ашшурбанапала была первой в мире систематически подобранной библиотекой – несколько экземпляров, серии текстов по разным вопросам, пронумерованность табличек, наличие этикеток-каталогов.

Архивы

Самые ранние – первая четверть III тысячелетия до н. э. Помещения для хранения – обычные комнаты, позже таблички в корзинах покрытых битумом – от влажности.

Первая половина III тысячелетия – первые частные архивы, хранение в кувшинах, ящиках. От I тыс. – сохранилось много частных архивов. Особое место – архив делового дома Эгиби, (Вавилон, конец VIII -начало V в. до н. э), где обнаружено 3000 долговых расписок. В Ниппуре найден архив делового дома Мурашу (V в. до н. э.).

В архивах было сохранено множество писем. Писались на глиняных табличках, отправлялись в глиняных конвертах с печатями.

Школы

Большинство писцов получало образование в школе, хотя нередко писцовые знания передавались и в семье, от отца к сыну. Шумерская школа главным образом готовила писцов для государственного и храмового управления. Школа была центром образования и культуры.

Основной предмет обучения -шумерский язык и литература. Ученики старших классов в зависимости от предполагавшейся в дальнейшем более узкой специализации получали грамматические, математические и астрономические знания.

Много шумерских произведений о школьной жизни с нравоучительным характером:

«О непутевом сыне» - писец поучает своего ленивого сына не слоняться по улицам, брать пример с достойных учеников и прилежно заниматься.

Другой текст – про приглашение и задабривание учителя.

Третий – про упреки ученика в адрес учителя и наставление от учителя.

Литература

Сохранилось значительное количество поэм, лирических произведений, мифов, гимнов, легенд, эпических сказаний и сборников пословиц, которые когда-то составляли богатую шумерскую литературу.

Особый жанр составляли произведения о гибели шумерских городов из-за набегов соседних племен. Большой популярностью пользовался «Плач о гибели жителей Ура» (в конце XXI в. до н. э.), где описываются страшные подробности о страданиях женщин, стариков и детей, которые мучились от голода, горели в объятых пожаром домах и тонули в реке.

Конец II тысячелетия до н. э. в Вавилонии - «Да прославлю я владыку мудрости». Про страдальца, который жил праведно и соблюдал все божеские установления и человеческие законы, но бесконечные беды не переставали преследовать его. В произведении ставится вопрос, почему Мардук, верховный бог вавилонян, позволяет страдать невинным людям? На этот вопрос дается ответ: воля богов непостижима и поэтому люди должны беспрекословно покоряться им.

По к произведению о невинном страдальце примыкает поэма «Вавилонская теодицея» (дословно «богооправдание»), первая половина XI в. до н. э. Автор - Эсагил-кини-уббиб, жрец-заклинатель при царском дворе. Построена в форме диалога невинного страдальца с его другом. На протяжении всего произведения страдалец излагает свои претензии к богам и сетует на несправедливость общественных порядков. Друг стремится опровергнуть эти рассуждения.

X в. до н. э. - «Раб, повинуйся мне», пессимистично по своему содержанию. Оно содержит диалог господина со своим рабом, где господин перечисляет. то что хотел бы сделать, а раб сначала поддерживает хозяина но узнав что господин не хочет ничего воплощать начинает убеждать хозяина в бессмысленности действий вообще. Путешествия, войны – опасно, семья – затрата, ростовщичество – черевато, боги - капризы. Раб внушает господину, что не следует делать добро людям, после смерти все равны. В конце произведения раб говорит, что единственное благо заключается в смерти. Тогда господин высказывает желание убить своего раба, но тот спасается тем, что указывает на неизбежность скорой смерти и самого господина.

Билет 19.

ХЕТТСКОЕ ЦАРСТВО

Хронология и периодизация:

1. Древнехеттское царство (18-16 вв.)

2. Смута (15 в.)

3. Среднехеттское царство (15 в.)

4. Новохеттское царство (14-13 вв.)

