Системы страховой ответственности. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Системы страховой ответственности.



Система страховой ответственности обусловливает соот­ношение между страховой суммой застрахованного имуще­ства и фактическим убытком, т.е. степень возмещения воз­никшего ущерба.

Существует пять основных систем страхования:

1. Система действительной стоимости (в данном случае сумма страхового возмещения определяется на основании действительной стоимости застрахованного имущества).

2. Система восстановительной стоимости (в данном случае сумма страхового возмещение рассчитывается на основании цены нового имущества соответствующего вида).

3. Система первого риска (в данном случае сумма страхового возмещения выплачивается в рамках причиненного ущерба, но не превышая страховую сумму).

4. Система пропорциональной ответственности (или система частичного страхования объекта) (в данном случае сумма страхового возмещения пропорциональна доле страховой суммы в действительной стоимости застрахованного объекта).

5. Система дробной части (в данном случае сумма страхового возмещения высчитывается в качестве дроби от показанной стоимости застрахованного имущества (в договоре указываются две страховые суммы: стоимость показанная и стоимость действительная). При этом если показанная стоимость равна стоимости действительной, страхование по системе дробной части становится страхованием по системе первого риска. А если показанная стоимость меньше стоимости действительной, то страхование по системе дробной части становится страхованием по системе пропорциональной ответственности).

При страховании по действительной стоимости имуще­ства сумма страхового возмещения определяется как факти­ческая стоимость имущества на день заключения договора. Страховое возмещение равно величине ущерба.

Страхование по системе первого риска предусматривает выплату страхового возмещения в размере ущерба, но в пре­делах страховой суммы. По этой системе страхования весь ущерб в пределах страховой суммы (первый риск) компенси­руется полностью. Ущерб сверх страховой суммы (второй риск) не возмещается.

При страховании по системе дробной части устанавли­ваются две страховые суммы: страховая сумма и показанная стоимость. По показанной стоимости страхователь обычно получает покрытие риска, выраженное натуральной дробью или в процентах. Ответственность страховщика ограничена размерами дробной части, поэтому страховая сумма будет меньше показанной стоимости и ее дробной части. Страховое возмещение равно ущербу, но не может быть выше страховой суммы. Если показанная стоимость равна действительной стоимости объекта, страхование по системе дробной части соответствует страхованию по системе первого риска.

Страхование по восстановительной стоимости означа­ет, что страховое возмещение за объект равно цене нового имущества. Износ имущества не учитывается.

И не забываем, что существует еще одна страховая система - франшиза (это личное участие страхователя в покрытии страхового ущерба).

Выгода страхователя от франшизы - он получает услуги страхования со скидкой.

Выгоды страховщика от франшизы - он перекладывает часть ущерба на страхователя.

Существует два вида франшизы:

1. Безусловная (вычитаемая) франшиза (в данном случае страховое возмещение вычисляется из размера ущерба с вычетом безусловной франшизы. При страховании с безусловной франшизой в договоре отмечается следующий пункт: “Свободно от первых … процентов».

2. Условная (невычитаемая) франшиза (в данном случае страховщик не компенсирует материальный ущерб или убытки, если ущерб и убытки не больше размера франшизы, и компенсирует ущерб целиком, если он оказывается больше, чем франшиза. При заключении договора страхования с условной франшизой в контракте отмечается следующий пункт: “Свободно от … процентов».

Объекты страхового покрытия: Основание риска; Дополнительные, Специальные риски.

Страховое покрытие - совокупность страховых случаев, предусмотренных законом или договором страхования, при наступлении которых страховщик производит выплату страхователю за счет средств страхового фонда.

ОБЪЕМ СТРАХОВОГО ПОКРЫТИЯ - перечень конкретных событий (например, кража, пожар, землетрясение и т.д.), предусмотренных законом, или договором страхования, при наступлении которых страховщик производит выплату страхователю за счет средств страхового фонда.

ОБЪЕКТЫ СТРАХОВАНИЯ - жизнь, здоровье, трудоспособность граждан - в личном страховании; здания, сооружения, транспортные средства, фрахт, коллекции, домашнее имущество, перевозимые грузы и другие материальные ценности - в имущественном страховании; гражданская ответственность страхователя за материальный ущерб, причиненный личности или имуществу физического или юридического лица третьим лицам, - в страховании гражданской ответственности.

