Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Типы (способы) правового регулирования отношений, их значение и правоприменение валютного законодательства.

Поиск

Типы (способы) правового регулирования отношений, их значение и правоприменение валютного законодательства.

В валютном законодательстве, как правило, используется императивный метод - метод властных предписаний, основывающийся на нормах-запретах. Но применяется и диспозитивный метод, который предоставляет лицам возможность выбора вариантов поведения в рамках закона.

Правовое регулирование валютных отношений осуществляется на двух уровнях: нормативном и индивидуальном.

Нормативно-правовое регулирование состоит в создании (разработке и утверждении) правовых норм, объектом которых являются общественные отношения, связанные с валютой. Индивидуально-правовое регулирование - это применение правовых норм к конкретным жизненным обстоятельствам, что влечет за собой возникновение, изменение и прекращение конкретных валютных правоотношений.

Основные способы правового регулирования:

• обязывание (предписание совершить определенные действия, например, представить копию грузовая таможенная декларация);

• запрет (возложение обязанности воздерживаться от определенных действий, например, не совершать капитальных операций без лицензий Центрального банка РФ).

Такой способ, как управомочивание (предоставление прав на различные варианты поведения), развивается в российском валютном праве пока слабо.

Отсюда следует вывод, что в валютном праве России используется в основном разрешительный тип правового регулирования: разрешено только то, что прямо предписано в тексте нормативного акта; все остальное запрещено.

Важной характеристикой является и способ изложения норм в законе: преимущественно бланкетный. Соответственно основная нагрузка при регулировании возлагается на специальные нормативные акты, подробно регламентирующие и конкретизирующие общие правила, содержащиеся в законе.

 

Валюта и валютные ценности (понятие, виды правовой режим).

Валюта является экономико-правовой категорией.

Термин «валюта» означает денежную единицу какого-либо государства (на­циональная валюта) или иностранного государства (ино­странная валюта).

МВФ – валюта - установленной законом едини­цы счета в денежной системе какого-либо государства, соз­данной для регулирования валютно-финансовой сферы на его территории.

ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее – Закон о валютном регулировании) –

1) валюта Российской Федерации:

а) денежные знаки в виде банкнот и монеты Банка России, находящиеся в обращении в качестве законного средства наличного платежа на территории Российской Федерации, а также изымаемые либо изъятые из обращения, но подлежащие обмену указанные денежные знаки;

б) средства на банковских счетах и в банковских вкладах;

2) иностранная валюта – аналогично нац. валюте.

Виды:

1) По принципу принадлежности:

- национальная валюта,

- иностранная валюта

- коллективная валюта - эмитируется международными валютно-кредитными организациями. СДР — международные платежные и резервные средства, выпускаемые МВФ и используемые для безналичных расчетов; евро — выпускается ЕЦБ, зона действия - Европейский экономический и валютный союз.

2) По режиму применения:

- свободно конверти­руемая- свободно об­ращаемая.

- частично конвертируемая - ограничения для отдельных видов валютных опе­раций.

- неконвертируемая ва­люта.

3) По степени использования на международном рынке:

- резервная валюта - иностранная валюта, в которой центральные банки других государств накапливают и хранят резервы для международных расчетов.

- другие мировые валюты.

Понятие валютных ценностей - валютные ценности - иностранная валюта и внешние ценные бумаги.

Внешние ценные бумаги - ценные бумаги, в том числе в бездокументарной форме, не относящиеся в соответствии с настоящим Федеральным законом к внутренним ценным бумагам;

Внутренние ценные бумаги:

а) эмиссионные ценные бумаги, стоимость указана в валюте РФ и выпуск зарегистрирован в РФ;

б) иные ценные бумаги, удостоверяющие право на получение валюты РФ, выпущенные в РФ.

 

Валютная монополия и монополия внешней торговли в СССР.

Начиная с 1917 г. в России существовала государственная валютная монополия, которая была отменена только в середине 80-х гг. XX в. Валютная монополия — это исключительное право государства на операции с валютными ценностями, управление принадлежащими ему золотовалютными резервами. Валютная монополия характеризовалась следующими признаками:

1) практически полной изолированностью внутреннего товарного и денежного рынка от мировых рынков товаров, услуг и капиталов;

2) централизацией управления валютными ресурсами государства;

3) минимальным числом непосредственных участников внешнеэкономической деятельности, обслуживающихся в основном через единственный «валютный» банк;

5) запретом на владение и обращение валютных ценностей внутри страны;

6) отсутствием объективной необходимости наличия экономически и юридически выверенной системы валютного регулирования, вместо которой господствовало прямое государственное администрирование.

Декрета ВЦИК от 14.12.1917 «О национализации банков», в котором банковскоеое дело объявлялось государственной монополией; все частные акционерные банки и банкирские конторы объединялись с Госбанком.

