Мы поможем в написании ваших работ!
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
|
Суть и значение апелляционного производства в административном суде.
Апелляционное обжалование и проверка решений и определений суда первой инстанции, не вступившие в силу (законной силы) как процессуальная гарантия защиты прав и охраняемых законом интересов сторон, других лиц, участвовавших в рассмотрении дел и укрепления законности и задач административного судопроизводства достигается реализацией ими права на обжалование судебных актов и проверкой судом апелляционной инстанции их законности и обоснованности путем повторного рассмотрения дела (перевиришення), с возможностью устанавливать новые факты, исследовать новые доказательства, а также доказательства, которые исследовались судом первой инстанции с нарушением установленного порядка. Так, при апелляционном обжаловании заинтересованные стороны и иное лицо, участвующее в деле, и считает вынесенное судом первой инстанции решения, определение незаконными и необоснованными, переносит в апелляционной инстанции дело на новое (повторное) рассмотрение и проверку такого решения.
Суть апелляции заключается в новом (повторном) рассмотрении и перевиришенни дела судом апелляционной инстанции.
Таким образом, апелляционное обжалование и проверка решений и определений суда первой инстанции обеспечивает их законность и обоснованность, защита прав, свобод и интересов лиц, участвовавших в деле, а также публичных интересов.
Вместе апелляционное производство е одной из форм что обеспечивает одинаковое применение судами законов при решении административных дел. Рассмотрение дел по апелляционным жалобам и представлениям прокуроров позволяет исправлять ошибки судов первой инстанции и направлять их работу, обеспечивая правильный и одинаковый подход к применению норм материального и процессуального права, а также превентивный характер - предупреждает нарушение норм права гражданами, организациями, должностными и служебными лицами.
88. Право на апелляционное обжалование и порядок его реализации. Статья 185 КАСУ определяет круг лиц, имеющих право на апелляционное обжалование (субъекты апелляционного обжалования), и судебные решения, которые могут быть обжалованы в апелляционном порядке (предмет апелляционного обжалования). Статья не только направлена на реализацию конституционного принципа обеспечение апелляционного и кассационного обжалования решения суда, кроме случаев, установленных законом, но и призвана не допустить использования механизма обжалования для судебной тяжбы. Право на апелляционное обжалование имеет любое лицо, в отношении прав, свобод, интересов и обязанностей которого суд решил вопрос. Такое право имеют: 1) стороны (истец, ответчик) и третьи лица, 2) лица, не участвовавшие в деле, но суд решил вопрос об их правах, свободах, интересах и обязанностях. Правом на апелляционное обжалование наделены представители этих лиц, и не обязательно, чтобы представитель участвовал в деле во время его рассмотрения судом первой инстанции. Представитель, участвующий в административном деле на основании договора, может обжаловать судебные решения, если такое право специально оговорено в выданной ему доверенности (часть вторая статьи 59 КАСУ). Все названные лица имеют непосредственную материальную и (или) процессуальную заинтересованность в результатах рассмотрения дела. Общим является правило, в апелляционном порядке может быть обжаловано любое постановление суда, не вступившее в законную силу (в том числе частичную постановление и дополнительное постановление). Основаниями апелляционного обжалования: 1) неполное выяснение судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела, 2) недоказанность обстоятельств, имеющих значение для дела, суд первой инстанции признал установленным, 3) несоответствие выводов суда обстоятельствам по делу, 4) решение не всех исковых требований или вопросов, 5) нарушения норм материального или процессуального права, что привело к неправильному решению дела или вопроса, или правильное по существу решение дела или вопроса, но с ошибочным применением норм материального или процессуального права; 6) дело рассмотрено и решен в первой инстанции неполномочным составом суда; 7) в принятии судебного решения принимал участие судья, которому был заявлен отвод на основании обстоятельств, вызвавших сомнение в беспристрастности судьи, и заявление о его отводе признано судом апелляционной инстанции обоснованным; 8) судебное решение принято или подписано не тем судьей, который рассмотрел дело. Процессуальный порядок рассмотрения апелляционной жалобы. Об апелляционном обжаловании решения суда первой инстанции сначала подается заявление. Обоснование мотивов обжалования и требования к суду апелляционной инстанции излагаются в апелляционной жалобе. Заявление об апелляционном обжаловании и апелляционная жалоба подаются в административный суд апелляционной инстанции через суд первой инстанции, который принял обжалуемое судебное решение. Копия апелляционной жалобы