РИСК СТРАХОВОЙ (risk) - термин, который соответствует нескольким понятиям. Под Р. с. понимают: а) определенное событие, на случай которого осуществляется страхование и которая имеет признаки вероятности и случайности наступления (ст. 8 Закона Украины «О страховании») Р. с. — возможность гибели или повреждения имущества от огня, наводнения, землетрясения и другого бедствия. В личном страховании Р. с. могут являться — нетрудоспособность, смерть, дожитие до определенного возраста или другого оговоренного события; б) объект страхования; в) вид ответственности страховщика; г) распределение между страховщиком и страхователем вреда, причиненного страховым случаем.

Специальные риски подразумевают страхование перевозок особо ценных грузов, например, благородных металлов, драгоценных камней, произведений искусства, денежной наличности.

Содержание специальных рисков оговаривается в особых условиях договора страхования и может быть включено в объем ответственности страховщика.

Для каждого вида страхования определяются: страхуемые риски, страховая сумма, страховая стоимость, резерв страхования, особые формы страховых отношений, место и время происхождения события и нахождения объекта страхования, методы определения взносов (премий) страхования и порядок их уплаты, условия освобождения от ответственности и порядок решения спорных вопросов.

Кроме рассмотренных выше основных рисков, связанных с неопределенностью получения ожидаемого экономического эффекта от рекламы, рекламодатель может иметь дело и с другими видами рисков. Они связаны с предумышленным или случайным нарушением действующего законодательства и иных актов в области рекламной деятельности.

Страховой рынок США

В Соединенных Штатах Америки работает свыше 8 тыс. компаний имущественного страхования и около 2 тыс. компаний по страхованию жизни.

Американские страховые монополии контролируют примерно 50% всего страхового рынка индустриально раза стран мира.

В США функционируют два типа страховых компаний акционерные общества и общества взаимного страхования. Государственных страховых фирм не существует. Акции акционерных обществ могут приобрести как физические, так и юридические лица.

Наибольшее развитие в США получило личное страхова­ние. Оно подразделяется на страхование жизни, страхование ренты или пенсии, страхование от болезней и несчастных слу­чаев.

Вторым по значению видом страхования в США является страхование кредитно-финансовой сферы, что объясняется ши­роким распространением в стране принципов кредитных рас­четов в сфере торговли и услуг.

Характерной особенностью страховой системы США яв­ляется участие в страховании различных посредников — стра­ховой полис принимается не напрямую, а через страхового агента или брокера.

Деятельность всех страховщиков США тщательно ана­лизируется тремя консалтинговыми компаниями: А. М. Best, Moody S, Standart&Poors, которые ежеквартально издают ка­талоги по их работе. Они публикуют официальные рейтинги страховых компаний по надежности для клиента и данные по состоянию их платежеспособности.

В США первые страховщики, как самостоятельные юридические лица, созданные для целей страхования, появились в 1720 году. Период первоначального освоения США в области страхования связан с появлением большого числа компаний-однодневок, становившихся банкротами и сеявших панику среди потребителей. Это привело к решению Парламента о монополии страховых операций по страхованию корпоративных интересов двумя страховщиками The London Assurance Corporation и The Royal Exchange Assurance Corporation, проводящими операции по страхованию в США и поныне. В значительной мере в то время проведением страхования на североамериканском континенте занимались филиалы и отделения страховщиков из Великобритании. Однако потребности, определяемые экономическим ростом национальной экономики, привели к созданию и национальных страховщиков. В 1752 г. Б. Франклин выступил соучредителем одной из первых страховых компаний по страхованию от огня в Филадельфии – The Philadelphia Contributionship. Первое страховое общество, учрежденное в форме акционерного общества, появилось в 1794 г., первое специализированное общество по страхованию жизни учреждено в 1759 г.[4]

Страховой бизнес США отличается огромным размахом и уверенно лидирует на мировом рынке страхования по всем возможным показателям.

Американские страховые монополии контролируют около 50% страхового рынка развитых стран мира. В США работает около 9 тыс. компаний имущественного страхования и около 2 тыс. компаний, занимающихся страхованием жизни и здоровья. Активы всех компаний составляют около 2,5 трлн. долларов. В среднем активы одной компании составляют 950 млн. долларов, а на 12 крупнейших компаний приходится 60 млрд. долларов.[5]

В США имеются два типа страховых компаний: общества взаимного страхования и акционерные общества. Государственных страховых фирм вообще не существует. Акции акционерных обществ может приобрести как физическое, так и юридическое лицо.

