ТОП 10:

ЕГИПЕТ В ЭПОХУ СРЕНЕГО ЦАРСТВА



Среднее царство (21-18в., XI – XIII династии).

1.Распад централизованного государства на отдельные номы (XXIII век) привел к кризису сельского хозяйства (упадок ирригационной системы). Как следствие две проблемы:

а) недовольство народных масс и восстания (упоминаются в «Речении Ипусера» и в «Речении Нефертити»)

б) опустошение Дельты ливийцами (запад) и кочевниками (восток)

Ощущается необходимость борьбы с разрухой – борьбы за объединение. Два центра:

1) Север – Гераклеополь

Отразили нападения ливийцев (запад) и кочевников-азиатов (Синай); построили крепости в Дельте; объявили себя царями Верх. и Ниж. Египта (IX – X династии).

2) Юг – Фивы

Объединил южные номы.

Победил фиванец Ментухотеп (XI династия, XXI век).

Экономика.

1) Восстановление ирригационной системы.

2) Появление нового плуга

3) Выведение новых пород скота (овцы - шерсть)

4) Освоение бронзы

5) Изобретение пастового стекла

2) Царские хозяйства => вельможные (обрабатывали родня, «отроки», «воспитанники», «дети», т.е. рабы),

3) Укрепляются средние хозяйства (частная собственность, рынок, рабы).

4) Увеличение удельного веса мелкого землевладения (дробление царских и храмовых хозяйств).

5) Все мелкие землевладельцы – «хемуунисут» - «царские люди». Писцы переписывали всех и распределяли по профессиям. Потом направлялись на пожизненные работы в хозяйства. Перераспределение было возможно. Виды работ: а) централ. хозяйство, продовольствие со склада; б) отдел. земельный участок, выживает сам.

6) Увеличение количества рабов (войны) Развитие частного рабовладения.

7) Господствующий класс: родовитая и служилая аристократия, высшее жречество, госаппарат + средние и мелкие рабовладельцы, собственники частных владений глав «домов» в сельских поселениях.

Государственное управление.

1) Восстановлен многочисленный бюрократический аппарат, иерархия сложившаяся в Древнем царстве. Однако фараон не имел власти над номархами. Он – главный вельможа (поучение Аменемхета). Опирается прежде всего на этих чиновников.

4) Фараоны предпочитали для нужд управленческого аппарата использовать служилых людей из средней прослойки. Номархи зажрались. Сравнить погребения: фараоны – Ментухотеп I в Дейр-эль-Бахри и храм-лабиринт Аменемхета II в Фаюме, а все остальное скромные сооружения; номархи – погребения в Бени-Хасане, много других прекрасных памятников.

5) XII династия (2000 - 1775) стабилизировала и укрепила Египет.

Завоевательная политика.

Все колонизированные и захваченные страны активно эксплуатировались.

Проблемы.

Внутренние. Угнетение нижних слоев населения привело к открытому народному восстанию (XIII династия, 1775 - 1710), которое было неорганизованным, а потому быстро и жестоко подавлено.

Внешние. Особую опасность представлял племенной союз гиксосов (Южная Палестина, Северная Аравия, Синайский п-ов).

II Переходный период (вт.пол. XVIII – XVII вв.).

Конец XVIII века – гиксосы оккупировали всю Дельту. Гиксосы – скорее конгломерат племён, чем этноним. Название египетское. У них мощнейшее оружие эпохи – колесницы (в Египте до этого не было даже лошадей). К 1720 покоряют весь Египет и сажают XV и XVI дин (1710-1585).

1) Верхний Египет под их властью лишь номинально. На юге господствует фиванский номарх.

2) Столица – Аварис, восток Дельты.

3) Условные династии гиксосских фараонов – XV – XVI (1710 - ~1580). Особое могущество – царь Хиан (XVII век). Подчинил весь Египет.

4) Борьбу с гиксосами возглавили Фивы. Основана XVII династия. Фараоны Камесу, затем Яхмос взяли Аварис изгнали гиксосов, преследовали их до Палестины, взяли Шарухен.

Эпос о Гильгамеше.

Самым знаменитым памятником шумерской литературы являлся цикл эпических сказаний о легендарном герое Гильгамеше. В наиболее полном виде этот цикл сохранился в более поздней Гильгамеш аккадской переработке, найденной в библиотеке Ашшурбанапала. Это величайшее литературное произведение Древней Месопотамии.

Согласно преданию, Гильгамеш был сыном смертного человека и богини Нинсун и правил в Уруке. Но сохранившаяся традиция позволяет полагать, что Гильгамеш был историческим лицом. Например, в шумерских царских списках он упоминается как один из царей Первой династии города Урука.

В этом произведении рассказывается о том, как Гильгамеш начал угнетать жителей Урука, заставляя их работать все время над сооружением городских стен. Измученные горожане обратились к богам с мольбой избавить их от своего царя. Когда многократные их жалобы надоели богам, Ану, бог неба, велел одной богине сотворить героя, который мог бы состязаться в силе с Гильгамешем.