одновременно направляется лицом, подающим, в суд апелляционной инстанции. Заявление об апелляционном обжаловании постановления суда первой инстанции подается в течение десяти дней со дня его провозглашения, а в случае составления постановления в полном объеме в соответствии со статьей 160 КАСУ - со дня составления в полном объеме. Если постановление было провозглашено в отсутствие лица, участвующего в деле, то срок подачи заявления об апелляционном обжаловании исчисляется со дня получения им копии постановления. Апелляционная жалоба на постановление суда первой инстанции подается в течение двадцати дней после представления заявления об апелляционном обжаловании. Заявление об апелляционном обжаловании постановления суда первой инстанции подается в течение пяти дней со дня провозглашения постановления. Если определение было постановлено без вызова лица, которое его обжалует, то срок подачи заявления об апелляционном обжаловании исчисляется со дня получения им копии постановления. Апелляционная жалоба на определение суда первой инстанции подается в течение десяти дней после представления заявления об апелляционном обжаловании. Апелляционная жалоба может быть подана без предварительной подачи заявления об апелляционном обжаловании, если жалоба подается в срок, установленный для подачи заявления об апелляционном обжаловании. Заявление об апелляционном обжаловании или апелляционная жалоба, представленные после истечения сроков, остаются без рассмотрения, если суд апелляционной инстанции по заявлению лица, которое их подало, не найдет оснований для возобновления срока, о чем выносится определение. Суд первой инстанции после получения всех апелляционных жалоб по делу от лиц, подавших заявления об апелляционном обжаловании, или через три дня после окончания срока на подачу апелляционной жалобы направляет их вместе с делом в административный суд апелляционной инстанции. Апелляционные жалобы, поступившие после направления дела в административный суд апелляционной инстанции, не позднее следующего дня после их поступления направляются в административный суд апелляционной инстанции. После окончания апелляционного рассмотрения дела коллегия судей удаляется в совещательную комнату для принятия судебного решения.
90. Полномочия суда апелляционной инстанции по результатам рассмотрения апелляционной жалобы на постановление и постановление суда. Полномочия суда апелляционной инстанции по результатам рассмотрения апелляционной жалобы на постановление суда. По результатам рассмотрения апелляционной жалобы на постановление суда первой инстанции суд апелляционной инстанции вправе: 1) оставить апелляционную жалобу без удовлетворения, а постановление суда - без изменений, 2) изменить постановление суда, 3) отменить его и принять новое постановление суда; 4) отменить постановление суда и оставить исковое заявление без рассмотрения или прекратить производство по делу; 5) признать постановление суда недействительным и закрыть производство по делу, 6) отменить постановление суда и направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции. Полномочия суда апелляционной инстанции по результатам рассмотрения апелляционной жалобы на определение суда По результатам рассмотрения апелляционной жалобы на определение суда первой инстанции суд апелляционной инстанции вправе: 1) оставить апелляционную жалобу без удовлетворения, а постановление суда - без изменений, 2) изменить решение суда, 3) отменить определение суда и постановить новое определение с направлением дела в суд первой инстанции для продолжения рассмотрения дела; 4) отменить определение суда и оставить исковое заявление без рассмотрения или прекратить производство по делу; 5) признать постановление суда недействительным и закрыть производство по делу, 6) отменить определение суда и направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции. (ст. 199 КАСУ)
Судебные решения суда апелляционной инстанции. Рассмотрев апелляционную жалобу, суд апелляционной инстанции выносит определение в случае: 1) оставления апелляционной жалобы без удовлетворения, а судебного решения - без изменений; 2) изменения постановления суда первой инстанции, 3) отмены судебного решения и постановления нового определения, 4) отмены судебного решения и оставление искового заявления без рассмотрения или закрытие производства по делу; 5) признания судебного решения недействительным и прекращении производства по делу; 6) отмена решения суда и направлении дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции. Суд апелляционной инстанции по результатам рассмотрения апелляционной жалобы может своим постановлением изменить постановление суда первой инстанции или принять новое постановление, которым суд апелляционной инстанции удовлетворяет или не удовлетворяет исковые требования. Из всех процессуальных вопросов суд апелляционной инстанции выносит постановления. Судебные решения суда апелляционной инстанции принимаются, провозглашаются, выдаются или направляются лицам, участвующим в деле.
