Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Перспективные направления совершенствованияСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
сферы сервиса в современных условиях............................... 86 9. Функционирование отдельных групп услуг........................ 97 Туристская деятельность как один из видов сервисной деятельности....................................................... 108 Заключение................................................................................... 118 Приложение 1. Учебно-методический комплекс по дисциплине «Сервисная деятельность»................................. 120
ВВЕДЕНИЕ В начале ХХI века стало очевидным, что сфера сервиса приобретает все б о льшее значение в жизни общества и в мировой экономике в целом. Это одна из крупнейших и динамично развивающихся составляющих хозяйственного механизма и общественной жизни любой страны, и в частности, современной России. Во многих учебных заведениях России ведется подготовка специалистов для сферы сервиса по разным специальностям. Учебно-методическое пособие подготовлено в соответствии с программой курса «Сервисная деятельность» для студентов ГУФК им. П.Ф.Лесгафта, обучающихся по специальности 100103 (230500) «Социально-культурный сервис и туризм», специализация «Спортивно-оздоровительный сервис». Курс «Сервисная деятельность» является базовым. Его цель - дать основополагающие знания, умения, навыки, необходимые для осуществления сервисной деятельности в сфере туризма, социально-культурного и спортивно-оздоровительного сервиса. В первых разделах пособия рассматриваются основные понятия сферы сервиса, классификации услуг, принципы осуществления сервисной деятельности в современных условиях, исторические предпосылки и развитие сферы сервиса в России на примере информационного сервиса. Далее подробно анализируются организационные и технологические особенности осуществления сервисной деятельности. В соответствии со специализацией подробно освещены темы, посвященные характеристике деятельности сервисных предприятий, персоналу и потребителям услуг, нормативно-правовому регулированию сервисной деятельности. Значительное внимание в пособии уделено функционированию отдельных групп услуг и перспективным направлениям совершенствования сферы сервиса в современных условиях. Завершается пособие темой о специфике туристских услуг, которая позволит студентам ознакомиться с современными профессиональными требованиями по формированию комплексов услуг – туристского продукта. Темы 1,2,3,5,7,8 подготовлены В.Г.Велединским, темы 4, 6, 9,10 – И.П.Уколовой.
Каждая тема заканчивается перечнем вопросов для повторения и самопроверки, которые призваны активизировать самостоятельную работу студентов, способствовать более осмысленному пониманию материала. Итоговой формой контроля работы над курсом является экзамен. В ходе работы над курсом студенты выполняют курсовую работу. В приложении приведены планы семинарских и практических занятий, методические рекомендации по подготовке к ним и тематика курсовых работ, снабженная методическими указаниями. В целях сокращения объема издания и максимального сосредоточения на содержании в пособии в минимальном объеме присутствуют цитаты, постраничные ссылки на упоминаемые издания. В списке литературы в читатели найдут перечень соответствующих трудов и смогут уточнить интересующие подробности. 1. Сфера сервиса: основные понятия. Сервисная деятельность как отрасль научного знания и учебная дисциплина. В последние годы одной из наиболее активно развивающихся областей повседневной жизни людей стала сфера сервиса. Потребление услуг начинает преобладать над потреблением материальных благ. Все больше организаций, учреждений, фирм ориентируются на создание и предоставление разного рода услуг населению. Сфера сервиса сегодня представляет собой сложноорганизованную систему, включающую предприятия разных форм собственности, различных организационно – правовых форм, отличающихся по объему деятельности, по назначению и составу предоставляемых услуг. В связи с этим оказывается необходимым научно осмыслить и понять эту область жизни в ее культурном и экономическом содержании. Задача эта весьма непростая, поскольку ее решение должно носить междисциплинарный характер. Особенно актуальна эта задача для учебных заведений, готовящих специалистов для сферы сервиса. За последние годы в результате усилий ученых и методистов высшей школы в разработке проблематики сервиса, ее содержательных, управленческих и правовых аспектов удалось достичь определенного прогресса. Сегодня есть все основания утверждать, что складывается новая отрасль знания, междисциплинарный комплекс знаний о сфере сервиса, который может быть назван сервисологией. Это название не получило пока однозначной поддержки, но все чаще встречается в научной литературе и авторитетных словарях. В сервисологии концентрируются общие положения, равно значимые для всех направлений сервиса.