Страховые компании осуществляют три типа страхования:

1) коммерческое (широкий спектр);

2) личное (страхование строений, автомобилей и другого имущества граждан);

3) бекифиты (страхование жизни и здоровья, медицинское, пенсии, сберегательное и др.).

Страховщики США заседают в 27 из каждых 100 советов директоров американских промышленных корпораций. Впереди страховых компаний в этом плане – только коммерческие и инвестиционные банки.

Организационную основу американских страховых компаний составляют акционерные общества и общества взаимного страхования. Существует институт андеррайтеров и страховых брокеров – страховых агентов или независимых брокерских фирм.

Крупнейшие страховые компании представляют собой финансовые конгломераты: через дочерние компании они могут помимо страхования заниматься предоставлением кредитов и займов, организовывать чековое обслуживание клиентов, эмитировать расчетные кредитные карточки, проводить операции с недвижимостью, с ценными бумагами, управлять имуществом и капиталом по поручению клиентов.

Страхование в США разделено на две отрасли: страхование жизни и иные виды страхования. Самым крупным страховщиком в США является компания State Farm Group, занимающая своими подразделениями 18% рынка страхования автомобилей и 23% страхования жизни, а в целом по рынку – 12%. Этот показатель вдвое превышает долю рынка компании «Allstate Insurance Group», занимающей 2-е место. На долю компании «American Insurance Group» (AIG) приходится примерно 4% рынка иных видов страхования.

AIG занимает второе место в мире по страхованию недвижимости и от несчастных случаев. Существует AIG с 1919 года и представляет собой холдинговую компанию, контролирующую 44 дочерних компании в различных странах мира. Все компании объединены в 6 отделений. Помимо страхования и перестрахования, в сферу деятельности компании входят финансовые услуги, пенсионные накопления и управление активами.[6]

Одна из ведущих широко диверсифицированных страховых компаний США «СIGNA» основана в 1982 году. Главные интересы корпорации связаны со страхованием имущества и ответственности. Ряд дочерних фирм занимается брокерскими операциями, пенсионным и личным страхованием. Они действуют в 160 странах. Корпорация CIGNA – один из пионеров в использовании компьютерной техники в международных страховых операциях, на базе которой разработана и внедрена во многих странах автоматизированная система «Меридиан», позволяющая значительно упростить и автоматизировать регистрацию страховых случаев и ведение счетов. [7]

Одна из крупнейших ТНК по страхованию имущества – корпорация All State Insurance Company, основанная в 1931. Компания заключает различные виды договоров страхования: от несчастных случаев, автомобильных катастроф, наводнений, пожаров, землетрясений, страхует авиапассажиров и др. Владеет пятнадцатью дочерними компаниями

Еще одна из крупнейших страховых групп США – Continental Corporation, основана в 1853 году. Предоставляет страховые услуги почти в 100 странах мира. Специализируется на перестраховании и транспортном страховании.

Крупнейшей ТНК по страхованию жизни является The Prudential Insurance Company of America, основанная в 1873 году. Разнообразны виды договоров страхования: индивидуальное и коллективное (групповое) страхование, обычное страхование жизни, страхование на случай смерти с пожизненной уплатой взносов, страхование с участием в прибылях компании, страхование пенсий, медицинских расходов и др.[8]

В США широко используется электронный банк данных по всем страховым компаниям, это дает возможность распределить компании по риску, размерам премий и т.д.

Крупнейшие компании США по страхованию жизни принимают в управление многомиллиардные средства, принадлежащие различным пенсионным фондам. Задача страховых обществ в этом случае – путем разумной инвестиционной политики обеспечить сохранность и прирост доверенных средств. За управление этими средствами страховые компании взимают комиссионное вознаграждение в размере 0,1% от взятых в управлении сумм, что приносит миллионные доходы.

Инвестиционные вложения имеют огромное значение для американских обществ по сохранению жизни. Огромные инвестиционные ресурсы превращают страховые компании в один из влиятельных внешних центров финансового контроля по отношению к промышленным корпорациям.[9]

 

Французский страховой рынок

Страховой рынок Франции примечателен чрезвычайно быстрым развитием.

