ТОП 10:

Тема 3.2. От реформ к революциям.



Революционный кризис начала ХХ века.

Территория и население.

В ХХ столетии первое крупное изменение внешних границ Российской империи произошло в 1905 г.: после поражения в русско-японской войне к Японии перешла южная часть Сахалина. Отметьте, что накануне первой мировой войны территория Российской империи составляла 22,2 млн. кв. км, или около 17% всей обитаемой суши, уступая лишь колониальной Британской империи.

На 1 января 1900 г. в стране (в границах СССР до 17.9.1939 г.) проживало 109,595 млн. чел., а на 1 января 1905 г. - 120,083 млн. чел. Обратите внимание на то, что данные о численности населения России в период 1897-1920 гг. существенно расходятся в разных источниках. Это связано с тем, что одни авторы считают население в границах СССР 1991 г., другие – в границах до 17.9.1939 г., третьи – в границах современной РФ и т.д. Но все отмечают одинаковую динамику демографических процессов в начале ХХ столетия в России.

В начале ХХ века демографическая ситуация в нашей стране была непростой. По большинству демографических показателей Россия отставала от развитых стран мира. Повышенной была детская смертность. Укажите причины этого явления.

Но в то же время общий коэффициент смертности устойчиво сокращался, увеличивалась продолжительность жизни россиян. Снижающаяся, но все еще высокая смертность населения империи компенсировалась интенсивной рождаемостью. Объясните, с чем была связана повышенная рождаемость в России.

В 1905 г. Россию охватил демографический кризис, явившийся следствием русско-японской войны. Этот кризис оказался явлением кратковременным. К 1907 г. его последствия были в основном преодолены: смертность сократилась, рождаемость повысилась. Объясните, с чем связаны эти перемены. На 1 января 1914 г. в России проживало 139,912 млн. чел. (в границах СССР 1991 г. – 159,2 млн. чел.). С 1900 г. население империи выросло почти на 28%.

Инерция демографического роста, обретенная Россией в начале ХХ века, была столь велика, что численность населения страны увеличивалась даже после ее вступления в мировую войну. Это было следствием заметного превышения числа родившихся над числом умерших, несмотря на то, что в годы мировой войны русская армия потеряла убитыми и умершими (по разным подсчетам) от 1,5 до 1,8 млн. солдат и офицеров. За период с 1 января 1914 по 1 января 1917 г. прирост населения составил 2,6 млн. чел. Лишь в 1916 г. была отмечена убыль населения страны на 0,3 млн. человек. Дайте объяснение этой динамике.

Обратите внимание на продолжение процесса урбанизации, хорошим стимулом которого выступала начавшаяся в 1890-х гг. индустриализация. С 1897 по 1914 гг. численность городского населения выросла с 16,8 млн. жителей до 28,5 млн. Отметьте, что в период первой мировой войны процесс урбанизации был приостановлен. Это обусловлено рядом причин. Мобилизация трудоспособного мужского населения на фронт, продовольственные трудности, возникающие в городах вследствие войны, элементы введенной в 1916 г. продразверстки – все это препятствовало миграции сельского населения в город.

Социально-экономическое развитие.

Обратите внимание на то, что к началу ХХ в. Россия вышла на первое место в мире по темпам роста промышленного производства и на пятое место по общему объему производства (после США, Германии, Англии и Франции). Дайте анализ причин промышленного подъема, продолжавшегося с 1893 г. до 1899 г. Охарактеризуйте структурные изменения в российской промышленности.

Серьезное влияние на экономическое развитие России в конце XIX в. оказали реформы, проведенные по инициативе С.Ю.Витте. Основными из них были:

а) протекционистская политика по отношению к российским производителям;

б) стабилизация денежной системы (переход к золотому стандарту) и рост государственных доходов (определите, какую роль сыграла в этом «винная монополия»);

в) поощрение железнодорожного строительства.

Раскройте содержание этих реформ и механизм их реализации. Укажите, какие признаки позволяют утверждать, что правительство России в конце XIX в. проводило курс на государственное регулирование рыночной экономики.

