Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Модернизация России при Петре I.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Территория и население. При рассмотрении истории России во времена Петра I надо обратить внимание на то, что ее границы существенно расширились и соответственно заметно увеличилось население. В кон. XVII в. в стране насчитывалось 10,5 млн. жителей, а в 1719 г. по данным ревизии (переписи податного населения) – более 15 млн. чел. Но при этом преимущественно жители империи размещались по-прежнему в центральных районах, а окраины были слабо заселены. Укажите, какие территориальные приобретения были сделаны Россией в петровское время. Социально-экономическое развитие. Обратите внимание на то, что в петровское время быстро росли портовые города, а также на то, что в составе России оказались города, развивавшиеся ранее по европейскому пути (Рига, Ревель и др.) Это создавало хорошие предпосылки для модернизации страны. Определите особенности политики царя в отношении торгово-промышленного населения: то, какими способами реформатор стремился поднять этот слой населения до европейского уровня экономического и социального развития. Обратите внимание на содержание городской реформы 1699-1700 гг. (учреждение городского самоуправления) и указ 1720 г. (разделение горожан на "регулярных" и "нерегулярных", право "промышленных людей" владеть крепостными). Отметьте особенности процесса индустриализации в России петровской поры: 1) В России крепостной труд был выгоднее вольнонаемного, ибо имелась возможность приписки к фабрикам большого количества рабочих. 2) Правительство активно использовало протекционистские меры для защиты молодой российской промышленности; 3) В стране сложились несколько типов мануфактур - а) вотчинная (дворянская), где использовали труд крепостных; б) казенная, где работали приписанные к заводу крестьяне; в) купеческая, куда нанимались крестьяне-отходники, отпущенные помещиком на заработки; г) крестьянская, на которых крепостной владелец предприятия использовал наемный труд крепостных же крестьян. В контексте индустриализации рассмотрите и вопрос о введении подушной подати - как источника финансирования и как форму государственного крепостничества. Политический строй. При Петре I шло создание более четкой системы государственного управления (что способствовало регламентации прав и обязанностей, снижая степень произвола чиновников). Сложилась новая система органов государственного управления (Сенат, коллегии, прокуратура, фискальные службы). Определите их функции и способы формирования. Возникла также новая административная система (губернии, провинции, дистрикты, уезды). Укажите, чем отличалась власть губернаторов от власти воевод. Петровские реформы в социальной сфере сохранили принцип сословного деления общества, но сделали границы между сословиями размытыми: можно было перейти из одного сословия в другое по принципу выслуги, а не происхождения, а самое привилегированное сословие – дворянство – стало служилым. Здесь особенно внимательно следует познакомиться с Табелью о рангах и указом о единонаследии. Российский абсолютизм в отличие от западноевропейского возник не под влиянием генезиса капитализма, балансирования монарха между феодалами и третьим сословием (буржуазией). Он вырос на крепостническо-дворянской основе. Его формированию способствовали традиции самодержавия, дальнейшее усиление централизации власти, а отчасти и напряженная международная обстановка. Именно в петровское время наметились такие черты российской империи, как модернизация путем заимствования западных образцов, растущая централизация и бюрократизация управления. Религия и церковь. При Петре существенно изменилось положение православной церкви в государстве. В этом смысле надо обратить внимание на следующие преобразования петровской поры: 1) С ликвидацией патриаршества и созданием Святейшего Синода (1721 г.) церковь окончательно была подчинена государству; 2) Существенно были урезаны права монастырей: введено их штатное расписание и казенное жалование монахам. Отметьте причины и последствия этих изменений. Культура. Преобразованиям в сфере культуры посвящено немало материалов в литературе. Главное для студента – систематизировать эти сведения. При этом основное внимание следует уделить такие изменениям: а) создание системы естественнонаучного и технического образования в России; б) начало развития российской науки, создание Академии наук (1724 г.); в) введение гражданского шрифта и начало издания газет, распространение светской литературы; г) европеизация быта русского общества (в первую очередь – дворянства). Вопросы для самопроверки: 1. Составьте схему высших органов государственного управления России при Петре I 2. Укажите основные изменения, произошедшие в вооруженных силах России при Петре. 3. Определите основные принципы сословной политики Петра I. 4. Укажите изменения, произошедшие в различных сферах культуры России в начале XVIII в. 5. Что такое "социокультурный раскол общества"? Каковы были его признаки в России в начале XVIII в. 6. Каковы основные признаки и основное содержание понятия "абсолютизм"? 2.2.5. Попытки модернизации России после Петра I.. Территория и население. Обратите внимание на то, что в период с 1725 до конца XVIII в. территория России расширялась в основном в южных и восточных направлениях. В конце столетия началось освоение Русской Америки. В 1795 г. (данные пятой ревизии) в России было 37,5 млн. жителей (т.