ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

УЧЕТ ДОЛГОСРОЧНЫХ ИНВЕСТИЦИЙ ВО ВНЕОБ АКТИВ, ПОСТУП ОС И НМА



Под долгосрочными инвестициями (вложениями во внеоборотные активы) подразумеваются затраты на создание, увеличение размеров, а также приобретение внеоборотных активов длительного пользования (свыше одного года), не предназначенных для продажи, за исключением долгосрочных финансовых вложений в государственные ценные бумаги, ценные бумаги и уставные капиталы других организаций.

Долгосрочные инвестиции связаны:

• с осуществлением капитального строительства в форме нового строительства, а также реконструкции, расширения и технического перевооружения действующих организаций и объектов непроизводственной сферы;

• с приобретением зданий, сооружений, оборудования, транспортных средств и других отдельных объектов основных средств или их частей;

• с проведением мероприятий по созданию и приобретению нематериальных активов;

• с приобретением земельных участков и объектов природопользования;

• с осуществлением доходных вложений в материальные ценности;

• с выполнением научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ.

Законченные долгосрочные инвестиции оценивают исходя из инвентарной стоимости принятых строительных объектов и приобретенных отдельных видов основных средств и других долгосрочных активов.

Для отражения в бухгалтерском учете операций, связанных с осуществлением долгосрочных инвестиций, используется балансовый счет 08 «Вложения во внеоборотные активы», на котором учитываются инвестиции по направлениям вложений капитального характера (видам) на специально открываемых субсчетах:

08-1 «Приобретение земельных участков»;

08-2 «Приобретение объектов природопользования»;

08-3 «Строительство объектов основных средств»;

08-4 «Приобретение объектов основных средств»;

08-5 «Приобретение нематериальных активов»;

08-6 «Перевод молодняка животных в основное стадо»;

08-7 «Приобретение взрослых животных»;

08-8 «Выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ» и др.

По отношению к балансу счет 08 активный, калькуляционный. Дебетовое сальдо отражает сумму фактических затрат по незаконченному строительству и приобретениям. По дебету счета записывают фактические произведенные хозяйством затраты, подлежащие, в соответствии с законодательством, включению в первоначальную стоимость объектов внеоборотных активов. Сформированная первоначальная стоимость объектов основных средств, нематериальных и других активов, принятых в эксплуатацию и оформленных в установленном порядке, списывается с кредита счета 08 в дебет счетов 01 «Основные средства», 03 «Доходные вложения в материальные ценности», 04 «Нематериальные активы» и др. Затраты по завершенным операциям формирования основного стада списываются со счета 08 в дебет счета 01 «Основные средства»

Аналитический учет по счету 08 «Вложения во внеоборотные активы» ведется в разрезе затрат, осуществляемых хозяйством по каждому поступающему объекту основных фондов

Поступление основных средствоформляется актом приемки-передачи типовой формы №ОС-1. Акт составляется комиссией, назначаемой руководителем предприятия. На поступивший объект открывается инвентарная карточка, о чем делается отметка в акте. Акт утверждается руководителем предприятия. К акту прилагается техническая документация на принятый объект (паспорт, чертежи). На основании акта приемки-передачи производятся записи на счетах бухгалтерского учета.
Синтетически учет основных средств ведется на счете 01 "Основные средства" (по дебету учитывается наличие и поступление основных средств, по кредиту - выбытие основных средств в оценке по полной стоимости). Износ или амортизация основных средств учитывается на счете 02 "Амортизация основных средств".
Порядок учета поступления основных средств зависит от источника их получения - в результате нового строительства или преобразования за плату, безвозмездного получения от других организаций и лиц, вкладов в уставный капитал, оприходования излишков, выявленных при инвентаризации.
Приобретая основные средства, предприятие уплачивает НДС.
При вводе объекта, выполненного подрядчиком, объем строительно-монтажных работ, включая НДС, учитывается проводкой Д 08 - К 60, 76. НДС списывается на счет 01 по мере ввода в эксплуатацию объектов с последующим отнесением на себестоимость. Ввод в эксплуатацию таких объектов оформляется проводкой Д 01 - К 08 на сумму затрат на объект плюс НДС.
При приобретении основных средств делаются следующие проводки:

Д 08 - К 60 (сумма основных средств), Д 19 - К 60 (сумма НДС);

Д 01 - К 08 (сумма основных средств, вводимых в производство);

Д 68 - К 19 (НДС, подлежащий возмещению).

