ТОП 10:

Советское общество в 1964-1985 гг.



Территория и население.

По данным переписи 1970 г. население СССР составляло 241,7 млн. человек, по переписи 1979 г. – 262,4 млн. чел. Обратите внимание на то, что хотя рост населения страны продолжался, но в 60-70-е гг. стала меняться демографическая ситуация :стал уменьшатся естественный прирост населения. Это привело и к изменению поло-возрастной структуры населения, что негативно сказалось на экономических и социальных процессах.

В данный период продолжался рост городского населения и сокращение сельского, что привело к заметному преобладанию доли горожан в общей структуре населения страны. Обратите внимание, что изменилась и социальная структура: увеличивалась доля рабочих, составлявшая более половины, а доля колхозников стала меньше, чем доля служащих.

Социально-экономическое развитие.

Основой для проведения экономических реформ стала реализация задач, намеченных к середине 50-х годов, в первую очередь линии на повышение уровня жизни и поддержания высоких темпов развития.

Выделите основные положения хозяйственной реформы 1965 г., суть которых сводилась к внедрению рыночных элементов в управлении экономикой и восстановлению отраслевого принципа управления. Обратите внимание на то, как пытались решать проблемы развития сельского хозяйства (решения Мартовского (1965 г.) Пленума ЦК КПСС).

Особенностью экономического развития страны в рассматриваемый период было ускоренное развитие восточных регионов СССР. Но в 1971-1985 гг. налицо была отрицательная динамика роста по важнейшим экономическим показателям. Объясните причины этого, опираясь на материалы учебной литературы. Затянувшееся экстенсивное развитие углубляло социально-экономические трудности, что вело к накоплению проблем и противоречий, в конечном итоге кризису системы в целом.

Политический строй.

В развитии общественно-политической жизни все более четко прослеживались две тенденции: демократическая и антидемократическая.

В 1966 г. было восстановлено единство советских, профсоюзных и комсомольских структур, началась кампания по обновлению кадров. Но эта, на первый взгляд, демократическая программа, была реализована в основном за счет постоянного расширения ЦК КПСС. Отметьте, что в 70-е годы состав партийных руководителей на местах достиг стабильности. Это в конечном итоге будет способствовать инерции и старению кадрового состава. Далее эта тенденция еще более усиливается. Падает эффективность управленческих решений.

За рассматриваемый период институты государственной власти не претерпели существенных изменений. В основе управления страны основополагающим остался принцип вертикальной связи. Отметьте основные положения Конституции СССР 1977 г. и дайте ее оценку. Выделите, что элементы демократизации проявлялись в производственной сфере: частичная децентрализация управления и усиление экономических рычагов.

Отметьте негативные тенденции в общественно-политической жизни страны. Среди них: 1) усиление в 1971-1985 гг. административно- командных рычагов управления и роли исполнительного аппарата, формализация деятельности представительных органов власти (Советов); 2) намечаются тревожные тенденции в национальном вопросе. Как важную особенность данного периода отметьте складывание диссидентского движения и соответственно – меры по борьбе с инакомыслием, предпринятые высшим советским руководством.

Отметьте, какие изменения произошли в общественно-политической жизни при Ю.В.Андропове и К.У.Черненко.

Обоснуйте вывод: в целом в этот период (1965-1985 гг.) происходило усиление разрыва между официально провозглашенными демократическими принципами и реальным наполнением общественно-политической жизни СССР.

Религия и церковь.

В этом вопросе правомерно вести речь об обратном процессе: параллельно возрождению некоторых форм национального протеста в 60-70-е годы происходило возрождение религиозного сознания. Интерес к религии принимал различные формы. Но этот процесс проходил вне рамок официальной церкви, строго контролировавшийся партией.

Культура.

Отметьте следующее противоречие: с одной стороны, государственное финансирование позволило развивать материальную базу науки и культуры, с другой - происходила регламентация, а часто навязывание вкусов руководства, идеологических штампов. Особенно ярко эти тенденции проявились в развитии науки.

Выделите основные изменения в системе образования, проведенные в результате реформ середины 60-х и середины 70-х гг.: переход к обязательному среднему образованию, повышение роли профтехобразования и др. Дайте оценку этим изменениям.

 

Вопросы для самопроверки:

1. Почему в 60-80-е гг. СССР оказался на пороге кризиса?

2. Дайте характеристику реформ А.Н.Косыгина.

3. Какую роль в отечественной истории сыграло правозащитное движение?

4. Дайте характеристику общественно-политической жизни СССР в период 1964-1985 гг.

5. Объясните, что означает термин "застой". Раскройте содержание этого понятия на фактическом материале.

6. Что такое "разрядка"? Определите хронологические рамки этого периода.

7. Дайте характеристику третьей Программы КПСС.

8. Какую роль в политической истории СССР сыграл Л.И.Брежнев?

9. Объясните, почему демократические процессы, начавшиеся в СССР в 50-е гг., не получили должного развития.

10. В чем проявились трудности в социально-экономическом развитии страны в 70-х- 80-х гг.? Каковы их причины?

11. Какие черты были характерны для духовной жизни советского общества в 70-80-е гг.?

 

 

От перестройки к революции.

Территория и население.

