Налоги: сущность, виды, функции, принципы налогообложения. Кривая Лаффера. Налоговый мультипликатор. Налогово-бюджетная система. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Налоги: сущность, виды, функции, принципы налогообложения. Кривая Лаффера. Налоговый мультипликатор. Налогово-бюджетная система.



Налоги – это обязательные безвозмездные платежи, взимаемые государством с юридических и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства. От налога следует отличать сбор, представляющий собой обязательный взнос, уплата которого явля-ется одним из условий совершения в интересах плательщиков юридиче-ски значимых действий государственными органами, включая предос-тавление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).
Основными категориями в налоговом законодательстве являются понятия объекта налогообложения и налоговой ставки. Объектом налого-обложенияназывается имущество, на стоимость которого начисляется на-лог. Например, при взимании налога на прибыль закон устанавливает, какие виды затрат и в каком размере могут быть отнесены фирмой на се-бестоимость продукции, тем самым определяя, какая часть выручки считается прибылью и облагается налогом. Налоговая ставка представ-ляет собой размер налога на единицу обложения.
По способу изъятия налоги подразделяются на прямые и косвенные. Прямые налоги взимаются с непосредственного владельца объектаналогообложения. Среди этого вида налогов наиболее известен подоходный налог, хотя с точки зрения истории налогообложения он еще достаточно молод (впервые он был введен в Англии в 1799 г., а в США применяется лишь с 1913 г.). Примерами прямых налогов могут также служить налог на прибыль, налог на наследство и дарение, налог на имущество.
Косвенные налоги, в отличие от прямых, уплачиваются конечным потребителем облагаемого налогом товара, а продавцы играют роль агентов по переводу полученных ими в счет уплаты налога средств госу-дарству. Некоторые из них даже указываются отдельной строкой в сче-те за товар или на его ценнике. К таким налогам относятся налог на до-бавленную стоимость (НДС), налог с продаж, акцизы (аналог налога с продаж, дополнительно начисляемый на определенные виды товаров - ал-коголь, табак, деликатесы, ювелирные изделия и др., который иногда на-зывают «налогом на вредные привычки» или роскошь), таможенные пошлины. Есть ряд мнений о разумных пропорциях этих налогов. Одно из них заключается в том, что таких пропорций не существует, так как есть мировая практика применения в развитых странах только прямых налогов либо только косвенных. Например, в Западной Европе круп-нейший налоговый источник - НДС. Косвенные налоги взимать легче, но они меньше учитывают финансово-хозяйственное положение налогоплательщика и при своей универсальности представляют тяже-лый налоговый пресс, который смягчается в акцизах, взимаемых по дифференцированной ставке. Кроме того, косвенные налоги - это тяж-кое бремя для населения.
Наиболее крупные федеральные налоги в России: НДС; акцизы; налог на прибыль предприятий и организаций; отчисления на произ-водство минерально-сырьевой базы (целевой бюджетный фонд); пла-тежи за пользование природными ресурсами; сбор за пересылку, пере-валку грузов и наливку нефти; сбор за отпускаемую электроэнергию производственными предприятиями.
По характеру начисления на объект обложения налоги и, соответ-ственно, налоговые системы подразделяются на прогрессивные, рег-рессивные и пропорциональные. При прогрессивном налогообложении ставки налога увеличиваются.
Подходы к проблеме справедливости и эффективности распреде-ления налогового бремени нашли свое отражение в принципах налого-обложения.
По принципу получаемых благ физические и юридические лица должны уплачивать налог пропорционально тем выгодам, которые они получили от государства.
Принцип платежеспособности предусматривает, что тяжесть на-логового бремени должна зависеть от размера получаемого дохода, причем владелец более высокого дохода должен платить не только аб-солютно, но и относительно более высокие налоги. В основе этого принципа лежит анализ предельной полезности каждой дополнитель-ной единицы получаемого дохода. Такой подход приводит к выводу, что дополнительный рубль дохода менее обеспеченного лица приносит ему большую полезность, чем дополнительный рубль дохода более обеспеченного. Следовательно, задача состоит в том, чтобы установить такой уровень налогов, при котором разные по величине потери дохода обладали бы равной полезностью для их владельцев.
Налоги играют определяющую роль в формировании доходов го-сударства.

В этом проявляется их собственно фискальная функция (пополнение доходов казны). Данное направление налоговой политики связано с уровнем и со структурой налоговой нагрузки на бизнес. Су-ществующие государственные приоритеты могут выражаться в таких мерах налогового регулирования, как установление льготных ставок налогов или налоговые освобождения для определенных отраслей эко-номики или, что встречается достаточно часто на практике, для фирм, представляющих малый и средний бизнес.
Налоги требуют научного подхода к их установлению. Первые научные принципы налогов определил А. Смит, который сформулиро-вал четырепринципа: понятность условий взимания налогов; сбор на-логов в сроки, удобные для налогоплательщика; пропорциональность налогов доходам; минимальные издержки взимания налогов.
В экономической теории сделана попытка установить связь меж-ду ставкой налога и деловой активностью. Кривая Лаффера, назван-ная по имени американского ученого, занимающегося данной пробле-мой, описывает связь между ставками налогов и налоговыми поступ-лениями в государственный бюджет (см. рис. 8.1).
По мере роста ставок налога от 0 до 100 % доходы государствен-ного бюджета (налоговая выручка) будут вначале расти от 0 до некоего максимального уровня (до точки М, соответствующей, допустим, 50 %-ной ставке налога), а затем снижаться опять до 0. Лаффер с помо-щью своей кривой показал, что стопроцентная ставка налога дает та-кие же поступления в бюджет, как и нулевая ставка: налоговые доходы госбюджета просто отсутствуют. Ставканалога, изымающая весь до-ход, является ничем иным, как конфискационной мерой, в ответ на ко-торую легальная деятельность будет просто сворачиваться или «ухо-дить в тень». Снижение налоговых ставок, вызывая стимулы к расши-рению производства и занятости, уменьшит необходимость транс-фертных выплат, например, пособий по безработице, уменьшится со-циальная нагрузка на бюджет.

