ТОП 10:

ЧЕЛОВЕК, КОТОРЫЙ ПОМНИЛ О СМЕРТИ



Однажды один дервиш сел на корабль, чтобы отправиться в морскоепутешествие. Увидев его на борту корабля, другие пассажиры, как водится втаких случаях, стали один за другим подходить к нему за напутствиями. Всемим он говорил одно и то же, и, казалось, просто повторял одну из тех формул,которые каждый дервиш время от времени делает объектом своего внимания. Онговорил: "Зная, что твой конец неминуем, помни о смерти". Почти никто из путешественников не обратил особого вни-мания на этотсовет. Но вот корабль поплыл. Много ли, мало ли он плыл, только вскореразыгрался свирепый шторм. Матросы, а вместе с ними и все пассажиры в паникеповалились на колени и стали молиться Богу. Считая себя почти погибшими, онипо очереди возносили к небесам неистовые молитвы, ожидая помощи свыше. Все это время дервиш без всякого движения сидел в сторо-не и спокойно очем-то размышлял. Всеобщая паника словно бы его не касалась. Наконец, ветер утих, море успокоилось и из-за туч выгляну-ло ясноесолнце. Придя в себя, пассажиры обратили внимание на безмятежность дервиша ивспомнили, какое спокойствие он хранил среди всеобщего ужаса. "Разве вы неосознавали во время этого шторма, что только одни доски отделяли нас отсмерти?" -- спросил один из них. -- О да, конечно, -- ответил дервиш, -- я знал, что на море всегда так,но еще на суше я размышлял над тем, что в обычной жизни, среди самыхповседневных событий, нечто еще менее прочное отделяет нас от смерти. Эта история принадлежит Байазиду из Бистама -- местности, расположеннойна южном побережье Каспийского моря. Он был одним из величайших суфиевдревности. Его дед был зороастрийцем, и Байазид проходил курс эзотерическогоразвития в Индии. Так как его мастер Абу Али из Синда, был недостаточнознаком с внешними ритуалами ислама, некоторые ученые предполагали, что АбуАли был индуистом и что Байазид фактически обучался индийским мистическимметодам. Однако ни один из суфийских авторитетов, достойных доверия, несоглашается с этим. Последователи Байазида входят в орден Бистамийа.

ВСПЫЛЬЧИВЫЙ ЧЕЛОВЕК

Жил-был человек, который по малейшему поводу впадал в гнев. Многие годынаблюдая за собой, он пришел к выводу, что вся его жизнь полна непреодолимыхтрудностей из-за его вспыльчивости. И стал он думать, как ему избавиться от этой черты. Прослышав об одномдервише, что тот обладает глубоким знанием, он пошел к нему за советом. Дервиш сказал ему: "Ступай по такой-то дороге, пока не придешь кперепутью, где увидишь засохшее дерево. Стань под этим деревом и каждомупрохожему предлагай напиться воды". Человек сделал, как ему было сказано. Прошло много дней, и люди сталиего примечать: повсюду разнеслись слухи, что он дал обет творить милостыню иследует особому курсу самокон-троля под руководством совершенного мудреца. Однажды один путник, который, видимо, очень торопился, отвернул голову,когда тот человек предложил ему напиться воды, и поспешно продолжал свойпуть. Вспыльчивый человек крикнул ему вдогонку: "Постой, ответь на моеприветствие и испей воды, которую я предлагаю всем путникам!" Но тот даже необернулся. Он еще несколько раз окликнул его, но не получил никакого ответа. Возмущенный такой неучтивостью, человек тут же обо всем позабыл. Онбыстро снял свое ружье, висевшее на сухом дереве, прицелился в удаляющегосягрубияна и выстрелил. Пешеход замертво повалился на землю, и в тот же миг произошло чудо:сухое дерево расцвело. Сраженный пулей оказался закоренелым убийцей и был как раз на пути ксовершению самого ужасного преступления в своей жизни. Итак, как видите, есть два рода советчиков. Первые чисто механическиповторяют какие-то установленные принципы. Вторые -- это люди знания. Те,кто встречает людей знания, ждут от них нравоучений и относятся к ним, как кморалистам. Но цель этих людей служить истине, а не оправлыватьблагочестивые надежды. Дервиш, фигурировавший в этой истории, говорят, никто иной, как Хаджиад-дин Кубра -- один из величайших суфийских святых. Он основал орденКубравийа ("Величайшее братство"), который имеет много общего с основаннымпозднее орденом святого Франциска. Как и святой из Асиза, Хаджи ад-динпрославился своей сверхъестественной властью над животными. Хаджи ад-дин был одним из шестисот тысяч горожан, погибших во времяразрушения Хорезма в 1221 году. Утверждают, что монгольский завоевательЧингиз-хан, зная о его славе, обещал сохранить ему жизнь, если ондобровольно сдастся. Но Хаджи ад-дин Кубра вышел вместе с другими на защитугорода и позднее был найден среди убитых. Предвидя эту катастрофу, Хаджи ад-дин незадолго до нашествиямонгольских орд отпустил от себя своих учеников и направил их в безопасныеместа.