91. Суть и значение кассационного производства в административном суде. Кассационное производство является самостоятельной формой обеспечения одинакового применения законодательства судами первой и апелляционной инстанций (ст. 39 Закона «О судоустройстве»). Наличие кассационного обжалования и проверки судебных решений и постановлений способствует формированию у граждан, служебных и должностных лиц убежденности в том, что каждое незаконное решение будет отменено, что их политические, трудовые и другие социально-экономические права и свободы, а также права организаций и публичные интересы получат надлежащую судебную защиту. Итак, суть кассационного производства состоит в том, что суд кассационной инстанции по жалобе лиц, участвующих в деле, и лиц, не участвовавших в деле, в отношении которых суд решил вопрос об их правах и обязанностях, и по представлению прокурора, проверяет законность решений и постановлений суда первой инстанции, их соответствие нормам материального или процессуального права, которые не были предметом апелляционного рассмотрения, а также решений и определений суда апелляционной инстанции с целью защиты прав, свобод таких заинтересованных граждан, прав и охраняемых законом интересов юридических лиц, государства, общественных интересов. Значение кассационного производства состоит в том, что оно обеспечивает законность решений и постановлений суда первой и апелляционной инстанции, защита прав, свобод и охраняемых законом интересов лиц, участвующих в деле и государства, защиту публичных интересов, а также обеспечивает одинаковое применение закона судами Украины и превентивную их действие, направленное на предупреждение нарушения законности гражданами, юридическими, должностными и должностными лицами.
92. Право на кассационное обжалование и порядок его реализации. Статья 211 КАСУ определяет круг лиц, имеющих право на кассационное обжалование (субъекты кассационного обжалования), судебные решения, которые могут быть обжалованы в кассационном порядке (предмет кассационного обжалования), а также основания для такого обжалования. Статья направлена не только на реализацию конституционного принципа обеспечение апелляционного и кассационного обжалования решения суда, кроме случаев, установленных законом, но и призвана не допустить использования механизма обжалования для судебной тяжбы. Право на кассационное обжалование имеют те же лица, имеющие право и на апелляционное обжалование, то есть это лица, чьи права, свободы, интересов или обязанностей непосредственно касается судебное решение. Таким образом, такое право имеют: 1) стороны (истец, ответчик) и третьи лица, 2) лица, не участвовавшие в деле, но суд решил вопрос об их правах, свободах, интересах и обязанностях. Правом на кассационное обжалование наделены также представители этих лиц, и не обязательно, чтобы представитель участвовал в деле во время его рассмотрения судом первой и (или) апелляционной инстанций. Представитель, участвующий в административном деле на основании договора, может обжаловать судебные решения, если такое право специально оговорено в выданной ему доверенности (часть вторая статьи 59 КАСУ). В кассационном порядке может быть обжаловано не каждую решение. Постановления суда первой инстанции после их пересмотра в апелляционном порядке, а также постановления суда апелляционной инстанции может быть обжаловано в кассационном порядке самостоятельно, если они препятствуют дальнейшему производству по делу, то есть это решения о: 1) оставления искового заявления (апелляционной жалобы) без движения; 2) возврат искового заявления (апелляционной жалобы), 3) отказ в открытии производства по административному делу (апелляции) 4) оставления искового заявления (заявления об апелляционном обжаловании, апелляционной жалобы) без рассмотрения; 5) приостановление производства по делу (апелляции) 6) прекращения производства по делу (апелляции). Основаниями для кассационного обжалования: 1) применении нормы, которую предстояло применять в соответствующей ситуации, 2) неприменении нормы, которую предстояло применить, 3) предоставлении используемой норме неправильного толкования. Процессуальный порядок рассмотрения кассационной жалобы. Кассационная жалоба подается непосредственно в административный суд кассационной инстанции. Кассационная жалоба на судебные решения подается в течение одного месяца после вступления в законную силу судебного решения суда апелляционной инстанции, кроме случаев, предусмотренных настоящим Кодексом, а в случае составления постановления в полном объеме в соответствии со статьей 160 КАСУ - со дня составления постановления в полном объеме. Кассационная жалоба, поданная по истечении установленного срока, остается без рассмотрения, если суд кассационной инстанции по заявлению лица, подавшего кассационную жалобу, не найдет оснований для возобновления срока, о чем выносится определение. Кассационная жалоба регистрируется в день его поступления в административный суд кассационной инстанции. Получив кассационную жалобу, оформленную в соответствии с требованиями статьи 213 КАСУ, судья-докладчик в пятидневный срок решает вопрос об открытии кассационного производства, о чем выносит соответствующее определение, истребует дело.
