Подходы к определению административного иска. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Подходы к определению административного иска.



Административный иск - обращение в административный суд о защите прав, свобод и интересов в публично-правовых отношениях. (Ст.3 КАСУ)

В юридической литературе не существует единого подхода к определению иска. Наиболее распространенным и обоснованным является определение иска как «требования истца к ответчику, обращенной через суд, о защите нарушенного или такого, что оспаривается, субъективного права или охраняемого законом интереса, совершенное в определенной законом процессуальной форме».

Среди представителей данной теории есть некоторые разногласия. Так, ряд ученых придерживается мнения о существовании двух самостоятельных понятий иска. Под иском в процессуальном смысле понимается обращенное к суду требование о защите нарушенного или оспоренного права или законного интереса. Под иском в материально-правовом смысле понимается обратит-на через суд материально-правовое требование истца к ответчику. Иск в материальном смысле - право на удовлетворение своих исковых требований. Именно в этом плане используется понятие права на иск и исковая давность. В Украине понятие иска употребляется в смысле способности материального субъективного права к принудительному осуществлению через суд. Пропуск срока исковой давности влечет за собой утрату права на иск в материально-правовом смысле. Таким образом, право на иск в материально-правовом смысле - это самое спорное субъективное право, которое может быть принудительно осуществлено.

Большинство ученых все же считает, что иск - единое понятие, которое включает в себя как материальную, так и процессуальную стороны. При этом требование истца к ответчику составляет материально-правовую сторону иска, а требование его в суд о защите права - процессуально-правовое.

Указанные различия во мнениях не очень значительные, поскольку обе группы ученых понимают иск прежде всего как материально-правовое требование истца к ответчику и требование к суду одновременно. При таком подходе не учитывается то обстоятельство, что спор о праве между сторонами может существовать до обращения в суд. Стороны при этом находятся в противоборстве, но истцом и ответчиком не является. Поэтому вызывает возражение главная роль материально-правового требования при определении иска.

Третья группа ученых придерживается позиции, согласно которой иск понимается как чисто процессуальный институт, т.е. требование к суду о защите нарушенного права.

Рассмотрение иска только в процессуальном аспекте обедняет его понятие, поскольку практически выводит за его пределы вопроса о материально правовое требование истца к ответчику. Не раз в литературе отмечалась важность материального содержания иска. Отметим, что важность материально-правового требования не следует абсолютизировать. Понятно, что не учитывать ее совсем при формировании дефиниции иска нельзя, однако следует отметить, что даже при смене материально-правового требования сам ход процесса останется неизменным.

Кроме того, при таком понимании иска требование лица, выступающего от своего имени за защитой прав и законных интересов других лиц, нельзя назвать иском, потому что это требование не содержит и не может. Содержать материально-правового требования истца к ответчику. Такой вывод противоречит действующему законодательству. Таким образом, представляется, что материально-правовое требование истца к ответчику - это содержание иска, но на установленную процессуальную форму рассмотрения дела она не влияет.

Следовательно, определение иска может содержать и материально-правовой и процессуально-правовой аспекты, но акцент, несомненно, должен быть сделан на том, что иск - это право предъявлять требование в суд. Кроме того, в правовом государстве формы исковой защиты может приобретать охрана объективного правопорядка и, в частности, норм объективного права от различного рода противоправных посягательств. Соответственно, целью иска может выступать защита установленного правопорядка от нарушений как со стороны частных лиц, так и со стороны административных органов. При таком подходе вполне оправданно отнесение к институту административного иска процессуального требования о привлечении лица к административной ответственности за административный проступок и требования о проверке законности привлечения к такой ответственности. Во Франции, например, подобные иски называют исками по поводу мер карательной ответственности или в связи с применением репрессий. В этом контексте можно утверждать, что действующее законодательство вплотную приблизилось к установлению полноценной юридической конструкции иска о привлечении к административной ответственности и иска о проверке законности.

Административный иск может быть определен как требование юрисдикционного органа о проверке законности административного акта, защите субъективных публичных прав и законных интересов или публичного правопорядка, выходит из указанного заявителем спорного публично-правового отношения и предполагая разрешение конфликтной ситуации посредством применения правовосстановительные или административно -карательных мер.

 

Право на обращение в административный суд.

В административный суд имеет право обратиться с административным иском лицо, считающее, что нарушены его права, свободы или интересы в сфере публично-правовых отношений. Субъект властных полномочий имеет право обратиться в административный суд в случаях, установленных законом.

Административный иск подается в административный суд в форме письменного искового заявления лично истцом или его представителем. Исковое заявление может быть направлено в административный суд по почте. По просьбе истца служащим аппарата административного суда может быть оказана помощь в оформлении искового заявления.

Административный иск может содержать требования об:

· Отмены или признания недействительным решения ответчика - субъекта властных полномочий полностью или отдельных его положений;

· Обязательства ответчика - субъекта властных полномочий принять решение или совершить определенные действия;

· Обязательства ответчика - субъекта властных полномочий воздержаться от совершения определенных действий;

· Взыскании с ответчика - субъекта властных полномочий средств на возмещение вреда, причиненного его незаконным решением, действием или бездействием;

· Выполнение остановленной или несовершенного действия;

· Установление наличия или отсутствия компетенции (полномочий) субъекта властных полномочий.

Исковое заявление может содержать другие требования в защиту прав, свобод или интересов в сфере публично-правовых отношений.

В исковом заявлении указываются:

· Наименование административного суда, в который подается исковое заявление;

· Имя (наименование) истца, почтовый адрес, а также номер средства связи, адрес электронной почты, если таковые имеются;

· Имя (наименование) ответчика, должность и место службы должностного или служебного лица, почтовый адрес, а также номер средства связи, адрес электронной почты, если таковые известны;

· Содержание исковых требований и изложение обстоятельств, которыми истец обосновывает свои требования;

· В случае необходимости - ходатайство об освобождении от уплаты судебного сбора; об освобождении от оплаты правовой помощи и обеспечении оказания правовой помощи, если соответствующий орган отказал лицу в обеспечении правовой помощи, о назначении судебной экспертизы; об истребовании доказательств, о вызове свидетелей и т.д.;

· Перечень документов и других материалов, которые прилагаются.

В подтверждение обстоятельств, которыми обосновываются исковые требования, истец указывает доказательства, о которых ему известно и которые могут быть использованы судом.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 234; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.119.199 (0.005 с.)