Кто населял:

Европеоиды. Индоевропейцы, хетто-лувийская ветвь. На месте – с начала 2 тыс.

Древнехеттское царство.

Первые гособразования – начало 2 тыс. В 18 в. правители города Куссара создают первое территориальное царство. Столица переносится в Несу, затем в Хаттусу (при Хаттусили I). При этом же правителе происходит достаточно крупная смута, связанная с передачей власти (отказал племяннику в наследовании). В конце концов, преемником был назначен Мурсили (усыновленный внук) и отсоединившиеся во время смуты территории были возвращены в состав Хеттского Царства.

Древне-хеттское царство достигает апогея в начале 16 века, когда захватывает Вавилон при Мурсили I. Однако сама государственная система не устойчива (путаница с наследниками, постоянные перевороты). К 15 века усиливаются Митани, ряд малоазиатских государств, происходит нашествие касков. После этого начинается кризис Древне-Хеттского царства.

Управление: власть царя ограничена народным собранием (панкус), нет очевидного порядка наследия.

Среднехеттское царство

В это время хеттские цари без большого успеха боролись с Митани, пытались установить дружбу со злейшим врагом Митанни Тутмосом III.

Социальная стратификация

Верхушка:

1. Царь

2. Знать

3. Жрецы

4. Крупные землевладельцы (не платят податей)

Средние слои:

1. Общинники (несут повинности саххан и луцци (пахота + своеобразный оброк)

Низы:

1. Рабы.

- Государственные рабы

- Частные.

Новохеттское царство.

Этот период охарактеризован правлением династии хуррита Тудхалии, чьи потомки имели мало общего с хеттами, но хурритов считали своими злейшими врагами.

Возрождение хеттов связано с царём Суппилулиумой. Он реформирует армию (вводит колесницы, там 3 человека: возничий, стрелок и щитоносец), укрепляет города. Затем объединяет весь восток Малой Азии и вторгается в Сирию (там захвачен Каркемиш) Подчиняет Митани. Таким образом формируется уже великая держава.

При Мурсили II продолжается усиление, но к концу его правления активизируется Египет. Обстановка накаляется и в 1296 происходит битва при Кадеше. Египет терпет поражение, но из-за внутренней ослабленности хеттам приходится заключать договор (1280 год).

Несмотря на временные успехи Хаттусили II (заключает союз с Египтом и Грецией) начинается постепенный упадок и к 1190 происходит развал единого царства на ряд маленьких государств (последние силы хеттов были разгромлены «народами моря»), которые впоследствии были поглощены Ассирией.

ДРЕВНЕЕГИПЕТСКАЯ ПИСЬМЕННОСТЬ И ЛИТЕРАТУРА

Разговорный и литературный язык древних египтян прошел пять последовательных стадий своего развития. В научной литературе различают:

1. Язык Древнего царства — язык древнеегипетский

2. Среднеегипетский — классический язык, называемый так потому, что именно на нем написаны лучшие литературные произведения

3. Новоегипетский язык

4. Демотический язык

5. Коптский язык

Египетская письменность зародилась в конце IV тысячелетия до н. э. для фиксации различных явлений многообразной жизни и хозяйственной деятельности древних египтян. Она прошла длительный путь формирования и сложилась ко времени Среднего царства.

Развитие:

Основой было рисуночное письмо, пиктография, в которой каждое слово или понятие (например, «солнце», «дом» или «взятие в плен») изображалось в виде соответствующих рисунков (солнца, дома или людей со связанными руками).

С течением времени по мере необходимости более частого применения письма для различных нужд рисуночные знаки стали упрощаться. Отдельные рисунки стали изображать не только данные конкретные понятия солнца, дома, быка и т. д., а звуковые сочетания, слоги, с помощью набора которых можно было выражать и многие другие слова и понятия.

ЛИТЕРАТУРА

Корни египетской литературы восходят к IV тысячелетию до н. э., когда были созданы первые литературные записи.

