ТОП 10:

Сословно-кастовая структура Индии.



Варны — сословия, очень древний институт, возникший еще в доклассовом обществе, а затем получивший закрепление и освящение в классовом обществе. Появление сословий – варн, принято связывать с разложением первобытнообщинного строя и развитием общественного и имущественного неравенства.

Были четыре основных сословия:

1. Кшатрии (военная знать)

2. Брахманы (жрецы)

3. Вайши (свободные общинники)

Шудры

Несмотря на различия в положении, брахманы и кшатрии составляли привилегированную и богатую группу, жившую за счет трудящегося и зависимого населения. Самой многочисленной была варна вайшьев, куда входили свободные общинники, земледельцы, торговцы. Вайшьи являлись основным податным сословием.

Три высшие варны считались «дважды рожденными», их представители имели право на посвящение. Шудры же раcсматривались как «однажды рожденные» и были лишены этого права. Поэтому шудрам запрещалось участвовать в культе, изучать священные тексты. Шудрами, как правило, были бедные, экономически зависимые люди, низшие разряды ремесленников, обслуживающий персонал. Хотя шудры не являлись рабами, естественно, что именно они в любой момент ли попасть в рабскую зависимость.

Представители высших сословий стремились превратить варны в замкнутый наследственный институт, препятствовали смешению их с представителями низших групп и переходу последних в разряд «дважды рожденных». Постепенно сословия-варны (брахманы, кшатрии, вайши, шудры) все больше становились замкнутыми и как бы напоминали по своей форме «касты», что привело к частому обозначению варн поздним термином «каста».

В поздневедийскую эпоху внутри варн уже создаются более мелкие замкнутые профессиональные группы, принявшие форму каст.

Касты (джати) – замкнутая группа индийского общества.

Видимо, нередко заключались и неравные браки, которые разрушали сословные границы и приводили к смешению сословий. Как считают некоторые, именно так и произошли джати. Как правило, они связывались с одной из четырех варн, а некоторые находились на социальной лестнице даже ниже шудр и назывались "неприкасаемые".

За сотни веков общественное устройство в Индии усложнилось, произошло разделение труда, и число общественных групп и статусов увеличилось от четырех до нескольких тысяч. Индуизм втягивал в свою орбиту и местные племена. Они включались в индоарийское общество и тоже становились особыми кастами. Так постепенно складывалась кастовая система.

Все касты делятся четыре основные группы:

1. Высшая (брахманы, воины)

2. Средняя (торговцы, земледельцы)

3. Низшая (земледельцы и ремесленники)

4. Неприкасаемые.

Самые многочисленные - низшие касты. В них входит около 40% всего населения Индии. Самые малочисленные - высшие касты (около 8% населения). Средние касты объединяют примерно 22% населения, а неприкасаемые - 17%.

Каста может насчитывать от 200-300 человек до нескольких миллионов. Члены одних каст разбросаны по всей Индии, других - сгруппированы в одном районе. Но во всех случаях члены каждой касты изолированы от представителей других каст, и каждый человек связан со своей кастой сотнями нитей.

Кастовую принадлежность человека можно определить по многим признакам: по типу одежды и манере ее носить, по наличию определенных отношений или их отсутствию, по прическе, знакам, нарисованным на лбу, характеру жилища, пище и даже сосудам для ее приготовления, а также по именам. Выдать себя за членов другой касты в Индии было трудно.

Билет 14.

Социально-экономическое развитие Египта в эпоху нового царства.

Эпоха Нового царства.

XVIII-ХХ династия (16-11в). Основатель – Яхмос I.

1) экономика:

- каждый поход – куча рабов, золото, серебро, бронза, ценности. Организована система сбора дани с захваченных территорий: Эфиопия – золото, слоновая кость, Палестина и Сирия – серебро, свинец, олово, ткани, краски, лазурит, Ливан – корабельный лес, кедр + скот, рабы, зерно.

- рабочая сила + сырье + ценности + новые технологии (кузнечные мехи, вертикальный ткацкий станок, металлургия, пастовое стекло, плуг с отвесными рукоятками, шадуфы для полива, овцы, кони, мулы)= подъем экономики. Оживление сельского хозяйства: упорядочивание ирригационной системы, увеличение площади посевов, ниломеры в Асуане и Мемфисе, ремонт и строительство каналов, дамб, колодцев, водохранилищ.

Социальные отношения

- 3 класса:

а) господствующий

б) мелкие производители

в) рабы

- Распространение и укрепление рабовладельческих отношений. Увеличение числа рабов (палестинцы, сирийцы, финикийцы, ливийцы, нубийцы и др.) Появление мелких рабовладельцев (1-3 раба).

Усложнение структуры господствующего класса:

а) + мелкие и средние рабовладельцы

б) + служилая аристократия (фараон)

в) + наследственная номовая знать и высшее жречество (фиванские жрицы Амона)

Усложнение отношений между б) и в) привело к реформе Эхнатона

- Обстановка стабильна, пока успешны завоевательные походы, с уменьшением числа завоеванного усиливается эксплуатация. Острые противоречия в период общей нестабильности вылились в стихийные выступления.

Государственное управление

- Больше территория – больше чиновников.

