Мы поможем в написании ваших работ!
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
|
Характеристика ситуации и Анализ результатов принятого на предприятии решения по устранению конкретной проблемы
Похожие статьи вашей тематики
Целью данного этапа является описание проблемной ситуации в конкретной области принятия решений (в соответствии с выбранной темой работы), характеристика принятого на предприятии решения по устранению проблемы, документальное подтверждение принятого решения и анализ эффективности и последствий принятого решения. В результате данного пункта должен быть сделан вывод по качеству и эффективности решения конкретной проблемной ситуации в рамках деятельности объекта исследования.
Описание и анализ информации в данном пункте можно представить по схеме принятия управленческого решения (рис. 2).
Рисунок 2 – Схема принятия управленческого решения
ПРИЛОЖЕНИЕ 6. Алгоритм разработки управленческого решения
Этапы
| Методический подход
| ПОСТАНОВКА ЗАДАЧИ
| 1. Выявление проблемы и ее оценка
| Описать проблему содержательно.
Определить:
o к каким последствиям она может привести;
o кто несет за нее ответственность;
- кто разрабатывает варианты решений.
| 2. Определение времени, необходимого для принятия решения
| Время устанавливается:
o для разработки решения;
o для внедрения решения.
В зависимости от задачи оно может составлять: секунды, часы, смену, дни, месяцы, годы.
| 3. Ресурсы, необходимые для нахождения оптимального решения
| Ресурсами являются:
o разработчики решения (эксперты);
o их знания и опыт;
o технические средства для разработки решения;
o информационное обеспечение;
| ФОРМИРОВАНРИЕ РЕШЕНИЙ
| 4. Анализ проблемной ситуации
| Необходимо:
1) сформировать несколько альтернативных ситуаций, доопределяющих проблемную;
2) описать каждую возможную ситуацию содержательно с указанием набора количественных характеристик;
3) оценить вероятность возможных ситуаций таким образом, чтобы сумма вероятностей их осуществления равнялась 1.
| 5. Формирование множества целей по устранению проблемной ситуации
| 1. Описать цели содержательно и с набором количественных характеристик.
2. Подразделить цели на 3 группы:
o обязательные, без которых никакое решение не может считаться приемлемым;
o желательные, достижение которых способствует повышению качества решения;
o вероятные, достижение которых в комплексе с двумя первыми создает условия для того, чтобы предотвратить возникновение в будущем соответствующей проблемы или окончательно исчерпать ее.
3. Отразить в характеристиках:
o критерии достижения целей;
o показатели степени достижения целей;
- показатели важности целей (приоритеты).
| 6. Определение ограничений по принятию решений
| Сформулировать возможные ограничения: ресурсные, финансовые, правовые, материальные, кадровые и др. содержательно и с набором количественных характеристик.
| 7. Выработка множества альтернативных вариантов решений
| Подходы к выработке вариантов:
o использование прошлого опыта, интуиции;
o опора на здравый смысл, экспертные оценки или "чистую логику";
o групповые обсуждения, метод "мозговой атаки" с привлечением наиболее авторитетных специалистов;
o моделирование с помощью матриц, программно-целевого метода.
Провести формулирование вариантов решений содержательно и с набором количественных характеристик.
В число вариантов включить и решение о бездействии, при котором сохраняется проблемная ситуация.
| ОПТИМИЗАЦИЯ РЕШЕНИЙ
| 8. Определение функции предпочтения решений
| В качестве функции предпочтения могут выступать как абсолютные показатели, так и относительные. При выборе необходимо учитывать:
o возможность наиболее полного измерения результатов решения;
- сравнимость показателей при выборе решения.
В качестве абсолютных величин могут использоваться: ожидаемый прирост товарооборота, прирост прибыли, экономия затрат и др., ожидаемые от реализации решения. В качестве относительной может применяться рейтинговая оценка решений в баллах с учетом их значимости и вероятности реализации.
| 9. Определение критериев предпочтения решений
| Критерием предпочтения при выборе оптимального решения может выступать величина показателя, выбранного для измерения предпочтения решений: максимум или минимум этой величины, скорректированные с учетом значимости решение и вероятности его реализации при достижении поставленной цели.
| 10. Выбор предпочтительного решения
| При рейтинговой оценке решений с помощью «Матрицы оценки решений» (пример)
| Решения
| Цели
| Значение критерия выбора
| Ц1
| Ц2
| Ц3
| Ц4
| Ц5
| Ц6
|
| V1
|
0,4
|
0,6
|
0,8
|
0,9
|
0,6
|
0,8
| 15,9
|
|
| V2
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| V3
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| V4
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| V5
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Дробью показано:
o числитель: оценка достижимости цели при данном решении в баллах (по принятой системе: от 1 до 5 или от 1 до 10, или от 1 до 100 и др.), (-Бi);
o знаменатель: оценка вероятности реализации решения при данной цели (от 0 до 1), (-Рi) при этом сумма вероятностей достижения по одной цели не должна быть больше 1.
Предпочтительное решение выбирается по критерию:
∑Бi*Рi → max.
|
ПРИЛОЖЕНИЕ 7. Критерии оценки курсовой работы
1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ – СТЕПЕНЬ ИЗУЧЕННОСТИ ПРОБЛЕМЫ
а)
| тема раскрыта, изложение описательное со ссылками на источники
|
| b)
| проблема изложена с систематизацией точек зрения авторов, выделением научных направлений
|
| в)
| тема глубоко изучена и раскрыта с изложением отечественного и зарубежного опыта
|
| 2. АНАЛИТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
· анализируемая динамика
а)
| 1 год
|
| b)
| 2 – 3 года
|
| в)
| более 3 лет
|
| · количество таблиц, схем, графиков
а)
| до 10
|
| b)
| от 10 до 20
|
| в)
| более 20
|
| · применяемые методы
а)
| сравнения
|
| b)
| сравнения и статистические
|
| в)
| комплекс методов
|
| · глубина исследования проблемы
а)
| констатация фактов
|
| b)
| причинно-следственные связи
|
| в)
| нестандартность и аргументированность выводов
|
| 3. ПРОЕКТНАЯ ЧАСТЬ
а)
| предложения общего характера
|
| b)
| предложения и рекомендации обоснованы расчетами и оценками
|
| в)
| новизна предложений, отражающая собственный вклад автора, оригинальность и нестандартность решения
|
| 4. СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
а)
| до 15 источников
|
| b)
| 15 – 30 источников
|
| в)
| более 30 источников
|
| 5. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПЭВМ, СПЕЦИАЛЬНЫХ ПРОГРАММНЫХ СРЕДСТВ
а)
| текстовые редакторы
|
| b)
| электронные таблицы и др. программы
| 4-5
| 6. ОФОРМЛЕНИЕ КУРСОВОЙ РАБОТЫ
а)
| неполное соответствие стандарту
| 3-4
| b)
| полное соответствие стандарту
|
|
ИТОГО ___________ баллов
|