В период 1980-1991 гг. СССР продолжал оставаться крупнейшим в мире государством, занимавшим почти 1/6 части суши - 22402,2 тыс. км2 . По численности населения СССР занимал 3-е место в мире. По данным переписи 1989 г. в стране проживало 286,7 млн. человек. Обратите внимание на то, что средняя плотность населения в СССР была 12 чел. на 1 км2, а в европейской части-35 чел. на .1 км2.

Отметьте, что в 80-е гг. продолжался ускоренный рост городского и сокращение сельского населения (не только относительно, но и абсолютно). В 1989 г. в городах проживало примерно 67% населения, в сельской местности - 33%. В это время быстро выделяются города-миллионеры: Москва, Ленинград, Киев, Ташкент и др.

Социально-экономическое развитие.

Основное внимание обратите на то, в каких направлениях проходило реформирование экономической системы СССР, начатое с 1985 г.

1) Экономические реформы виделись руководству как поступательное движение вперед (“ускорение”) на основе поведенияпорядка и дисциплины на производстве. Была предпринята очередная попытка повышения самостоятельности хозяйственных единиц. Внедряются различные модели “хозрасчета, применяются рыночные рычаги в советской экономике.

2) Разгосударствление, равноправие всех форм собственности (совхозов, колхозов, агрокомбинатов, арендных коллективов и фермерских хозяйств), возрождение частного сектора, расширение сферы деятельности для частной инициативы;

3) Преобразования в области внешней торговли, допущение инвестиций иностранных компаний в советскую экономику.

Выделите, что реформы прошли два этапа. На втором этапе (с 1990 г.) правительство вынуждено было признать необходимость разрешения частной собственности на средства производства. Но одновременно государство пытается возвратиться к директивному управлению, устанавливая план, определяя номенклатуру продукции, уровень цен и налогообложения. Сформулируйте, каковы были результаты реформ к 1991 г.

Политический строй.

Отметьте, что в политической сфере М.С.Горбачев выдвинул лозунг “гуманного, демократического социализма с человеческим лицом”, т.е. “перестройка” должна была осуществиться в рамках социалистической системы, социалистического выбора, сделанного в октябре 1917 года.

Отметьте основные направления реформы в политической сфере:

1) Реформирование высших органов законодательной и исполнительной власти (1989 г.), учреждение должности президента СССР (1990 г.)

2) Ликвидация однопартийной, появление большого числа неформальных групп и организаций, формирование новых политических партий с очень широкой ориентацией: от монархистов до анархистов.

3) Гласность и плюрализм мнений.

Обратите внимание на тот факт, что деформации в области национально-государственного строительства в предшествующие десятилетия СССР привели к тому, что в начале 90-х гг обострился "национальный вопрос" в нашей стране и начался “парад суверенитетов". Отметьте этапы нарастания этого кризисного процесса.

Отметьте, чем было вызвано создание ГКЧП в августе 1991 г. Сформулируйте причины его неудачи. Укажите, почему после ликвидации ГКЧП сохранение СССР стало практически невозможным.

Качественные изменения произошли во внешнеполитическом курсе, который получил название “нового политического мышления”. В основу его был положен отказ от конфронтации, поворот не только к мирному сосуществованию, но сотрудничеству. Определите основные направления реализации этого курса.

Дайте оценку всех этих перемен и их результатов.

Религия и церковь.

Зафиксируйте, что перестройка принесла качественные изменения в отношения государства с церковью. В СССР стали восстанавливаться храмы и монастыри, были сняты запреты на отправление религиозных культов и обрядов, на распространение религиозной литературы и религиозного обучения. Распространялись наряду с православием мусульманство, иудаизм, буддизм и иные религии.

Сформулируйте причины такого "религиозного возрождения".

Культура.

Обратите внимание на то, что в период перестройки решающее значение для развития отечественной культуры имела гласность. Классовый подход стал постепенно заменяться утверждением общедемократических и общечеловеческих ценностей. С 1988 г. фактически ликвидирована цензура.

В 1987 г. началась реформа средней и высшей школы. Её главным направлением стала интеграция образования, производства и науки.

Отметьте, что серьезные проблемы встали перед наукой и учеными. Испытывает кризис фундаментальная наука, сокращается научный потенциал (за счет оттока ученых другие сферы и недостаточного финансирования).

Как один из важнейших результатов перемен в духовной жизни укажите, что перестройка вызвала крах ценностных ориентиров и социальных мифов “реального социализма”. Одновременно в страну хлынул поток массовой западной культуры, особенно американской. Общество оказалось на распутье.

Вопросы для самопроверки:

1.Что такое перестройка?

2.Назовите основные этапы перестройки. Дайте их характеристику.

3.Что представлял собой курс на ускорение социально-экономического развития страны в конце 80-х гг.?

4.Какие политические партии и общественные движения действовали в нашей стране в начале 90-х гг.?

5.Что такое "новое политическое мышление"? Сформулируйте его основные направления.

6.Объясните, почему перестройка потребовала проведения радикальной экономической реформы.

7.Каковы причины отставания социальной сферы в 80-е гг.?

8.Сформулируйте причины неудачи концепции перестройки.

 

 







Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.239.167.74 (0.007 с.)