К началу ХХ века в стране завершилось формирование системы крупнокапиталистического производства. Все большее распространение получают промышленные и банковские монополии. В начале ХХ в. Российская империя вступила в фазу ускоренной экономической модернизации и вошла в пятерку ведущих индустриальных держав мира. По степени концентрации производства в рамках догоняющей модели модернизации Россия вышла на первое место в Европе. Дайте самостоятельное объяснение этому явлению.

Отметьте периодизацию, принятую для характеристики экономического развития России на рубеже XIX-XX вв. 1890-190 гг. – промышленный подъем, 1900-1903 гг. – экономический кризис; 1903-1908 гг. – депрессия (застой); с 1909 г. новый промышленный подъем.

Определите основные факторы, способствовавшие новому экономическому подъему в России перед мировой войной. Но в целом российская промышленность не могла еще успешно конкурировать с промышленностью более развитых стран Запада. Успехи достигались в основном за счет регулирующей роли государства, которая была одним из существенных элементов торгово-промышленной политики царизма.

С конца XIX в. правительство предпринимало попытки внедрить капиталистические отношения в сельское хозяйство, создать слой крестьян-собственников. С 1906 г. под руководством председателя Совета министров П. А. Столыпина стала проводиться аграрная реформа. Дайте анализ основных направлений реформы и мер по ее реализации. Обратите внимание на то, что результаты аграрной реформы являются спорными и неоднозначно оцениваются историками. Но рост сельскохозяйственного производства все же был достигнут, причем преимущественно не за счет расширения площадей, а за счет роста урожайности.

Первая мировая война серьезно осложнила экономическое развитие страны. Экономика России оказалась не готова к затяжной войне. С 1915 г. в стране обозначился экономический кризис. Тогда же начался кризис в снабжении русской армии. Определите причины этих негативных явлений. Серьезно осложнилось в годы войны положение в сельском хозяйстве. Сбор зерна за годы войны сократился в1,5 раза. Дайте объяснение причинам этого явления. Для преодоления продовольственного кризиса правительство вынуждено было в 1916 г. ввести принудительные закупки продовольствия у крестьян.

В 1915-1916 гг. были предприняты активные усилия по наращиванию военного производства и смягчению экономических трудностей. Основным направлением преодоления этих явлений стало развитие государственного регулирования экономики. Во многом улучшение снабжения армии было связано с объединением усилий правительства, думских деятелей и крупнейших монополистов, что отразилось, в частности, в создании военно-промышленных комитетов. Укажите их функции.

Но преодолеть продовольственный кризис и снижение уровня жизни рядового населения не удалось. В то же время война способствовала росту прибылей промышленных и финансовых монополий. Источником роста доходов стало в военные годы не увеличение, а снижение объемов производства, т.е рост цен. Эмиссия стала основным способом покрытия военных расходов. Отметьте отрицательные последствия этих процессов.

Укажите, с чем было связано нарастание долгов царского правительства своим союзникам в годы войны.

Политический строй.

Эпоха рубежа ХIХ – ХХ веков не была отмечена тенденциями модернизации государственно-политической системы "сверху". Однако процесс демократизации имел необратимый характер и проявлялся в усилении общественного движения и в усложнении политического спектра. В данном вопросе следует учесть, что ключевой задачей в начале ХХ в. являлась модернизация государственно-политической системы России, где абсолютная власть по-прежнему принадлежала императору. В стране отсутствовали основные политические и гражданские свободы.

Укажите основные события, связанные с ростом рабочего и крестьянского движения в 1900-1904 гг. Сформулируйте основные требования, которые выдвигали участники этих выступлений, а также требования буржуазии и интеллигенции, составивших либеральную оппозицию правительству.

Раскройте понятия «зубатовщина» («полицейский социализм») и «весна Святополк-Мирского».

Определите причины и предпосылки первой русской революции, сформулируйте ее задачи. Укажите движущие силы революции, т.е. те классы и социальные группы, которые активно боролись против существующего строя. Сформулируйте, каковы были требования у каждой из этих групп.

