Способ цепных подстановок, абсолютных и относительных разниц. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Способ цепных подстановок, абсолютных и относительных разниц.



Способ цепных подстановок основан на метода элеменирования (устранение (исключение) воздействия всех факторов на величину результативного, кроме одного).

Y= a * b * c,

где Y- результативный показатель, a, b, c – факторные показатели

Плановое (базисное) значение результативного показателя: Y0= a0* b0 * c0

Для опред-я влияния 4-х факторов, рассчитываются 3 условных показателя:

Yусл1= a1 * b0 * c0; Yусл2= a1 * b1 * c0; Y1=a1 * b1* c1;

Где, a0,b0,c0, a1,b1,c1 – соответственно плановые и фактические значения факторных показателей.

Далее определяется общее отклонение результативного показателя:

DY= Y1 – Y0, в том числе за счет:

o изменения фактора a:DYa= Yусл1- Y0

o изменения фактора b:DYb= Yусл2- Yусл1

o изменения фактора c:DYc== Yусл3 - Yусл2

DY =DYa+DYb +DYc - проверка

Способы абсолютных разниц

Величина влияния факторов рассчитывается умножением абсолютного прироста исследуемого фактора на базисную (плановую) величину факторов, которые находятся справа от него и на фактическую величину факторов, находящихся слева от него в модели. Этот метод удобно применять, если исходные данные уже содержат абсолютные отклонения. Расчет строится на последовательной замене плановых (базисных) значений факторных показателей на их отклонения, а затем на фактический уровень этих показателей.

Плановое (или базисное) значение результативного показателя

Y0= a0 * b0 * c0

Находим абсолютные отклонения факторов:

Da =a1 –a0 Db =b1 –b0 Dс =с1 –с0

Общее изменение результативного показателя:

DY= Y1 – Y0

В том числе за счет факторов:

DYa = Da * b0 * c0 DYb = a1 * Db * c0 DYc = a1 * b1 * Dс

Y1= a1 * b1 * c1 DY =DYa+DYb +DYc

СПОСОБ ОТНОСИТЕЛЬНЫХ РАЗНИЦ

Применяется для измерения влияния факторов на прирост результативного показателя.

Согласно правилу, для расчета влияния первого фактора необходимо базисную (плановую) величину результативного показателя умножить на относительный прирост первого фактора, выраженного в десятичной дроби. Для расчета влияния второго фактора, нужно к плановой величине результативного показателя прибавить изменение его за счет первого фактора и затем полученную сумму умножить на относительный прирост второго фактора. Влияние третьего фактора определяется аналогично: к плановой величине результативного показателя прибавляется изменение его за счет первого фактора и второго фактора, полученная сумма умножается на относительный прирост третьего фактора и т.д.

Плановое (базовое) значение результативного показателя:

Y0= a0 * b0 * c0

Находим относительные отклонения:

Da =(a1 –a0)/ a0 * 100% Db =(b1 –bп0)/ b0 * 100% Dс =(с1 –с0)/ с0 * 100%

Изменение результативного показателя:

DYa= (Y0* Da%) \100; DYb= ((Y0+DYa)* Db%)\100;

DYc=((Y0+DYa+ DYb)* Dс%) \100

Этот способ удобно применять, если модель содержит множество факторов и, если исходные данные уже содержат относительные приросты факторных показателей.

МАРЖИНАЛЬНЫЙ ДОХОД. ЗАВИСИМОСТЬ ОБЩЕЙ СУММЫ ЗАТРАТ И СЕБЕСТОИМОСТИ ЕДИНИЦЫ ПРОДУКЦИИ ОТ ИЗМЕНЕНИЯ ОБЪЕМА ПРОИЗВОДСТВА.

Большую роль в обосновании управленческих решений играет маржинальный анализ, методика которого базируется на изучении соотношения между тремя основными группами важнейших экономических показателей: Издержками, Объемом производства продукции и Прибылью.

Маржинальный доход предприятия – это разница между выручкой от реализации продукции и переменными затратами на ее производство.

Мд=В-Р=Пр+Н

Проводя маржинальный анализ необходимо выполнить ряд условий:

1)разделить издержки на постоянные и переменные

2)признать тождество производство и реализации продукции

3)цены и эф-сть производства на протяжении периода не меняется.

4)выручка пропорциональна объему реализации

С помощью маржинального анализа можно определить:

-безубыточного объема продаж (точка безубыточности, порог рентабельности);

-зоны безопасности (безубыточности) предприятия;

-необход. объема продаж для получения заданной величины прибыли;

-критического уровня постоянных затрат при заданном уровне маржинального дохода, критической цены реализации;

-обоснованность управленческого решения.