Основными видами страхования во Франции являются ав­тострахование и страхование жизни. В 1983-1984 гг. в связи с осуществлением регулярных коммерческих запусков ис­кусственных спутников с помощью ракеты «Ариан» была со­здана новая отрасль страхования — страхование космических рисков. Для увеличения емкости рынка в 1983 г. был учреж­ден страховой пул космических рисков. Французский рынок перестрахования занимает 5-е место в мире.

Во Франции в отличие, например, от Великобритании про­мышленные группы практически не участвуют в страховых компаниях.

Зарубежная деятельность для французских страховых обществ сравнительно новая сфера деятельности, по этому показателю Франция занимает 3-е место в мире после Великобритании и Швейцарии.

В 2002 г. общий объем страховых премий, полученных французскими страховыми компаниями и их зарубежными филиалами, составил $125 млрд., в которых 64\% составляет страхование жизни. Французский страховой рынок занимает 5-е место в мире. Количество зарегистрированных страховщиков приближается к 600, из них 98 занимающихся страхованием жизни и 360 другими видами страхования.

Около 40\% страхового рынка Франции контролируют 5 крупнейших страховщиков, 10 крупнейших компаний 58\% рынка. Очень активно происходят процессы слияния среди брокерских компаний, что является следствием тенденции к глобализации, причем международная деятельность явно имеет приоритет над деятельностью на национальном рынке.

В отличие от брокеров страховые агенты в настоящее время сталкиваются в своей деятельности с множеством трудностей, что может быть объяснено традиционной для Франции системой взаимоотношений агента только с одной страховой компанией. Количество агентов постепенно сокращается, тем не менее, они продолжают оставаться самым значительным каналом распространения страховых услуг по видам страхования иным, чем страхование жизни.

Основным законодательным актом, регулирующим страховую деятельность во Франции, является Страховой кодекс. В соответствии с кодексом страховщик обязан получить административное разрешение министерства финансов на каждый вид страхования, который собирается проводить страховая компания. Кодекс предусматривает две организационно-правовые формы страховых компаний: акционерное общество и взаимного страхования. Перестраховочные компании могут быть образованы в форме акционерных обществ, коммандитных товариществ или обществ взаимного страхования.

Главным органом страхового надзора Франции является Комиссия по контролю за страховой деятельностью независимый орган, учрежденный в 1989 г. и ответственный за контроль за деятельностью страховых организаций. Комиссия состоит из 5 членов, назначаемых на срок 5 лет министерством финансов.

Во Франции страховые компании, как и остальные юридические лица, обязаны уплачивать налог на прибыль, ставка которого составляет 33\%. Страховые компании также платят в бюджет налог на страховые премии, уплачиваемые страхователем, и на доход от инвестиционной деятельности, за вычетом расходов на ведение дел.

В соответствии со ст. 991 Налогового кодекса Франции любой страховой договор, вне зависимости от того, с иностранным или национальным страховщиком он заключен, подлежит обложению налогом, ставка которого варьируется от 7\% до 30\% в зависимости от природы застрахованного риска. Исключением являются договоры страхования жизни, где страхователем является физическое лицо, не проживающее во Франции и не являющееся резидентом; а также договоры, объект страхования которых не находится на территории Франции.

Налогооблагаемой базой при расчете налога на страховую премию является сумма, уплачиваемая страховщику (страховой взнос, издержки, относящиеся к заключению договора страхования, которые включаются в стоимость полиса).

В соответствии с Налоговым кодексом страховые компании освобождены от уплаты НДС.

Продажа страховых услуг производится через посредников брокеров и агентов, которых насчитывается более 17 тысяч, а также в офисах страховщиков. Страхование жизни дополнительно распространяется через сеть наемных служащих.

Страховой рынок Японии.

