ТОП 10:

Египет в системе международных отношений (XV-XIV вв. до н.э.)



Проникновение в Сирию привело Митанни к столкновению с Египтом, стремившимся к безраздельному господству над Восточным Средиземноморьем. В XV веке начинается эпоха войн Митанни с Египтом, которая продолжалась три четверти века.

 

Уже Тутмос I напал на сирийские владения Митанни и отбросил его за Евфрат. После этого шло временное ослабление Египта, при котором Митанни покорила все Восточное Средиземноморье.

Тутмос III оттеснил их далеко на север. Одно время войска фараона достигали Евфрата и даже разорили его митаннийский берег, однако закрепиться здесь им так и не удалось.

Аменхотеп II возобновил борьбу с Митанни, но после первых успехов оказался отброшен на юг, в Палестину, и вынужден был заключить с Митанни невыгодный для себя мир.Не смирившись с поражением, Аменхотеп II к концу своего правления вновь двинулся против Митанни и захватил Халпу в Северной Сирии.

Тутмос IV закончил эту войну компромиссным миром с митаннийским царем (ок. 1410 г. до н. э.). Южная Сирия осталась за Египтом, Северная отошла к Митанни. Заключенный вскоре митаннийско-египетский союз, к которому присоединилась Вавилония, навсегда подвел черту под эпохой египто-митаннийского противоборства и заложил основы так называемого «Амарнского» международного порядка в Передней Азии (первая половина XIV в. до н. э.). Союз с Египтом скреплялся династическим браками: Тутмос IV и Аменхотеп III (последний—дважды) женятся на дочерях митаннийских царей.

Впоследствии между Аменхотепом III (Эхнатоном) и митаннийским царем Тужраттой просиходит ссора, вылившаяся в успешный митаннийский поход на египетские владения в Южной Сирии. После этого идет ослабление Митанни и окончание сущеcтвования гос-ва.

Билет 22.

ВОЗНИКНОВЕНИЕ ДРЕВНЕКИТАЙСКОЙ ЦИВИЛАЗИЦИИ.ЭПОХА ШАН-ИНЬ.

Древнейшие государства Китая II – начала I тыс. до н.э. Шан-Инь.

Судить о политической истории Китая 2 тыс. до н.э. можно по легендам и преданиям о «совершенных правителях древности».

- Поднебесной правил мудрый Яо.

- Его преемник – способный и энергичный Шунь. При нем в Поднебесной был потоп.

- Страну спас великий Юй (углубил русла рек). За это он стал правителем.

- Место Юя занял его сын Ци. Начало династического престолонаследия. Ци основал династию Ся.

- Последний правитель династии отличался жестокостью. Против него восстали подчиненные племена.

- Власть взял один из вождей (шан) Тан. Он основал новую династию Шан, впоследствии получившей название Инь в XVII в.

Эпоха Шан-Инь.

1-й период (17 – 14 века) - племя шан неоднократно перемещалось по Среднекитайской равнине.

2-й период (14 –11 века) – происходит последнее переселение в 15 веке. Центром шанов становится район Аньяна. Столицей – Великий Город Шан.

Экономика.

1. Сельское хозяйство (в нем широко используется деревянный заступ)

2. Ремесла (использовалась бронза для оружия и ритуальных сосудов, глина для создания глинобитных стен. Была специализация производств)

3. Возникают города.

Социальная структура.

1. Иньские правители и ближайшие родственники (известны по богаты погребениям, сопогребения)

2. Господствующие слои (также найдены по богатому погребальному инвентарю, но уже без сопогребений)

3. Свободные общинники (найдены обычных ямах)

4. Слуги, рабы (найдены погребения под фундаментами зданий). Рабы были из походов, в которых брали множество пленных.

Государственное устройство.

1. Представления о мире – этноцентрические

2. Территориальное деление – родоплеменное

3. Правитель – ван. Осуществляет единоличное управление страной, возглавляет армию, одновременно является верховным жрецом

4. Дружественные племена получали от вана санкцию на вход в коалицию

Наибольшего расцвета Инь достигло при У Дине во второй половине 13 века до нашей эры. При нем построены в столице новые дворцы и храмы, осуществлены значительные территориальные завоевания. После него дом Инь пришел в упадок. Последний ван, чье правление пришлось на «чжоуское завоевание», был безнравственным и распутным тираном.

Важно: Во время Шан-Инь появляется древнейшая в Восточной Азии письменность!

МИРОВОЗЗРЕНИЕ ДРЕВНИХ НАРОДОВ МЕСОПОТАМИИ:ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О ПРОСТАРАНСТВЕ,ВРЕМЕНИ,ИМУЩЕСТВЕ,ЦАРСВЕННОСТИ

Представления о природе, времени и пространстве:

Человек воспринимает себя частью природы. Природа своеобразна и наделена личными качествами, но не отделена от человека. Доказательство – отсутствие пейзажа и описаний природы. Проявления такого отношения – гадания по внутренностям, полету птиц, дыму, маслу; испытание огнем, водой.

Прерываемое (там где что-то есть), неоднородное (свое хорошо, чужое - плохо) пространство. Отсутствие предметов или событий – отсутствие пространства. Стремление ограничить все, нелюбовь к хаосу. Немаловажен стержень, ось, середина чего-либо. Мотив мирового древа или мировой горы – середины вертикали (небо земля вода) и горизонтали (стороны света). Своя страна являлась центром мира, пример – карты шумер.

Циклическое время – единство прошлого, настоящего и будущего, множество повторяющихся циклов. Время только там и тогда, где что-то есть или что-то происходит. Прерываемость времени – новое событие – новая точка отсчета. Неоднородность - благоприятное и неблагоприятное время (день-ночь, хороший-плохой правители), хорошие времена «растягивались». Ориентированность на прошлое.

