В1. Понятие правосудия и его соотношение с судебной властью. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

В1. Понятие правосудия и его соотношение с судебной властью.



Понятие. Судебная власть в РБ осуществляется только судами, в лице судей и привлекаемых в установленном кодексом и иными законодательными актами порядке и случаях к осуществлению правосудия народных заседателей. Судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, уголовного, хозяйственного и административного судопроизводства. Судебная власть самостоятельна, она взаимодействует с законодательной и исполнительной властями. Судебную власть можно определить как совокупность предоставленных судом полномочий по осуществлению правосудия и возложенных законодательством на суды иных функций. Свойствами судебной власти являются:

• обязательность судебных решений,

• самостоятельность и независимость,

• полнота и исключительность,

• верховенство в системе юстиции,

• объективность и беспристрастность,

• политическая нейтральность и легитимность. Правосудие – одно из направлений деятельности суда, составляющее содержание судебной власти. Суть его состоит в рассмотрении и разрешении судом правовых споров между участниками правоотношений.Правосудию присущ ряд отличительных признаков:

1) правосудие может осуществляться только особым органом: судом (судьей)

2) правосудие осуществляется судом не произвольно, а посредством конкретных, установленных законом способом.) Правосудие осуществляется в процессуальной форме. Как правило, правосудие осуществляется с применением судом мер государственного принуждения.При характеристике правосудия нужно четко отличать его от судебной власти, т.к. они не являются тождественными понятиями. Судебная власть и правосудие соотносятся как целое и частное. Судебная власть более широкое понятие, поскольку правосудие является лишь одним из компонентов, составляющих ее содержание.

 

В2. Экономический суд СНГ:Р

Характеристика.

Эк. С. СНГ- один из постоянно действующих органов СНГ, расположенный на территории РБ(Минск). Образуется из равного числа судей(по одному судье) от каждого государства-участника Соглашения о статусе Эк.Суда. Председатель суда и его заместители избираются судьями и утверждаются Моветом глав го-в СНГ сроком на 5 лет. В структурном плане суд состоит из коллегий суда, полного состава суда и Пленума суда. КоллегииЭк.С. утверждается полным составом суда в количестве 3-5 судей сроком на 1 год. В наст. Время дейст. 2 коллегии. Полный состав Э.с. состоит из всех судей суда.Высший коллегиальный орган-Пленум.

Функции и задачи. Основной задачей Экономического Суда СНГ является разрешение межгосударственных экономических споров, возникающих при исполнении экономических обязательств, предусмотренных соглашениями, решениями Совета глав государств, Совета глав правительств Содружества Независимых Государств и других его институтов. В соответствии с Положением об Экономическом Суде СНГ, утвержденного Соглашением о статусе Экономического Суда СНГ от 6 июля 1992 года, в компетенцию Экономического Суда СНГ также входит толкование применения положений соглашений, других актов Содружества и его институтов. В связи с этим Суд не может выполнять функции наблюдателя за выполнением в государствах норм Конвенции Содружества Независимых Государств об основных правах и свободах человека от 26 мая 1995 года. Осуществляя толкование, Экономический Суд СНГ способствует правильному пониманию и эффективному применению всеми государственными органами, должностными лицами и гражданами заключенных в рамках СНГ международно-правовых актов.

Компетенция. Экономический суд рассматривает: межгосударственные споры, возникающие при исполнении экономических обязательств, споры о соответствии норм национального права государств — участников СНГ по экономическим вопросам, соглашениям и актам Содружества и иные споры на основании юрисдикционных оговорок (п. 3 Положения об Экономическом суде СНГ). Суд также осуществляет толкование международных соглашений, актов Содружества и его органов, актов законодательства бывшего Союза ССР на период взаимосогласованного их применения при принятии решений по конкретным делам, а также по запросам высших органов власти и управления государств, органов Содружества, высших хозяйственных, арбитражных судов и иных высших органов, разрешающих в государствах экономические споры.

Билет№7

Вопрос 1. Понятие, система и значение конституционных основ судебной власти.

1.1Понятие. Под конституционными основами судебной власти следует понимать закрепленные в К-ции РБ или вытекающие из ее норм общие руководящие, исходные положения, определяющие наиболее существенные стороны государственной деятельности. Такие положения являются основополагающими для всех предписаний законодательства по вопросам организации правосудия.

1.2Система:

- принадлежность судебной власти судам;

- независимость судей и подчинение их только закону;

- коллегиальное единоличное рассмотрение дел в судах;

- гласность рассмотрения дел в судах;

- состязательность и равенство сторон в процессе;

- права граждан на судебную защиту;

- права граждан на юридическую и адвокатскую защиту;

- презумпция невиновности;

- выборность и назначение судей.

1.3 Значение – состоит в том, что их совокупность является основополагающей базой для развития законодательства о судоустройстве. – они учитывают положительный опыт зарубежных государств и международного сообщества в области судоустройства. – К-нные принципы являются гарантом стабильности, функционирования судебной власти.

