Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Я пребываю в музыке, в церемонии помазания царей, в свадьбе, в жертве, в женихе, в белых цветах, в горах, в плодах, в приятных местах и прекрасных реках, в полных озерах, в водах.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Я пребываю на зеленых лужайках, в скоплении лотосов, в рощах, в теленке и в радостном младенце, в муже праведном и следующим Дхарме, в следующим праведному поведению и предписаниям шастр. Я пребываю в одетом скромно и облаченном нарядной одеждой, в чистом и смиренном, свободном от греха, в том, кто ест подобающее и в том, кто почитает гостей! Я пребываю в том, кто довольствуется своими женами, предан Дхарме, ставит Дхарму превыше всего, в том, кто воздерживается от переедания, в том, на ком всегда украшения цветочной гирлянды, кто умащен благовониями и пахнет приятно! Я пребываю в праведнике и в домохозяине, расположенным ко всем существам, в терпеливом, лишенном гнева, искусном в своих делах и в делах, которые обеспечивают существование после смерти, думающем о благих делах и всегда следующим принципам поведения! Я пребываю в женщинах, которые всегда носят прекрасные украшения, преданы своим мужьям, чьи речи приятны, в женщинах скромных, имеющих сыновей, которые бережно обращаются с домашней утварью и с радостью делают подношения! Я пребываю в женщинах, что держат дом в чистоте, воздержанных, несклочных, неалчных, следующих Дхарме, милосердных! И я всегда сопутствую Мадхусудане (Вишну) и ни на мгновение не пребываю отдельно от Пурушатамы!» Вернуться к содержанию книги Шри янтра
Шри янтра является одним из орудий наставления в ритуале Шри Видья, который, в сущности, включает эзотерическую пятнадцатисложную мантру, представляющую верховную божественную силу, проявленную в форме вселенной. Шри Видья была главной формой поклонения божеству многих известных мудрецов и до сей поры сохранилась среди многочисленных сект тантризма. Шри янтра (также известна как Шри чакра, чакра -круг) является нейтральным контуром сотворения мира. Сам по себе этот контур не ограничен принадлежностью только к женскому или мужскому принципам, а наоборот, объединяет оба принципа в целом. Уравнение Шива-Шакти содержит в себе постоянную тенденцию к слиянию этих двух начал. Они не могут быть разделены, так как их очищенная двойственность предполагает третий принцип - единство, принцип, которому подчинены два предыдущих. И именно это единство преодолевает двойственность, структурно воспроизводимую в загадочном, но гармоничном размещении треугольников в Шри янтре. Исходя из того, что Шри янтра является представлением макрокосмической, безличной, абсолютной реальности, которая не является ни мужской, ни женской, ни нейтральной, но по своей сути является чистым существованием, в конечном счете, бескачественным, Шри янтра представляет все «части» целого: все, что обладает именем и формой так же, как и сверхэмпирическую завершенность, другими словами, все, данное опыту, так же как и трансцендентную безграничную полноту. Философской основой всех янтр является теория тридцати шести космических принципов (таттв), которые обязаны своим происхождением синтезу Шивы-Шакти. Это послужит действенным подспорьем и в понимании Шри янтры, если янтра и таблица схем (таттв) будут рассматриваться вместе. Космическая эволюция проходит определенные стадии. Исходя из первоначального спокойствия, космос расширяется и проходит через несколько градаций и качеств, для того, чтобы возвратиться к первоначальной «целостности». Предшествующая творению стадия эволюции - состояние полной пустоты, чистейший принцип творения, Шива. Началом созидания является всепроникающий принцип (Па-рамашива или Самвит) в объединении с Шакти (ее потенциальной силой). Все, что нам известно, что мы видим, слышим, чувствуем, скрыто в первичном сознании. Это бытие пусто (шунья), свободно от какого-либо объективного содержания. Единственным знанием, которое имеет это Бытие-Сознание - космическая концепция Самости (Вселенское Эго, «я», или, на санскрите Ахам) как самовозгорающегося света (пракашика-свабхава). Осознание Самости является динамической бесконечной силой и свободой (сватан-тра). Другие санскритские термины для обозначения того же понятия - Майя, Шакти, Вимарша. Бытие не является ни женским, ни мужским, ни средним и находится вне досягаемости всех разделений. Не существует ни антисилы, ни