Сервисология - наука о сервисе, теоретико-прикладное направление исследований, связанное с изучением сервиса, сферы обслуживания.(1). На основе этой научной отрасли могут быть сформированы разные учебные дисциплины. В новом поколении Государственных образовательных стандартов (ГОС-2000) таких дисциплин две: 1. Человек и его потребности. 2. Сервисная деятельность. Сервисная деятельность - научная отрасль и учебная дисциплина, изучающая сущность, закономерности возникновения и функционирования сферы сервиса как области человеческой деятельности и относительно самостоятельной части экономической сферы общества. Предметом сервисной деятельности как отрасли знания и учебной дисциплины является взаимодействие людей в сфере организованного сервиса, т. е. в организациях, учреждениях, производящих, продвигающих, реализующих и предоставляющих услуги. Важнейшей задачей этой учебной дисциплины выступает выявление оптимальных организационных и методических условий, при которых процесс сервисного взаимодействия будет наиболее эффективным. Установление закономерностей, действующих в этой сфере, разработка рекомендаций для сотрудников сервисных учреждений и потребителей позволит лучше использовать возможности сервисных организаций для удовлетворения нужд потребителей. Любая наука, учебная дисциплина имеет свою систему понятий, свой профессиональный язык. В системе понятий отражается сущность самого явления. Основные понятия курса «Сервисная деятельность» - «деятельность», «сервис», «потребность», «сервисная деятельность», «услуга». Вначале обратимся к понятию «деятельность». «Деятельность – специфическая человеческая форма отношения к окружающему миру, содержание которого составляет его целесообразное изменение в интересах людей» (2). Из определения видно, что деятельность выступает как форма проявления активности человека, целенаправленный процесс взаимодействия субъекта (человек) и объекта деятельности (окружающий мир). В рассматриваемой сфере субъект – носитель сервисной, предметно-практической деятельности по созданию, производству, продвижению, продаже и предоставлению услуги, т.е. обобщенно источник активности, направленной на объект. В данном случае объект – философская категория, выражающая то, что противостоит субъекту в его предметно-практической деятельности. И здесь в качестве объекта действительно выступает потребитель услуги. Однако все не так просто. Существенно то, что потребитель – это не предмет или структура, на которые направлено или по отношению к которым происходит воздействие со стороны субъекта сервисной деятельности. Потребитель – это живой, сознательно и целесообразно действующий для удовлетворения той или иной своей нужды, необходимости человек. И он тоже входит в сервисные отношения как носитель активности. Потребитель тоже выступает как субъект сервисной деятельности. Специалист, работник сферы сервиса, оказывая услугу, действует таким образом, чтобы обеспечить активное соучастие потребителя в процессе сервисной деятельности. Сервисная деятельность оказывается, в конечном счете, субъектно-субъектными отношениями. Производитель услуги – помощник, консультант, источник информации и опыта, побуждающий потребителя к активности и взаимодействию в процессе совместной деятельности. Посредником в этом взаимодействии выступает услуга.
Таким образом, сервисная деятельность – организованная система активности взаимодействующих индивидов, направленная на целесообразное осуществление процесса обслуживания. Отличительными признаками сервисной деятельности являются: 1) пространственное и временное соприсутствие участников, создающее возможность непосредственного личного контакта между ними, в том числе взаимного восприятия, обмена информацией и действиями; 2) наличие общей цели - предвосхищаемого результата сервисной деятельности, отвечающего общим интересам и способствующего реализации потребностей каждого из включенных в сервисную деятельность индивидов; 3) наличие руководящего начала, которое воплощено в лице одного из участников сервисной деятельности, наделенного особыми полномочиями в качестве специалиста, знатока, что не исключает проявления активного начала и инициативы со стороны потребителя; 4) взаимозависимость индивидов, проявляющаяся и в конечном продукте сервисной деятельности, и в самом процессе ее осуществления. Индивидуальные действия взаимообусловлены, поскольку должны реализовываться одновременно или в определенной последовательности как функционально различные компоненты комплексной операции удовлетворения нужд потребителя; 5) возникновение в процессе сервисной деятельности межличностных отношений, образующихся на основе предметно заданных функционально-ролевых взаимодействий и приобретающих со временем относительно самостоятельный характер. Будучи исходно обусловлены содержанием сервисной деятельности, межличностные отношения в свою очередь оказывают воздействие на ее процесс и результаты. Деятельность субъекта, производящего и оказывающего услугу, направлена на удовлетворение потребностей человека и его активное соучастие в этой деятельности. Этот процесс в совокупности, в целом, и есть сервис. Понятие сервис может употребляться в широком и узком смысле. Сервис (в широком смысле слова) - целенаправленный социальный процесс взаимодействия субъекта и объекта в ходе производства, распространения и потребления услуг, удовлетворяющих потребности людей.
