Международные отношения в 50-е годы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Международные отношения в 50-е годы



После II Мировой мир стал биполярным. США и СССР оказались в состоянии “холодной войны” (за разъяснениями см.выше). Несмотря на отсутствие прямых военных столкновений между сверхдержавами, имел место ряд опосредованных. В 50-ые годы была 2 таких столкновения, запомнившиеся миру как Корейский и Суэцкий кризисы.

Корейский кризис. С 25 июня 1950 по 27 июля 1953 длилось то, что принято называть Корейской войной (конфликт между Северной Кореей и Южной Кореей). Однако, официально мира подписано не было, так что де юре Корея до сих пор находится в состоянии войны J

В состав северной коалиции входили: Северная Корея и её вооружённые силы; китайская армия (поскольку официально считалось, что КНР в конфликте не участвовала, регулярные китайские войска формально считались соединениями так называемых «китайских народных добровольцев»); СССР, который также официально не участвовал в войне, но во многом взял на себя её финансирование, а также отправил на Корейский полуостров части ВВС и многочисленных военных советников и специалистов. Со стороны Юга в войне принимали участие Южная Корея, США, Великобритания и ряд других стран в составе миротворческих сил ООН.

С 1910 года до окончания Второй мировой войны в 1945 году Корея была колонией Японии. 10 августа 1945 года, в связи с неизбежной японской капитуляцией, США и СССР договорились разделить. Полуостров, таким образом, был разделён на северную, советскую, и южную, американскую, части.

В декабре 1945 года США и СССР подписали договор о временном управлении страной. В обеих частях, северной и южной, были сформированы правительства. На юге полуострова США при поддержке ООН провели выборы, заменив левое временное правительство, созванное в июне 1945 года после войны, антикоммунистическим, во главе с Ли Сын Маном. Левые партии бойкотировали эти выборы. На севере власть была передана советскими войсками коммунистическому правительству во главе с Ким Ир Сеном. Как южнокорейский президент Ли Сын Ман, так и генеральный секретарь Трудовой партии Северной Кореи Ким Ир Сен не скрывали своих намерений: оба режима стремились объединить полуостров под своим главенством.

25 июня северокорейские войска под прикрытием артиллерии перешли границу с южным соседом. Численность сухопутной группировки, обученной советскими военными советниками, составляла 135 тысяч человек, в её составе было 150 танков Т-34. Со стороны Южной Кореи численность сухопутной группировки, обученной американскими специалистами и вооружённой американским оружием, к началу войны составляла около 150 тысяч человек; южнокорейская армия почти не имела бронетехники и авиации. Правительство Северной Кореи заявило, что «изменник» Ли Сын Ман вероломно вторгся на территорию КНДР. Продвижение северокорейской армии в первые дни войны было весьма успешным. Уже 28 июня была захвачена столица Южной Кореи — город Сеул. Однако главная цель не была достигнута — молниеносной победы не получилось, Ли Сын Ману и значительной части южнокорейского руководства удалось спастись и покинуть город. Массового восстания, на которое рассчитывало северокорейское руководство, также не произошло. Тем не менее, к середине августа до 90 % территории Южной Кореи было занято армией КНДР.

В этот же день (!) в Нью-Йорке был созван Совет Безопасности ООН, на повестке дня которого стоял корейский вопрос. Советский посол Яков Малик не явился на решающее голосование (то ли из-за отсутствия чётких указаний из Москвы, то ли в знак протеста против непринятия в ООН представителей коммунистического Китая), что привело к единогласному (Югославия воздержалась) принятию решения об оказании военной помощи американским войскам, которые были посланы на помощь Южной Корее.

Правительство КНР с тревогой следило за накаляющейся обстановкой в Корее. Мао Цзэдун был убеждён в том, что американская интервенция в Азию дестабилизирует обстановку в регионе и помешает ему разбить силы Гоминьдана, обосновавшиеся на Тайване. К тому же он опасался тому, что благодаря американской поддержке, Чан Кайши (лидер Гоминьдана) сможет свергнуть китайских коммунистов. С начала 1949 года Ким Ир Сен начал обращаться к советскому правительству с просьбами о помощи в полномасштабном вторжении в Южную Корею. Сталин, однако, ссылаясь на недостаточную степень готовности северокорейской армии и возможность вмешательства в конфликт войск США и развязывания полномасштабной войны с применением атомного оружия, предпочёл не удовлетворить эти просьбы Ким Ир Сена. Вероятнее всего, Сталин считал, что ситуация в Корее может привести к новой мировой войне. Несмотря на это, СССР продолжал оказывать Северной Корее большую военную помощь. Китайцы же не смогли остаться в стороне, что привело к уникальной ситуации: 1 член СовБеза оказался в прямом столкновении с другим членом СовБеза. После этого в ООН было принято решение о недопущении подобных ситуаций впредь.

