Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Первичные методы сбора информации: фокус - группыСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Фокус-группа является особым способом получения первичной информации с точки зрения цели, размера, состава и методики. Фокус-группа – это небольшая по численности группа, формируемая из участников, не знакомых друг с другом. Наиболее оптимальным считается состав группы от 8 до 12 участников. Состав группы определяется после предварительного отбора людей, давших согласие принять участие в дискуссии по определенной тематике. Участники фокус-группы подбираются по наличию ряда общих для них характеристик, имеющих отношение к теме исследования. Работу с группой проводит опытный ведущий по предварительно подготовленному сценарию. В группе создается непринужденная обстановка, которая предполагает терпимое отношение к различным мнениям и точкам зрения без принуждения участников голосовать и приходить к консенсусу. Групповая дискуссия проводится несколько раз среди подобных типов участников. Систематический анализ этих дискуссий обеспечивает проникновение в сущность мнений по обсуждаемым вопросам, выявляет тенденции и модели восприятия тех или иных реалий. Таким образом, фокус-группы – это тщательно спланированная дискуссия, нацеленная на сбор мнений по определенной тематике в непринужденной обстановке. В отличие от массовых опросов, через фокус-группу можно не только качественно уточнить информацию, но и выйти на глубинный уровень оценок и мотивов поведения респондентов. С одной стороны, фокус-группы, имеющие четкую структуру проведения дискуссии, в которой модератор (ведущий) придерживается разработанных вопросов, а с другой – свободные дискуссии проводятся без составленного плана, что способствует наиболее полному раскрытию приглашенных людей. Между ними находятся полуформализованные групповые интервью, в которых ведущий пытается найти середину между составленным планом интересными для исследования ответами респондентов. Неформализованный характер фокус-групп позволяет получать неожиданные результаты, моделировать реальные ситуации взаимодействия, способствует раскрытию индивидуальных мнений, без давления и навязывания взглядов исследователя. Для проведения такой группы необходимы 2-3 основные направления дискуссии. Увеличения количества тем может осложнить анализ данных. План должен быть кратким, позволяя ведущему импровизировать в ходе исследования. Последовательность организации работы с фокусной группой следующая: 1. Определение целей и обоснование изучения. 2. Отбор тематики обсуждения и перечня вопросов. 3. Разработка сценарного вопросника. 4. Разработка конспекта для опрашиваемого. 5. Проведение интервью в фокусной группе 6. Просмотр записей и анализ ответов. 7.Составление отчета.
21. Первичные методы сбора информации: исследования с помощью экспериментов Экспериментальные исследования - обязательный атрибут работы с первичными источниками информации. Выводы и предложения, сделанные на основе анализа полученной информации, можно проверить на основе опытов, проведенных не в полном масштабе, а в усеченном. Такой подход позволяет избежать серьезных провалов в работе, если предложения были сделаны не верно. Экспериментальные исследования проводятся в различных направлениях. Как правило, предварительные эксперименты – пилотаж (пилотные исследования)- используются при подготовке к запуску крупной кампании. Термин «пилотаж» заимствован из методики социологических исследований. Он подразумевает обработку формы и способа получения первичной информации. Цель пилотажа - усовершенствование схемы получения информации и доведения инструментов исследования до совершенства. Почти всегда в разработанном варианте анкеты или опросного листа найдется нестыковка, неточность формулирования вопросов, которые «всплывут» тогда, когда начнется работа с респондентами. В анкетах часто обнаруживаются вопросы, неоднозначно воспринимаемые различными людьми в зависимости от их культурного, образовательного и социального статуса, от этнического происхождения и прочих факторов. В сценарии телефонного опроса не всегда удается предусмотреть коллизии протекания беседы, этот опрос также нуждается в апробации и доработке. Поэтому с помощью пилотажа имеется возможность устранить ошибки и неточности с малыми затратами до проведения исследования в полном объеме. Технология пилотажного исследования предусматривает следующие этапы: - обсуждение варианта исследования; - подбор исполнителей для проведения пилотажа; - инструктирование исполнителей; - отбор малой группы респондентов из репрезентативной выборки; - пилотаж в малой группе; - подведение итогов пилотажного исследования; внесение исправлений. Разработка эксперимента Часто возникают задачи, связанные с исследованием поведения, мотиваций, мнений определенной категории людей, для того чтобы лучше понять их отношение к определенным товарам и услугам, изучить их вкусовые восприятия, понять, как потребители используют определенный товар. В таких случаях проводится эксперимент. При этом объекту изучения должен строго соответствовать объект конкретного эксперимента. Эксперимент - вид теста, когда испытуемого погружают в реальную или искусственно созданную обстановку, в которой его поведение подобно поведению в жизненной ситуации. Эксперимент должен показать, какие факторы подвержены влиянию зависимых переменных, а какие – независимых. Независимая переменная – такая, которая может регулироваться испытателем за счет изменения начальных условий, зависимая переменная - та, которая изменяется под воздействием