Отметив основные события революции, объясните, чем определяется ее периодизация: до осени 1905 г. – нарастание революции, октябрь-декабрь 1905 г. – высший подъем и 1906-1907 гг. – спад революции. Укажите, почему разгон Второй Государственной думы (3 июня 1907 г.) принято считать окончанием революции. Сформулируйте основные итоги революции.

Революция 1905-1907 гг. заставила Николая II предпринять меры по реформированию государственно-политической системы. Основными шагами в этом направлении стали издания Манифеста 17 октября 1905 г. и "Основных государственных законов" (23 апреля 1906 г). Укажите высшие органы государственной власти и управления в России после 1905 г., определите их функции и полномочия.

Сформулируйте сущность парламентаризма. Определите особенности российской избирательной системы и укажите, чем отличались друг от друга избирательные законы 1905 и 1907 годов. Рассматривая деятельность первых Государственных Дум в России, решите, оправдали ли они отпущенный им историей шанс.

После Манифеста 17 октября в короткий срок возникло большое количество политических партий самых разных направлений. Все партии можно разделить на три группы: левые (революционные, радикальные), центристские (либеральные) и правые (консервативные). Составьте классификацию партий по схеме: название, год возникновения, основные программные требования, способы их реализации (тактика партии), социальная база, лидеры.

Политический строй России после первой русской революции определяют как третьеиюньскую монархию. Укажите, в чем проявлялась политическая реакция в период 1907-1911 годов.

Характеризуя деятельность Третьей Государственной думы, сформулируйте сущность политики бонапартизма, которая проявилась в реализации правительственными кругами тактики «октябристского маятника» в работе Думы.

С 1912 года в России начался новый революционный подъем. Укажите его причины и отметьте, какую роль в нарастании политического кризиса сыграл «Ленский расстрел» 1912 года.

Начало войны вызвало в стране патриотический подъем. Все партии, кроме крайне левых, выступили с позиций классового мира. Но уже в 1915 г. этот «патриотический подъем» сменился «патриотической тревогой», о которой наиболее активно заявляли кадеты. Укажите, с чем было связано изменение этих политических позиций либералов. Отношения царя, правительства и Государственной Думы развивались волнообразно: от поисков компромисса к конфронтации и обратно. Отметьте причины таких колебаний.

В целом в политической жизни России заметно нарастание кризиса власти с 1916 г. В этом году отмечается нарастание революционных выступлений. Укажите формы революционных действий этого периода, в том числе и антивоенных выступлений. Обратите внимание на явление, получившее название «распутинщина».

В конце 1916 г. в либеральных кругах появляются планы замены Николая II более либеральным и авторитетным монархом. В связи с этим разберитесь в сути теории «масонского заговора», которой ряд авторов пытается объяснить политические события 1915-1917 гг.

К началу 1917 г. в России сложился единый оппозиционно-революционный фронт (от великих князей до большевиков и анархистов), который противостоял Николаю II и узкому кругу придворной камарильи. Определите, что объединяло столь разнородные политические силы.

Религия и церковь.

Официальная церковь активно выступила против революционного движения. Представители духовенства нередко возглавляли местные отделения черносотенцев. Объясните, почему церковь заняла такую позицию.

Однако священники не смогли оправдать надежд, которые возлагало на них правительство. В связи с этим был поставлен вопрос о перестройке церковного управления: восстановлении патриаршества, но эта идея не была реализована. После 1907 г. было предпринято дальнейшее строительство церквей и монастырей, особенно в Сибири. Активно развернулся процесс канонизации местных святых. В этот же период были предприняты попытки православного духовенства создать свою клерикальную партию. Определите, чем это было вызвано.

Следует учесть, что предоставление Манифестом 17 октября 1905 г. свободы совести стимулировало процесс секуляризации. Однако церковь по-прежнему не была отделена от государства, а школа – от церкви. Поэтому процесс секуляризации шел не "сверху", а "снизу", и представлял собой тенденции эмансипации общественного сознания от влияния религии.