94. Полномочия суда кассационной инстанции по результатам рассмотрения кассационной жалобы. Суд кассационной инстанции по результатам рассмотрения кассационной жалобы имеет право: 1) оставить кассационную жалобу без удовлетворения, а судебные решения - без изменений; 2) изменить судебное решение суда апелляционной инстанции, отменив судебное решение суда первой инстанции; 3) изменить судебное решение суда апелляционной инстанции, оставив судебное решение суда первой инстанции без изменений; 4) изменить судебное решение суда первой инстанции, отменив судебное решение суда апелляционной инстанции; 5) отменить судебное решение суда апелляционной инстанции и оставить в силе судебное решение суда первой инстанции; 6) отменить судебные решения судов первой и апелляционной инстанций и направить дело на новое рассмотрение или для продолжения рассмотрения; 7) отменить судебные решения судов первой и апелляционной инстанций и оставить исковое заявление без рассмотрения или прекратить производство; 8) признать судебные решения судов первой и апелляционной инстанций утратившими законную силу, и закрыть производство; 9) отменить судебные решения судов первой и апелляционной инстанций и принять новое судебное решение.
Судебные решения суда кассационной инстанции. Рассмотрев кассационную жалобу, суд кассационной инстанции выносит определение в случае: 1) оставления кассационной жалобы без удовлетворения, а судебных решений - без изменений; 2) отмены судебных решений судов первой и апелляционной инстанций с направлением дела для продолжения рассмотрения или на новое рассмотрение; 3) изменения постановления суда первой или апелляционной инстанции; 4) отмены судебных решений судов первой и апелляционной инстанций и оставления искового заявления без рассмотрения или закрытие производства; 5) признание судебных решений судов первой и апелляционной инстанций утратившими законную силу, и закрытие производства; 6) отмены судебных решений и вынесения нового решения. Суд кассационной инстанции по результатам рассмотрения кассационной жалобы может своим постановлением изменить постановление суда первой или апелляционной инстанции или принять новое постановление, которым суд кассационной инстанции удовлетворяет или не удовлетворяет исковые требования. Из всех процессуальных вопросов суд кассационной инстанции выносит постановления. Судебные решения суда кассационной инстанции принимаются, провозглашаются, выдаются или направляются лицам, участвующим в деле. (Ст. 230 КАСУ)
95.Понятие и задание пересмотра судебных решений ВСУ
Согласно статьям 236 и 237 Кодекса административного судопроизводства Украины (далее - КАС) заявление о пересмотре судебных решений в административных делах может быть подано исключительно по мотивам: 1) неодинакового применения судом (судами) кассационной инстанции одних и тех же норм материального права, повлекшее принятие разных по содержанию судебных решений в подобных правоотношениях (пункт 1 части первой статьи 237 КАС) 2) установление международным судебным учреждением, юрисдикция которого признана Украиной, нарушения Украиной международных обязательств при решении дела судом. Согласно части первой статьи 236 КАС стороны и другие лица, участвующие в деле, при наличии для этого оснований, вправе подать заявление в Верховный Суд Украины о пересмотре судебных решений в административных делах после их пересмотра в кассационном порядке. В случае установления международным судебным учреждением, юрисдикция которого признана Украиной, нарушения Украиной международных обязательств при решении дела судом заявление о пересмотре судебного решения подается лицом, в пользу которой принято решение соответствующей международным судебным учреждением (часть вторая статьи 236 КАС) В заявлении о пересмотре судебных решений указываются: 1) наименование суда, в который подается заявление; 2) имя (наименование), почтовый адрес лица, подающего заявление, и лиц, участвующих в деле, а также их номера средства связи, адрес электронной почты, если таковые имеются; 3) конкретные разные по содержанию судебные решения, в которых имеет место неодинаковое применение судом (судами) кассационной инстанции одних и тех же норм материального права в подобных правоотношениях; 4) обоснование необходимости пересмотра судебных решений в связи с принятием решения международного судебного учреждения, юрисдикция которого признана Украиной, если заявление подано по основанию, установленному пунктом 2 части первой статьи 237 КАС; 5) требования лица, подающего заявление; 6) в случае необходимости - ходатайство; 7) перечень прилагаемых материалов. Согласно статье 239-1 КАС заявление о пересмотре судебных решений подается в Верховный Суд Украины через Высший административный суд Украины.