внешней силы, которая действовала бы как противоединство. Существует только Одно без другого, и все стадии являются частью этого чистого Видения. Реальность отображена в первичном символе космоса - бинду, который покоится в центре Шри янтры: «Когда масса солнечных лучей Верховного Шивы отражается в зеркале чистой Вимарша (Шакти), Махабинду возникает на стене сознания, освещенного отраженными лучами» (Камакалави-ласа, ст. 4). В предшествующей творению стадии Шива, в абсолютном состоянии называемый Самвит, является ясным зеркалом, которое, в его неиссякаемой свободе, отражает вселенную, подобно тому, как обычное зеркало отражает фигуры. Как зеркало не может быть отделено от отражения, так же и Шива не может быть отделен от вселенной, образ которой он отражает. В противоположность Щиве как сиянию космического сознания, Шакти является могущественной силой (Вимарша), которая вызывает отражение вселенной и сияет как лучистое зерно (Махабинду). Итак, точка, которая является первой формой, появляющейся в пустоте (она изображена в центре Шри янтры), есть трансцендентное, зачаточное состояние мира, когда материальная энергия еще очень чиста. Она отражает тот уровень творения, на котором все сложные энер- гии вселенной дремлют, отражает царство безграничных возможностей. Появление точки есть зарождение всех лепестков-возможностей, которые будут распускаться на соответствующих фазах эволюции. Как семя дерева, которое еще не проросло, но уже хранит сущность дерева, так и бинду хранит вселенную, не исшедшую еще из первичной монады. Говоря философским языком (в терминах теории творения Шайва-Шакти), это - сознание «я» Шивы, в тот момент, когда оно начинает ограничиваться и отрицаться творящей энергией (Шакти). Поэтому беспредельность «стягивается» в точку. Эта локализация, характеризуемая пребыванием беспредельного пространства (акаша) в бинду, которая возникает в зеркально чистом сознании Шивы, есть уже само по себе отрицание беспредельности Шивы. Творческий импульс высшего существа возникает под воздействием непреодолимой силы воспроизведения самого себя. Бинду расширяется. Космическая эволюция начинается с расщепления первичного единства на два и видоизменения первоначальной однородности точки: «две бинду, белая и красная, это Шива и Шакти, которые в их таинственном взаимонаслаждении, сейчас расширяются и сжимаются (в проявлении вселенной). Они - причина сотворения звука (вак) и значения (артха), сходящиеся, расходящиеся» (Камакалавиласа, ст. 6). В символике янтры этот процесс сотворения мира называется висарга-мандала (висарга - излучение, истека-ние). Две бинду представлены в санскритском алфавите придыхательным X. Когда X произносится на выдохе, оно соответствует животворящему излучению (висарга) космоса. На этой стадии «пара» все еще структурно не разделена: даже как два, она есть одно. Мощный импульс порождения, в котором Шива-Шакти соединяются, чтобы произвести бинду, первичное семя вселенной, иногда сравнивается с человеческим половым влечением. «Сексуальному» аспекту Шивы-Шакти не следует придавать излишнее значение. В акте творения нужно видеть не совокупление божественных существ, но развертывание мировых принципов, производящих две силы, вещество и антивещество, неизменного Шиву (Чит Самвит) и изменяющуюся энергию (Чит Шакти), полных света (пракаша) и мощи (нимарша) и дающих жизнь звуку (нада) и материальной силе (мула-пракрити, или кала). Грубая ошибка - рассматривать Шри янтру только как эротический символ. На основе двух бинду выходит первичный звуковой принцип надатмика шакти. Санскритские буквы, что написаны по спирали на янтре, начинаясь от внешнего края янтры и заканчиваясь в бинду, представляют грубый аспект кос-мического звука, получающийся от соединения Шивы-Шак-ти. Две бинду поэтому относятся ко всему санскритскому алфавиту. Так же, как первая и последняя буква, А и X, заключают все звуки, находящиеся между ними, так и две бинду, соединившись, заключают семя вселенной. В этом отношении буквы представляют тонкие энергии всех элементов: «эфира, воздуха, огня, воды и земли. Модификация этих пяти элементов, или фигур, их представляющих, «образует всю вселенную, микрокосм и макрокосм». При дальнейшем расширении и сокращении энергий проявляется первичная космическая утроба, и бинду располагается в первой из мировых форм - перевернутом треугольнике в центре Шри янтры. В этой фазе таттвы