независимых переменных величин. Экспериментальный метод получения первичной информации очень эффективен и надежен тогда, когда он грамотно спланирован. Качество данных, полученных в ходе эксперимента, зависит от нескольких параметров: четкости формулировки задания, описания решаемой проблемы, выбора адекватных инструментов, подбора участников и исполнителей и др. Эксперимент можно проводить в лабораторных или полевых условиях. Типичные ошибки при проведении экспериментов следующие: - эксперимент используется неоправданно, тогда как информацию можно было бы получить другими способами (например, наблюдением); - допущена неточность формулировки проверяемой гипотезы, или двусмысленность; - контрольная группа не соответствует той группе, на которой будут отражаться результаты исследований; - контроль за ходом эксперимента и обработка результатов были проведены плохо. Для принятия решений необходимо располагать информацией о предположительном успехе отдельных альтернатив. Эту информацию можно получить с помощью эксперимента, который устанавливает причинно-следственные связи и влияние независимых переменных на исследуемую характеристику (например, воздействие цвета, формы и объема упаковки на сбыт товара). По форме проведения эксперименты подразделяют на лабораторные, проходящие в искусственной обстановке (тест продукта), и полевые, протекающие в реальных условиях (тест рынка). С точки зрения техники проведения их классифицируют по двум критериям: 1) по характеру используемой группы респондентов: Е (experimental group) — экспериментальная группа, С (control group) — контрольная группа; 2) по времени воздействия исследуемого фактора: A (after) — после воздействия, В (before) — до воздействия. Типовые эксперименты: 1. ЕВА; 2. ЕА-СА; 3. ЕВА-СВА; 4. ЕА-ЕВА-СВА.
22. Первичные методы сбора информации: исследования с помощью наблюдений
Наблюдение как способ получения первичной информации используется в маркетинговых исследованиях гораздо реже, чем опрос. К преимуществам этого метода сбора первичной информации (по сравнению с опросом) относят: • возможность сбора данных не зависит от желания респондента, от его способности словесного выражения сути дела; • обеспечивается более высокая объективность за счет отсутствия влияния на респондента; • оценивается неосознанное поведение (выбор товара на полках в магазине); • учитывается окружающая ситуация, особенно при наблюдении с помощью приборов. Но наряду с этим наблюдение имеет и свои недостатки: • трудно обеспечить репрезентативность, так как оно требует, как правило, специальных условий (например, при наблюдении за поведением покупателей в магазине можно отслеживать только тех, кто в нем находится; вследствие чего случайность выборки нарушается); • субъективность восприятия наблюдающего, т.е. селективность наблюдения; • поведение объектов может отличаться от естественного, если наблюдение открыто (эффект наблюдения). Выделяют следующие формы наблюдения: • по характеру окружающей обстановки — полевое (в естественной обстановке; т.е. в магазине, у витрины), лабораторное (в искусственно созданной ситуации). Преимущество первой формы заключается в естественности наблюдаемого поведения. Вторая форма позволяет поддерживать более стабильные условия наблюдения и делает возможным применение ряда технических средств (например, тахистоскопов); • по месту наблюдающего — с непосредственным участием исследователя, наблюдение со стороны; • по форме восприятия объекта — персональное наблюдение (непосредственно наблюдающим) и опосредованное — через приборы или с помощью регистрации «последствий» поведения; • по степени стандартизации — стандартизованное и свободное наблюдение. Стандартизация обычно подразумевает задание определенных категорий поведения, схем поступков. Например, для наблюдения действенности витринной рекламы можно выделить и фиксировать следующие стандартные варианты поведения прохожих: • вошел в магазин, не взглянув на рекламу; • вошел в магазин, взглянув предварительно на рекламу; • увидел витрину и не вошел в магазин; • прошел мимо, не взглянув на витрину.
23. Первичные методы сбора информации: панельные исследования Исследовательские панели представляют собой выборки оптовых, розничных торговых сетей, различных групп потребителей, которые через определенные промежутки времени опрашиваются по заранее разработанной схеме с целью постоянного пополнения и уточнения первичной информации о рынке интересующих товаров. Панель имеет такие основные признаки, как: • постоянные – предмет и тема исследования; • повторяемый через определенные промежутки времени сбор данных; • постоянная (с определенными оговорками) совокупность объектов исследования – домашние хозяйства, предприятия торговли, производственные потребители. С помощью потребительской панели можно получить информацию о: • количестве товара, покупаемого семьей, структуре ее расходов; • доле рынка основных производителей и продавцов; • предпочитаемых ценах, видах упаковки, формах розничной торговли; • различиях в поведении потребителей, принадлежащих к разным социальным слоям, живущих в разных регионах, городах различной величины; • результативности маркетинговых акций и др. С помощью панели розничной торговли можно получить информацию о: • развитии сбыта определенных групп товара; • сбыте конечным потребителям в количественном и стоимостном выражении; • средних запасах, сбыте, закупках по каждому предприятию, входящему в панель; • скорости сбыта.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; просмотров: 700; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.221.171 (0.006 с.) |