Система и структура административных судов. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Система и структура административных судов.



Систему административных судов Украины составляют: местные административные суды; апелляционные административные суды; Высший административный суд Украины; Верховный Суд Украины. Создание системы административных судов составляющей реформирования всей судебной системы Украины в соответствии с требованиями Конституции Украины на принципах территориальности и специализации в интересах обеспечения эффективной судебной защиты прав и свобод человека и гражданина.

10. Состав суда. Основания и порядок отвода суда.

1. Все административные дела в суде первой инстанции, кроме случаев, установленных настоящим Кодексом, рассматриваются и решаются судьей единолично.
1. Административные дела, предметом обжалования в которых
решения, действия или бездеятельность Президента Украины, Кабинета
Министров Украины, министерства или другого центрального органа исполнительной власти, Национального банка Украины, их
должностного или служебного лица, избирательной комиссии (комиссии по референдуму), члена этой комиссии рассматриваются и разрешаются в окружном административном суде коллегией в составе трех
судей.
2.Административни дела рассматриваются и разрешаются в
окружном административном суде коллегией в составе трех
судей также по ходатайству одной из сторон о коллегиальном
рассмотрение дела или по инициативе судьи в случае их особой сложности.
3. Пересмотр судебных решений в административных делах в
апелляционном порядке осуществляется коллегией в составе трех
судей.
4. Пересмотр судебных решений по административным делам в
кассационном порядке осуществляется коллегией в составе не менее
пяти судей.
5. Административные дела, подсудные Высшему административному суду Украины как суду первой инстанции, рассматриваются и
решаются коллегией в составе не менее пяти судей.
6. Пересмотр судебных решений по административным делам в
Верховном Суде Украины по исключительным обстоятельствам осуществляется коллегией в составе судей Судебной палаты в административных делах Верховного Суда Украины при участии не менее двух третей ее численности (но не менее пяти судей) или коллегией в составе судей соответствующих судебных палат Верховного Суда Украины по правилам, предусмотренным частью второй статьи 241 настоящего Кодекса (с изменениями, внесенными Законом Украины от 06.10.2005 г.).

Статья 27. Основания для отвода (самоотвода) судьи
1. Судья не может участвовать в рассмотрении административного дела и отводится:
1) если он участвовал в рассмотрении дела или связанного с ним дела как представитель, секретарь судебного заседания, свидетеля, эксперта, специалиста, переводчика;
2) если он прямо или косвенно заинтересован в результате рассмотрения дела;
3) если он является членом семьи или близким родственником (муж, жена, отец, мать, отчим, мачеха, сын, дочь, пасынок, падчерица, брат, сестра, дед, баба, внук,внучка, усыновитель или усыновленный, опекун или попечитель, член семьи или близкий родственник этих лиц) стороны или других лиц, участвующих в деле;
4) при наличии других обстоятельств, вызывающих сомнение в беспристрастности судьи.
2. Судья отводится также при наличии обстоятельств, установленных статьей 28 настоящего Кодекса.
3. В состав суда не могут входить лица, являющиеся членами семьи, родственниками между собой или родственниками супругов.