Таким образом, в начале 20-х гг. XX в. непосредственно функции по осуществлению государственной валютной монополии возлагались на Госбанк РСФСР, а впоследствии исключительное право на совершение сделок с иностранной валютой, платежными документами в иностранной валюте, с иностранными фондовыми ценностями и с драгоценными металлами было предоставлено Госбанку СССР. С 1961 г. международные расчеты и другие валютные операции были переданы Банку внешней торговли СССР (Внешторгбанк СССР). В 1988 г. правопреемником Внешторгбанка СССР стал Банк внешнеэкономической деятельности СССР (Внешэкономбанк СССР) (постановление Совета Министров СССР от 14.06.1988 № 745 «Об утверждении Устава Банка внешнеэкономической деятельности СССР»).

Валютная монополия была тесно связана с монополией внешней торговли, являясь ее составной частью. Валютные доходы от экспорта концентрировались на счетах Внешторгбанка СССР. Использование экспортной выручки, сумм привлеченных валютных кредитов и накопленных золотовалютных резервов осуществлялось на основе планового распределения средств между регионами на союзном уровне Госпланом СССР, Минфином СССР и Госбанком СССР. Право выступать в роли продавца и покупателя на внешнем рынке принадлежало ограниченному кругу субъектов — Государственному комитету СССР по внешнеэкономическим связям и Министерству внешней торговли СССР.

 

Источники валютного права.

Конституция РФ: ст. 71 п. ж, 106.

ФЗ о валютном регулировании и валютном контроле №173

ФЗ об экспортном контроле, о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, о банках и банковской деятельности, о ЦБ

ГК (ст. 140, 141), УК, КоАП, НК, БК и т.д.

 

Указы и распоряжения президента

Постановления и распоряжения правительства

Акты Минфина, ФТС, ФСФР, ФНС

Международные договоры

Судебные акты – не источники права, но положения судебных актов не учитывать нельзя.

 

Правовое регулирование:

- НПА

- Индивидуальные ПА (в советское время в основном было регулирование именно ИНА).

 

Ввоз в Россию и вывоз из России валютных ценностей, валюты России и внутренних ценных

Бумаг.

ст. 15 ФЗ №173.

1. Ввоз в РФ ин.валюты и (или) валюты РФ, а также дорожных чеков, внешних и (или) внутренних ЦБ в документарной форме осуществляется резидентами и нерезидентами без ограничений при соблюдении требований таможенного законодательства РФ.

При единовременном ввозе в РФ ф.л. - резидентами и ф.л. - нерезидентами наличной иностранной валюты и (или) валюты РФ, а также дорожных чеков, внешних и (или) внутренних ЦБ в документарной форме в сумме, превышающей в эквиваленте 10 000 долларов США, то все вышеуказанное подлежит декларированию таможенному органу путем подачи письменной таможенной декларации на всю сумму ввозимой наличной иностранной валюты и (или) валюты РФ, а также дорожных чеков, внешних и (или) внутренних ценных бумаг в документарной форме.

2. Ф.л. - резиденты и ф.л. - нерезиденты имеют право единовременно вывозить из РФ наличную иностранную валюту и (или) валюту РФ в сумме, равной в эквиваленте 10 000 долларов США или не превышающей этой суммы. При этом не требуется представление в таможенный орган документов, подтверждающих, что вывозимая наличная иностранная валюта и (или) валюта РФ была ранее ввезена или переведена в РФ либо приобретена в РФ.

При единовременном вывозе из РФ ф.л. - резидентами и ф.л. - нерезидентами наличной иностранной валюты и (или) валюты РФ в сумме, равной в эквиваленте 3 000 долларов США или не превышающей этой суммы, вывозимая наличная иностранная валюта и (или) валюта РФ не подлежит декларированию таможенному органу.

3. В случаях, указанных ранее перерасчет иностранной валюты, валюты РФ, дорожных чеков, внешних и (или) внутренних ценных бумаг в документарной форме в доллары США осуществляется по официальному курсу, устанавливаемому ЦБ РФ на день декларирования таможенному органу. Для целей декларирования таможенному органу внешних и (или) внутренних ЦБ в документарной форме принимается:

1) для эмиссионных ценных бумаг - номинальная стоимость ценных бумаг;

2) для иных ценных бумаг, удостоверяющих право на получение валюты РФ или иностранной валюты, - соответствующая сумма в валюте РФ или иностранной валюте, право на получение которой удостоверяет указанная ЦБ.

 

Требования в иностранным официальным документам, необходимые для совершения

Сроки в валютном праве.

Статья 6.1. Порядок исчисления сроков, установленных законодательством о налогах и сборах

1. Сроки, установленные законодательством о налогах и сборах, определяются календарной датой, указанием на событие, которое должно неизбежно наступить, или на действие, которое должно быть совершено, либо периодом времени, который исчисляется годами, кварталами, месяцами или днями.