Богиня слепила из глины могучего героя по имени Энкиду. Его тело было покрыто шерстью, и сам он жил в степи среди диких зверей. Узнав о существовании Энкиду, Гильгамеш решил побороться с ним, чтобы жители Урука могли убедиться в доблести своего царя. Поэтому в степь была послана блудница по имени Шамхат, чтобы соблазнить Энкиду и привести его в Урук. Энкиду целую неделю наслаждался ласками Шамхат, после чего решил вернуться к зверям. Однако последние уже не признали Энкиду и бежали прочь от него.

Тогда Шамхат удалось привести Энкиду в Урук, где на виду у всего города состоялось его единоборство с Гильгамешем. Силы соперников были равными, и они решили стать друзьями. Эта дружба оказалась верной, и они вместе убили страшное чудовище Хумбабу, которое охраняло кедровый лес, и совершили много других подвигов.

После этого богиня Иштар влюбилась в Гильгамеша и предложила ему свою любовь. Гильгамеш отверг ее, бросив ей упрек, что в прошлом она без конца меняла мужей и не способна на постоянное чувство. Оскорбленная такой дерзостью, Иштар пришла в ярость и послала против смельчака чудовищного быка. С помощью Энкиду Гильгамеш убил чудовище. При этом Энкиду нанес богине тяжкое оскорбление, бросив ей в лицо ляжку убитого быка со словами, что, если бы он мог добраться до Иштар, он убил бы и ее. За это оскорбление Энкиду суждено было умереть.

Гильгамеш долго переживал смерть верного друга и в тоске решил отправиться на край света, к своему отдаленному предку Зиусудре, еще в незапамятные времена спасшемуся от потопа. Зиусудра рассказал Гильгамешу следующую легенду о потопе. В отдаленные времена, когда богам надоели людские беззакония и грехи, они решили уничтожить род человеческий, сделав исключение лишь для праведного и благочестивого Зиусудры и его жены. Бог Энки предупредил Зиусудру о грозящей опасности и велел ему построить корабль и перебраться на него заблаговременно, еще до начала потопа.

После настойчивых просьб Гильгамеша Зиусудра рассказал также ему, каким образом можно найти волшебное растение, дающее бессмертие. Преодолев большие опасности и испытав тяжкие трудности, Гильгамеш смог найти это растение. Однако он не съел его, а решил доставить в Урук, чтобы поделиться им с жителями своего родного города и тем самым сделать их также бессмертными. Однако, когда на обратном пути в Урук Гильгамеш решил искупаться и оставил траву на берегу реки, змея похитила ее и приобрела бессмертие.

Тогда Гильгамеш убедился в невозможности бороться с предначертаниями богов, которые присвоили себе секрет бессмертия и присудили человеку лишь короткий век.

Билет 17.

ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАСПАД ИМПЕРИИ МАУРЬЕВ,ВНЕШНЯЯ ВНУТРЕННЯ И РИЛИГИОЗНАЯ ПОЛИТИКА АШОКИ.

Создание общеиндийской державы (6 век до н.э. – второй век н.э).

Когда заканчивается видийский период, начинается резкий рост в экономике, культуре и на первый план выходит Северо-Восточная Индиия, так как Северо-Западная находится под Персами. Наиболее мощные государства располагаются по Гангу и Ямуне – Магадха, Кошала, Ватса и Аванти. Между ними идет борьба за гегемонию и к 4 веку главным становится государство Магадха, где правила династия Нандов. До Магадхи Македонцы, совершавшие в то время завоевания, не доходят и поворачивают назад, но на уже завоёванных областях оставляют гарнизоны.

Что сделал Чандрагупта.

- Выгнал Македонцев

- Сверг Нандов

-Основал династию Маурьев (317-180 гг. до н.э.).

Расцвет династии Маурьев при Ашоке (внуке Чандрагупты).

- Государство охватывает всю Индию, кроме самого юга. Столица – Паталипутра. Разделено на несколько больших провинций, но единства нет: при завоевании не сменяется административный аппарат, никакого контроля за местной властью.

Религиозная политика Ашоки:

• «Эдикты» Ашоки. Это этические заповеди с сильным буддийским влиянием, говорящие о почитании не только брахманов но и паломников новых учений.

• Был защитником буддизма Основная идея: царь есть благо, и то, что он говорит – тоже благо. Поэтому надо следовать тому, что говорит царь, если ты его уважаешь и любишь.

• Ашока всячески поощряет буддизм, стремится к его распространению за пределами Индии (самая большая удача – на Шри-Ланке). Появилось некое культурное общность, традиция единства.

Управление.

1. Царь

2. Царский совет (родственники и важнейшие чиновники)

3. Опора на армию (в основе – профессиональная)

Экономика.

После ведийского периода – резкий взлёт – начинает использоваться железо. Осваиваются новые земли (восток, Цейлон). Увеличивается интенсивность сельского хозяйства (новые методы рисоводства). Прогресс в разделении труда, демографический рост, появление множества новых городов и, как следствие, развитие торговли.

Социальная стратификация.

· Касты

· Культура.

· Резкий вслед вследствие появления идеологической общеиндинской основы – буддизма.

 







Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.94.129.211 (0.007 с.)