Шивы и Шакти полностью развернуты в различные категории, однако все еще сопряжены в единстве первичного треугольника (Кама-Кала). Эта фаза характеризуется тем, что Шакти осознает свои троичные характеристики - творящую волю (ичч-ха), которая является первопричиной творения, необоримую силу разделений, или знание (дхьяна), которая способствует возникновению множественности, и ее силу действия и движения (крия). Троичная активность Шакти описывается в Малинивиджайоттара Тантре (П, 6-8): «О, Дэви, она называется Шакти, она неотъемлема от хранителя мира, она принимает желание природы (иччхатва) его, кто желает творить. Слушай, как она достигает множественности, хотя есть одна. Именно так вещь становится для процесса творения «этим», а не другим, благодаря той, что носит в этом мире имя Джняна Шакти. Когда идея воплощается - «да будет так» - сила, производящая это воплощение, есть Крийя Шакти». Эти тройственные аспекты Шакти сводились в философских трудах (Камакалавиласа, ст. 22) к триаде базовых качеств, составляющих мир. Эти качества представлены в трех аспектах Шакти и в трех фазах космического звука. Шри янтра, считающаяся величайшей из известных янтр, показывает великолепие Шивы-Шакти, соединившихся для того, чтобы создать основополагающие принципы жизни (тат-твы). Будучи графическим символом сложной космологической и философской теории Шива-Шакти, Шри янтра должна читаться как карта эволюции космической схемы, шаг за шагом раскрывающая теорию творения и его категорий. Она также демонстрирует, как совершается переход от бесформенности к форме, как антагонистические принципы жизни истекают из первоначальной целостности Шивы-Шакти. Шри янтра обозначает каждую фазу космической эволюции и формулирует каждый нисходящий уровень процесса творения. Эти первичные категории, символизируемые треугольником, вызывают трансформацию только в самопознании Шивы-Шакти; они не присутствуют вне ума и поэтому не вызывают к существованию ни одного элемента различения в верховном единстве. На этой стадии творения дух все еще утверждает свое владычество над материальной природой, и три аспекта Шакти составляют ее самопознающую творящую деятельность в ее ограниченной вселенной. С философской точки зрения, эта стадия соответствует чистому сотворению таттв Шивы. Только на следующей стадии первичная однородность Шивы-Шакти разделяется в манифестациях. После начальной кристаллизации первоэнергии, тонкие принципы материи и духа начинают обретать свою внешность, и целостный процесс творения изменяет курс, поскольку материя начинает доминировать над духом. На этой стадии первоначальное единство расщепляется на два потока, на субъект и объект, в которых появляются все разделения и противоположности. Эта фаза обозначена на Шри янтре девятью взаимопереплетенными треугольниками. Треугольники Шри янтры называются девятью космическими утробами (Нава-йони) и соответствуют девяти категориям природы в макрокосмосе. Треугольники образуют две группы: четыре треугольника вершинами вверх (известные, как шрикантхи) исходят из принципа Шивы и формируют личную душу (джива) и ее жизненные энергии; пять треугольников вершинами вниз представляют принципы Шакти, и из них исходят материальные элементы макрокосма - земля, вода, огонь, воздух, эфир - пять соответствующих им тонких состояний (танматр) и все человеческие органы, которые реагируют на чувственные восприятия. Это органы действия (рот, руки, ноги, кишки, гениталии) и органы чувств (уши, кожа, глаза, язык, нос). Две группы треугольников взаимо перекрещиваются, демонстрируя непреходящее единство Шивы-Шакти. Так объединенные, они формируют мировое поле творения, представленное сорока тремя меньшими треугольниками (каждым из которых управляет богиня) внутри обрамления янтры из лепестков лотоса и квадратным ограждением снаружи. С философской точки зрения, эта стадия представляет единство всех элементов природы: «О, Верховное Единство, весь космос есть Шри чакра, образуемая двадцатью пятью таттвами - пятью элементами, пятью танматрами, десятью индриями, плюс Ум, плюс Майя, плюс Шуддха-видья, Махеша (Шива) и Садашива». Космический порядок В соответствии с индийской теорией эволюции, космос рассматривается как континуум. Все, что рождается, будет развиваться, стареть и снова растворяться в первичной реальности, из которой оно родилось. Подобно кругу, космический порядок представлен в