Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Туристская деятельность как один из видов сервисной деятельности↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 10 из 10 Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте Туристские услуги: основные понятия. Туризм – это активный отдых, влияющий на укрепление здоровья, физическое развитие человека, связанный с передвижением за пределы постоянного места жительства. В соответствии с ГОСТ Р 50690-2000 «Туристские услуги. Общие требования» понятие «туризм» определяется следующим образом: туризм – это временные выезды (путешествия) граждан Российской Федерации и лиц без гражданства из мест постоянного проживания в оздоровительных, познавательных, профессиональных, профессионально-деловых и иных целях без занятия оплачиваемой деятельностью в стране (месте) временного пребывания. Туризм как отрасль экономики непроизводственной сферы включает в себя предприятия и организации, которые удовлетворяют потребности туристов в материальных и нематериальных услугах. Важнейшей функцией туризма является обеспечение человека полноценным рациональным отдыхом. Туризм играет заметную роль в мировой экономике, обеспечивая десятую часть мирового валового национального продукта. Прогнозируемый ежегодный рост инвестиций в индустрию туризма составит около 30%. Туристскую индустрию можно рассматривать как совокупность гостиниц или иных средств размещения, средств транспортирования, объектов общественного питания, объектов и средств развлечения, объектов познавательного, делового, оздоровительного, спортивного и иного значения, организаций, осуществляющих туристскую деятельность и предоставляющих услуги гидов-переводчиков. Основные функции туризма: воспроизводящая, познавательная, функция самовыражения. Все эти функции тесно взаимосвязаны, дополняют друг друга и сопутствуют друг другу, позволяя осуществлять современный подход к туризму как программному обслуживанию. В соответствии с Федеральным законом «Об основах туристской деятельности» туристская деятельность – это туроператорская и турагентская деятельность, а также иная деятельность по организации путешествий. В связи с этим определением необходимо сформулировать ключевые понятия, которыми обозначаются важнейшие составляющие и субъекты туристской деятельности. Тур – это комплекс услуг по размещению, перевозке, питанию туристов, экскурсионные услуги, а также услуги гидов-переводчиков и другие услуги, предоставляемые в зависимости от целей путешествия. Туроператор – это организация или индивидуальный предприниматель, осуществляющий на основании лицензии деятельность по формированию и реализации тура. Турагент – это организация или индивидуальный предприниматель, осуществляющий деятельность по продвижению и реализации тура. Туристский продукт – это комплекс туристских товаров и услуг, необходимых для удовлетворения потребностей туриста во время путешествия. На практике под туристским продуктом понимают 3 его основных вида: 1) тур или комплексная туристская услуга, которая может быть продана потребителю (туристу). Тур включает в себя услуги по размещению, перевозке, питанию, экскурсионному обслуживанию, услуги гидов-перевозчиков и другие необходимые услуги в соответствии с целями путешествия; 2) отдельные туристские услуги, к которым можно отнести транспортные услуги, услуги размещения, страховку и др.; 3) товары туристского назначения, включая различного рода информационные материалы (каталоги, путеводители и т. д.). Согласно рекомендациям Всемирной туристской организации, все путешественники, пересекающие внешние границы стран, подразделяются на тех, которые должны быть включены в статистику туризма и названы гостями, и на тех, которых не включают в статистику, исходя из мотивов их визита. Выделяют три группы международных путешественников: а ) иностранный гость – любая персона, уезжающая в другую страну, не являющуюся ее постоянным местом жительства, на период, не превышающий 12 месяцев, при этом главная цель визита иная, чем оплачиваемая деятельность; б) иностранный турист – это гость, проживающий в стране временного пребывания, по крайней мере, 24 часа с целью отдыха (проведение отпуска, оздоровительные, познавательные, религиозные, спортивные, профессионально-деловые и иные цели); в) экскурсант – это иностранный гость, который не ночует в стране пребывания, а возвращается, например, на судно или поезд, на котором он прибыл в страну. Во многих странах Западной Европы и Северной Америки, активно принимающих иностранных гостей, спросы на внутренний и международный туризм конкурируют и одновременно дополняют друг друга. Европа более других регионов привлекает к себе туристов, ее успех объясняется следующими факторами: - большой сегмент населения имеет крупные реальные доходы; - большая часть населения некоторых европейских стран, например, Германии, Франции, Великобритании, предпочитает проводить отпуск за рубежом, но не очень далеко от своей страны; - наличие множества культурно-исторических памятников, созданных природой и человеком; - спрос на международные путешествия удовлетворяется крупной индустрией туризма и необходимой