- Инструкция везира фараона Тутмоса III Рехмира:

а) центральный аппарат во главе с везиром

б) несколько ведомств – начальник казны, главный домоправитель (налоги), заведующий пашнями, начальник над скотом, начальник приемного чертога, заведующий судебным присутствием, глава военной палаты.

в) 10 верхнеегипетских сановников при везире – канцелярии – писцы, секретари, курьеры.

г) региональная администрация – четыре административных региона

д) градоправители в крупных городах

е) окружное управление

ж) управление в деревнях и поселениях

- 4) Организация управления на завоеванных территориях:

а) Нубия – спецведомство + сановник 3-й ступени («царский сын Куша»)

б) Азия – спецведомство + наместник «северных стран»

Все они опирались на военные гарнизоны и на лояльных местных правителей.

Реформы Ван Мана.

В 9 г. н. э. он захватил трон и объявил о начале новой династии. Провел реформы, касающиеся землевладения, рабовладения. Ван Ман объявил все земли в стране собственностью императора и запретил их куплю-продажу. В империи вводилась система «колодезных полей», якобы существовавшая в далекой древности: каждая семья должна была владеть отныне небольшим земельным наделом. Запрещалась работорговля. Рабы именовались

Частнозависимыми.

Но уже через три года после начала реформ Ван Ман вынужден был уступить богатым землевладельцам, оказавшим ему отчаянное сопротивление, и разрешить куплю-продажу земли и рабов.

Билет 15.

Древнейшая цивилтзация Индии(мохенджадаро и Хараппы, индская).

Индская цивилизация.

1. Хронология. XXIII-XVIII вв., или на век раньше.

2. Территория. Долина Инда (СЗ Индии).

3. Этнос и язык. Европеоиды (к югу были и австралоиды). По языку, вероятно, протодравидийцы.

4. Устройство. Очень туманно. Земледелие возникает ещё с VI тыс. (поселенцы с севера). Во 2 пол. III тыс. – первые города. Не замкнутая культура – связи с Эламом и Аккадом. Важнейшие города – Мохенджо-Даро(Мохенджо-Даро возник около 2600 года до н. э. и был покинут приблизительно девятьсот лет спустя. Предполагается, что во времена расцвета город являлся административным центром цивилизации долины Инда) и Хараппа(Хараппа (англ. Harappa) — древнеиндийский город, один из главных центров хараппской цивилизации (3 тыс. — 17—16 вв. до н. э.). Расположен близ старого русла реки Рави, в округе Сахивал в Пакистане) . Кроме того: Чанху-Даро, Калибанган, Лотхал (порт на юге).

5. Особенности планировки городов:

- две части: цитадель с основными постройками (дворец, храм, зернохранилище) и собственно поселение.

- правильная планировка с широкими улицами, делящими город на большие кварталы, сочетается с разбродом и нагромождением домов в этих кварталах (возм., одна из причин упадка).

- лучшая в древнем мире канализация. Бассейны и комнаты для омовений не только во дворцах.

6. Экономика. Металл – бронза. Мало что можно сказать о с/х. Выращивали пшеницу, ячмень и просо. Первыми освоили хлопок. Развито строительство (из обожённого кирпича), керамика лепная с растительным орнаментом, развито ткачество (понятно, раз хлопок). Есть торговля как внутренняя (находки каменных гирь), так и внешняя (в Мес. Находят инд. печати).

7. Социум. Только догадки. Они такие: было государство, было храмовое хозяйство, было соцнеравенство.

8. Культура. Письменность ещё не дешифрована, но она даст немного, т. к. надписи в основном на печатях (6-7 знаков). Письмо, очевидно словесно-слоговое. Распространена мелкая пластика (камень, бронза) – как люди (танцовщица), так и боги (мать). Также множество печатей. Религия: земледельцы => культ деревьев, богини-матери. Мужское божество занималось тем, что сидело в йогической позе в окружении 4 зверей – владыка 4 стран света. По всей видимости важно ритуальное омовение.

9. Исчезновение в XVIII в. по неизвестным обстоятельствам, но, судя по археологии, хирели долго. Возможно, из-за нерационального ведения хозяйства. Но точно не из-за племён, которые начинают в это время вторгаться с севера.

РЕФОРМЫ АМЕНХОТЕПАI V.

Успешные завоевания и регулярные отчисления в пользу храмовых хозяйств привели к значительному усилению фиванских жрецов Амона-Ра. Они даже получили возможность влиять на передачу власти («указание Амона»). Фараон Аменхотеп IV (1372 - 1354) предпринял попытку религиозно-политической реформы. В 1366 он объявил Атона главным богом и поменял свое имя Аменхотеп на Эхнатон («Амон доволен» => «угодный Атону»). Эхнатон покинул Фивы и переехал в Ахенатон («Горизонт Атона»). Символ Атона – солнечный диск с дающими руками. Опираясь только на служилую знать, Эхнатон не смог привлечь к новой религии основную массу населения. Уже Тутанхатон (Тутанхамон) отменил культ Атона и перенес столицу в Мемфис. Имя Эхнатона (т.е. его ка) стирается со всех заборов. О реформе – «Гимн Атону» из гробницы современника Эхнатона вельможи Эйе.

Билет 16.







Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.207.238.169 (0.007 с.)