непрерываемой длительности. Так, никогда не было «первого» и не будет «последнего» мира, никогда не будет периода, в котором вселенная достигла бы стадии полного разрушения или полной интеграции. Существуют три степени космического процесса: творение, сохранение и растворение. Это представлено в индийской иконографии и воплощается в образе индуистской троицы: Брахмы -Творца, Вишну-Защитника и Шивы- Разрушителя. Структурный синтез Шри янтры иллюстрирует индийский взгляд на мировое время как триаду с тремя фазами универсального становления. В соответствии с этим, богиня Трипура, управляющая янтрой, имеет три аспекта: юная (Тринидха-Бала), прекрасная (Трипура-Сундари) и ужасная (Трипура-Бхайрави). Каждому из трех периодов мирового времени соответствует определенная триада, приводящая числовую ассоциацию к порядку девяти. Так, символика и базовые структуры Шри янтры всегда вращаются вокруг девятикратного разделения, представляющего, в свою очередь, расширение трех. От наружной формы, квадрата, до бинду, Шри янтра имеет девять потоков, каждый из которых имеет собственное название и управляется божеством. Эти девять потоков разделены на три группы по три потока, что обозначает три фазы мирового цикла. Эти три главных разделения могут рассматриваться с философской точки зрения как следующие одна за другой фазы творения, сохранения и растворения. Тантрараджа Тантра описывает соответствие потоков Шри янтры и мировых стадий следующим образом: Первая фаза: ТВОРЕНИЕ 1. Квадрат творение-творение единство 2. Круг из 16 лепестков лотоса. Творение-сохранение двойственность 3. Круг из 8 лепестков лотоса. Творение - растворение двойственность Вторая фаза: СОХРАНЕНИЕ 4. 14 - угольная чакр сохранение-творение-двойственность 5. 10 - угольная чакра сохранение-сохранение единство 6. 10 - угольная чакра сохранение-растворение двойственность Третья фаза: РАСТВОРЕНИЕ 7. 8 - угольная чакра растворение-творение двойственность 8. Первичный треугольник растворение-сохранение двойственность 9. Бинду -растворение-растворение единство В мировом цикле не существует «фаз в себе», но каждая является синтезом противоположных принципов, где явное нарушение равновесия контролируется принципом единства. В первой фазе, например, творение видится как бурная космическая деятельность, в которой проявляются одни формы жизни, другие исчезают, а третьи остаются неизменными (сохраняются). На второй и третьей фазах утверждаются те же принципы, однако с доминированием сохранения или растворения. Определенные формы жизни одновременно появляются, исчезают и сохраняются. Итак, каждая фаза мирового цикла есть динамическое целое, и в то время, как целое содержит все части, каждая из частей, в свою очередь, подобна целому. Таинственная природа этих разделений не должна удивлять нас. Они демонстрируют ядро философии Шакта, которая рассматривает каждое проявление жизни как совокупность парадоксов и их разрешений. Не существует такого элемента природы, такого жизненного процесса, который бы мог быть совершенным в себе. Он должен заключать внутри себя оппозицию, чтобы проявляться. Снятие напряжения и разрешение противоречий происходит при помощи третьего принципа - единства. Только в таком изме- рении каждая фаза мирового цикла совершенна в себе и сохраняет свою циклическую длительность. Соединение числа 9 с тройкой оказывается неизбежной необходимостью в индийской мысли, поскольку оно основано на символическом соединении структур мирового времени. Целое, состоящее из трех фаз мирового цикла, троично. Оно определяет две противоречивости и их разрешение, нейтральность. Каждая часть творения должна, соответственно, иметь природу целого, т.е. быть троичной. Поэтому каждая из трех частей целого (творение, сохранение и растворение) необходимо разделяется на триады, образующие числовой порядок 9. Это понятие целого воплощается в 9 потоках Шри янтры и в 9 треугольниках Шивы-Шакти, которые суть расширения трех первичных треугольников. Ткань Майи Концепция иерархических планов существования занимает центральное место в тантрической мысли. Мировые категории и принципы вселенной, которые расширяются, творя мир, организованы в пирамиду, где вершиной является Шива-Шакти. Начинаясь от чистого единства (Шива), мир постоянно распускается, и чем ниже мы следуем по лестнице творения, тем более различными и более многочисленными становятся мировые категории - пока не