Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Культура России во второй половине ХVIII века.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Сущность понятия ''Золотой век'' будет раскрыта не полно, если не дать хотя бы краткой характеристики культуре екатерининской эпохи, тем более, что традиционно ''Золотой век'' считают периодом расцвета искусства, науки и культуры. Часто употребление слова ''Золотой'' обосновывается именно культурным расцветом России в екатерининскую эпоху, что отнюдь не является главным, так как понятие намного более многогранно и содержит в себе и другие, уже рассмотренные компоненты, хотя культура составляет его неотъемлемую и важную часть. В царствование Екатерины осуществлялась грандиозная градостроительная программа: строились Тверь (после пожара), Одесса, Севастополь, Николаев, Екатеринослав, Мариуполь. Возводились такие архитектурные шедевры, как Ассигнационный банк, Публичная библиотека, Академия наук, Эрмитажный театр, Малый Эрмитаж, Старый Эрмитаж, Таврический дворец, ''в гранит оделася Нева'', встала знаменитая решетка у Летнего сада. Был создан дворцово-парковый ансамбль Павловска, строились знаменитые усадьбы Шереметевых – Останкино и Кусково, Юсуповых – Архангельское, Демидовых – Петровское-Алабино с уникальными художественными коллекциями. В эпоху Екатерины творили такие выдающиеся зодчие, как Ж. Б. Валлен-Деламот, Джакомо Кваренги, Ю. М. Фельтен, Ч. Камерон, Е. И. Старов, В. И. Баженов. Начало массовому увлечению коллекционированием положила сама Екатерина: результатом собирательной мании императрицы было рождение Эрмитажа. В Европе императрицей было куплено 1383 картины, в том числе полотна Рембрандта, Ван-Дейка, Мурильо, Тинторетто; собрание гравюр насчитывало восемьдесят тысяч листов, рисунков – семь тысяч. Были куплены библиотеки Вольтера, Дидро, д Аламбера, князя М. М. Щербатова, коллекция рукописей историка Г. Ф. Миллера, положившие начало и Публичной библиотеке, и Архиву древних актов. При Екатерине начинают проводиться первые художественные выставки, аукционы картин, появляются искусствоведческие работы. В это время выросла целая плеяда русских художников: А. П. Антропов, И. П. Аргунов, Ф. С. Рокотов, Д. Г. Левицкий, В. Л. Боровиковский, А. П. Лосенко. [4, с.122]. В литературе времен Екатерины преобладал классицизм, считавший образцом произведения античных авторов. В стиле классицизма писали драматург Сумароков, поэт Г. Р. Державин и другие. Не порывая с классицизмом, приблизился к реализму Д. Фонвизин. Его социальная комедия ''Недоросль'' вывела на театральную сцену хорошо узнаваемые фигуры жестоких и невежественных помещиков Простаковых и Скотининых, а слова ''недоросль'', ''Митрофанушка'' всем понятны и сегодня. По словам Герцена, ''этот первый смех разбудил фалангу насмешников, и их смеху сквозь слезы литература обязана в значительной мере свои влиянием в России''. Политические взгляды Державина и Сумарокова были много консервативнее. Сама императрица тоже участвовала в литературной жизни. Она писала пьесы, автобиографические заметки, педагогические размышления; сотрудничала в журналах, переводила Плутарха, для внуков сочиняла сказки и записки из истории. Собрание ее сочинений, изданное в ХIХ веке, составило двенадцать томов. [3, с.130-131]. Но большого влияния на литературу личные произведения Екатерины не оказали. ХШ век дал России плеяду крупнейших ученых, историков, изобретателей, деятелей литературы и искусства. Одним из самых выдающихся был, безусловно, Михаил Васильевич Ломоносов. Почти во всех отраслях науки сказался импульс, данный ей этим ученым. Академия наук провела ряд новых экспедиций. И. Лепехин в 1780 году составил описание Поволжья, Урала и русского Севера. В том же году русские промышленники дошли до р. Юкон на Аляске. Ученый и писатель А. Болотов оставил крупные труды по агрономии и сельскому хозяйству. Екатерина заботилась о развитии медицины: ввела прививки от оспы и сама вместе с сыном прошла прививку, пригласила многих врачей из Европы. Но с трудом пробивали дорогу видные русские медики Н. Максимович, А. Шумлянский, Историки обратились к древним документам. Были изданы ''Русская правда.'', ''Поденная записка'' Петра I. Много документов поместил Н. Новиков в многотомной ''Вифлиофике''. Острый спор возник у Ломоносова с Байером, Шлецером – авторами норманнской теории. Первым русским профессором права стал С. Десницкий. Видными историками были М. Щербатов, Г. Миллер. Посмертно был издан труд В. Татищева. Великий изобретатель, мещанин из Нижнего Новгорода, Иван Кулибин создал оптический телеграф, прожектор, проект одноарочного моста через Неву, ''самокат'' с рулевым управлением, протезы для инвалидов, ''водоход'' – беспарусное судно, плывущее против течения. Его высоко оценивали великие ученые Эйлер и Бернулли. Царица иногда демонстрировала внимание к нему. Но он не мог добиться широкого применения своих изобретений на практике. Мешал бюрократизм, даже в академии наук. В1776 году сын солдата Иван Ползунов создал первый в мире паровой двигатель, но