Если оборудование требует монтажа, то используются проводки:

Д 07 - К 60 - поступление основного средства от поставщиков;

Д 08 - К 07 - передача основного средства в монтаж и наладку;

Д 01 - К 08 - передача основного средства в эксплуатацию.

Основные средства, поступившие от других организаций и лиц безвозмездно принимаются к учету проводкойД 08 - К 98 на сумму рыночной стоимости активов полученных безвозмездно, т.е. учитываются как доходы будущих периодов. По мере начисления амортизации по полученным безвозмездно основным средствам их стоимость списывается на доходы текущего периода проводкой Д 98 - К 91. Если принимаемый объект имеет износ, то он должен быть отражен на счете 02 проводкой Д 08 - К 02.
Поступление основных средств в виде вклада в уставный капитал учредителями отражается проводками:

Д 08 - К 75 - на сумму вклада (остаточной стоимости основного средства);

Д 08 - К 02 - доведение стоимости основного средства до полной стоимости, т.е. к остаточной стоимости требуется добавить сумму износа.

Оприходование излишков основных средств, выявленных при инвентаризации осуществляется с помощью проводки Д 01 - К 99 (рассматривается как прибыль).

Синтетический учет нематериальных активов ведется на счетах 04 «Нематериальные активы», 05 «Амортизация нематериальных активов», 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям», субсчет 19/2 «НДС по приобретенным нематериальным активам», 91 «Прочие доходы и расходы».

Счет 04 - активный, предназначен для обобщения информации о наличии и движении нематериальных активов, которые находятся у организации на правах собственности.

Аналитический учет по счету 04 ведется по видам и отдельным объектам в зависимости от их состава.

Основным документом в аналитическом учете нематериальных активов является Карточка учета нематериальных активов (форма № НМА-1При оприходовании нематериальных активов используются свидетельства на право пользования тем или иным объектам, патенты, авторские и лицензионные договоры, акты приемки работ по разработке программного обеспечения и т.д.

При приобретении нематериальных активов в основном делаются следующие бухгалтерские проводки.

По приобретенным нематериальным активам -

Д-т 08 «Вложения во внеоборотные активы»

К-т 60, 76 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами».

Суммы НДС по приобретенным нематериальным активам отражаются -

Д-т 19 «НДС по приобретенным ценностям»

К-т 60,76.

Затраты, связанные с доведением нематериальных активов в состояние готовности к использованию, заносятся по счетам -

Д-т 08 «Вложения во внеоборотные активы»

К-т 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами».

Перечисления за приобретенные нематериальные активы отражаются -

Д-т 60,76

К-т 51,52.

Оприходованные нематериальные активы заносятся на счета -

Д-т 04 «Нематериальные активы»

К-т 08 «Вложения во внеоборотные активы».

УЧЕТ ВЫБЫТИЯ ОС И НМА

Основные средства предприятия могут выбывать вследствие ликвидации по причине износа, аварий, стихийных бедствий, продажи, безвозмездной передачи другим предприятиям, передачи в аренду, недостачи, передачи в счет вклада в уставный капитал другого предприятия и другим причинам.

Выбытие основных средств оформляется актом приемки-передачи основных средств, актом на списание основных средств, актом на списание автотранспортных средств. В акте на списание указываются номер документа, дата составления, цех, инвентарный номер, год выбытия, год выпуска, первоначальная стоимость, сумма износа, причина выбытия, заключение комиссии о списании. В особом разделе акта приводятся расходы, связанные с выбытием, финансовый результат от списания (прибыль или убыток). В конце акта бухгалтер делает запись о пометке в инвентарной карточке о выбытии основного средства. Акт составляется комиссией и утверждается руководителем предприятия.

