Какую информацию Вы хотели получить на занятии, но не получили?



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Какую информацию Вы хотели получить на занятии, но не получили?



__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Какие задания оказались для Вас трудными?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Напишите краткий отзыв об эффективности/неэффективности данного занятия для Вас и, если можно, причину

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 


Тема 3.

Правильность речи и

Нормы литературного языка

Задание 1. Составьте схему на основе лекционного материала.

Задание 2. Напишите эссе на тему: «Почему мы не всегда правильно понимаем друг друга?»

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 3. Какие значения имеют слова «вариант» и «норма»? Выпишите из « Словаря русского языка» С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой значения этих слов__________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 4. Опишите ситуации, когда соблюдение культуры речи необходимо для поддержания имиджа культурного человека.

1.____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________2.____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3.____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Задание 4. Назовите ситуации, когда вам необходимо обратиться:

1. К толковому словарю_______________________________________________

____________________________________________________________________

2. К энциклопедическому словарю_______________________________________

____________________________________________________________________

3. К лингвострановедческому словарю___________________________________

____________________________________________________________________

4. К этимологическому словарю________________________________________

____________________________________________________________________

Задание 5. Вспомните и напишите фразеологические обороты, в которых говорится о необходимости соблюдения культуры речи.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Проверим грамотность!

Найдите слово, написанное без ошибок. Исправьте ошибки, допущенные остальных словах.

Скурпулезный  
Друшлаг  
Без брелка  
С брелоком  
Перетурбация  
Явства  
Светопредставление  
Времяпрепровождение  
Летосчисление  

Поработаем со словарем!

Определите по словарю значения данных ниже слов

Фундамент  
Фактор  
Таксономический  
Статика  
Реализация  
Потенциальный  
Плеяда  
Оптимальный  
Имитация  
Имидж  
Императивный  
Дифференциация  
Диспозитивный  
Динамический  
Циничный  
Базироваться  
Универсальный  
Догма  
Семантика  

Задание 6. Известно, что язык непрерывно меняется. Сопоставьте текст, написанный около 150 лет назад, с современным. Какие перемены произошли в языке за это время?

Но только что сумрак на землю упал.

По корням упругим топор застучал,

И пали без жизни питомцы столетий!

Одежду их сорвали малые дети.

Изрублены были тела их потом,

И медленно жгли их до утра огнем.

( М.Ю. Лермонтов)

Зевеса, мечущего громы,

И всех бессмертных вкруготца,

Пиры их светлые и домы

Увидим в песнях мы слепца.

(Я. Гнедич)

Онегин был готов со мною

Увидеть чудные страны;

Но скоро были мы судьбою.

(А.С. Пушкин)

Татьяна взором умиленным

Вокруг себя на все глядит,

И все ей кажется бесценным….

(А.С. Пушкин)

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Рефлексия

Какие теоретические сведения Вам показались наиболее важными?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Какие трудности Вы испытали при выполнении заданий? С чем это связано?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Какие задания, на Ваш взгляд, бесполезны?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Оцените по 10-балльной шкале эффективность данного занятия лично для Вас.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Тема 4.

Нормы литературного языка.

Орфоэпические нормы

Акцентологические нормы

Задание 1. Расставьте ударения в данных словах. Проверьте по орфоэпическому словарю. Слова, в которых Вы допустили ошибку, выпишите в правую колонку

Расставьте ударение Запомните ударение в словах
Алкоголь, алфавит, арахис, аристократия, аргумент, анатом, агрономия, агентство, апартаменты, афера, генезис, гастрономия, договор, добыча, диспансер, дог­мат, документ, донельзя, досуг, жалюзи, иконопись, инсульт, искра, исчерпать, камбала, квартал, кладовая, коклюш, колледж, корысть, кремень, мар­кетинг, молох, менеджмент, минуть, мизерный, наперчить, опека, одновременный, пасквиль, партер, пересланный, перегнуть, приданое, присовокупить, пригубить, приручить, псевдоним, позолоченный, подростковый, портфель, пещера, ракурс, сажень, процент, свекла, средства, сливовый, статуя, снадобье, табу, таможня, тефтели, тосты, туника, туфля, уведомить, украинец, факсимиле, феерия, фейерверк, феномен, хода­тайство, цемент, шасси, щавель, экскурс, эксперт.

Задание 2. Подчеркните в каждом ряду слово, которое по фонетическим признакам является лишним. Рядом укажите этот признак.

1. Оратор, острие, опека, Одесса, оазис, оптовик_________________________.

2. Академия, декада, демократ, лидер, тандем, деспот_____________________.

3. Панель, полонез, генетика, Шанель, сонет, ренегат_____________________.

4. Приличный, отличный, подстрочный, скучный, срочный________________.

5. Зебу, зебра, музей, каземат, зефир, безе________________________________.

6. Кофе, фестиваль, преферанс, феерия, эффект, префект________________.

7. Порох, пролог, хорек, бог, хвала, хаос__________________________________.

8. Плащ, счет, дождь, вождь, счастье, щека______________________________.

9. Почта, что, чту, чтение, почти, чтец_______________________________.

10. Скорость, скука, вокзал, сказ, воск, скотч______________________________.

Задание 3. Расставьте ударение, обозначив, где надо, букву «ё», чтобы запись имела смысл:

1. крестник (не крестник)

крестник (но крестный).

2. лежбище (не лежбище)

лежбище (но лежка).

 

Задание 4. Следующие заимствованные слова распределите в три колонки. В случае затруднения обратитесь к орфоэпическому словарю.

с твердым произношением согласных перед е с мягким согласным перед е слова с вариантным произношением
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

Интерьер, академия, капелла, свитер, штепсель, индекс, декан, терапевт, фонетика, кашне, безе, шинель, крем, сессия, адекватный, темп, новелла, рейс, купе, стратегический, дефис, лотерея, термин, менеджмент, интеграл, компьютер, тенденция, бифштекс, бутерброд, кабаре, тембр, термос, шатен, брюнет, тенор, бизнесмен, детектив, протеже, сенбернар, сонет.

Задание 5. Подчеркните сочетания, в котором на месте «ЧН» невозможно фонетическое «ШН».

Скучный день, вкусная яичница, старая перечница, удобный очечник, молочная кислота, круглый двоечник, сердечная мышца, сердечный друг, круглый отличник.

Задание 6. Вставьте вместо точек нужные слова. Как рифмуются данные слова с точки зрения современных норм произношения?

Господь немилостив к жнецам и садоводам,

Звеня, косые падают ….

И прежде небо отражавшим водам

Пестрят широкие плащи.

(А.Ахматова).

Не гнетет немая млечность,

Не тревожит звездный страх.

Полюбил я мир и вечность,

Как родительский …

(С.А. Есенин)

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

 

Проверим грамотность!



Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.235.184.215 (0.012 с.)