Отношение к миру вещей

Вещи – продолжение человека, неотделимы от него. Одушевление вещи («Спор Мотыги и Плуга»). Вещи определяли духовную полноту человека. Дар вещи – дар частички души. Хороший человек – хорошая вещь, хороший создатель – хорошая вещь и наоборот.

Общество:

Отделенность от общества – плохо. Хорошо обществу – хорошо индивиду. Почитание традиций прошлого, постепенно «выпадающие» личности (Гиьгамеш). Оппозиция «мы-они», понятие «они» оформляется раньше, обозначается хаосам, злом. Если над «ними» стоит один из «нас» – возможно упорядочение.

Соц. группы:

1)Семейно-родовая

2)Возрастная

3)Локальная (город, жилище)

4)Профессиональная

5)Сословная (принадлежность к власти)

6)Неоформившаяся (друзья, гости)

Четыре признака отношения к соц. группам:

1) неотделенность от природы

2) обладание качествами, определяющими иерархию

3) определенный набор соц. групп

4) все признаки неизменны.

Государство, царственность :

Государство – и человеческое и нечеловеческое творение. «Царственность», сила упорядочившая мир, предметна (можно вручить, забрать), не часть этого мира («снизошла с небес»).

Царь смертный избранный богами, регалии – признак этого выбора. Функции царя: управление царством, передача воли богов, представление народа перед богами, забота о нем (хозяйственная и военная деятельность).

Этика, ценности:

Ориентированность на жизнь, смерть – зло, но жизнь добро с условиями здоровья, долголетия и материальное благополучие. Однако богатство не замена праведности. Почитание трудолюбия. Положительные качества – скромность, краткость, милосердие и сострадание, бескорыстность. Отрицательные – гордыня, высокомерие, насилие и жестокость, алчность. Теория Клочкова – ориентированность на наслаждение.

Хороший человек хорош в обществе/семье. В хорошем обществе нет плохого человека. Хороший человек – праведность, но впоследствии могло проявляться непослушание (Гильгамеш).

Билет 23

ДРЕВНЯЯ ИНДИЯ В КЛАСИЧЕСКИЙ ПЕРИОД

Классическая эпоха характеризуется окончательным формированием стабильной религиозной, общинно-кастовой и экономической системы множества владений противоборствующих мелких династий, поочередно создающих непрочные крупные державы разного охвата. Во II веке до н. э. — III веке н. э. Северная Индия вновь становится ареной вторжения различных сил с северо-запада.

Кушанская держава.

Географическое положение.

Ядром Кушанской державы изначально была Бактрия.

Этническая составляющая.

Правящая верхушка состояла из кочевников, пришедших с севера и разгромивших Греко-Бактрийское царство. Вомзожно, это были саки. Остальное население было представлено достаточно пёстро: греки, индийцы, «среднеазийцы» и многие другие.

История Кушанской державы.

Историю можно проследить по смещению из Бактрии на юг как в политическом, так и в культурном плане. Ококоло 130 г. крупное Греко-Бактрийское царство уничтожается в результате переселения кочевников с севера. После этого на территории бывшего царства воцаряется хаос из множества мелких новых государств.

Кадфиз I (изначально правитель небольшой территории, происходил из династии, основанной кочевниками) – I в. н.э.

- Объединил Бактрию

- Совершает походы на юг, захватывают часть Индии и все территории, находящиеся по пути продвижения.

Кадфиз II

- Завоевывает всю Северо-Западную Индию. Таким образом, образуется одна из крупнейших держав древности.

Канишка (2 век)

- Покровитель буддизма

- Центр державы смещается на юг в сторону Индии.

- Чеканятся монеты с изображениями Будды, Гефеста и Митры.

- Буддизм, становясь массовой религией изменяется, принимается в искаженной форме.

В 3 веке веке Кушанская держава терпит крупное поражение от Сасанидов. В IV возрождается, но уже в более скромном размере.

Экономика.

Держава с очень большим по тем временам процентом городского населения. Продуманная градостроительная политика унаследована от Греко-Бактрии. Нет большого разрыва между городом и деревней в плане экономическом и культурном. Живёт на торговле прежде всего: римляне (предметы роскоши), китай. Очень сильная внутренняя торговля.

Социальная стратификация.

Точных сведений нет. Очевидно, земля в основном общинная, но есть крупные виллы.

Культура.

Смешение всего. Типичный эллинизм и индийские традиции. Распространен искаженный буддизм, есть греческая религия, зороастризм.

Держава Гуптов.

Хронология. (Середина 4 века н.э. - конец 5 века н.э.)

История державы.

До державы Гуптов был период зависимости Северо-Западной Индии (греко-бактры, саки, кушаны) и раздробленности.

Основателем магадхской династии Гуптов был Самудрагупта (середина 4 века)

- Он объединил основные территории Северной Индии.

- Дошёл до Декана, воевал там, но территории присоединены не были.

Чандрагупта II (380-415) ввел державу в Золотой век, однако после его смерти всё вновь начало приходить в упадок. Общий упадок довершило нашествие гуптов-эфталитов.

Экономика.

Опиралась на торговлю, специализацию разных областей. Внутренняя торговля была слабая, в отличие от внешней. Ремесло не работает на рынок.

Социальная стратификация (касты).

1. Землевладельцы (местная аристократия, жречество) – брахманы или кшатрии.

2. Купечество – вайшьи.

3. Большинство населения – шудры.

4. Неприкасаемые.

Касты эндогамны. Внутри них тоже иерархия. 







Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.94.129.211 (0.009 с.)