Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Методология изучения отечественной истории.↑ Стр 1 из 11Следующая ⇒ Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Методология – это система научных принципов и методов исследования, основанных на диалектико-материалистической теории исторического познания. Диалектико-материалистическая теория исходит из того, что общество надо рассматривать в постоянном развитии, а источником этого развития являются внутренние противоречия самого общества или рассматриваемого общественного явления. Принципы – это главные, фундаментальные положения науки. Метод – способ изучения закономерностей через их конкретные проявления. Основные принципы исторической науки: а) объективность, б) историзм, в) всесторонность. Укажите, каково содержание каждого их этих принципов применительно к изучению истории. Основные методы, используемые при изучении истории: а) хронологический, б) проблемный, в) ретроспективный, г) системно-структурный. Используются также и другие методы, причем обычно несколько методов комбинируются между собой (например, проблемно-хронологический). Сформулируйте основные черты каждого из основных методов. Подходы к изучению истории. При изучении общества все многообразие общественных отношений обычно группируют в четыре блока: а) экономика, б) социальная сфера, в) политика, г) духовная сфера. На сегодняшний день преобладают два подхода к изучению истории: а) формационный, б) цивилизационный. Формация – исторический тип общества, основывающийся на определенном способе производства и выступающий как ступень развития мировой истории человеческого общества.Рассматривая общества при таком подходе, исследователь стремится в первую очередь выявить черты сходства общества с другими обществами, прошедшими или находящимися на этой же стадии формационного развития. Это позволяет применить исторический опыт иных обществ к решению проблем собственного общества. Цивилизацию принято разделять на мировую и локальную. Мировая цивилизация выступает как все человечество, вместе взятое, развивающееся в едином поступательном движении как нечто целое. Локальная цивилизация – это регион планеты национального или государственного уровня, существенно отличающийся от других регионов по направлению своего развития. При цивилизационном подходе на первое место выходить поиск своеобразия каждого общества, его отличий от других общественных систем. Это позволяет выявить ведущие тенденции и принципы развития изучаемого общества, которые нельзя игнорировать, используя опыт иных цивилизаций при решении своих внутренних проблем.. В науке еще не сложилось единого представления о цивилизации. Поэтому в разных научных и учебных изданиях можно найти разные трактовки сути и терминологии цивилизационного подхода. Каждая локальная цивилизация проходит в своем развитии несколько стадий: 1) вызов природы – период, когда общество вынуждено осознать радикально изменившуюся ситуацию, в которой оно существует, и начать ради собственного выживания поиски новых решений, радикально отличающихся от привычных стереотипов прежней общественной жизни во всех сферах общества; 2) рождение – период, когда формируется этнос, определяется границы территории его обитания, складывается государство и вырабатывается идеология этого общества; 3) рост (или расцвет) – период, когда формируются типичные черты экономической жизни, социальной структуры, политической системы и духовной культуры, которые и отличают данное общество от других, определяют его самобытность. 4) надлом – период, когда общество начинает испытывать внутренние потрясения, являющиеся следствием нарастания противоречия между традиционными чертами общественного уклада и меняющимися объективными условиями, в которых существует данное общество. 5) закат – период разрушения традиционных форм существования данного общества, изменение системы его ценностей. Внутренние противоречия общества дополняются серьезно осложняющимися внешними факторами. В результате общество должно или перестроиться в соответствии с изменившимися условиями, т.е. перейти в иную цивилизацию, или погибнуть. Общий период существования локальной цивилизации оценивают в среднем в 1000-1500 лет. Типы цивилизации: 1) по природно-географическому положению: а) морские, б) континентальные, в) прибрежные. 2) по типу взаимодействия человека с природой: а) примитивные общества (человек полностью зависит от природы), б) агарные общества (человек берет в готовом виде то, что дает ему природа), в) индустриальные общества (человек переделывает природу, исходя из собственных потребностей, создает «вторую природу»), г) постиндустриальные (информационные) общества (человек взаимодействует с природой, возмещая нанесенный ей своей деятельностью ущерб). 3) по темпу и направленности развития: а) Восток – замедленный, устойчивый тип развития общества, основанный на слиянии человека с природой; б) Запад – динамичное, ускоренно развивающееся общество, основанное на активном воздействии человека на природу. Самостоятельно определите, к какому из указанных типов отнести российскую цивилизацию и сформулируйте те черты, которые определяли ее своеобразие применительно к каждому варианту типологизации.