В то же время этот манифест облегчил положение неправославных конфессий, особенно старообрядцев. Это способствовало усилению проправительственных настроений внутри этих организаций. Но после поражения революции правительство аннулировало и те немногие льготы, которые были предоставлены представителям неправославных религий. Определите, с чем это было связано.

Изменение образа жизни населения, связанное с развитием индустриализации, и революционные потрясения способствовали дальнейшему падению религиозности русского общества.

Клерикальные верхи активно поддержали начавшуюся мировую войну. В официальных церковных заявлениях говорилось: «Уцелевшие в войне выйдут обновленными, нравственно очищенными, и вся нация переродится». Определите, способствовала ли такая позиция росту влияния церкви.

Культура.

В ХХ век Россия вступила страной развитой культуры во всех ее проявлениях: и в области гуманитарных знаний, и естественных наук, и технических достижений, и художественного творчества.

Несмотря на рост числа начальных школ и численности учащихся, всеобщее начальное образование в России в начале ХХ века введено не было. Наряду с сетью гимназий и реальных училищ по инициативе предпринимателей создавались коммерческие училища. Возросло количество средних специальных учебных заведений и вузов. В 1905-1907 гг. значительно выросло число студентов. Среди студентов устойчиво сокращался удельный вес дворян. Объясните причины этого. В период революции наблюдался рост добровольных образовательных обществ. Значительное распространение получили народные университеты и рабочие просветительские общества. Определите, с чем это было связано.

Следует отметить, что процесс развития образования продолжался и после революции. В 1906 г. правительство внесло законопроект о введении всеобщего начального обучения в Государственную думу, который не был реализован. Обратите внимание на то, что значительное распространение получили в этот период рабочие курсы и воскресные школы Рабочие, служащие, ремесленники могли здесь слушать лекции профессоров и доцентов, получать образование в объеме средней и высшей школы.

Отметьте, что в годы мировой войны финансирование системы образования сокращается.

Развитие науки было связано со вступлением страны в век индустриализации. Укажите те отрасли науки, в которых российские ученые добились мирового признания на рубеже веков и объясните, с чем это было связано. Обратите внимание на то, в каких областях науки российские ученые получили Нобелевские премии в тот период.

В предвоенный период резко увеличилось количество печатных изданий, в том числе массовых газет и научно-популярной литературы. Определите роль сборника «Вехи» (1909 г.) в формировании взглядов и позиций русской интеллигенции того времени. Популярность периодической печати резко выросла в годы мировой войны. Отметьте, что большинство газет и журналов имели либерально-буржуазную направленность.

Приведите примеры достижений русской культуры этого периода, которые составили значительный вклад в мировую культуру. В творчестве деятелей русской культуры в это время наблюдается сложная картина взаимодействия и борьбы различных школ, направлений и течений. Укажите, почему этот период в развитии культуры получил название «серебряный век русского искусства». В годы революции усилилось размежевание среди деятелей культуры. Укажите, в каких направлениях это происходило. В годы первой мировой войны усиливается борьба между различными творческими школами и направлениями.

 

Вопросы для самопроверки:

1.Докажите, что в начале ХХ века Россия вступила в стадию империалистического развития.

2.В чем состояли особенности индустриализации С. Ю. Витте? Почему она оказалась незавершенной?

3.Каковы были цели, характер, движущие силы и особенности первой русской революции?

4.К каким изменениям в государственно-политическом устройстве России привело принятие Манифеста 17 октября 1905 года?

5.Почему деятельность I и II Государственной Дум оказалась столь кратковременной? В чем особенности российского парламентаризма?

6.Каковы итоги революции 1905-1907 гг.?

 

 

От Февраля к Октябрю.

Территория и население.

Обратите внимание на то, что объем территории и численность населения России в период 1917 г. не были строго фиксированными по причине участия страны в первой мировой войне. Развитие военных действий обусловливало нестабильность территориальных позиций империи.

За 1917 г. население России сократилось на 1,6 млн. человек. Объясните, с чем связано это явление.







Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.204.191.31 (0.011 с.)