Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Найдите слово, написанное без ошибок. Исправьте ошибки, допущенные остальных словах.

Поиск
дикообраз  
дермантин  
беспрецедентный  
междуусобица  
мебелировка  
межгородний  
брудершафт  
ланшафт  
прелесница  
леймотив  

 

 

Поработаем со словарем!

Определите по словарю значения данных ниже слов

Акцентологический  
Демонстрировать  
Индивидуальный  
Аффект  
Вердикт  
Деликатный  
Деградация  
Бювар  
Фиксировать  
Функция  

Задание 8. Проверьте себя. Произнесите вслух данные вопросы. Испытываете ли вы затруднение? А если пояснить фразой из скобок? О какой функции ударения это свидетельствует?

1. Как вам острота? (Мне понравилась, острота не избитая или Мне достаточно остроты салата)_________________________________________

2. Это вы о своем видении? (Да, это мое видение решения данной проблемы или Я не верю в видения)._________________________________________________

3. Вас интересует кредит? (Да, надо сверить кредит с дебетом или Да, я хочу взять кредит в вашем банке). _________________________________________________

Приведите аналогичные примеры________________________________________

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.

 

Рефлексия

С какими терминами и понятиями Вы познакомились на данном занятии?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Без какой информации, на Ваш взгляд, можно было обойтись?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Каких знаний Вам недостает на занятиях по русскому языку и культуре речи?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Дайте практическую оценку данному занятию с точки зрения эффективности всех заданий.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 


Лексические нормы

Задание 1. Какие синонимы к слову «тихий» можно подобрать к данным словосочетаниям? Одинаковые ли это синонимы? Чем это можно объяснить?

Тихий голос ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Тихий нрав ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Тихая езда ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Тихое житье ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Тихая погода ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Тихое дыхание ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 2. Составьте словосочетания с прилагательными

Напрасный________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Черный___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Тяжелый ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.

 

Задание 3. Чем различаются значения слов в каждом ряду? Одинакова ли лексическая сочетаемость данных слов?

Слова Значения
Могучий – сильный – мощный  
Самоцветы – драгоценности  
Воля – желание – стремление  
Лик – лицо – облик  
Творить – создавать – созидать  
Ларец – сундук – шкатулка  
Смех – усмешка – улыбка  
Талисман – амулет  

Помните: чтобы правильно определить значение слова, если нет словаря под рукой, надо попробовать употребить его в разных словосочетаниях и заменить на другие слова этого ряда. Невозможность замены укажет: здесь кроется различие между значениями слов!

Задание 4. Какая лексическая норма нарушена в данных словосочетаниях? Составьте правильные словосочетания.

Талантливый рифмоплёт ________________________________________________ ________________________________________________ ________________________________________________
Великий писака ________________________________________________ ________________________________________________ ________________________________________________
Выдающийся эскулап ________________________________________________ ________________________________________________ ________________________________________________
Уважаемый хвастун ________________________________________________ ________________________________________________ ________________________________________________
Честный провокатор ________________________________________________ ________________________________________________ ________________________________________________
Широкая улочка ________________________________________________ ________________________________________________ ________________________________________________
Очаровательный карьерист ________________________________________________ ________________________________________________ ________________________________________________
Толстая книжка ________________________________________________ ________________________________________________ ________________________________________________

Задание 5. Зачеркните слова, с которыми не сочетаются данные прилагательные. Чем это можно объяснить?

1) Закадычный - друг, приятель подруга, сосед, дружба, встреча_______________________________________________________________________________________________________________________________.

2) Щекотливый – вопрос, проблема, мысль, ситуация, положение, дилемма_______________________________________________________________________________________________________________________________.

3) Неминуемый – правда, жизнь, смерть, успех, гибель, победа, расставание, встреча____________________________________________________________

_____________________________________________________________________.

4) Скоропостижный – отъезд, успех, смерть, встреча, победа, кончина_______________________________________________________________________________________________________________________________.

 

Задание 6. Подумайте, какие из данных фразеологизмов даны в словаре с пометкой «книжные»? Какие элементы указывают на это? В каких ситуациях невозможно употребление остальных фразеологизмов?

Почивать на лаврах_____________________________________________________

Лизать пятки__________________________________________________________ Яблоку негде упасть____________________________________________________

Между молотом и наковальней___________________________________________

Кануть в лету_________________________________________________________

Фиговый листок________________________________________________________

Как банный лист_______________________________________________________

Метать бисер перед свиньями____________________________________________

Отдавать последний долг_______________________________________________

Нести ахинею_________________________________________________________

Обдирать как липку____________________________________________________

Через пень колоду______________________________________________________

Прокрустово ложе ____________________________________________________.

Задание 10. В чем заключается двусмысленность данных фраз? Измените фразы так, чтобы не было двусмысленным.

§ Он полюбил её за глаза

___________________________________________________________________

§ Я не люблю ловить рыбу в мутной воде

___________________________________________________________________

§ Вчера я с грустью отдал последний долг коллеге

___________________________________________________________________

§ Я плыла по течению

___________________________________________________________________

§ Он дал сыну прикурить

___________________________________________________________________

§ Чуть что - так сразу за уши тянет

___________________________________________________________________

 

 

Задание 11. Проанализируйте данные предложения. Объясните причину возникновения ошибок.

| Ребенок у меня всегда перед глазом

____________________________________________________________________

| Он довел родителей до белого колена

____________________________________________________________________

| Сосед деньги лопатами гребет

____________________________________________________________________

| Это дело выеденного гроша не стоит

____________________________________________________________________

| Не надо было мусор из избы выносить

____________________________________________________________________

| Эта поездка играет большое значение для меня

____________________________________________________________________

| Он ходит как в воду опущенный.

____________________________________________________________________

Задание 12. Напишите небольшую заметку о вашем знакомом – человеке настолько трудолюбивом, что без следующих фразеологизмов вам не обойтись.

Засучив рукава, не покладая рук, не щадя сил, в поте лица и т.д.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Задание 13. Объясните, за счет чего создается комический эффект в приведенных ниже предложениях.

ª Сегодня зоопарк проводит день открытых дверей.

ª В клетке сидели три тигра и дрессировщик.

ª В Канаде у фермера родилась необыкновенная овца.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 14. Опишите ситуацию, когда неправильно употребленное слово может привести к конфликту, вызвать обиду.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Полистаем словарь!



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; просмотров: 438; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.66.224 (0.009 с.)