 


Рис. 8.1. Кривая Лаффера
Кривая Лаффера не дает ответа на вопрос, при какой ставке налогов поступления налогов максимальные.

 

Налоговый мультипликатор

Как известно, существуют так называемые мультипликационные эффекты в экономике. Суть эффекта мультипликатора — множителя в рыночной экономике состоит в увеличении инвестиций или расходов и приводит к увеличению национального дохода, причем на величину большую, чем первоначальный рост инвестиций или расходов.
Напомним, что мультипликатор Кейнса Кк = - показывает,насколько возрастает равновесный уровень дохода в результате роста государственных и других автономных (т.е. независимых от величины дохода 7) расходов на единицу.
С учетом налогообложения дохода Кмодель мультипликатора примет следующий вид:
где МРС — предельная склонность к потреблению; t — предельная налоговая ставка.
Подобно инвестициям и государственным расходам, налоги также приводят к возникновению мультипликационного эффекта. Мультипликативное воздействие на равновесный уровень оказывает и изменение налогов ДГ(рис. 15.7).
Если налоговые отчисления снижаются на Д Т, то располагаемый доход Yd (Yd = Y-T) возрастает на величину ДГ. Потребительские расходы соответственно увеличиваются на AT- МРС, что сдвигает вверх кривую планируемых расходов и увеличивает равновесный объем производства У! до Y2:
. -MPC
ДГ -МРС
Выражение — = - и есть мультипликатор налогов.

Налоговый мультипликатор оказывает гораздо меньшее воздействие на уменьшение совокупного спроса, чем мультипликатор государственных расходов на его увеличение. Рост налогов ведет к сокращению ВНП, а снижение налогов — к его росту. При этом следует учитывать временные лаги между изменением налогов и изменением национального дохода, которые могут составлять от нескольких месяцев до нескольких лет.
Снижение налогов для потребителей означает рост их доходов и соответственно рост их расходов, что выражается в росте спроса на потребительские товары. Снижение налогов для фирм ведет к росту доходов предпринимателей, что стимулирует их расходы на новые инвестиции и вызывает рост спроса на инвестиционные товары.
Мультипликативный эффект от снижения налогов слабее, чем от увеличения государственных расходов, что алгебраически выражается в превышении мультипликатора расходов над налоговым мультипликатором на единицу.

16.Госбюджет: доходная и расходная части. Бюджетный дефицит. Мультипликатор государственных расходов. Мультипликатор сбалансированного бюджета. Государственный долг: сущность, причины образования, виды, проблемы разрешения госдолга.

Бюджетный дефицит -отрицательное бюджетное сальдо, характеризует превышение расходов бюджета и чистого кредитования над суммой доходов и полученных официальных трансфертов, определяемых в соответствии с установленными принципами формирования государственных финансов и классификации доходов и расходов. Наличие дефицита может быть следствием: кризисных явлений в экономике; неспособности правительства держать под контролем финансовую ситуацию в стране; чрезвычайных обстоятельств (войны, крупных стихийных бедствий); милитаризации экономики в мирное время; осуществления крупных централизованных вложений в развитие производства и осуществление структурной перестройки; увеличения темпов роста социальных расходов по сравнению с темпами роста валового внутреннего продукта и т. п. факторов. Хронический дефицит — долгосрочная несбалансированность бюджета — является следствием разрыва между бюджетными расходами и доходами на протяжении ряда лет. Несбалансированность имеет краткосрочный характер, если несоответствие расходов и доходов ограничивается рамками одного года.

Величина дефицита определяется при утверждении бюджета. В России в соответствии с Бюджетным кодексом при принятии бюджета на очередной финансовый год с дефицитом соответствующим законом (решением) о бюджете утверждаются источники финансирования дефицита бюджета. Размер дефицита федерального бюджета, утвержденный федеральным законом о бюджете, не может превышать суммарный объем бюджетных инвестиций и расходов на обслуживание государственного долга РФ в соответствующем финансовом году. Размер дефицита бюджета субъекта РФ, утвержденный законом субъекта РФ о бюджете на соответствующий год, не может превышать 15% объема доходов бюджета субъекта РФ без учета финансовой помощи из федерального бюджета. Размер дефицита местного бюджета, ут-вержденный нормативным актом представительного органа местного самоуправления о бюджете на соответствующий год, не может превышать 10% объема доходов местного бюджета без учета финансовой помощи из федерального бюджета и бюджета субъекта РФ.-Соблюдение предельных значений бюджетного дефицита должно обеспечиваться также по данным отчета об исполнении соответствующего бюджета за финансовый год.

Источниками финансирования дефицита федерального бюджета РФ являются: 1) внутренние источники: кредиты, полученные Российской Федерацией от кредитных организаций в валюте РФ; государственным займы, осуществляемые путем выпуска ценных бумаг от имени Российской Федерации; бюджетные ссуды, полученные от бюджетов других уровней бюджетной системы РФ; 2) внешние источники: государственным займы, осуществляемые в иностранной валюте путем выпуска ценных бумаг от имени Российской Федерации; кредиты правительств иностранных государств, банков и фирм, международных финансовых организаций, предоставленные в иностранной валюте.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 379; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.218.215 (0.009 с.)