инфраструктурой. Некоторые из этих факторов присущи и Северной Америке. Например, большая часть туристов из США и Канады также предпочитает путешествовать в своем регионе. Однако значительная часть населения этих стран все же проводит свой отдых в отдаленных местах земного шара (1). Классификация туристских услуг. Рассматривая вопросы, связанные с организацией туризма, необходимо уяснить основные его разновидности: - туризм внутренний – путешествия в пределах страны лиц, постоянно проживающих в этой стране; - туризм выездной – путешествия лиц, постоянно проживающих в стране, в другую страну; - туризм въездной – путешествия в пределах страны лиц, не проживающих постоянно в этой стране; - туризм самодеятельный – путешествия с использованием активных способов передвижения, организуемые туристами самостоятельно. Туристские услуги как результат деятельности организации или индивидуального предпринимателя включают с себя: а) услуги туроператора по организации внутреннего туризма; б) услуги туроператора по организации выездного туризма; в) услуги тероператора по организации въездного туризма; г) услуги турагента; д) отдельные услуги туроператора и турагента (услуги по организации проживания, питания, перевозок туристов, услуги по организации спортивных, развлекательных, познавательных, оздоровительных, экскурсионных и других мероприятий, услуги гидов-переводчиков); е) услуги при самодеятельном туризме (предоставление информационных материалов, туристских схем, описаний маршрутов, естественных препятствий, объектов; консалтинговые услуги, включающие вопросы организации туризма, обеспечения безопасности на туристских маршрутах и др., посреднические услуги по обеспечению безопасности, обучение основам туристских и альпинистских навыков); ж) экскурсионные услуги (организация экскурсий, услуги экскурсовода) (2). В теории и практике туристского сервиса широко применяется классификация туров (туризма) в зависимости от целей путешествия (3). Приведем основные разновидности туров в соответствии с этим критерием. 1. Оздоровительные туры с отдыхом и (или) лечением на курорте. Рынок курортно-оздоровительного туризма очень широк и связан с рекреационными ресурсами. В мировой практике значение слова «курорт» включает в себя понятия как отдыха, так и санатория, то есть санаторно-курортное обслуживание. Курортная местность – это территория с хорошей экологией и благоприятными климатическими условиями, расположенная в живописном районе, с присутствием лечебных природных факторов – особого целебного климата, минеральных источников и грязей, чаще всего с водоемом и иногда источником столовой минеральной воды. Основное отличие отечественной санаторно-курортной системы от зарубежной состоит в том, что она основана на фундаментальной научной базе. Преимуществами же зарубежных курортов являются высокий уровень стандартов обслуживания, современная инфраструктура и материальная база, а также квалифицированный менеджмент обслуживания. Программы курортно-оздоровительных туров разнообразны, однако существуют общие специфические требования. Программы строятся с учетом того, что приблизительно половину времени необходимо уделять на лечебно-оздоровительные процедуры. 2. Познавательные туры – это туры с экскурсионной программой: посещением музеев, осмотром достопримечательностей, участием в культурных мероприятиях. Рынок познавательного туризма не зависит от возрастной принадлежности туристов, а только от круга их интересов. Существуют две разновидности познавательных туров: - стационарные туры – с пребыванием туристов в одном городе или туристском центре; - маршрутные туры – посещение нескольких городов и центров достопримечательностей, выстроенные в виде маршрута путешествия. Основную роль в программах познавательных туров играют экскурсионно-познавательные и культурные (театры, концерты) мероприятия, направленные на удовлетворение любопытства туристов. 3. Профессионально-деловые туры – туры с участием в работе заседаний, конференций, конгрессов, торговых ярмарок и выставок, с выступлениями с лекциями, концертами, с участием в профессиональных мероприятиях, переговорах для заключения контрактов, семинарах, профессиональных специальных курсах, а также с целью продвижения товаров на рынке и увеличения их сбыта, обучения и исследовательской деятельности, за исключением случаев оплачиваемой работы в месте временного пребывания. Экскурсионная, социальная и культурная программы строятся исходя из расписания деловых мероприятий и оставшегося свободного времени. Деловая клиентура предъявляет определенные требования к гостиницам – местонахождение в центре города, комфорт, офисное оборудование и т. д. Из группы профессионально-деловых туров часто выделяют и рассматривают как специфическую подгруппу обучающих туров, когда во время поездок турист совмещает отдых с обучением. Основные программы таких туров – это учебные и экскурсионно-познавательные. В случае организации спортивно-обучающих туров необходимо разработать график спортивно-обучающих занятий и предоставлять дополнительные услуги – бассейн, сауну, массаж, дискотеки и т. д. Размещение в обучающих турах производится в гостиницах, общежитиях при колледжах, в семьях. 