Методы учета затрат на произв-во и калькулир-е с/с П-ции 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методы учета затрат на произв-во и калькулир-е с/с П-ции



Под методом учета затрат и калькулирования себестоимости продукции понимается совокупность приемов, способов документирования, отражения, группировки и обобщения, контроля за производственными затратами, обеспечивающих определение фактической себестоимости и затрат на единицу продукции.

В зависимости от вида продукции, ее сложности, типа и характера организации производства на предприятиях применяются следующие основные методы учета и калькулирования фактической себестоимости продукции: нормативный, позаказный и попередельный:

Нормативный метод учета затрат и калькулирования себестоимости продукции применяется на предприятиях с массовым и серийным характером производства, в первую очередь, в обрабатывающих отраслях промышленности.

Этот метод позволяет исчислять фактическую себестоимость производства каждой единицы продукции, по каждому виду изделия составляется предварительная нормативная калькуляция, то есть калькуляция себестоимости, исчисленная по действующим на начало месяца нормам расхода материалов и трудовых затрат.

Норма – это заранее установленное числовое выражение результатов хозяйственной деятельности в условиях прогрессивной технологии и организации производстваОсновное достоинство системы нормативного учета и контроля – выявление в оперативном порядке отклонений фактических затрат от действующих норм затрат на сырье и материалы, заработную плату и других производственных затрат, их причин и влияния на себестоимость продукции.

Порядок калькулирования фактической себестоимости продукции выражается следующей формулой:

Сф = Сн ± О ± И,

где Сф, Сн – фактическая и нормативная себестоимости продукции соответственно, руб.;

О – величина отклонений от норм, руб.;

И – величина изменений норм, руб.

Позаказный метод учета затрат на производство и калькулирование себестоимости продукции применяется в индивидуальном и мелкосерийном производствах сложных изделий (главным образом в машиностроительной и металлообрабатывающей промышленности), а также при производстве опытных, экспериментальных и других работах.

Объектом учета затрат и объектом калькулирования при этом методе является отдельный производственный заказ. Под заказом понимается заявка клиента на определенное количество специально созданных или изготовленных для него изделий в соответствии с договором.

Сущность данного метода заключается в следующем: прямые затраты относятся непосредственно на заказы, а косвенные, после предварительного обобщения по местам их возникновения и экономическому содержанию, – пропорционально принятой базе по отдельным заказам. Попередельный метод учета и калькулирования себестоимости применяется на предприятиях с однородной по исходному материалу и характеру обработки массовой продукцией, на которых преобладают физико-химические и термические производственные процессы с превращением сырья в готовую продукцию в условиях непрерывного и, как правило, краткого технологического процесса в виде ряда последовательных производственных процессов, каждый из которых или группа которых составляют отдельные самостоятельные переделы (фазы, стадии) производства. Этот метод учета применяется в химической, металлургической отраслях промышленности, в ряде отраслей лесной и пищевой промышленности, атакже в производствах с комплексным использованием сырья.

Передел – это часть технологического процесса (совокупность технологических операций), заканчивающаяся получением готового полуфабриката, который может быть отправлен в следующий передел или реализован на сторону.При попередельном методе затраты на производство продукции учитываются по цехам (переделам, фазам, стадиям) и статьям расходов.

УЧЕТ РАСХОДОВ НА ПРОДАЖУ П-ЦИИ

В организациях, осуществляющих производственную деятельность, к расходам, связанным с про­дажей продукции (работ, услуг), относятся расходы:

• на затаривание и упаковку изделий на складах готовой про­дукции;

• по доставке продукции на станцию (пристань) отправления, погрузке в вагоны, суда, автомобили и другие транспортные средства;

• комиссионные сборы, уплаченные сбытовым и другим по­средническим организациям;

• на рекламу;

• на представительские и другие аналогичные по назначению расходы.

Учет таких расходов ведется на активном счете 44 «Расходы на продажу».

По дебету счета 44 накапливаются расходы, связанные с продажей продукции, това­ров, работ, услуг, а по кредиту - списание расходов. Учтенные на счете 44 «Расходы на продажу» суммы расходов списывают­ся в дебет счета 90 «Продажи».

Ежемесячно относятся на себестоимость проданной продукции, товаров, работ, услуг. Д 90/2 К 44.

На себестоимость реализованной продукции расходы на рекламу относятся в фактическом объеме, а для целей налого­обложения они учитываются в размере, который устанавлива­ется в процентах от объема выручки за реализованную продук­цию, товары, работы и услуги, включая НДС.