К заявлению должны быть приложены:. 1) копии заявления в соответствии с количеством лиц, участвующих в деле; 2) копии судебных решений, о пересмотре которых подано заявление; 3) копии разных по содержанию судебных решений, в которых имеет место неодинаковое применение судом (судами) кассационной инстанции одних и тех же норм материального права в подобных правоотношениях; 4) копия решения международного судебного учреждения, юрисдикция которого признана Украиной, если заявление о пересмотре судебных решений подается по основаниям, установленным пунктом 2 части первой статьи 237 КАС. Кроме того, к заявлению прилагается документ об уплате судебного сбора (за подачу и рассмотрение заявления по основанию, установленному пунктом 2 части первой статьи 237 КАС, судебный сбор не платится). Высший административный суд Украины решает вопрос о допуске дела к производству в Верховном Суде Украины. О допуске дела к производству или отказе в таком допуске Высший административный суд Украины в течение пятнадцати дней со дня поступления заявления выносит определение. Копия определения о допуске дела направляется вместе с копией заявления лицам, участвующим в деле, а в случае отказа в допуске - лицу, подавшему заявление. По результатам рассмотрения дела в Верховном Суде Украины принимается постановление о полном удовлетворении заявления, о частичном удовлетворении заявления или об отказе в ее удовлетворении. Согласно статье 244-1 КАС постановление должно быть изготовлено и направлено лицам, участвующим в деле, не позднее пяти дней со дня окончания рассмотрения дела. 1. В Верховном Суде Украины дело о пересмотре судебного решения по основанию неодинакового применения судом кассационной инстанции одних и тех же норм материального права, повлекшее принятие разных по содержанию судебных решений, рассматривается на заседании Судебной палаты по административным делам Верховного Суда Украины. Заседание является правомочным при условии присутствия на нем не менее двух третей судей от состава Судебной палаты в административных делах Верховного Суда Украины. Если судебное решение по административному делу обжалуется на основании неодинакового применения одних и тех же норм материального права судами кассационной инстанции различной юрисдикции, дело рассматривается на совместном заседании судебных палат Верховного Суда Украины, в состав которых входят судьи соответствующего специализированного юрисдикции. Заседание является правомочным при условии присутствия на нем не менее двух третей судей от общего состава соответствующих судебных палат Верховного Суда Украины. 2. Дело о пересмотре судебного решения по основанию, установленному пунктом 2 части первой статьи 237 настоящего Кодекса, рассматривается на совместном заседании всех палат Верховного Суда Украины. Заседание является правомочным при условии присутствия на нем не менее двух третей судей от состава Верховного Суда Украины, определенного законом. 3. Открытие судебного заседания, разъяснение переводчику его прав и обязанностей, объявление состава суда и разъяснение права отвода осуществляются согласно требованиям главы 3 раздела III настоящего Кодекса. 4. После проведения процессуальных действий, указанных в части третьей настоящей статьи, и рассмотрения ходатайств лиц, участвующих в деле, судья-докладчик докладывает в необходимом объеме содержание требований, изложенных в заявлении, которое поступило в Верховный Суд Украины, и результаты проведенных им подготовительных действий. 5. Лицо, подавшее заявление в Верховный Суд Украины, и лица, присоединившиеся к ней, в случае их прибытия в судебное заседание имеют право дать объяснения по существу заявленных требований. Если такие заявления подали обе стороны, первым дает объяснения истец. Для выяснения сущности нормы материального права, которая неодинаково применена, могут заслушиваться пояснения представителей органов государственной власти. 6. Неприбытие сторон или других лиц, участвующих в деле и надлежащим образом уведомлены о дате, времени и месте рассмотрения дела, для участия в судебном заседании не препятствует судебному разбирательству дела. 7. По окончании заслушивания объяснений лиц, указанных в части пятой этой статьи, суд удаляется в совещательную комнату для принятия судебного решения. 8. Срок рассмотрения дела Верховным Судом Украины не может превышать одного месяца со дня открытия производства по делу.
|