В основу методики положено деление затрат на постоянные и переменные. Если происходит спад производства, то переменные затраты будут сокращаться пропорционально, а постоянные меняться не будут. Это приведет к увеличению себестоимости продукции. Предпр-ию выгодно, если на единицу продукции приходится меньшая сумма постоянных затрат. Это возможно при достижении максимального уровня производства и реализации продукции.

Линия затрат представляет собой уравнение: У=а+вх

а- постоянные затраты, в- уд.-переменные. х - объем производства

Сумма постоянных расходов фиксированная для всего объема производства, но на единицу продукции затраты уменьшаются пропорционально росту объема. Переменные затраты в себестоимости всей продукции растут пропорционально, зато в себестоимости единицы продукции имеют постоянную величину.

Сед. = а/х +в

ГРАФИКИ

Общая: с/с: постоянне гориз линия, с/с растет диаганальная прямая, переменные растут тоже диаган. пересекает постоянные.

На единицу: переменные гориз линия, с/спадает кривая сверху переменных, постоянные падают пересекают переменные.

ГРАФИЧЕСКИЙ СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ТОЧКИ БЕЗУБЫТОЧНОСТИ И ЗОНЫ БЕЗОПАСНОСТИ.

Для определения безубыточного объема продаж графическим способом необходимо на оси координат по горизонтали отложить объем реализации продукции в натуральных единицах, если выпускается несколько видов продукции, тогда в денежной оценке. По вертикали – себестоимость проданной продукции и прибыль, которые вместе составляют выручку от реализации. По графику можно установить, при каком объеме реализации продукции предприятие получит прибыль, а при каком ее не будет. Можно определить также точку, в которой затраты будут равны выручке от реализации продукции. Она получила название точки безубыточного объема реализации (Т) продукции, или порога рентабельности, или точки окупаемости затрат, ниже которой производство будет убыточным. Разность между фактическим и безубыточным объемом продаж получило название зоны безопасности (ЗБ).

1. На оси х откладываем фактический объем реализации, проводим вспомогательную линию параллельно оси у

2. По оси у откладываем постоянные затраты

3. Откладываем переменные затраты, т.е.—всего себестоимость

4. Откладываем выручку от реализации продукции ос

5. Соединяем точки а и d - это себестоимость

6. Соединяем точки о и f – линия выручки.

Пересечение линий – точка безубыточности Т.

Точка безубыточности – это такой объем реализации при котором нет прибыли и нет убытка, рентабельность равна 0. В этой точке выручки достаточно, чтобы покрыть все постоянные и ту часть переменных, которая была потрачена на производство этого объема.

Безубыточность - такое состояние, когда бизнес не приносит не прибыли, ни убытков. Это выручка, которая необходима для того, чтобы предприятие начало получать прибыль. Ее можно выразить в количестве единиц продукции, которую необходимо продать, чтобы покрыть затраты, после чего каждая дополнительная единица проданной продукции будет приносить прибыль предприятию.

АНАЛИТИЧЕСКИЙ СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ТОЧКИ БЕЗУБЫТОЧНОСТИ И ЗОНЫ БЕЗОПАСНОСТИ.

Аналитический способ расчета безубыточного объема продаж и зоны безопасности предприятия более удобен по сравнению с графическим, так как не нужно чертить каждый раз график, что довольно трудоемко. Можно вывести ряд формул и с их помощью рассчитать данные показатели.

Для удобства вывода формул используем следующие обозначения:

Т – точка безубыточного объема реализации продукции;

Дм – маржинальный доход (общая сумма);

Ду – удельный вес маржинального дохода в выручке от реализации продукции;

Дс – ставка маржинального дохода в цене за единицу продукции;

Ц – цена единицы продукции;

Н – непропорциональные (постоянные) затраты;

Рп – пропорциональные (переменные) затраты;

В – выручка от реализации продукции;

К – количество проданной продукции в натуральных единицах;

У – удельные переменные затраты.

Формула для расчета маржинального дохода имеет вид:

Дм = П +Н = В – Рп

Ду = Дм/В

Для определения точки критического объема реализации продукции можно вместо суммы маржинального дохода исполь­зовать ставку маржинального дохода в цене за единицу про­дукции:

Дс= Дм/К

Формула для расчета точки безубыточного объема продаж в денежном измерении:

Т = В*Н / Дм,

Или Т = Н / (Дм / В) = Н / Ду.

Безубыточный объем реализации в натуральном выражении:

Т = Н / (Ц-У)

Безубыточный объем реализации в натуральных единицах рассчитывается следующим образом:

Т = К*Н / Дм

Для определения зоны безопасности по стоимостным показателям аналитическим методом используется следующая формула:

ЗБ = (В-Т) /В

Для определения зоны безопасности в процентах в стоимостном выражении используется формула:

ЗБ = (В-Т) /В *100%

Для одного вида продукции зону безопасности можно найти по количественным показателям:

ЗБ = (К-Т) /К

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 1042; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.240.243 (0.012 с.)