11. Понятие административной юрисдикции.
Административная юрисдикция заключается в рассмотрении административно-правовых споров, в установленной законом административно-процессуальной форме специально уполномоченными на то судом, наделен правом рассматривать административные дела.
Дело административной юрисдикции - переданный на решение административного суда публично-правовой спор, в котором хотя бы одной из сторон является орган исполнительной власти, орган местного самоуправления, их должностное или служебное лицо или другой субъект, осуществляющий властные управленческие функции на основе законодательства, в том числе на выполнение делегированных полномочий.
В КАСУ использованы вплоть способы для определения предмета административной юрисдикции: 1) общее определение - через понятие административного дела (пункт 1 статьи 3), 2) определение через перечень категорий дел, относящихся к предмету административной юрисдикции (часть первая статьи 17), 3) определение через перечень категорий дел публично-правового характера, не относящихся к предмету административной юрисдикции (часть вторая статьи 17).
Предмет административной юрисдикции составляют публично-правовые споры, в которых хотя бы одной из сторон является субъект властных полномочий (пункт 1 статьи 3 КАСУ), т.е. обязательной стороной в таких спорах должен быть представитель публичной власти (орган государственной власти, орган местного самоуправления и т.п.). При этом юрисдикция административных судов охватывает все публично-правовые споры, кроме споров, для которых законом установлен другой порядок судебного решения (часть вторая статьи 4 КАСУ).Речь идет о публично-правовые споры именно с участием субъектов властных полномочий. Исключение составляют лишь споры относительно правоотношений, связанных с процессом выборов или референдума, отнесенные к административной юрисдикции независимо от того, есть ли у них стороной субъект властных полномочий.

12. Публично-правовой спор, как предмет административного судопроизводства.
Публично-правовой спор необходимо рассматривать в единстве его материального и процессуального аспектов. Материальный аспект публично-правового спора раскрывает сущность противоречий между субъектами такого спора, возникшие в связи с реализацией прав, свобод и интересов этих субъектов в сфере публично-правовых отношений. Процессуальный аспект раскрывает сущность публично-правового спора как предмета рассмотрения административным судом, т.е. административного дела.
Субъектами публично-правового спора являются лица, между которыми возникли разногласия по поводу реализации их прав и обязанностей в публично-правовых отношениях.
Объектом публично-правового спора являются права, свободы и интересы, реализации или удовлетворению которых препятствует субъект властных полномочий.
Предметом публично-правового спора является решение, действия или бездеятельность субъектов властных полномочий, а также действия или бездействие субъектов публично-правовых отношений, которые не являются субъектами властных полномочий, но являются субъектами публично-правового спора.
Нужно заметить, что к юрисдикции административных судов относятся не все публично-правовые споры, а лишь те, одним из участников в которых является субъект, осуществляющий властные управленческие функции, за незначительными исключениями, в частности, в сфере избирательных правоотношений. То есть не относятся к административной юрисдикции споры из публично-правовых отношений, где отсутствует субъект, который наделен публично-властными полномочиями, а также отношений, где такой субъект хотя и есть, но он не осуществляет властные управленческие функции (например, из отношений по принятию законов или принятия судебного решения).

13. Общая характеристика категорий публично-правовых споров, отнесенных к административной юрисдикции.
В КАС Украины представлены следующие категории публично-правовых споров, отнесенных к административной юрисдикции (ст. 17):
1) споры физических или юридических лиц с субъектом властных полномочий относительно обжалования его решений (нормативно-правовых актов или правовых актов индивидуального действия), действий или бездействия;
2) споры по поводу принятия граждан на публичную службу, ее прохождения, увольнения с публичной службы;
3) споры между субъектами властных полномочий по поводу реализации их компетенции в сфере управления, в том числе делегированных полномочий, а также споры, возникающие по поводу заключения, выполнения, прекращения, отмены или признания недействительными административных договоров;
4) споры по обращению субъекта властных полномочий в случаях, установленных законом;
5) споры относительно правоотношений, связанных с избирательным процессом или процессом референдума.
Компетенция административных судов не распространяется на публично-правовые дела:
1) которые отнесены к юрисдикции Конституционного Суда Украины;
2) что предстоит решать в порядке уголовного судопроизводства;
3) о наложении административных взысканий;
4) об отношениях, которые в соответствии с законом, уставом (положением) объединения граждан отнесены к его внутренней деятельности или исключительной компетенции.