Любое выбытие основных средств учитывается с помощью счета 91 "Прочие доходы и расходы". Вначале к счету 01 открывается субсчет "Выбытие основных средств", в дебет которого переносится стоимость выбывающего основного средства, а в кредит - сумма накопления амортизации. ( Д 01.10 - К 01 - полная стоимость, Д 02 - К 01.10 - сумма амортизация). Далее происходит списание на счет 91.

При списании основных средств по причине износа отражаются проводки:

Д 91 - К 01.10 - балансовая стоимость объекта;

учитываются расходы по демонтажу объекта и расчистке места - если работы выполняются сторонней организацией, то оформляется проводка Д 91 - К 60, 76, если работы выполняются силами предприятия, то Д 91 - К 10 - на сумму израсходованных материалов, Д 91 - К 70 - оплата труда по демонтажу.

Поступлениями от разборки объекта могут быть детали, строительные материалы, топливо, металлолом, утиль. Они оцениваются по ценам возможного использования и отражаются проводкой Д 10 - К 91.

Путем сопоставления оборотов по дебету и кредиту счета 91 выявляется финансовый результат от ликвидации объекта (прибыль или убыток). Он списывается на счет 99 - Д 91 - К 99 (прибыль),Д 99 - К 91(убыток).

При выбытии основных средств от стихийных бедствий, недостач, хищений существует особенность определения финансовых результатов от выбытия:

Д 99 - К 91 - убыток от выбытия;

Д 94 - К 91 - остаточная стоимость недостающих и похищенных объектов;

Д 73.2 - К 94 - суммы подлежащие взысканию с виновных лиц;

Д 99 - К 94 - при отсутствии виновных лиц.

При реализации основных средств определение финансовых результатов осуществляется следующим образом:

Д 91 - К 01.10 - балансовая стоимость объекта;

Д 91 - К 10, 70 - расходы по реализации;

Д 62 - К 91 - выручка от реализации;

Д 91 - К 68 - НДС с суммы превышения выручки над первоначальной стоимостью объекта.

Основными видами выбытия нематериальных активов являются их продажа, безвозмездная передача, передача в счет вклада в уставные капиталы других организаций. При выбытии нематериальных активов вся сумма накопленной амортизации списывается в дебет счета 05 «Амортизация нематериальных активов» с кредита счета 04 «Нематериальные активы». Остаточная стоимость нематериальных активов списывается со счета 04 в дебет счета 91 «Прочие доходы и расходы». В дебет счета 91 списываются также все расходы, связанные с выбытием нематериальных активов, и сумма НДС по проданным и безвозмездно переданным нематериальным активам. По кредиту счета 91 отражается сумма выручки от продажи или другого дохода от выбытия нематериальных активов.
Финансовый результат от выбытия нематериальных активов формируется на счете 91 и затем списывается со счета 91 на счет 99 «Прибыли и убытки». Если сумма выручки от продажи нематериальных активов превышает их остаточную стоимость и расходы, связанные с выбытием, то разницу списывают в дебет счета 91 и кредит счета 99.

Если остаточная стоимость выбывших нематериальных активов не возмещается выручкой от их реализации, то разницу между ними списывают с кредита счета 91 в дебет счета 99.
При передаче нематериальных активов в счет вклада в уставные капиталы других организаций и в счет вклада в общее имущество по договору простого товарищества остаточная стоимость нематериальных активов списывается с кредита счета 04 в дебет счета 58 «Финансовые вложения». Сумма амортизации по переданным нематериальным активам списывается в дебет счета 05 с кредита счета 04.
Превышение согласованной стоимости над остаточной стоимостью по переданным нематериальным активам отражают по дебету счета 58 и кредиту счета 91 «Прочие доходы и расходы». Обратная разница учитывается по дебету счета 91 и кредиту счета 58.

УЧЕТ МПЗ

Материально-производственные запасы — часть имущества:

используемая при производстве продукции, выполнении работ и оказании услуг, предназначенных для продажи;

используемая для управленческих нужд предприятия (организации).