е. население страны в течение столетия выросло в 2,5 раза). Плотность населения выросла в стране почти вдвое. При этом темпы роста населения в центральных регионах уступали аналогичному процессу в новых южных и восточных районах. (Самостоятельно найдите объяснение этой тенденции.) Социально-экономическое развитие. Отметьте, что, несмотря на быстрый рост населения страны в целом, основная масса россиян (свыше 96 %) по-прежнему проживала в деревне. Особенно важно выделить то, что конец XVIII в. был переломным моментом в истории нашей страны: развитие и укрепление феодальных отношений дошло до предела, за которым следовал постепенный упадок. Именно в это время стали проявляться признаки разложения традиционной феодальной системы. Однако обратите внимание на то, что система вольнонаемного труда в европейской промышленности еще не успела показать своих решающих преимуществ перед трудом крепостным, поэтому вплоть до конца столетия крепостная система хозяйства России выступала как возможный вариант экономического развития в сравнении с капиталистической системой хозяйства. В качестве основных тенденций развития российской экономики отметьте: 1) рост товарности сельского хозяйства; 2) формирование общероссийского рынка; 3) рост отходничества; 4) увеличение доли наемного труда одновременно с ростом числа мануфактур. Исходя из этого, самостоятельно сформулируйте, в чем заключалось противоречие в экономическом развитии России в данный период. Политический строй. Как исходный пункт в работе над данным вопросом отметьте, что после смерти Петра I в российской истории XVIII века выделяются два периода: 1) 1725-1762 гг. – эпоха дворцовых переворотов; 2) с 1762 г. – эпоха "просвещенного абсолютизма". Соответственно в дальнейшей работе постарайтесь сформулировать, чем отличались два эти периода друг от друга. 1. При изучении периода дворцовых переворотов основное внимание обратите на причины их, связанные с борьбой различных интересов среди дворянства (условно – старое и новое дворянство), соответственно отразивших разные представления о модели российского общества. Суть борьбы можно свести к вопросу: продолжать петровские реформы или вернуться к допетровским порядкам? Отметьте, что в 1730 г. был реальный шанс ограничить права императора (императрицы) сословным представительным органом, но он был упущен из-за разногласий среди верхушки дворянства. В целом же в данный промежуток времени усилилась слабость центральной власти и зависимость правителей от симпатий дворянства. Как своеобразие российской политической жизни этого периода надо отметить два явления: рост фаворитизма и усиление влияния иностранцев в правящих кругах. Второе явление несколько ослабло в период царствования Елизаветы, вокруг которой сплотилось русское дворянство под патриотическими лозунгами. 2. Суть политики "просвещенного абсолютизма" состояла в укреплении самодержавия, но при опоре на "мудрых советников" и "твердые законы". Обратите внимание на то, что при Екатерине Великой такая политика выступала как путь сближения европейской и российской моделей общества. Выясните цели и итоги работы Уложенной комиссии (1767-1768 гг.). Обратите внимание на те идеи, которые высказала сама Екатерина в "Наказе", данном этой комиссии. Спорным является вопрос, насколько искренне выдвигала эти идеи императрица, не было ли это лишь попыткой сформировать благоприятное общественное мнение, чтобы укрепить свое положение на престоле. Перелом в политике "просвещенного абсолютизма" наступил после крестьянской войны 1773-1775 гг. под руководством Е.Пугачева. Определите причины, особенности и итоги этой войны. После 1775 г. начался ряд реформ в целях укрепления дворянско-крепостнических органов власти по всей стране и создания стройной системы управления. При рассмотрении этого материала выделите основное содержание губернской реформы, а также "Жалованных грамот" дворянству и городам. При Павле I дворянские свободы и привилегии были несколько урезаны, что привело к конфликту в верхах общества. Благодаря активности своей внешней политики во второй половине XVIII века Россия стала великой европейской державой. Это было победой начатой еще Петром I политики политической адаптации (приспособления) к Европе, поиска европейских форм “ответа” на “вызов” Европы. Как никогда был высок международный престиж страны. Но политическая роль России в Европе далеко превосходила ее экономическое положение на европейском рынке. Россия оставалась отсталой в социально-экономическом плане страной, что делало ее положение в системе европейской цивилизации нестабильным, противоречивым. Религия и церковь. В середине XVIII в. происходит некоторое укрепление позиций официальной православной церкви. Но при Петре III правительство снова стало усиливать контроль над церковью. При Екатерине II все церковные земли были переданы в ведение коллегии экономии. В то же время императрица придерживалась о внутренней политике принципа веротерпимости. Объясните, с чем было связано изменение отношения властей к церкви. Культура. Основная тенденция в развитии культуры в XVIII в. – усиление светского ее направления, которое в итоге становится определяющим в духовной сфере общества. На основе текста учебника составьте структуру системы образования в России в концу XVIII в. Она сохраняла сословный характер, что обеспечивалось созданием закрытых сословных школ (корпусов). Но при этом образование было доступно и другим сословиям через различные типы учебных заведений (для каждого сословия – свои типы). Всесословными ("общедоступными") были Московский университет, университетская и Казанская гимназии, учительский институт, губернские и уездные народные училища. Обратите внимание на достижения российских ученых в и успехи отечественных деятелей в различных сферах культуры. Особо отметьте успехи российских землепроходцев и географов, исследовавших восточные регионы.
Вопросы для самопроверки: 1.Что относилось к причинам, а что к предпосылкам полосы дворцовых переворотов в России в середине XVIII в.? 2.Чем объяснить решающую роль гвардейских полков в осуществлении дворцовых переворотов в России в XVIII в.? 3.Определите основные признаки и основное содержание понятия "фаворитизм". 4.Определите основные признаки и основное содержания понятия "просвещенный абсолютизм". 5.Какие изменения в системе государственного управления в России произошли в период царствования Екатерины II? 6.Почему период царствования Екатерины II получил название "золотой век русского дворянства"? 7.Что относилось к причинам, а что к предпосылкам крестьянской войны под руководством Е.Пугачева? 8.Определите основные итоги и последствия крестьянской войны под руководством Е.Пугачева. 9.Укажите основные изменения в геополитическом положении России в первой четверти XVIII в. 10.Определите основные черты геополитического положения России в середине XVIII в. 11.Укажите основные изменения в геополитическом положении России в последней трети XVIII в. 12.Объясните, почему в России вплоть до конца XVIII в. не предпринимались попытки отменить крепостное право? МОДУЛЬ 2
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 661; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.63.71 (0.008 с.) |