14. Споры физических или юридических лиц с субъектом властных полномочий относительно обжалования его решений (нормативно-правовых актов или правовых актов индивидуального действия), действий или бездействия.
Статья 55
Конституции гарантирует каждому право на защиту своих прав и свобод в суде, а также на обжалование в суде решений, действий или бездеятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных и служебных лиц.
Для определения предмета обжалования в этой категории административных дел необходимо выяснить содержание понятия "решения, действия или бездеятельности субъекта властных полномочий".
Понятие «субъект властных полномочий" определено в статье 3 КАС Украины - это органы государственной власти, орган местного самоуправления, их должностные или служебные лица, другой субъект при осуществлении ими властных управленческих функций на основе законодательства, в том числе на выполнение делегированных полномочий.
Следовательно, необходимым и единственным признаком субъекта властных полномочий является осуществление этим субъектом властных управленческих функций, при этом эти функции должны осуществляться субъектом именно в тех правоотношениях, в которых возник спор.
Решения субъекта властных полномочий в контексте положений КАСУ необходимо понимать как нормативно-правовые акты, так и правовые акты индивидуального действия.
Нормативно-правовые акты - решения, действие которых распространено на неопределенное или определенное общими признаками круг лиц и предназначенные для неоднократного применения по этому кругу лиц.

КАСУ устанавливает особенности производства по отдельным категориям административных дел относительно обжалования решений, действий или бездеятельности субъектов властных полномочий, а именно - в делах относительно обжалования нормативно-правовых актов (статья 171), об обжаловании решений, действий или бездеятельности государственной исполнительной службы, если законом не установлен иной порядок обжалования (статья 181), об обжаловании решений, действий, бездействия, ограничивающие реализацию права на мирные собрания (статья 183).

15. Споры по поводу принятия граждан на публичную службу, ее прохождения и увольнения с публичной службы.
Споры относительно принятия граждан на публичную службу, ее прохождения, освобождения от нее специально выделены отдельно, чтобы по ошибке не идентифицировали как трудовые споры и не относили к гражданской юрисдикции.Отношения, возникающие в сфере публичной службы (прежде всего, это служба в органах государственной власти и местного самоуправления), является предметом регулирования конституционного и административного права и законодательства. Трудовое законодательство (законодательство о труде) может применяться к ним лишь субсидиарно, но от этого они не перестают быть отношениями публичной службы и не становятся трудовыми.
Понятие публичной службы в КАСУ раскрыта через перечень разновидностей этой службы (пункт 15 статьи 3). Таким образом, можно выделить:
1) споры из отношений деятельности на государственных политических должностях (народные депутаты Украины, члены Кабинета Министров Украины, заместители министров, председатели областных, Киевской и Севастопольской городских государственных администраций и их заместители);
2) споры из отношений государственной службы, в частности по отношениям профессиональной деятельности судей, прокуроров, отношений военной службы, альтернативной (невоенной) службы, дипломатической службы, отношений иной государственной службы (прежде всего в органах исполнительной власти);
3) споры из отношений службы в органах власти Автономной Республики Крым;
4) споры из отношений службы в органах местного самоуправления (в том числе из отношений деятельности депутатов местных советов всех уровней).
К первой из указанных категорий можно отнести и дела о досрочном прекращении полномочий народного депутата Украины в случае невыполнения им требований относительно несовместимости, особенности производства в которых установлены статьей 180 КАСУ.
В последних двух можно отнести, в частности, и споры о досрочном прекращении полномочий депутата Верховной Рады Автономной Республики Крым или местного совета, в том числе в случае обжалования решения высшего руководящего органа политической партии (избирательного блока политических партий) о прекращении полномочий депутата (статья 7 Закона Украины "О Верховной Раде Автономной Республики Крым" от 10 февраля 1998 года, статья 5 Закона Украины "О статусе депутатов местных советов" от 11 июля 2002 года с изменениями, внесенными Законом Украины от 12 января 2007 года N 602-V).