Вопросы для самопроверки: 1.Сформулируйте предмет истории. 2..Назовите основные методы исторической науки. Сформулируйте основные особенности каждого метода. 3.Дайте определение формации. 4.Каковы структурные элементы формации и как они связаны между собой. 5.Дайте определение локальной цивилизации. 6.Укажите основные черты цивилизаций морских, континентальных и прибрежных. 7.Сформулируйте основные отличия аграрного общества от примитивного и от индустриального. 8.Чем различаются западный и восточный типы цивилизаций? 9.Укажите основные этапы развития локальных цивилизаций. 10.Какие сферы общественной жизни преимущественно рассматривают при формационном подходе и какие – при цивилизационном? Восточные славяне в древности. Территория и население. Первые упоминания о восточных славянах как о самостоятельной этнической группе прослеживаются в источниках с VI в. По вопросу происхождения восточных славян в исторической науке нет единого мнения. Преобладает миграционная теория: восточные славяне – выходцы из Центральной Европы. Но существует и автохтонная теория (восточные славяне – исконные жители Восточно-Европейской равнины), а также ряд теорий, пытающихся найти прародину восточных славян в Центральной Азии, на Арктическом Севере и других регионах планеты. Самостоятельно сформулируйте причины такого многообразия мнений среди исследователей. Проследите на карте места расселения восточнославянских племен к IX в. Социально-экономическое развитие. Восточные славяне в VI-VIII вв. – оседлые племена, основным занятием которых было земледелие. Сформулируйте на основе текста учебника, в чем состояли особенности подсечно-огневой системы земледелия, а также подсобных земледелию занятий. Определите, на какой стадии общественного разделения труда находились восточные славяне к IX в. (отделилась ли уже торговля от земледелия и ремесла). В этот период по археологическим материалам прослеживается переход славян от родовой общины к соседской. Сформулируйте основные отличия этих типов общины друг от друга. Переход к новому типу общинных отношений проистекал из развития экономики, изменения условий хозяйствования. Политический строй. Общественный строй восточных славян в указанный период принято называть «военной демократией». Сформулируйте основные особенности этого строя. Высшими лицами в управлении были старейшина и князь. Значительную роль играло вече. Отметьте функции каждого из должностных лиц и полномочия веча. Между племенами восточных славян к IX в. сложились достаточно устойчивые племенные союзы. Постарайтесь определить на основании текста учебника, были ли у восточных славян к этому времени города. Религия и церковь. Религия восточных славян до X в. – язычество. Язычество восточных славян достаточно трудно поддается реконструкции в силу ограниченности источников, поэтому можно встретить различные варианты описания пантеона. Но исследователи сходятся в том, что высшие языческие божества славян олицетворяли силы природы, затем следовал ряд низших божеств (домовые, лешие, водяные и др.), которые были выражением одушевления природы, окружавшей человека. Еще один ряд занимали умершие предки, культ которых играл важное значение в жизни древнеславянского общества. Обратите внимание на особенности культа: а) Отсутствие храмов (известны лишь капища и требища– открытые места, где помещали идолов и исполняли обряды); б) Нет единого мнения по поводу жертвоприношений – насколько типичны были человеческие жертвы богам?; в) Спорна также роль волхвов – было ли это особое сословие или нет? В общих чертах религиозная система восточных славян содержала две основные ценности: а) единство человека с природой, б) приоритет родовых, коллективных ценностей над личными. Культура. Сведения о достижениях культуры восточных славян скудны из-за отсутствия достаточного количества источников. Спорным остается вопрос о наличии древнеславянской письменности в дохристианский период Руси. Принято считать, что уровень научных знаний восточных славян был не ниже уровня научных знаний окружавших их соседних народов. Археологические источники не дают оснований считать, что славянам было известно в то время каменное зодчество. Обратите внимание, что календарь ориентирован на цикл земледельческих работ. В семейных отношениях господствовал парный брак и большая патриархальная семья.
Вопросы для самопроверки: 1.Укажите территорию расселения восточных славян к IX в.? 2.Сформулируйте основные положения миграционной теории происхождения восточных славян. 3.Каковы были особенности формирования российской цивилизации в домонгольский период? 2. Россия в мировой цивилизации. Особенности образования и развития Российского государства.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 703; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.235.177 (0.008 с.) |