УЧЕТ ПРОДАЖИ ГП

Синтетический учет готовой продукции можно вести в двух вариантах: без использования счета 40 «Выпуск продукции (работ, услуг)» и с использованием счета 40 «Выпуск продукции (работ, услуг)».

В первом случае (без счета 40) готовую продукцию учитывают на счете 43 «Готовая продукция» по фактической производственной себестоимости.

Готовая продукция, передаваемая из производства на склад, в течение месяца учитывается на счете 43 «Готовая продукция» по учетным ценам.

Д-т 43 К-т 20

В конце месяца исчисляют фактическую себестоимость оприходованной готовой продукции и определяют отклонение фактической себестоимости продукции от ее стоимости по учетным ценам.

Если фактическая себестоимость оказывается больше учетной цены, то делают дополнительную проводку:

Д-т 43 К-т 20

Если фактическая себестоимость продукции меньше учетной цены, то разницу списывают способом «красное сторно»:

Д-т 43 К-т 20

В конце месяца определяют отклонение фактической себестоимости отгруженной (проданной) продукции от ее стоимости по учетным ценам.

Д-т 90/2 К-т 43

Во втором случае при использовании счета 40 «Выпуск продукции (работ, услуг)», синтетический учет готовой продукции на счете 43 «Готовая продукция» ведется по нормативной или плановой себестоимости.

Оприходование готовой продукции по нормативной себестоимости в течение месяца делается запись:

Д-т 43 К-т 40

В конце месяца исчисленная фактическая производственная себестоимость готовой продукции списывается:

Д-т 40 К-т 20

Счет 40 «Выпуск продукции (работ, услуг)» активно-пассивный. По дебету этого счета отражается фактическая себестоимость продукции от нормативной или плановой. Это отклонение списывается:

Д-т 90/2 К-т 40

Превышение фактической себестоимости продукции над нормативной или плановой списывается дополнительной проводкой, а экономия – способом «красное сторно». Счет 40 «Выпуск продукции (работ, услуг)» закрывается и сальдо на конец месяца не имеет.

На реализованную (проданную) в течение месяца готовую продукцию по нормативной или плановой себестоимости делается запись:

Д-т 90/2 К-т 43

Отгрузка (отпуск) готовой продукции производится в по­рядке продажи в соответствии с заключенными договорами или путем свободной продажи через розничную торговлю.

В договорах на поставку продукции указываются следую­щие реквизиты:

• наименование договора;

• обозначения договаривающихся сторон;

• характеристика предмета договора, цены и условия пла­тежа;

• сроки исполнения обязательств и возможность односторон­него отказа от договора;

• условия упаковки, транспортировки и страхования про­дукции;

• принципы перехода права собственности;

• порядок возмещения убытков и т.д.

Если сроки поставки не установлены договором или не выте­кают из его существа и целей, покупатель вправе требовать по­ставки в любое время.

Временем исполнения обязательств по одногородней по­ставке считается дата составления приемо-сдаточного акта или расписки в получении продукции, а при отгрузке продукции иногороднему покупателю - день сдачи этих документов транс­портным организациям.

В договоре обязательно должно быть отражено, за чей счет производится оплата расходов по доставке продукции от по­ставщика до покупателя.

Франко-станция назначения означает, что расходы по дос­тавке оплачивает поставщик и включает их в отпускную цену продукции.

Франко-станция отправления означает, что поставщик оп­лачивает расходы только по погрузке готовой продукции в вагоны. Остальные расходы по перевозке несет покупатель

.Отгруженная продукция списывается со склада по учетным ценам или норматив­ной (плановой) себестоимости.

Д-т 90/2 К-т 43

Если в договоре предусмотрен порядок перехода права владения, пользования и распоряжения отгруженной продукцией после ее оплаты, а также при отгрузке товаров на экспорт, делается запись:

Д 45 К 43

По мере оплаты расчетных документов поступившие платежи отражаются по:

Д-т 51, 52 К-т 90/1 Д-т 90/1 К-т 45

Для учета про­данной продукции (работ, услуг) используется активно-пассив­ный счет 90 «Продажи». При помощи это­го счета выявляется результат хозяйственной деятельности организации в части произведенной и реализованной продук­ции (работ, услуг).

На счете 90 «Продажи» предусмотрено открытие отдельных субсчетов:

Выручка»

Себестоимость продаж»



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 233; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.211.87 (0.02 с.)