СОБАКА И ОСЕЛ

Один человек изучил язык животных. Однажды он прогуливался по деревне,как вдруг его внимание привлек какой-то шум. В конце улицы он увидел осла,отчаянно ревущего на собаку, которая что есть сил лаяла на него. Человек приблизился и стал слушать. -- Все это говорит только о траве и пастбищах, -- говорила собака, -- яже хочу тебе поведать о мясе и костях, ибо я этим питаюсь. Тут человек не мог более сдерживаться и вмешался в их разговор: -- Вы могли бы придти к чему-то общему, если бы поняли, что полезностьсена подобна полезности мяса. Животные резко обернулись к незванному гостю. Собака на него свирепозалаяла, а осел так сильно его лягнул задними ногами, что он свалился безчувств. Не обращая на него более никакого внимания, собака и осел продолжилисвой спор. Эта басня, напоминающая одну из басен Руми, взята из знаменитойколлекции Меджнуна Каландара. В течение сорока лет он странствовал по свету и рассказывал на базарныхплощадях обучающие истории. Одни говорят, что он был сумасшедшим (его имятак и переводится), другие -- что он один из "преображенных", развивших всебе способность воспринимать связь между такими вещами, которые обычномучеловеку кажутся ничем не связанными.

ТУФЛИ БЛАГОЧЕСТИВЫХ ЛЮДЕЙ

Два благочестивых и достойных человека вошли в мечеть в одно и то жевремя. Первый снял свои туфли и, аккуратно придвинув друг к дружке, оставилих за дверью. Второй тоже снял туфли, сложил их подметками и, сунув запазуху, вошел в мечеть. Это событие возбудило спор между другими благочестивыми и достойнымилюдьми, которые сидели у входа и все видели. Они решили выяснить, кто изэтих двух поступил лучше. "Человек вошел в мечеть босой -- так не лучше либыло оставить свою обувь за дверью?" "Мы не учитываем одного: он мог взять с собой туфли для того, чтобы ониему напоминали в священном месте о должном смирении, -- возразил другой". Но вот те люди, совершив молитву, вышли на улицу. Спорщики,разделившиеся на два лагеря, окружили каждый своего героя и сталирасспрашивать, чем были продиктованы их поступки. Первый человек сказал: "Я оставил свои туфли за дверью, руководствуясьвполне обычными соображениями: если бы кто-нибудь захотел их украсть, онимел бы возможность побороть свое греховное искушение и таким образомприобрел бы заслугу для будущей жизни". Слушатели были восхищены благородным образом мыслей этого человека,который так мало заботился о своей собственности и отдался на волю случая. В это же время второй человек объяснил своим сторонникам: "Я взял туфлис собой потому, что, оставь я их на улице, они могли бы возбудить соблазн вдуше какого-нибудь человека. Тот, кто поддался бы искушению и украл их,сделал бы меня сообщником на страшном суде". Мудрость и благородство этогочеловека привело в восторг всех, кто его слушал. Но в этот момент другой человек, присутствующий среди них, который былнастоящим мудрецом, воскликнул: -- О слепцы! Пока вы здесь предавались возвышенным чувствам, развлекаядруг друга примерами благородства, произошло нечто реальное. -- Что произошло? -- спросили все разом. -- Никто не был искушен туфлями, -- продолжал мудрец, -- никто не былискушаем туфлями. Предполагаемый грешник не прошел мимо них. Вместо этого вмечеть вошел другой человек. У него не было туфель совсем, так что он не могни оставить их снаружи, ни внести их внутрь. Никто не заметил его поведения.А сам он меньше всего думал о том, какое впечатление он произведет на тех,кто на него смотрит или не смотрит. Но благодаря реальной искренности егомолитвы сегодня в этой мечети самым непосредственным образом помогли всемпотенциальным ворам, которые могли или не могли украсть туфли или могли быисправиться, устояв перед искушением. Разве вы не поняли еще, что практика благочестия, какой бы прекраснойона ни была сама по себе, теряет свою ценность, когда узнаешь осуществовании реальных мудрецов. Это сказание приводится довольно часто. Оно взято из учений орденаКилватийа ("Затворники"), основанного Омаром Килвати. В ней иллюстрируется аргумент, общеизвестный среди дервишей: те, кторазвивает в себе особые внутренние качества, оказывает большее влияние наобщество, чем те, кто пытается действовать только согласно определеннымморальным принципам. Первые называются "люди реального действия", а вторые-- "те, кто не знает, но играет в знание".






Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 35.171.45.91 (0.004 с.)