не дожил до его пуска. Машина не нашла широкого применения, и вскоре от нее отказались, как и от многих других замечательных проектов изобретателей, ставших ненужными крепостнической России. [3, с.128-129]. Время Екатерины II – время широко распространившегося в дворянской среде увлечения театром и театрализованными празднествами. В 1776 году была создана специальная Театральная дирекция (во главе с И. П. Елагиным), утверждены штаты русского театра, размеры окладов актерам – тем самым театр признан делом государственным. В театрах шли пьесы и русских драматургов: А. П. Сумарокова, Д. И. Фонвизина, Я. Б. Княжнина. В. В. Капниста, в том числе пьесы Екатерины. Большой известностью пользовалась придворная капелла, директором которой стал Д. С. Бортнянский, выступали частная итальянская и французская комическая оперы. Для просвещения народа в правление Екатерины была создана система воспитательных и образовательных учреждений (под руководством И. И. Бецкого). Строились они на принципах Руссо: изолировать детей от испорченного общества и дать возможность природе воспитать их честными, свободными и нравственно чистыми. С этой целью создавались закрытые сословные училища: училище при Академии художеств, Общество двухсот благородных девиц в Петербурге (Смольный институт), воспитательные дома сирот и незаконнорожденных в Москве и Петербурге, коммерческое училище (в столице), реформировались шляхетные корпуса (военные училища). Но массовость образование приобрело только с созданием системы двухклассных училищ в уездах и четырехклассных – в губернских городах. Эти училища были формально бессословными, народными, них вводилась единая методика и организация учебного процесса – классно-урочная система, они снабжались пособиями для учителей, инструкциями, учебниками. Для своего времени это была прогрессивная система. [4, с.129]. Несмотря на то, что расцвет русской культуры периода правления Екатерины коснулся в основном привилегированной верхушки общества, в целом, она достигла уровня, достойного великой страны. Кроме того, историки справедливо обращают внимание на её значение в общемировом процессе. Выводы по главе. 1. Екатерининская эпоха получила в истории название ''Золотой век'' благодаря сочетанию трёх основных характеристик: ''Просвещённый абсолютизм'', личность императрицы и культура второй половины ХVIII века. 2. Определение понятия ''Просвещённый абсолютизм'', сформулированное современными исследователями для России, не полностью удовлетворяет её историческому развитию, а, предусматривая более прогрессивный путь развития, в большей степени характеризует европейский ''Просвещённый абсолютизм''. 3. Существует прямая зависимость характера воплощения политики ''Просвещённого абсолютизма'' от исторического пути развития того или иного государства. Идеи Просвещения приобрели в России несколько иную идеологическую окраску и были определённым образом видоизменены, что привело к совершенно иному результату, нежели на Западе. Екатерина II сформулировала собственную концепцию ''Просвещённого абсолютизма'', в основу которой были положены просветительские идеи, адаптированные к российской действительности. 4. В России ''Просвещённый абсолютизм'' воплотился в трёх важнейших начинаниях императрицы: секуляризации духовных владений, ''Наказе'' для Комиссии по составлению Нового Уложения и учреждении Вольного Экономического общества. Каждое из них связано с основными принципами и особенностями этой политики в российском государстве. 5. Несмотря на преобразовательную направленность политики Екатерины II, многие её либеральные проекты и начинания не были осуществлены. 6. Политика ''Просвещённого абсолютизма'' в России стала попыткой самодержавия приспособиться к возникновению изменений в развитии страны, найти компромисс между западными идеями и исторически сложившимся в России условиями. 7. Личность Екатерины II также раскрывает сущность понятия ''Золотой век''. Российские традиции и устои оказали немалое влияние на развитие многих личных качеств императрицы. Она очень ответственно отнеслась к управлению Россией, хорошо изучив общество и страну, где ей предстояло властвовать. Подобного подхода до Екатерины в истории России не было. Будучи по происхождению немкой, она сумела стать более достойным государственным деятелем, чем многие ёё русские предшественники. 8. Главная черта Екатерины как государственного деятеля – полная и откровенная поддержка дворян. 9. Екатерина сделала второй после Петра Великого шаг по пути европеизации страны, и первый по пути реформирования её в либерально-просветительском духе. 10. Культура России в период правления Екатерины достигла своего расцвета, но приобрела классовый характер, не затронув ''низших'' слоёв населения, развиваясь в основном в областях, чуждых крестьянскому сословию. 11. Совокупность трёх рассмотренных характеристик и составляет сущность понятия ''Золотой век''.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; просмотров: 473; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.62.5 (0.01 с.) |