1.4Принципы будучи взаимосвязанными между собой, образуют единую систему, элементами которой являются следующие конституционные положения: -судебная власть в РБ принадлежит судам; -недопустимость совместительства для судей, кроме занятия преподавательской и научно-исследовательской работой; -осуществление правосудия на основе К-ции, законов и принимаемых в соответствии с ними иных нормативных актов; коллегиальное и единоличное рассмотрение дел в судах; -открытое рассмотрение дел во всех судах;- осуществление правосудия на основе состязательности и равенства сторон в процесса; -право сторон на обжалование судебных постановлений;- право граждан на судебную защиту; -право граждан на юридическую, в том числе адвокатскую, помощь;- презумпция невиновности; -выборность и назначение судей.

Вопрос 2Органы предварительного следствия. Их компетенция.

Органы предварительного расследования—это специальные государственные органы и должностные лица, содержанием деятельности которых является выявление, раскрытие и расследование преступлений, их предупреждение и пресечение.

2.1. Характеристика. В соответствии с законодательством орг. П. С. Являются следователи прокуратуры, следователи министерства внутренних дел, следователи органов государственной безопасности, следователи департамента финансовых расследований, комитета государственного контроля.

2.2Функции. В каждом ведомстве созданы следственные аппараты, основной функцией которых является производство следствия по уголовным делам.

2.3Задачи этих органов в состоят в защите личности, ее прав и свобод, интересов общества и государства путем быстрого и полного расследования преступлений, общественно опасных деяний невменяемых, изобличения и привлечения к уголовной ответственности виновных, обеспечение правильного применения закона с тем, чтобы каждый, кто совершил преступление был подвергнут справедливому наказанию и ни один невиновный не был привлечен к уголовной ответственности и осужден.

!!!2.4Компетенция.

- организация и осуществление П.С. в соответствии с законодательством;

- деление основных направлений в совершенствовании следственной работы;

- обеспечение, возмещение материального ущерба, причиненного преступлениями

Билет №8

В1.Содержание и значение отдельных конституционных основ судебной власти.

Принцип осуществления судебной власти только судами состоит в том, что это функция предоставлена только судам. Это закреплено в ст.6,26 кодекса "о судоустройстве и статусе судей". Ни один другой орган или должностное лицо не обладает такими полномочиями.Принцип независимости судей и подчинение их только закону в ст.110 и 112 конституции. Его содержание включает 2 относительно самостоятельных положения:1) при рассмотрении дел судьи ограждены от постороннего вмешательства или навязывания им тех или иных решений со стороны госорганов, должностных лиц, граждан и судей вышестоящих судов.2) судьи рассматривают и разрешают дела в соответствии с конституцией и иными НПА.Независимость судей и народных заседателей обеспечивается установлением законодательными актами, порядком их назначения, приостановления и прекращения полномочий, неприкосновенностью, процедурой рассмотрения дел и вопросов, тайной совещания при вынесении судебного постановления и запрещения требования ее разглашения, ответственность за неуважение к суду или вмешательство в его деятельность, иными гарантиями, соответствующими статусу судей и народных заседателей, а также создание надлежащих организационно-технических условий для деятельности судов.Принцип коллегиального и единоличного рассмотрения дел в судах. Ст.113 конституции устанавливает, что дела рассматриваются коллегиально, а в предусмотренных законом случаях – единолично.Принцип гласности судебного разбирательства закреплен в ст113 конституции и указывает, что разбирательство во всех судах открытое. Открытость судебного разбирательства предоставляет возможность посторонним лицам, достигшим 16 лет и представителям СМИ присутствовать на судебном заседании. Принцип гласности обеспечивает контроль общества и государства за деятельностью судов и правоохранительных органов.Принцип состязательности и равенства сторон в процессе. В соответствии со ст.115 конституции правосудие осуществляется на основании состязательности и равенства сторон в процессе. Сущность данного принципа заключается в предоставлении сторонам юридического спора возможности активно отстаивать и защищать свои интересы в судебном заседании.Принцип обеспечения права граждан на судебную защиту предоставляет лицам возможность обращения в суд за защитой своих прав и интересов. Ст.60 конституции предписывает, что каждому гарантируется защита его прав и свобод компетентным независимым и беспристрастным судом.Право граждан на юридическую помощь. Каждый гражданин имеет право на юридическую помощь для осуществления и защиты своих прав и свобод.Презумпция невиновности во всех видах правосудия. Но наиболее полно он действует при осуществлении уголовного судопроизводства. В соответствии с принципом лицо невиновно в совершении преступления до того, пока его вина не доказана в суде.Принцип выборности и назначаемости судей. 3 способа формирования судебного корпуса:

1) назначение судей населением и государственными органами власти

2) назначение высшими должностными лицами государства

3) смешанный



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; просмотров: 423; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.70.132 (0.009 с.)