достигается состояние, когда, по теории Шайва-Шакта, процесс должен поворачиваться и возвращаться обратно, к самому началу. Иными словами, группы категорий, создаваемых в процессе эволюции, прекращают свое движение вниз и начинают движение вверх, чтобы стать сущностью, которая дала бы Рождение - множественность должна снова стать единством. Это духовное нисхождение и восхождение, которое охватывает все существующее, изображено на Шри янтре. Видение человека, обнаруживаемое в Тантрах, соответствует тантрическому видению космоса. Тантрическая схема вселенной разделяется на три уровня или вида таттв: духовные или чистые, психические и физические. Эти три категории упоминаются в Шайва и Шакта Тантрах как составляющие поток жизни и как представляющие целостное бытие человека как материи в духе: Как первичное космическое единство разделяется на два, так и наше сознание, появляющееся из состояния после рождения и до творения, разделяется на две части: того, кто наблюдает в тишине и отрешенности (Атман), и другого, кто, как явленное эго, участвует в творческой игре жизни. Эти два уровня сознания косвенным образом различаются, но сосуществуют. Атман, вечный аспект сознания (точка вечности в сознании), в котором мужской и женский принципы (Шива-Шакти) встречаются как равные, есть чистое единство. Явленное эго, первая форма, которую обретает сознание, когда первичное единство расщепляется, состоит из органов ума, чувств и действий, подверженных постоянным изменениям и импульсам. Атман ничем не связан, не имеет ограничений. Он сохраняет свою целостность и чистоту в вечности. Он «тотален». Под оболочкой верховной энергии (Майя Шакти) человек ошибочно принимает явленное эго за реальность и идентифицирует его с Атманом. Проявленное «я» нарушает наше восприятие внутренней полноты и заставляет нас видеть жизнь как набор отдельных образов. Истинная сущность сокрыта, затемнена ограничивающими факторами (канчуками), которые, подобно навозу, скрывают блеск Атмана и прячут от нас внутреннее единство с космосом. Задача тантрических поисков, цель ритуала и медитации (см. соответствующие главы) - постепенная реализация истиной сущности, такая, чтобы игра проявленного «я» приводила к внутренней полноте Атмана, по мере того как садхака направляет свои шаги от внешнего мира множественности к внутренней точке единства. Возвращение к центру Инволюция есть духовное принуждение. Оно предполагает движение против потока жизни. В личностных тер- минах это значит жажду более высокого состояния сознания, подавление «низших» состояний, подъем по лестнице множественности к единому, духовный маршрут, который принимает форму возвращения к космической нераздельности, априорному состоянию, предшествующему началу всякого опыта. Такое возвращение переносит центр личности от фрагментарных состояний пробужден ности эгоцентрического сознания к космоцентрической полноте, и приводит к образованию союза индивидуального и космического сознания (Шива-Шакти). Это означает смерть профанной сущности, изменчивого проявленного «я» и возвращение, возрождение бессмертного, вечного состояния бытия. И ритуал янтры, и медитация направлены к одной цели - возвращение к верховному центру. Янтра делает процесс инволюции осознанным для адепта. Планы космической иерархии изображаются в янтре как концентрические фигуры, «сходящиеся» от периферии к центру, или, в пирамидальных янтрах, от низших уровней к более высоким, а от них - к вершине. Путешествие от периферии к центру известно как способ инволюции или путь «растворения» (лайя-крама). Напротив, интерпретация янтр как космогонических символов с движением от бинду наружу, известна как способ эволюции (шришти-крама). Так, янтра представляет собой карту пути вечного возвращения и дороги к внутренней целостности. Избегая покровов Майи, адепт постепенно раскрывает свою вечную сущность с помощью символов янтры. Когда адепт полностью интерпретирует все символы космоса, и его тело «станет ян-трой», он перестанет быть отделенным от истины, которую иллюстрируют символы, и сам становится этой истиной. Вернуться к содержанию книги Основные проявления Лакшми (По материалам лекции Гуру Свами Вишнудевананды Гири) Ади-Лакшми – это Мать всего мироздания. Три гуны, три великих божества (Брахма, Вишну, Шива), изначальный космический океан (Экарнава), где все это находится? В древних священных текстах сказано, что все это находится