Сервис (в узком смысле слова) - предоставление услуг, обслуживание людей в различных сферах повседневной жизни на основе платежеспособного спроса. Потребность - состояние нужды, необходимости, возникающая в процессе жизнедеятельности человека. Потребность требует удовлетворения и выступает как внутренний стимул деятельности человека, как источник активности. «Сервисная деятельность» - это не только название учебной дисциплины, но и одно из основных понятий курса. Сервисная деятельность - деятельность по поводу производства, распространения, реализации услуг, удовлетворяющих потребности человека, социальной группы или общества в целом. При этом одним из наиболее важных для курса «Сервисная деятельность» и сервисной подготовки специалистов по сервису и туризму является понятие «культура сервисной деятельности». «Культура сервисной деятельности» - сложное, многокомпонентное понятие, связанное со степенью совершенства, эффективности процессов производства, продвижения, реализации, предоставления и потребления услуг. Культурные аспекты воздействия сервисной деятельности – это влияние, которое сервис оказывает на материальную и духовную сферы жизни людей. Культура производства услуг – это культура труда в сервисной организации, культура управления, личная культура сотрудников и культура взаимоотношений в сервисном взаимодействии. Культура труда обеспечивает соответствие произведенных услуг запросам потребителей за счет: § высокой степени владения навыками, умениями, знаниями, необходимыми для квалифицированного выполнения работ; § культуры рабочих мест, в полной мере обеспеченных средствами, приборами, современной техникой; § исполнительности и дисциплины работников сферы сервиса; § чуткого и немедленного реагирования на изменение общественных условий и потребностей в услугах. Культура управления – это высокая степень согласования деятельности сервисной организации с ее целями и функциями, предполагающая: культуру власти с четкими ориентирами и приоритетами; согласование деятельности функциональных подразделений; оптимальную расстановку кадров, распределение функций, стимулирование и контроль; высокую умелость в осуществлении текущих управленческих процедур. Личная культура работников сферы сервиса предполагает воспитанность (поведение в соответствии с этическими нормами, такт), соблюдение личной гигиены и соответствующий обстановке внешний вид, владение культурой сервисной коммуникации, обеспечивающей гармоническое взаимодействие конструктора, реализатора, носителя услуги и ее потребителя. При оценке действий производителя, продавца, исполнителя услуги мы обращаем первостепенное внимание на степень и формы активности потребителя, проявляющиеся в результате воздействия. Культура продвижения услуг – это имеющая инновационный характер маркетинговая деятельность, экономически и психологически эффективная реклама, высокое качество товара в реальном исполнении и с обязательным подкреплением на основе анализа, изучения поведения и мотивации потребителей.