4. Спортивные туры – туры для занятия непрофессиональным спортом (пешеходным, конным, лыжным и др., охотой, рыбалкой, а также с целью участия и присутствия на спортивных соревнованиях). К этой группе туров относят специализированные туры, посвященные спортивным занятиям, выделившимся в специальные программы, а соответственно и в отдельные сегменты спроса. Общие требования к организации спортивных туров: - наличие природно-рекреационных условий (гор со склонами разной сложности, водных пространств и т. д.); - материальная база (гостиницы, транспорт, спортивное оборудование); - наличие проката и продажи специального снаряжения и инвентаря. Туристы при обслуживании разбиваются на группы опытных и менее опытных и начинающих спортсменов, с каждой из групп занимается отдельный инструктор. 5. Развлекательные туры, как правило, имеют непродолжительный срок проведения (2 – 4 дня, иногда 5 – 7 дней.). Основные программы таких туров = экскурсионные и развлекательные. Экскурсия, как правило, предоставляется одна – обзорная по городу. Основное же направление – развлечения согласно выбранному виду. Вечерние мероприятия развлекательного характера чаще обязательны (ресторан, специальный концерт и т. п.). Развлекательные туры могут быть двух разновидностей: - периодические (разовые) туры организуются на праздники, во время каникул, традиционных фестивалей или мероприятий; - регулярные (постоянно действующие) – к специально созданным местам постоянно действующих развлечений (Диснейленд, казино и др.). Такие туры имеют круглогодичный характер. Кроме рассмотренных видов, в туристском бизнесе организуются религиозные туры (туры с паломническими целями, участием в религиозных мероприятиях, с посещением святых мест), семейные туры, туры с иными целями. Формирование туров. Формирование тура осуществляется, исходя из конъюнктуры туристского рынка или по конкретному заказу туриста, с учетом специфики внутреннего, выездного и въездного туризма на основании договоров (контрактов) с туроператором по приему туристов, обеспечивающим предоставление всех услуг, входящих в тур (4). Во въездном туризме формирование тура осуществляют путем разработки программы туристского путешествия по определенному маршруту, включающей предоставление комплекса услуг с заключением договора с направляющей стороной – иностранной туристской организацией в рамках международного сотрудничества. Предоставление услуг въездного и внутреннего туризма на территории Российской Федерации осуществляется на основе договоров с туроператорами и организациями (индивидуальными предпринимателями), предоставляющими услуги размещения, питания, перевозки, экскурсий, спортивных, развлекательных, познавательных и иных мероприятий. По услугам, подлежащим обязательной сертификации, договоры заключают с исполнителями, имеющими сертификаты соответствия требованиям безопасности. В выездном туризме формирование тура осуществляют на основании договоров с принимающей стороной – иностранной туристской организацией и перевозчиком в соответствии с договором в области туризма Российской Федерации с данным иностранным государством. В договорах с принимающей стороной должна быть предусмотрена ее ответственность за соответствие предоставляемых услуг условиям договора, а также за причинение ущерба жизни, здоровью и имуществу туристов по вине принимающей стороны или ее контрагентов в рамках предоставляемых услуг. В договорах с перевозчиком должна быть предусмотрена ответственность перевозчика за предоставление проездных документов в соответствии с подтвержденным бронированием и выполнение обязательств в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и нормами международного права. Продвижение тура проводится с помощью рекламных мероприятий, участия в специализированных выставках и ярмарках, через организацию ознакомительных туров, издание каталогов, буклетов и т. д. Реализация тура осуществляется на основании договоров туроператора с турагентом, туроператора (турагента) с туристом, туроператора с исполнителями, оказывающими услуги. Договор между туроператором и турагентом должен предусматривать: 1. Ответственность туроператора перед турагентом за информационное обеспечение тура, за качество и безопасность предоставляемых услуг, за возмещение убытков в случае аннуляции турпоездки по вине туроператора, за предоставление турагенту необходимой и достоверной информации о потребительских свойствах туристских услуг. 