в утробе изначальной Матери. Эта изначальная Мать есть Ади-Лакшми, первозданная материальная энергия вселенной (мулапракрити), которая является источником трех гун. Это энергия изначальной энтропии, первозданный хаос, из которого рождаются миры и боги. Маха-Лакшми – это супруга Вишну. Это благоприятный и щедрый аспект вселенной. Считается, что Лакшми предоставляет все, что нужно для поддержания этой жизни. Она делает доступными любые вещи в этой материальной вселенной. Вишну, ее супруг, как хранитель энергии саттвы, сохраняет жизнь, ритмы, циклы во вселенной, используя мудрость, власть и богатство, которые ему дает Лакшми. Гаджа-Лакшми – это богиня, которую омывают из хоботов слоны. Эти слоны (самец и самка) – это одна из пар диг-гаджей, которые стоят по восьми углам мироздания, поддерживая пространство этого мира, то есть хранители сторон этого мира. Считается, что такие слоны появились, когда Лакшми впервые вышла из причинного океана, а они ее поприветствовали, выполнив абхишеку (омовение). С тех пор омовение (абхишека) – это символ помазания на царство, дарование власти царю или божеству. Считается, что Лакшми любит слонов, поскольку у слонов нет никаких природных врагов в джунглях, и они имеют свободный доступ к еде из-за своей силы. То есть это символ всепроникающей власти и силы. Дхана-Лакшми – это богиня богатства. Вишну как хранитель жизни во вселенной, в свое время отказывался признать эту силу, пока он однажды не полюбил принцессу Падмавати – инкарнацию богини Лакшми. Говорится, что он очень хотел жениться на ней, но у него не было денег заплатить за свадьбу. В конце концов, он обратился к Кувере – богу богатства, чтобы взять в долг, поскольку у него самого не было денег, ведь он отрицал эту силу, силу богатства. Он негативно к ней относился будучи йогом, аскетом. Тогда он поклялся Кувере не покидать землю, пока полностью не выплатит долг, но процент был высокий. Тогда боги испугались, что с такими долгами и процентами он вообще не вернется назад, и обратились к Дхана-Лакшми – Лакшми в форме богини богатства, чтобы она погасила долг и освободила Вишну. Она погасила долг, освободила Вишну. Считается, с того дня Вишну, известный как Даридра-Нараяна – обедневший Нараяна, – в долгу перед ней. Дханья-Лакшми – это богиня еды. Когда Драупади, жена пяти братьев Пандавов, была вместе с ними в лесу, в изгнании, однажды богиня Лакшми появилась перед ней в этой форме, подарив ей горшочек для еды – акшая-патру, – в котором еда никогда не заканчивалась. Так Дханья-Лакшми, богиня еды, избавила Пандавов от нужды просить подаяние. Благодаря этому горшочку они жили все время в джунглях, и у них не было проблем с едой. Однажды, когда Кришна и Баларама были в своем дворце, они увидели, что Лакшми посетила дом сапожника, а потом вышла и пришла к ним во дворец. Они подумали: «Эта женщина из низшей касты, Если мы ее примем – опозоримся. Давайте ее не пустим». Кришна перед ее лицом закрыл дверь. Она постояла и сказала: «Если вы меня не пустите, будете все время бедными». Но они не послушали. Пришло время трапезы, все пошли в трапезную, смотрят – а еда превратилась в опилки. Через некоторое время они обеднели и начали просить милостыню. Им подавали милостыню едой, но каждый кусочек, который им подавали, превращался в опилки. Тогда Баларама и Кришна поняли, что это сама Дханья-Лакшми приходила к ним, а они ее не узнали, не приняли, обидели. Поэтому она ушла из их жизни, оставив голодать, тогда они сделали ей подношение и извинились. Она явилась перед ними, накормила из своих рук и дала им такое наставление: «Поскольку я живу в каждом доме, не делайте различия между кастами, бедными и богатыми, брахманами и сапожниками. Устраните двойственные представления своего ума, основанные на майя-мала (иллюзорном разнообразии)». Бхагья-Лакшми – это богиня удачи. Ритуал, открывающий почитание Бхагья-Лакшми, начинается с игры в кости: он показывает того, кому благоволит Бхагья-Лакшми. По поверью, на шестой день после рождения ребенка Бхагья-Лакшми поднимает новорожденного и пишет его судьбу у него на лбу. Считается, что она может изменить судьбу человека, даровать ему удачу. Однажды уличный мальчишка Банси шел по дороге и просил милостыню. В это время шла церемония, и королевский слон, который должен был выбрать будущего царя, схватил его хоботом, поднял и посадил на спину. Люди, которые несколько минут назад прогоняли