К июню 1951 года война достигла критической точки. Всем сторонам конфликта стало ясно, что достичь военной победы разумной ценой будет невозможно и что необходимы переговоры о заключении перемирия. Несмотря на кровопролитность военных действий, финальный период войны характеризовался лишь относительно небольшими изменениями линии фронта и длительными периодами дискуссий о возможном завершении конфликта. Дуайт Эйзенхауэр, выбранный президентом США 4 ноября 1952 года, ещё до официального вступления в должность совершил поездку в Корею для того, чтобы на месте выяснить, что может быть сделано для прекращения войны. Однако поворотным моментом стала смерть Сталина 5 марта 1953 года, вскоре после которой Политбюро ЦК КПСС проголосовало за окончание войны. Потеряв поддержку со стороны СССР, Китай согласился на добровольную репатриацию военнопленных, при условии отсева «отказников» нейтральным международным агентством, в которое вошли представители Швеции, Швейцарии, Польши, Чехословакии и Индии.

Суэцкий кризис. С октября 1956 года по март 1957 года длилась Суэцкая, или вторая арабо-израильская, война. Этот конфликт был связан с определением статуса Администрации Суэцкого канала. Обострение ситуации привело к военным действиям Великобритании, Франции и Израиля против Египта.

Суэцкий канал был открыт в 1869 году. Канал был изначально построен как франко-египетский проект. Однако в 1870-х года, при премьер-министре Дизраэли, Великобритания выкупила египетскую часть акций (44 %) у египетского правительства, имевшего проблемы с выплатой долгов. Канал изначально представлял для Британии большую стратегическую ценность, поскольку резко упрощал сообщение между Британией и отдалёнными частями Британской Империи. В XX веке канал получил дополнительное значение, поскольку упрощал путь из Европы к нефтяным полям Персидского залива.

После начала Первой мировой войны Британия провозгласила Египет своим протекторатом (на этот момент он де юре считался частью Оттоманской империи). В 1918 году Оттоманская империя распалась и её арабские владения были разделены между Англией и Францией. В 1922 году Британия предоставила Египту номинальную самостоятельность. В 1936 году между Англией и Египтом была достигнута договорённость, согласно которой Египет становился полностью независимым государством, однако британские войска оставались в зоне канала ещё на 20 лет до 1956 года (в этом году договор должен был быть пересмотрен и мог быть продлён). Однако в 1951 году Нахас Паша, лидер египетской националистической партии Вафд, победившей на выборах, аннулировал договор 1936 года. Вскоре начались нападения на британских солдат, что вызвало недовольство со стороны Великобритании.

В феврале 1955 года Великобритания отказалась продавать Египту оружие, что ухудшило отношения между странами. Египет заключил соглашение о поставке вооружения с СССР. В июле 1956 года отношения между странами ещё более ухудшились в результате того, что Великобритания и США, которые обещали Нассеру помочь финансировать строительство Асуанской плотины, отказались от финансирования этого проекта, в первую очередь, по причине заключения Египтом соглашения с СССР о поставке вооружения. В ответ на отказ от финансирования строительства Асуанской плотины, правительство Нассера 26 июля 1956 года заявило о национализации Суэцкого канала с целью использования средств полученных от его эксплуатации для постройки Ассуанской плотины. При этом пострадали интересы его основных прежних владельцев — крупнейших финансово-промышленных групп Великобритании и Франции, которые стали искать возможность восстановления своих прав.

С Израилем у Египта, помимо традиционных арабо-израильских терок (Египет, например, очень хотел получить у Израиля Негев, из-за чего в 1948 начал первую арабо-израильскую войну, напав на Израиль, который в ответ захватил половину Палестины) тоже не смог поделить с ним Суэцкий канал. 1 сентября 1951 года Совет Безопасности ООН обязал Египет открыть Суэцкий канал для израильского судоходства. Израиль был также обеспокоен сближением Египта и стран Варшавского договора, от которых Египет начал получать новейшее вооружение.

Национализация Суэцкого канала оказалась неожиданным действием для Англии и Франции, которые не располагали частями, которые могли бы незамедлительно быть задействованы в установлении контроля над каналом, пока общественное мнение мирового сообщества было на их стороне. У Франции значительные воинские части находились в Алжире, а у Англии — в Иордании. Такая пауза дала возможность Египту зянять более гибкую позицию по вопросу о режиме пользования каналом, в частности, было заявлено о гарантии Египтом права беспрепятственного прохода судов (за исключением израильских) через Суэцкий канал. При таких обстоятельствах военная операция Англии и Франции не имела бы уже широкой поддержки западного сообщества.