Страховой рынок Японии является очень емким, после США, Великобритании и Германии занимает четвертое место в мире. Ранее японская страховая система вообще занимала второе место в мировом рейтинге, однако сейчас несколько снизила свой рейтинг из-за того, что перенесла стремительное соотношение курсов различных мировых валют (канадский доллар, новозеландский доллар, австралийский доллар, европейская валюта, британский фунт, американский доллар, японская иена, белорусский рубль, российский рубль, швейцарский франк, китайский юань, казахстанский тенге, украинская гривна, литовский лит, сингапурский доллар), в частности падение курса иены по отношению к доллару. Самое крупная доля иностранного владения у японских страховщиков составляет 42% (США). Доли Великобритании, Франции, Германии составляют меньше 10% у каждой. Для того, что открыть новую страховую компанию в Японии, необходимо потратить 1 млрд. иен, а филиал будет стоить 200 млн. иен в среднем. В 2006 г. объем премий (брутто) японского страхового рынка составил 36,7 трлн. иен или 367 млрд. долларов, из которых 75% пришлось на страхование жизни, 25% на остальные виды страхования. Примерно 10-15% составляют японские страховщики на зарубежных рынках. Они находят перспективное развитие на таких рынках как рынки России, а также Индия, Китай, Бразилия.
Многие производители японских автомобилей пользуются услугами страховых компаний, например Мазда, Тойота, Ниссан. Также другие рынки также нуждаются в услугах страховщиков (недвижимость, туризм), биржевые структуры, которые совершают операции по ценным бумагам (акции, облигации, опционы, фьючерсы),а также различным товарам (пшеница, кофе, нефть, газ, золото, серебро, бензин, хлопок, сахар и прочие товары), банковские организации (банки Европы, Банки Швейцарии, Банки Украины, Банки России, банки США), брокеры, инвестиционные компании, управляющие ПИФами и другие. О состоянии рынка можно найти информацию в различных СМИ, СМИ стран СНГ и России (The Financial Times, The New York Times, Forbes, The Guardian.
Деятельность японских страховых компаний ориентирована в основном на внутренний рынок. Он достаточно хорошо технологичен, структурирован, предлагает очень широкий выбор страховых продуктов, из которых самые важные это медицинское страхование, страхование жизни, имущественное страхование и автомобильное. Все японские компании являются очень крупными, при этом они закрыты для бизнесменов из других стран. Всего лишь лет пятнадцать назад в Японии стали открываться страховые компании из Европейский стран и США, однако они занимают малый сегмент рынка. Подход в деятельности японских компаний строго консервативен. Развитие японской экономики подтолкнуло к выходу на другие рынки японских страховых групп. В Японии также играет весьма значительную роль рынок перестрахования, т.к. там риск наступления страховых случаев очень велик (например, катастрофические действия, тайфуны и т.п.). И просто при путешествии в Японию необходимо купить страховой полис. Популярным считается страхование жизни, а также медицинское страхование пользуется популярностью как среди рядовых граждан, так и бизнесменов, и звезд шоу-бизнеса (Кристина Орбакайте, Филипп Киркоров, Ксения Собчак, Николай Басков, Анастасия Волочкова, Алла Пугачева, Ани Лорак и другие).
Примечательно то, что в Японии основным традиционным видом транспорта являются железные дороги. Хотя, автомобильные дороги при этом не менее загружены. Японский автомобильный парк насчитывает более 79 млн. штук (для сравнения в РФ эта цифра составляет около 34 млн. авто). Количество ДТП в год составляет примерно 1 млн. происшествий, из них со смертельным исходом 6,3 тысячи. При этом качество дорог и автотранспорта очень высокое. Социально ориентированным видом страхования является ОСАГО, при расчете которого принимают во внимание три принципа: тарифы должны быть справедливы, т.е. содержит справедливую тарифную ставку. Эта тарифная ставка должна учесть уровень заработной платы и потребительских цен. Автостраховщики Японии утверждают, что рентабельность их операций варьируется от 0 до 5%. Рассчитывает обоснование тарифов специальная коммерческая организация (центр). Кроме того, коммерческой тайной являются расчеты тарифов по ОСАГО. А о справедливости свидетельствуют согласования с Министерством автотранспорта Японии и утверждение его Министерством финансов. Доля полисов по автострахованию Японии составляет 93%, совершаемых страховыми агентами (в России 70%). Юридические лица-агенты совершают 0,3% этих операций, а примерно 7% занимают прямые продажи страховщиков. По подсчетам, совершенным Всемирный Банком, Япония в результате землетрясения и ядерного кризиса в 2011 г. составили 4% ВВП или 235 млрд. долларов США. Самая крупная страхования компания, которая занимается вопросами перестрахования, созданная в 1940 г., называется The Toa Fire & Marine Reinsurance Company, Ltd. До этого времени перестрахованием японских компаний занимались Lloyd’s of London и другие перестраховочные организации



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; просмотров: 798; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.10.137 (0.032 с.)