Готовая продукция — часть материально-производственных запасов организации, предназначенная для продажи, являющаяся конечным результатом производственного процесса, законченной обработкой

Товары — часть материально-производственных запасов организации, приобретенная или полученная от других юридических и физических лиц и предназначенная для продажи или перепродажи без дополнительной обработки.

В зависимости от назначения и роли в производстве материальные запасы классифицируются по следующим видам:

1) сырье;2) покупные полуфабрикаты;3) топливо;4) запасные части;5) строительные материалы;6) инвентарь и хозяйственные принадлежности;7) тара и тарные материалы;8) вспомогательные материалы;9) специальная одежда и специальная оснастка;10) прочие.

Материально-производственные запасы – активы, используемые в качестве сырья, материалов и т. п. при производстве продукции, предназначенной для продажи, а также для управленческих нужд организации.

Материально-производственные запасы принимаются к бухгалтерскому учету по фактической себестоимости, которая формируется из затрат на приобретение.

Для учета запасов предназначены счета 10 «Материалы», 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей», 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей».

На счете 10 «Материалы» запасы учитываются по плановой себестоимости. После составления годовой отчетной калькуляции плановая себестоимость материалов корректируется до фактической.

При учете материалов по учетным ценам разница между стоимостью ценностей по этим ценам и фактической себестоимостью приобретения (заготовления) ценностей отражается на счете 16 «Отклонение в стоимости материалов».

Превышение фактической себестоимости над плановой отражается следующей проводкой:

Дебет счета 20 «Основное производство»

Кредит счета 16 «Отклонение в стоимости материалов».

Отрицательные отклонения (фактическая себестоимость ниже плановой) сторнируются.

Организации, осуществляющие заготовление запасов, относящихся к средствам в обороте, применяют счет 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей».

1. Отражена покупная стоимость запасов:

Дебет счета 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей»

Кредит счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками».

2. Отражена стоимость фактически поступивших и оприходованных запасов:

Дебет счета 10 «Материалы» Кредит счета 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей».

3. Отражена положительная сумма разницы между фактической себестоимостью и учетной ценой:

Дебет счета 16 «Отклонения в стоимости материальных ценностей»

Кредит счета 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей».

4. Отражена отрицательная сумма разницы между фактической себестоимостью и учетной ценой:

Дебет счета 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей»

Кредит счета 16 «Отклонения в стоимости материальных ценностей».

Списание запасов в производство осуществляется одним из следующих методов:

– по себестоимости каждой единицы;

– по средней себестоимости. Оценка материально-производственных запасов производится по каждой группе (виду) запасов путем деления общей себестоимости группы (вида) запасов на их количество, складывающееся из себестоимости и количества остатка на начало месяца и поступивших запасов в течение данного месяца;

– по себестоимости первых по времени приобретения материально-производственных запасов (способ ФИФО). Запасы, первыми поступающие в производство (продажу), должны быть оценены по себестоимости первых по времени приобретений с учетом себестоимости запасов, числящихся на начало месяца.

– по себестоимости последних по времени приобретения материально-производственных запасов (способ ЛИФО).

Списание стоимости материально-производственных запасов отражается записью:

Дебет счета 20 «Основное производство» (25 «Общепроизводственные расходы», 26 «Общехозяйственные расходы», 44 «Расходы на продажу»)

Кредит счета 10 «Материалы».

Оформление поступления материалов, оформляется приходными ордерами, накладными актами.Расход материалов, отпускаемых в производство и на другие нужды ежедневно, оформляют лимитно-заборными картамиДля учета движения материалов внутри предприятия применяют однострочные или многострочные требования-накладныеСписание материалов оформляют актом на списание материалов, кᴏᴛᴏᴩый составляется специально созданной комиссией, с участием материально ответственного лица.Учет движения и наличия материалов на складе осуществляет материально-ответственное лицо – кладовщик в карточках учета материалов (форма № М-17).





Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.239.109.55 (0.022 с.)