22 октября 1956 года в Севре (Франция) состоялась секретная встреча представителей Франции, Британии и Израиля. После подписания секретного протокола 29 октября 1956 года израильские войска вторглись в Египет, объясняя это необходимостью прекратить вылазки федаинов из Газы. Следуя секретному соглашению с Израилем, Англия и Франция наложили вето на предложенную США резолюцию СБ ООН, призывающую Израиль прекратить агрессию против Египта. Англия и Франция выдвинули собственное требование, призывающие обе стороны конфликта отвести войска на 30 км от Суэцкого канала. Египет отказался выполнять его и обе страны начали против него военные действия.

С критикой действий Великобритании, Франции и Израиля выступили многие страны. Особенно активными были позиции США и СССР. Таким образом, СССР, главой которого после смерти Иосифа Сталина стал Никита Хрущёв, впервые обозначил свои интересы на Ближнем Востоке. Раньше было как-то не до того: союзников нет, зато есть свои продовольственные проблемы, да и не такой уж он и Ближний. Угроза международной изоляции и глобальной войны вынудили Великобританию и Францию вывести свои войска из Египта в декабре 1956. Израиль оставил захваченные земли в марте 1957 под давлением США, угрожающих ему санкциями (при этом президент США Эйзенхауэр подчеркнул, что отступление Израиля с Синая не подразумевает права Египта на новое перекрытие Тиранского пролива для израильских судов и что если Египет нарушит условия перемирия, то это должно повлечь жёсткую реакцию объединённых наций).

Глупые люди. Опасность международной стратегической ситуации заключалась в том, что конфронтация блоков развивалась на фоне эволюции систем вооружений, появления более разрушительных их систем и гонки вооружений – ядерных и термоядерных. Противостоящие стороны плохо понимали возможные катастрофические последствия ядерной войны. Тем более значимыми были перемены, которые стали происходить во внешней политике СССР после прихода к власти Н.С.Хрущева. Дипломатия СССР после 1953 способствовала оздоровлению международной обстановки и ослаблению напряженности, достигшей опасно высокого уровня во время Корейской войны 1950—1953. Однако в целом уровень взаимного недоверия между Москвой и западными столицами оставался высоким. Самой тревожной чертой международной ситуации была безрассудно высокая готовность высшего руководства ядерных держав – главным образом США и СССР – прибегать в кризисных ситуациях к угрозам применить ядерное оружие.

В середине 50-х годов радикально изменилась мировая военно-стратегическая ситуация. Советский Союз во многом ликвидировал свое отставание от США в сфере обороны, хотя и продолжал оставаться существенно слабее экономически. Стремление США снова «оторваться» от СССР в военной области провоцировало гонку вооружений, прежде всего ядерных. В 1952 появляется новые тип оружия массового поражения – водородные бомбы.

Положение СССР. Влияние СССР в Восточной Европе остается действительно сильным, однако советско-китайские отношения, наоборот, ухудшаются. На это было несколько причин: 1) развенчание культа Сталина (который признавался Мао Дзедуном как крутой коммунист), 2) улучшение отношений СССР-Югославия, 3) поддержка Советами некоммунистов (Индия, Пакистан, Бирма, Афганистан. Мао считал, что дружить можно только с коммунистами, а всех некоммунистов нужно подавлять военными силами), 4) Мао не понравился Хрущев (бывает J), 5) КНР претендовал на лидерство в социальной коммунистической Азии.

В 1955 создана ОВД. 1955 вывел войска из Австрии, показывая, что то же самое можно сделать в Германии, но это - поздние шаги, т.к. уже создано НАТО.

Самое главное – Хрущев придерживался концепции мирного сосуществования. Задача СССР состояла не в вооруженной борьбе с противостоящим общественно-политическим строем, а в мирном (экономическом) соревновании с ним, демонстрации преимущество советского образа жизни, множественных социальных льгот и преимуществ, которыми на самом деле пользовалось население социалистических стран. Таким образом, стали отходить от идеи “неизбежности новой мировой войны”, началась политическая разрядка, стало ясно, что державы друг на друга открыто нападать не собираются. Но тут произошло несколько событий повернувшие все вспять: 1) сбит американский самолет-разведчик над Свердловской областью, что осложнило советско-американские отношения, 2) 13 августа 1961 возведена Берлинская стена, 3) Карибский кризис.

Вывод: в годы “холодной войны” любой конфликт, который затрагивал хоть одну из сверхдержав, моментально втягивал в себя и другую. 50-ые годы являются вмещают в себя целых 2 конфликта, затронувшие всех ключевых игроков политической арены. В это время ухудшаются советско-китайские отношения. Советско-американские характеризуются наращивающим обороты противостоянием и гонкой вооружений. Хотя лидеры сверхдержав все еще с легкостью угрожают ядерным оружием, Никсон и Хрущев уже начинают переговоры о разоружении. Однако пока США и СССР не готовы к спокойному сосуществованию – атмосфера недоверия подталкивает их ко все новым конфликтам.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 785; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.160.154 (0.031 с.)