2. Течение срока начинается на следующий день после календарной даты или наступления события (совершения действия), которым определено его начало.

3. Срок, исчисляемый годами, истекает в соответствующие месяц и число последнего года срока.

При этом годом (за исключением календарного года) признается любой период времени, состоящий из 12 месяцев, следующих подряд.

4. Срок, исчисляемый кварталами, истекает в последний день последнего месяца срока.

При этом квартал считается равным трем календарным месяцам, отсчет кварталов ведется с начала календарного года.

5. Срок, исчисляемый месяцами, истекает в соответствующие месяц и число последнего месяца срока.

Если окончание срока приходится на месяц, в котором нет соответствующего числа, то срок истекает в последний день этого месяца.

6. Срок, определенный днями, исчисляется в рабочих днях, если срок не установлен в календарных днях. При этом рабочим днем считается день, который не признается в соответствии с законодательством Российской Федерации выходным и (или) нерабочим праздничным днем.

7. В случаях, когда последний день срока приходится на день, признаваемый в соответствии с законодательством Российской Федерации выходным и (или) нерабочим праздничным днем, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день.

8. Действие, для совершения которого установлен срок, может быть выполнено до 24 часов последнего дня срока.

Если документы либо денежные средства были сданы в организацию связи до 24 часов последнего дня срока, то срок не считается пропущенным.

 

31) Формы расчетов в иностранной валюте (банковский перевод).

Платежное поручение (в международной практике – банковские переводы); ю/л имеет валютный счет, с которого нужно произвести оплату в пользу контрагента; ю/л оформляет платежное поручение, представляет банку, банк проверяет и тут же осуществляет перевод (мгновенно!).

 

Правовой статус резидентов.

Резиденты:

-граждане России, которые постоянно пребывают на территории нашей страны(граждане России, которые постоянно пребывают на территории иного государства не являются резидентом)

-иностранные граждане, апатриды (получают вид на жительство, он определяет статус иностранного гражданина и выступает одновременно удостоверением личности)

-юридические лица,их филиалы, представ-ва, созданные по российскому законодательству.

- дипломатические миссии, их представительства, консульские учреждения, иные официальные представительства РФ.

- публично-правовые образования: РФ, субъект РФ, муниципальное образование.

- постоянные представительства РФ при межгосударственных или межправительственных организациях (ЮНЕСКО, международный валютный фонд, международная организация труда, международная организация здравоохранения).Закрытый перечень!

Особенность правового статуса резидента и нерезидента проявляется в том, что именно реализация валютной правосубъектности в процессе их участия в обороте обусловливает возможность (и обязанность) реализации по отношению к ним императивных правомочий органов валютного регулирования и органов валютного контроля, т.е различны правовые режимы, применимые к осуществляемым ими валютным операциям.

Особ-ть статуса резидента - обязанность репатриации иностранной валюты после передачи товара нерезиденту и или после не ввоза товара нерезидентом (т.е. нерез-т нарушает условия контракта) За неисполнение адм-я ответ-ть.

Ещё особ-ть: обязанность оформления паспорта сделки в связи с осуществлением валютных операций между резидентами и нерезидентами.

Обязанности общие для резидента и нерезидента: представлять органам и агентам валютного контроля док-ты и инфо (свидет-ва о регистрации в кач-ве ИП, Ю.Л., док-ты подтв-е право на недвиж-е имущ-во,свид-во о постановке, тамож-е док-ты, контракт, паспорт сделки.), вести отчет-ть по валютным операциям, выполнение предписаний орг-в вал-го контроля об утсранении нарушений валютного законодат-ва.

 

Привлечения).

Юридическая ответственность за нарушение валютного законодательства.

Юр ответственность – мера гос принуждения за совершенное правонарушение, связанное с претерпеванием виновным личного, организационного, формального и т.д. характера.

Основание – норма права, правоприменительный акт.

Валютное правонарушение – противоправное виновное действие (бездействие) со стороны резидента, нерезидента, совершенное умышленно или по неосторожности и которое влечет юр ответ.

Признаки: акт поведения лица, действие (бездействие) зависит от воли и сознания субъекта, это деяние, совершая которое, лицо осознает, что его поведение противоречит нормам валютного права, противоправное действие (бездействие).

Валютное правонарушение является таковым, так как наносит вред, прежде всего, публичным интересам государства. Субъект: ф/л, ю/л, резидент, нерезидент. Административная ответственность – в 16 лет. Субъективная сторона: знал, предвидел или должен был знать и предвидеть; умышленная или по неосторожности. Объект: валютное правоотношение. Объективная сторона: возникновение конкретных действительных и возможных или уже наступивших вредных последствиях. Гражданско-правовая – ст. 168 (признание сделки недействительной, ничтожной), следовательно, взыскание в доход гос-ва, либо реституция, либо конвикция. Уголовная: незаконная предпринимательство – ст. 171; 174; 186; 188; 193 УК.