16. Споры между субъектами властных полномочий по поводу реализации их компетенции в сфере управления, в том числе делегированных полномочий, а также споры, возникающие по поводу заключения и выполнения административных договоров.
К юрисдикции административных судов относятся и так называемые компетенционные споры (пункт 3 части первой статьи 17 КАСУ).
Во компетенцийних спорами понимаются споры между субъектами властных полномочий по поводу реализации их компетенции в сфере управления (публичной администрации), в том числе делегированных полномочий. Особенностью таких споров является то, что сторонами в них - как истцом, так и ответчиком - являются субъекты властных полномочий.
Компетенция органа или должностного лица составляют их полномочия, определенные законом. Вследствие различного толкования законодательства компетенция субъектов властных полномочий нередко может пересекаться, вследствие чего может возникнуть компетенционное спор. Кроме того, возникновение компетенционный спора может быть результатом злоупотреблений, которые проявляются в форме присвоения полномочий или превышение собственных полномочий.
Компетенционные споры зачастую могут возникать между органами исполнительной власти и органами местного самоуправления, особенно по осуществлению делегированных полномочий. В рамках таких споров может решаться, например, вопрос о противоправности акта субъекта властных полномочий, выданного без должных полномочий или с их превышением.
Компетенционные споры можно классифицировать за субъектным составом: 1) споры между государственными органами и органами (должностными лицами) местного самоуправления, 2) споры между органами местного самоуправления, 3) споры между органами (должностными лицами) местного самоуправления и органами самоорганизации населения, 4) споры между другими субъектами властных полномочий.
Истцом в компетенцийних спорам является субъект властных полномочий, если он считает, что другой субъект властных полномочий - ответчик своим решением или действиями вмешался в его компетенцию или принятия такого решения или совершения действий является его прерогативой. Если компетенцию субъекта властных полномочий, а соответственно - интересы истца, не были нарушены, в удовлетворении иска принадлежит отказать.
Споры, возникающие из административных договоров, является самостоятельной категорией споров, отнесенных к административной юрисдикции (пункт 3 части первой статьи 17 КАСУ). Однако некоторые из них являются одновременно компетенцийних спорами - если они касаются административных договоров, обеими сторонами в которых являются субъекты властных полномочий. Административный договор - двух-или многосторонняя сделка, содержание которого составляют права и обязанности сторон, вытекающие из властных управленческих функций субъекта властных полномочий, который является одной из сторон сделки.
Формула "споры, возникающие по поводу заключения и выполнения административных договоров" охватывает весь спектр споров, возникающих в отношениях, связанных с административными договорами, в том числе споры о недействительности этих договоров, их изменения или расторжения.

17. Споры, возникающие по поводу, заключения, исполнения, прекращения, отмены или признания не действующими административных договоров.