Культура реализации и предоставления услуги, помимо культуры сервисной коммуникации, предполагает хорошее знание всего ассортимента услуг, профессиональное мастерство продавца услуги, эстетику предметной среды в контактной зоне, установление и развития позитивных по характеру контактов в процессе совместной деятельности при предоставлении услуги с учетом психологических особенностей и поведения потребителей услуг. При этом существенна и культура потребления - знания, умения, навыки, необходимые потребителю для полноценного пользования услугой. Объективным итогом сервисной коммуникации оказывается культурный результат: совершенствование окружающего человека мира, развитие коммуникативных качеств и кругозора, культурное обогащение потребителя и исполнителя услуги. Таким образом, понятие «культура сервисной деятельности» соотносится с качеством услуг, с ценностными аспектами удовлетворения потребностей, с теми компонентами сервиса, которые в силу соотношения с ценностью становятся значимыми для потребителей. Теперь обратимся к одному из наиболее сложных понятий – «услуга». Это понятие тоже может рассматриваться в широком и узком смысле. Услуга (в широком смысле слова) - действие, приносящее пользу другому, оказывающее помощь, предоставление любого блага одним человеком другому. Именно так трактуется понятие «услуга» в «Толковом словаре живого великорусского языка» В.И.Даля (3). Однако в теории и практике сервиса это понятие конкретизируется и понимается в узком смысле, как профессиональный термин. Анализ специальной литературы свидетельствует, что это понятие определяется по-разному. Можно привести в качестве примера четыре разных определения из разных источников. Услуга – работа (совокупность действий), выполняемая для удовлетворения нужд (потребностей) людей, обладающая законченностью и имеющая определенную стоимость. Услуга – вид специализированной помощи населению в материальной и социально-культурной сфере. Услуга – это своеобразный по форме и назначению товар, удовлетворяющий потребности людей и существующий не в качестве вещи как таковой, а в качестве деятельности. Услуга – результат непосредственного взаимодействия исполнителя и потребителя, а также собственной деятельности исполнителя по удовлетворению потребности человека. Эти определения различны, но нельзя назвать какое-то из них ошибочным. Дело в сложном, синтетичном характере самого явления, органично соединяющем в себе многие особенности, а также тем, что услуга может сопровождаться товаром. В каждом определении схвачена какая-то характерная черта, сторона услуги, которых оказывается достаточно много. И в приведенных определениях они присутствуют не полностью. Например, в этих определениях ничего не говорится о таком качестве услуги как неосязаемость: «В отличие от материальных товаров, услуги нельзя попробовать на вкус, на ощупь, их не увидишь и не услышишь до момента их непосредственного оказания» (4). В последние годы получило распространение определение услуги, данное американским специалистом Т.Хиллом: «Услуга – это изменение состояния лица или товара, принадлежащего какой-либо экономической единице, происходящее в результате деятельности другой экономической единицы с предварительного согласия первой» (5). Этот подход позволяет рассматривать услугу как конкретный, завершенный результат деятельности, проявляющийся либо в виде товара, либо непосредственно в виде деятельности. Полезность, способность приносить прибыль делает услугу предметом экономических отношений. Услуга, предоставляемая потребителю, часто носит нематериальный характер. Это экономическое благо, предоставляемое в виде труда, консультации, информирования – в отличие от материального товара. Именно поэтому при продаже или рекламировании услуги важно акцентировать конкретную пользу, выгоду, которые получит потребитель. Для услуги характерна также неразрывность процесса производства и потребления, использования услуги потребителем. Отсюда особая важность субъективного момента: кто, когда и как, в каких условиях производит услугу, каков профессиональный и личностный уровень персонала, контактирующего с потребителем. Тем самым определяется и изменчивость услуги по качеству. Услуга, в отличие от товара, неспособна к хранению. Именно поэтому производители услуг вынуждены постоянно заботиться о выравнивании спроса и предложения путем изменения цен, применением скидок и предварительных заказов, увеличением быстроты обслуживания. Услуга выступает как посредник в общении людей, транслятор социального опыта, формирующий культуру потребления, совершенствующий мир в соответствии с человеческими потребностями и изменяющий отношения между людьми. На основании изложенных рассуждений можно обобщенно сформулировать признаки услуги в узком смысле. Услуга (в узком смысле слова) - это: 1.