его, начали его приветствовать. Старый царь умер бездетным, и по закону того времени первый человек, которого царский слон поднимал на спину, становился царем. Это благословение Бхагья-Лакшми. Вира-Лакшми – это богиня мужества. Однажды некий маг по имени Бхайро попробовал соблазнить отшельницу по имени Вайшнави. Она перебежала гору и равнину, спряталась в пещере, надеясь, что он прекратит погоню. Но когда он настиг ее, она решила вступить с ним в схватку. Она подняла серп и в битве она его обезглавила. Одержав победу, эта Вайшнави проявилась в гневной форме которая известна как Вайшно-деви в штате Джамму. С тех пор эту гневную форму богини считают Вира-Лакшми, которая дарует каждому силу побеждать, противостоять, усмирять, одолевать демонов в схватке. Вира-Лакшми изображается с оружием в руках, восседающей на тигре. Она часто похожа на Дургу, но в отличие от Дурги, Вира-Лакшми никогда не принимает кровавых подношений, хотя она и гневное божество. Ездовым животным Вира-Лакшми является тигр или лев. Видья-Лакшми – богиня обучения и искусств. Подобно Сарасвати ее рассматривают как богиню обучения искусствам. Сарасвати отвечает за чистое, абстрактное знание, нужное для духовного развития, а Видья-Лакшми отвечает за практику, за практическое знание, необходимое для управления материальным миром, поэтому разница между Видья-Лакшми и Сарасвати существует. Милость Сарасвати проявляется как проникновение в Божественное, в суть вещей, а милость Видья-Лакшми проявляется как умение жить в этом мире, как умение манипулировать материальными энергиями, быть адекватным в работе с ситуациями, событийными рядами, связями, отношениями, материальными шакти. Например, часто, если человек живет в миру, он не может себя обеспечить, у него штукатурка в доме отваливается, у него долги, это значит – Видья-Лакшми отвернулась от него, его благословляет только Алакшми. Видья-Лакшми, напротив, дарует возможность решать все проблемы материального мира. Радж-Лакшми – это богиня власти. Ее атрибуты включают корону, трон, подушки, скамеечку для ног, опахало, метелочку, зонтик, флаг и лук. Радж-Лакшми дарует верховную власть, царскую власть, королевскую ауру правителям. Ей поклоняются те, кто хотят получить высокий сан. Радж-Лакшми олицетворяет айшварья-шакти, силу всемогущества, владычества. Для монахов она не очень актуальна, потому что монахи не добиваются этого; для мирских правителей проводятся ритуалы, посвященные Радж-Лакшми. Садху не стремятся стать царями в мирском обществе, владыками чего-то, они стремятся стать владыками в духовном мире, а в относительном мире они могут занимать очень скромную позицию. Гриха-Лакшми – это богиня дома. Считается, что ее присутствие наполняет помещение любовью и жизнью, и превращает его в живое, а когда она отсутствует, дом наполняется гневом, разочарованием, отчаянием и насилием. Один торговец превратил свой дом в гнездо порока, а жена торговца, Шримати, была чистой женщиной. На рассвете Шримати увидела странную красивую женщину в красном сари с горшочком в руке, покидающую дом. На вопрос, кто она такая, незнакомка ответила, что она Гриха-Лакшми, и что она покидает дом, потому что хозяин дома не ценит ее. Шримати очень старалась, но не смогла переубедить Гриха-Лакшми изменить свое решение. В конце концов, она сказала: «Пожалуйста, не переступай порог, пока я не сделаю тебе подношение цветов». Богиня согласилась и ждала в доме, пока Шримати пошла в сад собирать цветы. В саду был колодец; жена торговца прыгнула в колодец и убила себя. Богиня удачи, которая пообещала не уходить, пока не получит цветы от Шримати как подношение, была вынуждена остаться в доме навечно, принося ему процветание. Гриха-Лакшми очень важна для семейных людей. В индуистской традиции, когда невеста первой заходит в дом, трубят раковины, зажигают лампы и стреляют в хлопушки, чтобы отпугнуть злых духов. А невестка считается Гриха-Лакшми. И, когда она заходит, то опрокидывает горшочек риса в дом. Сундарья-Лакшми – это богиня красоты. Рати, дочь Брахмы, была обычно выглядящей девушкой. Ни мужчины, ни боги, ни демоны не находили ее привлекательной. Одинокая, без возлюбленного, она обратилась к Сундарья-Лакшми за помощью. Тогда Богиня дала ей шестнадцать заклинаний и различные украшения: ~ браслеты для рук; ~ браслеты на щиколотки; ~ колечки на пальцы ног; ~ тиары с драгоценными камнями; ~ ожерелья из жемчуга, бриллиантов