Морфологические нормы русского языка



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Морфологические нормы русского языка



Задание 1. Являются ли данные слова родовыми вариантами или это разные слова? Употребите их в предложении.

Лавр – лавра_____________________________________________________

___________________________________________________________________.

Опал – опала_____________________________________________________

___________________________________________________________________.

Взяток – взятка__________________________________________________

___________________________________________________________________.

Апостроф – апострофа___________________________________________

___________________________________________________________________.

Гарнитур – гарнитура_____________________________________________

___________________________________________________________________.

Жар – жара_____________________________________________________

___________________________________________________________________.

Унт – унта______________________________________________________

___________________________________________________________________.

Метод – метода__________________________________________________

___________________________________________________________________.

Банкнот – банкнота______________________________________________

___________________________________________________________________.

Вольер – вольера__________________________________________________

___________________________________________________________________.

Задание 2. Сопоставьте данные ниже формы множественного числа существительных. Можно ли сказать, что одна из форм является нарушением нормы? Объясните.

Формы Объяснение
тоны – тона
учители – учителя
соболи – соболя
токи – тока
ордены – ордена
корпусы – корпуса
лагери – лагеря
мехи – меха
образы – образа
поясы – пояса
проводы – провода
счеты – счета
цветы – цвета
Формы Объяснение
листы – листья
корни – коренья
лоскуты – лоскутья
колени – коленья
колы – колья
мужи – мужья
сыны – сыновья

Задание 3. Определите, какая форма множественного числа является устаревшей, а какая - стилистическим вариантом?

Форма Устаревшая форма Стилистический вариант
князи – князья    
клины – клинья    
суки – сучья    
комы – комья    
собраты – собратья    
крыла – крылья    
друзья – други    
деревья – дерева    

Задание 4. Распределите слова в две колонки, имеющие окончания –ы/-и в форме именительного падежа или окончания –а/ -я соответственно нормам литературного языка.

 

Диспетчер – диспетчеры – диспетчера, бухгалтер – бухгалтеры – бухгалтера, офицер – офицеры – офицера, почерк – почерки – почерка, торт – торта – торты, лектор – лектора – лекторы, ректор – ректора – ректоры, слесарь – слесаря – слесари, джемпер – джемперы – джемпера, договор – договора – договоры, суп – супа – супы, катер – катера – катеры, ветер – ветра – ветры, вымпел – вымпелы – вымпела, конструктор – конструктора – конструкторы, доктор – доктора – докторы, повар – повара – повары, профессор – профессора – профессоры, корректор – корректора – корректоры, инженер – инженера – инженеры, шофер – шофера – шоферы.

Окончание ы/и Окончание а/я
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   

Задание 5. Исправьте ошибки, связанные с употреблением числительных.

 

Неправильный вариант Правильный вариант
Трое юношей и трое девушек нашего факультета приняли участие в конкурсе бальных танцев. _____________________________________ _____________________________________ _____________________________________ _____________________________________ _____________________________________ _____________________________________ _____________________________________ _____________________________________
Библиотека института ежегодно пополняется тремстами - четеремстами книгами. _____________________________________ _____________________________________ _____________________________________ _____________________________________ _____________________________________ _____________________________________ _____________________________________ _____________________________________
На нашем факультете учатся около триста сорок два студентов. _____________________________________ _____________________________________ _____________________________________ _____________________________________ _____________________________________ _____________________________________ _____________________________________ _____________________________________
Засеяно около семьсот пятидесяти четырех гектар земли. _____________________________________ _____________________________________ _____________________________________ _____________________________________ _____________________________________ _____________________________________ _____________________________________ _____________________________________
До начала экзаменов оставалось полтора учебного месяца. _____________________________________ _____________________________________ _____________________________________ _____________________________________ _____________________________________ _____________________________________ _____________________________________ _____________________________________

Задание 6. Выберите глагольную форму, соответствующую литературной норме.

полощет - полоскает
хныкает - хнычет
машет - махает
щипает-щиплет
исчез -исчезнул
намок - намокнул

 

Задание 7. Определите по словарю иноязычных слов значение и родовую принадлежность данных слов. Согласуйте с ними прилагательное.

стар...... досье  
полн...... фиаско  
симпатичн......фрау  
бесспорн...... алиби  
точн...... пенальти  
черн...... кофе  
ночн...... кабаре  
вкусн...... драже  
высок...... цунами  
широк...... авеню  
красив...... кимоно  
молод...... кольраби  
свеж...... салями  
талантлив...... травести  
нов...... атташе  
правительственн...... коммюнике  
ледов...... ревю  
спортивн...... шоу  
строг...... табу  
галантн...... кабальеро  
зажигательн...... хали-гали  
солнечн...... Сочи  
многомиллион...... Токио  
растущ...... Балаково  
вкусн...... азу  
настоящ...... леди  
неизвестн...... факсимиле  

Задание 8. Прочитайте данный текст и объясните, о каком уровне речевой культуры идет речь? Что можно сказать об авторе текста? Какой совет вы ему дадите?

Ребенок у меня маленький, и делов у меня невпроворот. Стираешь, полоскаешь, готовишь. А тут малыш рядом хныкает, намокнул, есть просит. Муж на всё махает рукой, только что был и раз – исчезнул. Местов в садике нет, а то бы на работу вышла. Женщине необходимо на работу ходить, чтобы быть на людях.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Поработаем со словарем!

Определите по словарю значения данных ниже слов

Варьироваться  
Жанр  
Нейтральный  
Официальный  
Параллель  
Сфера  
Кредо  
Кворум  
Паритет  
Оказия  

Задание 9. Напишите краткие ответы на вопросы:

1. Что значит быть культурным человеком?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Какие качества характеризуют культурного человека?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Рефлексия

Какие морфологические нормы Вы никогда не нарушаете?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Какая задания оказались наиболее сложными для выполнения? С чем это связано?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Какие задания, на Ваш взгляд, способствуют углублению Ваших знаний по данной дисциплине?

______________________________________________________________________

_____________________________________________________________________

_____________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 



Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.235.223.5 (0.008 с.)