Специализированная помощь (оказываемая специалистом или неспециалистом, но в специфичной области: поддержание чистоты и пр.). 2.Удовлетворение потребностей человека, что определяет востребованность услуги конкретным потребителем. 3. Экономическое благо, которое может приносить прибыль. 4. Деятельность, совокупность действий, а не конкретная вещь. 5. Труд, работа. 6. Товар, имеющий определённую стоимость, цену. 7. Не материальное по форме, неосязаемое благо, проявляющееся в результате как польза, выгода, преимущество для потребителя. 8. Законченное, завершенное действие. 9. Посредник между субъектом и объектом сервисной деятельности, результат их взаимодействия. 10.Неразрывный процесс производства, предоставления и потребления услуги, выражающий неотделимость ее от источника услуг. 11. Изменчивое, непостоянное по качеству явление. 12. Не сохраняемое, неспособное к хранению благо. В разных условиях и ситуациях на первый план может выходить та или иная характерная черта услуги, то или иное сочетание этих черт. Но и в теоретическом, и в практическом плане важно учитывать и иметь в виду весь комплекс особенностей услуги в узком смысле слова, поскольку только это обеспечивает благоприятное протекание сервисного взаимодействия. Некоторые другие понятия курса «Сервисная деятельность». Обслуживание - деятельность исполнителя при контакте с потребителем услуги. Сфера обслуживания - совокупность предприятий, организаций и физических лиц, оказывающих услуги населению. Контактная зона - место предоставления услуг, где работник взаимодействует с потребителем. Предоставление услуги - деятельность исполнителя услуги, необходимая для обеспечения выполнения услуги. Заказ на услугу - договор между потребителем и производителем услуги, определяющий юридические, экономические и технические отношения сторон. Качество услуги - совокупность характеристик услуги, которая определяет её способность удовлетворять потребности. Качество обслуживания - совокупность характеристик процесса и условий, в которых происходит обслуживание. Уровень качества услуги - относительная характеристика, основанная на сравнении фактических показателей, характеризующих услугу, с нормативными показателями. Культура сервиса — степень совершенства процесса обслуживания, определяемая совокупность современных технологий, высокого качества услуг и профессионализма персонала. В учебной дисциплине «Сервисная деятельность» будут использоваться и другие понятия, содержащиеся в Государственных стандартах Российской Федерации Р 50646 «Услуги населению. Термины и определения» и Р 50690 «Туристские услуги». Вывод. Осмысление сервиса возможно на разных уровнях (социально-философском, социально-психологическом, социально-культурном и др.). Все науки взаимодействуют друг с другом, и мы используем достижения других наук, чтобы глубже разобраться в понятии «сервис». Можно говорить, что в сфере сервиса сложилась определенная система понятий, свой профессиональный язык, определенные принципы осуществления деятельности. Это свидетельство того, что формируется научная отрасль - сервисология, изучающая сервис как особое явление. На этой отрасли науки и базируется учебная дисциплина «Сервисная деятельность».
ПРИМЕЧАНИЯ 1. Туризм. Гостеприимство. Сервис. Словарь-справочник /Под ред. Л.П.Воронковой. – М.: Аспект Пресс, 2002.- С. 254. 2. Большой энциклопедический словарь. -2-е изд, перераб. и доп..- М.; СПб, 1997. –С.34 3. Даль, В.И. Толковый словарь русского языка (современная версия) / В.И.Даль. – М.: ЭКСМО-Пресс, 2001 – С. 680. 4. Котлер, Ф. Маркетинг. Гостеприимство и туризм / Ф.Котлер, Дж.Боуен, Дж. Мейкенз. Пер. с англ. – М.: ЮНИТИ,1998. – С. 37. 5. Хилл, Т. О товарах и услугах / Т.Хилл. – М.: Бизнес-книга, 1995. – С. 82. ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОВТОРЕНИЯ И САМОПРОВЕРКИ 1. В чем значение курса «Сервисная деятельность» для подготовки специалиста по сервису и туризму? 2. Чем обусловлен междисциплинарный характер сервисологии? 3. С какими отраслями научного знания взаимодействует учебная дисциплина «Сервисная деятельность»? 4. В чем заключается специфика сервисного взаимодействия? 5. В чем необходимость различать понятие «сервис» и «услуга» в широком и узком смысле? 6. Выделите 12 основных характеристик услуги в узком смысле? 7. Каким принципом сервисной деятельности могли бы Вы дополнить предложенный в пособии список?
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 746; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.198.250 (0.017 с.) |