и золота; ~ серьги, чтобы украсить стороны лица; ~ колечки в нос; ~ пояса из жемчуга; ~ красное сари, расшитое золотом; ~ благовонные пасты; ~ яркие благоухающие цветы для волос; ~ кохль, тушь для глаз; ~ орехи бетеля и лайм; ~ черную точку на лице для красоты; ~ хну и красную краску для рисунка на ладонях и подошвах; ~ красную точку, бинду. Украшенная всем этим, Рати стала самой красивой женщиной во всех трех мирах и получила благосклонность Манматхи, бога Любви. Все они вместе поклонялись Сундарья-Лакшми как покровительнице всех красивых вещей. Те, кто стремятся к обретению красоты, почитают Сундарья-Лакшми, Лакшми в аспекте прекрасного. Красота – это божественность, проявленная в форме. Сантан-Лакшми – это богиня, дарующая детей. Сантан-Лакшми помогает женщинам растить детей и защищает детей от болезней. Некоторые также считают ее единой с Амбой или Гаури, т.е. Парвати, матерью Ганеши. Однажды шесть женщин забеременели, купаясь в озере, в которое упала капля пота Шивы. Они родили шесть кусков плоти. Не зная, что с ними делать, они обратились к Сантан-Лакшми. Она приняла форму кошки и пришла к ним на помощь. Она проглотила эти куски плоти и извергла шестиголового двенадцатирукого юношу. Это был Шастха, бог войны. Шести женщинам, которые были благословлены Сантан-Лакшми, поклоняются как девственницам-матерям (кумари-мата) женщины во многих сельских общинах. Они помогают женщинам забеременеть, помогают в родах и защищают маленьких детей от смертельных болезней. Их храмы ставят на берегах рек и озер. Го-Лакшми – богиня покровительница коров. В древнем обществе коровам поклонялись, как Го-Лакшми. Корову называли Камадхену, «исполняющая желания», потому что человек, у которого есть корова, не зависит ни от кого, чтобы обеспечить себя всем нужным в жизни. Васудха-Лакшми – богиня Земли, также ее зовут Бхумидеви или Дхарини (основание), поскольку она несет на своей спине ношу жизни. Она очень терпелива, сильна и смиренна. Но когда люди начинают действовать эгоистично, извлекают выгоду из ее богатств, становятся жадными, надменными, она отказывается нести их вес. Например, если люди загрязняют Землю, нарушают экологию, она умоляет Вишну, ее охранника и защитника, защитить ее. Тогда Вишну может принимать форму Рамы, Кришны, Парашурамы, нисходить в мир людей и защищать Лакшми в форме Васудха-Лакшми, в форме Земли, от ее загрязнения. Говорится, что иногда Бхумидеви сама берет все в свои руки, и тогда ее ярость проявляется через землетрясения, вулканы. Когда Земля начинает реагировать на загрязнения, на нечистые мысли людей, происходят катаклизмы, климатические проблемы, вулканы, цунами – это ответ Бху-Лакшми на неправильную активность живых существ, которые ее населяют. Сейчас мы видим, что с каждым годом увеличивается количество землетрясений, цунами, то есть все человечество и Земля входят в такую эпоху турбулентности. Грубо говоря, это значит, что Лакшми в форме Бхумидеви устала от человеческих мыслей, и она подает знак, что людям необходимо менять свое мышление, свои приоритеты, ценности. Когда-то она была известна как Эканамса, богиня с двумя мужьями, темным и светлым. Темного звали Васудева, а светлого – Баладева. Это божества животноводства и сельского хозяйства. Оба – инкарнации Вишну. Эти божества покровительствуют отношениям с Бхумидеви через животное и растительное царства. Дипа-Лакшми – это богиня ламп, поскольку темнота считается неблагоприятной, она считается тамасом, невежеством, инерцией, ведь в темноте нельзя увидеть свой путь, в тамасе нельзя идти к Просветлению, а Свет означает осознанность, порядок в жизни. Лакшми живет в каждом светильнике, приносит свет, тепло в жизнь каждого, поэтому по каждому благоприятному поводу зажигают лампы, светильники: рождение, праздник, свадьба, празднество, и этим призывают Лакшми. Если случается какое-то несчастье, то традиционно лампы гасят. Арогья-Лакшми – это богиня здоровья. Когда боги и асуры пахтали молочный океан, она появилась вместе с Дханвантари, богом здоровья и целительства. Он считается эманацией Вишну. Дханвантари дал людям Аюрведу, амриту (нектар вечной жизни), искусство долголетия, а Арогья-Лакшми, появившаяся в этот момент вместе с ним, олицетворяет аспект, который дарует хорошее здоровье, дух
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 426; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.235.177 (0.014 с.) |