18. Споры по обращению субъекта властных полномочий.
Административные дела, возникающие из указанных споров, суд рассматривает лишь по административному иску субъекта властных полномочий. Ответчиками в них могут быть гражданин Украины, иностранец или лицо без гражданства, объединения граждан, юридическое лицо, в этих правоотношениях не являются субъектами властных полномочий.
Согласно части четвертой статьи 50 КАСУ, это положение распространяется на дела: 1) о временном запрете (остановка) отдельных видов или всей деятельности объединения граждан по иску легализирующего органа или прокурора (часть четвертая статьи 37 Конституции Украины, статья 31 Закона Украины "Об объединении граждан") 2) о принудительном роспуске (ликвидации) объединения граждан по иску легализирующего органа или прокурора (часть четвертая статьи 37 Конституции Украины, статья 32 Закона Украины "Об объединении граждан"), 3) о принудительном выдворении иностранца или лица без гражданства из Украины по иску органа внутренних дел или органа охраны государственной границы (часть пятая статьи 32 Закона Украины "О правовом статусе иностранцев и лиц без гражданства") 4) об ограничении относительно реализации права на мирные собрания по иску органа государственной власти или органа местного самоуправления (часть вторая статьи 39 Конституции Украины, часть первая статьи 182 КАСУ), 5) и другие дела в случаях, установленных законом.
Примером "других дел в случаях, установленных законом" могут быть дела о: 1) обжалование избирательной комиссией решений, действий или бездействия средств массовой информации и их владельцев и творческих работников, предприятий, учреждений, организаций, их должностных и служебных лиц, нарушающих законодательство о выборах и референдуме (часть первая статьи 174 КАСУ; статья 30 Закона Украины "О выборах депутатов Верховной Рады Автономной Республики Крым, местных советов и сельских, поселковых, городских голов", статьи 103, 112 - 114 Закона Украины "О выборах народных депутатов Украины ", статьи 91, 100 - 102 Закона Украины" О выборах Президента Украины ") 2) отмена по иску Центральной избирательной комиссии регистрации кандидата на пост Президента Украины (часть первая статьи 176 КАСУ, статья 56 Закона Украины" О выборах Президента Украины "), 3) досрочное прекращение полномочий народного депутата Украины в случае невыполнения им требований относительно несовместимости по иску председателя Верховной Рады Украины (часть четвертая статьи 81 Конституции Украины, часть первая статьи 180 КАСУ, статья 5 Закона Украины "О статусе народного депутата Украины") 4) прекращение государственной регистрации юридического лица или физического лица - предпринимателя, например, в случае осуществления ими деятельности, запрещенной законом (статья 38 Закона Украины "О государственной регистрации юридических лиц и физических лиц - предпринимателей) и т.д..

19. Споры относительно правоотношений, связанных с избирательным процессом или процессом референдума.
Согласно статье 69 Конституции Украины народное волеизъявление осуществляется через выборы, референдум и иные формы непосредственной демократии. Правоотношения по выборам, референдуму регулируются Конституцией Украины и Законами Украины "О выборах народных депутатов Украины" (в редакции Закона Украины от 7 июля 2005 года N 2777-IV), "О выборах депутатов Верховной Рады Автономной Республики Крым, местных советов и сельских, поселковых, городских голов "от 6 июля 2010 года" О выборах Президента Украины "(в редакции Закона Украины от 18 марта 2004 года N 1630-IV)," О всеукраинском и местных референдумах "от 3 июля 1991 года.
К споров, возникающих в процессе выборов или референдума, можно отнести споры о: 1) обжалование решений, действий или бездеятельности избирательных комиссий (комиссий по референдуму), членов этих комиссий (статья 172 КАСУ) 2) уточнение списка избирателей (статья 173 КАСУ) 3) обжалование решений, действий или бездействия органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, средств массовой информации и их владельцев, предприятий, учреждений, организаций, их должностных и служебных лиц, творческих работников средств массовой информации, нарушающих законодательство о выборах и референдуме (статья 174 КАСУ) 4) обжалование действий или бездействия кандидатов, их доверенных лиц, партий (блока местных организаций партий) их должностных лиц и уполномоченных лиц, инициативных групп референдума, других субъектов инициирования референдума, официальных наблюдателей от субъектов избирательного процесса (статья 175 КАСУ), 5) отмены регистрации кандидата на пост Президента Украины (статья 176 КАСУ).
Часть споров относительно правоотношений, связанных с избирательным процессом или процессом референдума, так же можно отнести к категории споров с субъектом властных полномочий относительно обжалования его решений, действий или бездействия. У них чаще всего речь идет об обжаловании решений, действий или бездеятельности избирательной комиссии или комиссии по референдуму, которые имеют властные полномочия. Какая-то часть избирательных споров, а именно та, которая рассматривается по обращению избирательной комиссии, охватывается категорией споров по обращению субъекта властных полномочий. Однако есть ряд избирательных споров, где субъекта властных полномочий может и не быть, - говорится о спорах между кандидатами на выборную должность, партиями (блоками) и другие. Поэтому возникла необходимость отдельно выделить споры относительно правоотношений, связанных с процессом выборов или референдумов.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 276; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.251.72 (0.009 с.)