2. Ответственность турагента перед туроператором за предоставление туристам необходимой и достоверной информации, обеспечивающей туристам возможность выбора тура или отдельных услуг в соответствии с их качеством и ценой; за возмещение убытков в случае аннуляции турпоездки по вине турагента. Договор между туроператором (турагентом) и туристом включает ответственность туроператора (турагента) за предоставление всех предусмотренных договором услуг вне зависимости от того, предоставляются ли эти услуги самим туроператором (турагентом) или третьей стороной. К существенным условиям договора относятся: - информация о туроператоре (турагенте), включая его юридический адрес, банковские реквизиты; - сведения о туристе (покупателе) в объеме, необходимом для реализации туристского продукта; - дата и время начала и окончания путешествия, его продолжительность; - розничная цена тура и порядок его оплаты; - права, обязанности и ответственность сторон; - порядок встречи, проводов и сопровождения туристов; - достоверная информация о потребительских свойствах туристских услуг, включая информацию о программе пребывания на маршруте путешествия, об условиях безопасности туристов (данная информация может содержаться в приложении к договору – туристской путевке, туристском ваучере); - минимальное количество туристов в группе (только для групповых путешествий), срок информирования туриста о том, что путешествие не состоится по причине недобора группы; - условия изменения и расторжения договора, порядок урегулирования возникающих в связи с этим споров и возмещения убытков сторон; - условия возможного изменения стоимости тура; - порядок и сроки предъявления претензий туристом. Иные условия договора определяются по соглашению сторон. Конкретные условия путешествия, розничную цену тура указывают в туристской путевке, выдаваемой туристу туроператором (турогентом). При реализации тура туроператор (турагент) обязан предоставить туристам достоверную информацию о туре до подписания договора. Информация о туре для потребителя должна содержать сведения о средствах размещения о наборе предоставляемых услуг условиях питания и трансфера, программе тура, экскурсионном обслуживании, о правилах въезда в страну, таможенных правилах, местных обычаях, объектах туристского показа, состоянии природной среды, часовом поясе, опасностях и факторах риска, правилах личной безопасности, курсе валют и порядке их обмена, иные необходимые сведения. Услуги при самодеятельном туризме должны обеспечивать приемлемый уровень риска для жизни и здоровья туристов, как в обычных, так и в чрезвычайных ситуациях. Туристские маршруты должны проходить в районах с благоприятными экологическими и санитарно-эпидемиологическими условиями. Средства размещения, транспортные средства для перевозки туристов, туристское снаряжение и инвентарь должны соответствовать требованиям безопасности, установленным нормативными (правовыми) актами страны (места) временного пребывания туристов.
ПРИМЕЧАНИЯ 1. Карнаухова, В.К. Сервисная деятельность: Учеб. пособие / В.К. Карнаухова, Т.А. Краковская. – М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2006. – С. 190-194. 2. Туристские услуги. Общие требования: ГОСТ Р 50690-2000. – Введ. 2001-07-01. – М.: Изд-во стандартов, 2001. 3. Туризм и гостиничное хозяйство / Под ред. Л.П. Шматько. – М.: МКЦ «МарТ», 2003. 4. Туристско-экскурсионное обслуживание. Проектирование туристских услуг: ГОСТ Р 50681-94. – Введ. 1994-03-02. – М.: Изд-во стандартов, 1994.
ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОВТОРЕНИЯ И САМОПРОВЕРКИ
1. Каковы основные социальные функции туризма? 2. По какому основанию выделяют три группы международных путешественников? 3. Приведите известные Вам классификации туристских услуг. 4. Как классифицируются туры (и туризм) в зависимости от целей путешествия? 5. Выделите основные этапы формирования новых туров.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Развитие сферы услуг является неотъемлемой частью социальной политики государства, системы социального обеспечения, образования и здравоохранения. Сфера услуг связана с формированием, подготовкой работника к участию в процессе труда: профессиональная подготовка кадров и функционирование сферы отдыха и развлечений формируют новый уровень качества рабочей силы и качества жизни человека. Сфера услуг непосредственно влияет на духовное возрождение общества через социально-культурные услуги, которые рассматриваются как вложение в «человеческий капитал». Повышение образовательного, культурного уровня, укрепление здоровья наших сограждан, пользующихся социально-культурными услугами, способствует, в конечном счете, приумножению образовательного, культурного, демографического потенциала всего общества. Такое понимание роли сферы сервиса означает принципиально другой, гораздо более высокий уровень профессиональной подготовки кадров для сферы сервиса. В основе этой подготовки – ориентация на эффективные формы и методы организации производства услуг, разработка и реализация специальных программ, направленных на привлечение и взаимодействие с потребителями на основе удовлетворения их нужд и запросов. Психологическая и правовая подготовка работников сервисных организаций, уверенное владение современными технологиями производства, продвижения и распространения услуг, учет прогрессивных тенденций развития станут основой дальнейшего совершенствования сферы сервиса в Российской Федерации.
1..
Приложение 1. Учебно-методический комплекс по дисциплине «Сервисная деятельность» для студентов специальности 100103 – «Социально-культурный сервис и туризм»
УМК составлен к.п.н., проф. Велединским В.Г., к.и.н., доц. Уколовой И.П.
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 1104; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.22.75.92 (0.015 с.) |