КоАП: ст. 15.25: нарушение валютного зак-ва РФ и актов органов валютного регулирования. Внесены изменения и дополнения: имела 7 частей и 3 примечания. Согласно Закону от 16.11.11 № 311-ФЗ «О внесении изменений в ст. 15.25 КоАП». Изменена редакция части 6 и появилась новая редакция части 6.1, 6.2 и 6.3 – в зависимости от объема, сроков привлечения к административной ответственности граждан, организаций,

 

Средств.

1. Предприятия, объединения, организации и учреждения (в дальнейшем - предприятия) независимо от организационно-правовых форм и сферы деятельности обязаны хранить свободные денежные средства в учреждениях банков (далее - банках).

2. Предприятия производят расчеты по своим обязательствам с другими предприятиями, как правило, в безналичном порядке через банки или применяют другие формы безналичных расчетов, устанавливаемые Банком России в соответствии с законодательством Российской Федерации.

3. Для осуществления расчетов наличными деньгами каждое предприятие должно иметь кассу и вести кассовую книгу по установленной форме.

Прием наличных денег предприятиями при осуществлении расчетов с населением производится с обязательным применением контрольно-кассовых машин.

4. Наличные деньги, полученные предприятиями в банках, расходуются на цели, указанные в чеке.

5. Предприятия могут иметь в своих кассах наличные деньги в пределах лимитов, установленных банками, по согласованию с руководителями предприятий. При необходимости лимиты остатков касс пересматриваются.

6. Предприятия обязаны сдавать в банк всю денежную наличность сверх установленных лимитов остатка наличных денег в кассе в порядке и сроки, согласованные с обслуживающими банками.

Наличные деньги могут быть сданы в дневные и вечерние кассы банков, инкассаторам и в объединенные кассы при предприятиях для последующей сдачи в банк, а также предприятиям связи для перечисления на счета в банках на основе заключенных договоров.

При временном отсутствии у предприятий кассы разрешается выдавать по согласованию с банком кассирам предприятий или лицам, их заменяющим, чеки на получение наличных денег непосредственно из кассы банка.

11. Предприятия выдают наличные деньги под отчет на хозяйственно-операционные расходы, а также на расходы экспедиций, геолого-разведочных партий, уполномоченных предприятий и организаций, отдельных подразделений хозяйственных организаций, в том числе филиалов, не состоящих на самостоятельном балансе и находящихся вне района деятельности организаций в размерах и на сроки, определяемые руководителями предприятий.

Инкассация наличных денег также является банковской операцией

Под инкассацией понимается осуществление кредитной организацией сбора и доставки наличных денег клиентов в кредитную организацию с последующим зачислением (перечислением) их сумм на банковские счета, счета по вкладам (депозитам) клиентов, открытые в этой или иных кредитных организациях.

Инкассацию следует отличать от перевозки, которой является транспортировка кредитными организациями наличных денег из кредитных организаций или учреждений Банка России, осуществляющих их расчетно-кассовое обслуживание, или в эти организации, а также изъятых из программно-технических средств и подлежащих вложению в программно-технические средства.

 

Типы (способы) правового регулирования отношений, их значение и правоприменение валютного законодательства.

В валютном законодательстве, как правило, используется императивный метод - метод властных предписаний, основывающийся на нормах-запретах. Но применяется и диспозитивный метод, который предоставляет лицам возможность выбора вариантов поведения в рамках закона.

Правовое регулирование валютных отношений осуществляется на двух уровнях: нормативном и индивидуальном.

Нормативно-правовое регулирование состоит в создании (разработке и утверждении) правовых норм, объектом которых являются общественные отношения, связанные с валютой. Индивидуально-правовое регулирование - это применение правовых норм к конкретным жизненным обстоятельствам, что влечет за собой возникновение, изменение и прекращение конкретных валютных правоотношений.

Основные способы правового регулирования:

• обязывание (предписание совершить определенные действия, например, представить копию грузовая таможенная декларация);

• запрет (возложение обязанности воздерживаться от определенных действий, например, не совершать капитальных операций без лицензий Центрального банка РФ).

Такой способ, как управомочивание (предоставление прав на различные варианты поведения), развивается в российском валютном праве пока слабо.

Отсюда следует вывод, что в валютном праве России используется в основном разрешительный тип правового регулирования: разрешено только то, что прямо предписано в тексте нормативного акта; все остальное запрещено.

Важной характеристикой является и способ изложения норм в законе: преимущественно бланкетный. Соответственно основная нагрузка при регулировании возлагается на специальные нормативные акты, подробно регламентирующие и конкретизирующие общие правила, содержащиеся в законе.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; просмотров: 617; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.15.42.61 (0.011 с.)