В эпоху Древнего царства появились зачатки некоторых жанров: обработанные сказки, дидактические поучения, биографии вельмож, религиозные тексты, поэтические произведения.

Во времена Среднего царства жанровое разнообразие увеличивается, углубляется содержательная сторона и художественное совершенство произведений. Достигает классической зрелости прозаическая литература, создаются произведения высочайшего художественного уровня.

Своей завершенности египетская литература достигает в эпоху Нового царства.

Жанры и наиболее известные произведения

Наиболее полно представлен в египетской литературе дидактический жанр поучений и близко стоящих к ним пророчеств.

Одним из древнейших образцов поучений является «Поучение Птахотепа», везира одного из фараонов V династии (Древнее царство), наставляющего своего сына.

Позднее жанр поучений представлен многими произведениями, например: «Поучение Гераклеопольского царя Ахтоя своему сыну Мерикара» и «Поучение фараона Аменемхета I», в которых излагались правила управления государством и поведение со слугами, «Поучение Ахтоя, сына Дуауфа» о преимуществах должности писца перед всеми другими профессиями.

Из поучений Нового царства можно назвать «Поучение Ани» и «Поучение Аменемопе» с подробным изложением правил житейской морали и традиционной нравственности.

 

Особой разновидностью поучений были пророчества мудрецов, предсказывающих наступление бедствий для страны, для господствующего класса, если египтяне будут пренебрегать соблюдением норм, установленных богами. Как правило, такие пророчества описывали реальные бедствия, происшедшие во времена народных восстаний. Наиболее известными произведениями этого жанра были «Речение Ипусера» (рассказывающее нам о событиях одного из социальных переворотов между Царствами) и «Речение Неферти» (рассказывающем о свержении последних царей Древнего царства и установления мира под эгидой некого Амени).

 

Одним из излюбленных жанров были сказки, где сюжеты народных сказок были подвергнуты авторской обработке. В этих сказках сквозь господствующие мотивы преклонения перед всесилием богов и фараона пробиваются идеи добра, мудрости и смекалки простого труженика, который в конечном итоге одерживает победу над хитрыми и жестокими вельможами, их жадными и коварными слугами.

Наиболее известными примерами были собрание сказок «Фараон Хуфу и чародеи», «Сказка о потерпевшем кораблекрушение», «Сказка о Правде и Кривде» и «Сказка о двух братьях».

 

Подлинными шедеврами египетской литературы стали повесть «Рассказ Синухета» и поэтическая «Песнь арфиста».

В «Рассказе Синухета» повествуется о вельможе сбежавшем из-за смены власти, о его подвигах у кочевников Сирии и благополучном возвращении на родину, с моралью «Нет места лучше дома».

В «Песне арфиста» впервые в мировой поэзии были высказаны сомнения в возможности загробного существования и провозглашалась идея наслаждения всеми радостями земного бытия.

 

Среди различных жанров особое место занимала собственно религиозная литература, включающая художественную обработку многочисленных мифов, религиозные гимны и песнопения, исполняемые на празднествах богов. Из обработанных мифов получили особую популярность циклы сказаний о страданиях Осириса и о странствиях по подземному миру бога Ра.

На основе этих сказаний устраивались театрализованные мистерии, которые были своего рода зачатком древнеегипетского театра. Гимны и песнопения, исполняемые в честь богов на празднествах, были представителями жанра массовой поэзии.

 

Уникальным произведением является философский диалог «Беседа разочарованного со своей душой». Где повествуется о несчастном человеке, пожелавшем закончить жизнь самоубийством, о его спорах с собственной отговаривающей душой и о преобладании, в конце концов, пессимизма и желания загробной жизни.

Кроме разнообразия жанров, богатства идей и мотивов, тонкости их разработки египетскую литературу отличают неожиданные сравнения, звучные метафоры, глубокая символика, образный язык. Все это делает египетскую литературу одним из интересных явлений мировой литературы

Билет 20







Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.204.189.171 (0.017 с.)