Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Когда смерть пришла в багдад

Поиск
Ученик одного багдадского суфия, находясь в караван-сарае, случайноуслышал беседу двух незнакомцев, из которой понял, что один из них -- АнгелСмерти. -- В течение следующих трех недель я собираюсь посетить трех людей вэтом городе, -- сказал Ангел своему собеседнику. Ученик был так напуган, что, стараясь оставаться неза-меченным, дажезатаил дыхание и просидел в своем углу не шелохнувшись, пока Ангел и егоспутник не ушли. Затем он стал размышлять, как избежать возможной встречи сосмертью, и пришел, наконец, к выводу, что если он покинет Багдад, Ангел несможет его забрать. Ни секунды не медля, ученик одолжил самого быстрогоконя, которого только мог найти, и вихрем помчался по направлению кСамарканду, не останавливаясь ни днем, ни ночью. Между тем, Ангел Смерти встретился с суфийским учителем, и ониразговорились. -- А где ваш ученик такой-то? -- Он должен быть где-то рядом, возможно, в караван-сарае, проводитвремя в созерцании, -- ответил суфий. -- Странно, весьма странно, -- сказал Ангел, -- потому что он тоже вмоем списке. И здесь написано, что я смогу его взять в течение четырехнедель в Самарканде и нигде больше. Рассказ о смерти в этой обработке взят из "Хикайат-и-Накшия"("Сказания, единые по смыслу"). Это сказание вошло в фольклор Среднего Востока и поныне пользуетсявсеобщей любовью. Его автор -- великий суфий Фудайл ибн Айат, который первуюполовину своей жизни был разбойником. Согласно суфийскому преданию, подтвержденному историческимиматериалами, Гарун аль-Рашид, халиф Багдада, пытался собрать "все знание"при своем дворе. Различные суфии жили под его покровительством, но ни одногоиз них всемогущий монарх не мог заставить служить себе. Суфийские историкиповествуют, как Гарун и его визирь посетили Мекку специально для того, чтобыувидеть Фудайла, который сказал при встрече: -- Повелитель правоверных! Я боюсь, что твое миловидное лицо можетоказаться в аду. Гарун спросил мудреца: -- Знаешь ли ты человека, достигшего большего отречения, чем ты? Фудайл ответил: -- Твое отречение больше моего. Я могу отрекаться от обычного мира, аты отрекаешься от чего-то более великого -- от вечных ценностей. Фудайл объяснил халифу, что власть над самим собой лучше тысячелетнейвласти над другими.

ФИЛОЛОГ И ДЕРВИШ

Как-то темной ночью один дервиш, идя по дороге, услыхал крик о помощи,доносившийся со дна заброшенного сухого колодца. -- Эй, что случилось? -- закричал дервиш в колодец. -- Видите ли, я филолог, -- ответил голос, -- не найдя в темнотедороги, я к несчастью провалился в эту глубокую яму и теперь никак не могуотсюда выбраться. -- Держись, друг, дай мне только раздобыть лестницу и веревку, --ответил дервиш. -- Подождите минутку, -- закричал филолог, -- вы неграмотновыражаетесь, к тому же ваше произношение никуда не годится. Очень прошу васисправить его. -- Ну что ж, если для вас слова важнее их смысла, вам будет лучшепобыть там, где вы сейчас находитесь, пока я не выучусь правильно говорить,-- ответил дервиш и пошел своей дорогой. Эту историю рассказал Джалалуддин Руми, и она записана в книге Афлаки"Деяния адептов". Эта книга, опубликованная в Англии в 1965 году подназванием "Легенды суфиев", сообщает о дервишах ордена Мевлевийа и ихпредполагаемых учениках. Она записана в XIV столетии. Некоторые истории из сборника Афлаки представляют собой простоволшебные сказки, другие описывают действительные события, но там же есть ивесьма необычные истории, известные суфиям как "иллюстративные истории" -- вних описываются серии эпизодов, значение которых связано с психологическимипроцессами. Такие истории получили название "творчество дервишских ученых".

ДЕРВИШ И ПРИНЦЕССА

Королевская дочь красотой своей была подобна луне и очаровывала всех,кто удостаивался хоть раз взглянуть на нее. Однажды какой-то дервиш, собираясь подкрепиться, поднес было ко ртукусок хлеба, как вдруг увидел ее и застыл в изумлении... Пальцы его самисобой разжались, и хлеб упал на землю. Проходя мимо, принцесса улыбнулась дервишу. Восторг поверг его тело втрепет, хлеб остался лежать в пыли, а сам он едва не лишился чувств. В этомэкстатическом состоянии дервиш пробыл семь лет. Домом его стала улица,соседями -- бродячие собаки. Безумный дервиш надоел принцессе, и ее телохранители решили его убить. Тогда принцесса вызвала дервиша к себе и сказала ему: -- Никакой союз между нами невозможен. Ты должен немедленно уйти изгорода, потому что мои слуги хотят тебя убить. Несчастный влюбленный ответил ей так: -- С тех пор, как я увидел тебя, жизнь не имеет для меня никакой цены.Они прольют невинную кровь. Но прежде чем я умру, заклинаю тебя, исполни моеединственное желание, ибо ты причина моей гибели, скажи, почему ты тогдаулыбнулась мне? -- Глупец! -- сказала принцесса, -- когда я увидела, каким посмешищемты себя выставил, я улыбнулась из жалости к тебе -- и только. И сказав так, принцесса скрылась. В своем произведении "Парламент птиц" Аттар говорит о неправильномтолковании субъективных эмоций, которые питают веру человека в то, чтоопределенный опыт, переживаемый им ("улыбка принцессы"), является особымдаром ("обожание"), с помощью которого он может что-то получить, тогда какна самом деле, он может оказаться чем-то совершенно другим ("жалость"). Так как подобный вид литературы пользуется своими собственнымиприемами, многие составили себе неверное представление о суфийской классике,полагая, что она не имеет никакого отношения к описанию психологическихсостояний.

УВЕЛИЧЕНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ

Самовластный правитель Туркестана однажды вечером, слушая рассказдервиша, спросил его о Хызре. -- Хызр приходит тогда, -- сказал дервиш, -- когда в нем нуждаются.Человек, котрый схватит его за полы халата, когда он появится, станетсовершенным мудрецом. -- Это может произойти с каждым? -- спросил султан. -- Да, с каждым, кто достоин, -- ответил дервиш. "Кто "достойнее" меня?!" -- подумал султан и тут же велел издать указ:"Того, кто приведет ко мне невидимого Хызра, великого покровителя людей, яозолочу". Крики глашатаев услышал бедный старик Бахтияр Баба. Он пришел к своейжене и сказал: "У меня есть план. Скоро мы разбогатеем, но потом мнепридется умереть. Я этого не боюсь, зато ты проживешь до конца своих дней вдостатке". И вот Бахтияр Баба предстал перед султаном и заявил, что в течениесорока дней он сможет найти Хызра, если султан выдаст ему тысячу золотых. -- Если ты в самом деле приведешь Хызра, -- сказал султан, -- получишьеще десять тысяч. Но если не приведешь, умрешь позорной смертью в назиданиетем, кто полагает, что можно шутить с султанами. Бахтияр остался доволен этим условием и ушел, получив тысячу золотых.Вернувшись домой, он отдал деньги жене, чтобы она могла безбедно прожитьостаток своих дней. Все сорок дней он провел в размышлениях, готовясь к переходу в другоймир. На сороковой день он снова пришел к султану. -- Мой повелитель, -- сказал он, -- по своей жадности ты решил, что спомощью денег сможешь вызвать Хызра. Но Хызр, как известно, не появлялся вответ на призыв, обусловленный жадностью. От этих слов монарх пришел в бешенство. -- Негодяй, -- взревел он, -- ты поплатишься жизнью за свою дерзость.Кто ты такой, чтобы смеяться над желаниями султана?! Бахтияр как ни в чем не бывало продолжал: -- В легенде говорится, что любой человек может встретить-ся с Хызром,но то, какую пользу он извлечет из этой встречи, зависит от того, насколькочисты его намерения. Хызр, говорят, может посетить человека, если он достоинего посещения, и будет присутствовать столько времени, сколько достоин егоприсутствия человек. Таковы условия и не в нашей власти что-либо изменить. -- Довольно разглагольствовать, -- закричал султан. -- Этим ты неспасешь свою жизнь. Осталось только, чтобы мои министры выбрали тебе казнь. С этими словами правитель повернулся к своим министрам и спросил: -- Какую смерть заслуживает этот человек? Первый министр ответил: -- Его надо сжечь живьем в назидание другим. Второй министр, получив слово, сказал: -- Лучше всего разрубить его на части. Третий министр высказался так: -- Я думаю, его нужно отпустить и обеспечить всем необходимым дляжизни, потому что только нужда, которую испытывала его семья, толкнула егона преступление. Только министр окончил свою речь, в тронный зал вошел древний старик ипрямо с порога заговорил: -- Каждый из этих людей высказался так, как ему подсказывало скрытоепространство. -- Что это значит? -- спросил удивленный султан. -- Это значит, что первый министр в прошлом был пекарем. Поэтому онпредложил зажарить Бахтияра. Второй министр был когда-то неплохим мясником ивот почему посоветовал четвертовать Бахтияра. Третий министр, изучаяискусство управления государством, сумел разобраться в причинах этогопроисшествия. -- Теперь примите к сведению следующее: во-первых, Хызр появляется ипомогает тому, кто способен извлечь пользу из его посещения. Во-вторых, этотчеловек по имени Бахтияр, которого я называю Баба (Здесь: человек, достигшийопределенного уров-ня сознания своей жертвой, -- просветленный) в знак егожертвы, вынужден был поступить так, потому что находился в отчаянии. Онувеличил свою необходимость во мне, и я к нему пришел. -- Сказав так,древний старец исчез на глазах изумленных присутствующих. Стремясь выполнить указания Хызра, султан назначил Бахтияру постояннуюпенсию. Первого и второго министров изгнали из дворца, и тысяча золотых былавозвращена в казну благодарным Бахтияром и его женой. А султан стал достоен снова повстречаться с Хызром, но о том, чтопроизошло при этой встрече, рассказывается в другой притче -- "О невидимоммире". Бахтияр Баба, как сообщают, был суфийским мудрецом, который жил вХорасане скромной и ничем не примечательной жизнью, пока с ним не произошливышеописанные события. Эта история, которая входит также в жития многих других шейхов,иллюстрирует концепцию того, как человеческое стремление переплетается свысшими уровнями бытия. Хызр представляет собой звено, связующее эти двесферы. Заглавие рассказа выбрано по ассоциации со строкой из знаменитой поэмыДжалалуддина Руми: "Новые органы восприятия пробуждаются тогда, когда в них естьнеобходимость. Поэтому, о человек, увеличь свою необходимость, чтобы увеличилась твоявосприимчивость". В приведенном здесь варианте история была рассказана дервишскиммастером из Афганистана.

ЧЕЛОВЕК,



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 436; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.143.237.140 (0.012 с.)