Итоги деятельности Государственной Думы четвертого созыва. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Итоги деятельности Государственной Думы четвертого созыва.



Цель и содержание семинарского занятия: формирование у студентов знаний о партийном составе и работе Государственной Думы Российской империи четырех составов.

Учреждение Государственной Думы начала 20 в. в нашей стране, как компромисс между различными по своим убеждениям властными и оппозиционными группировками, на время трансформировало революционно-силовые в политико-правовые методы достижения целей. С первых дней существования Государственная Дума становится ареной столкновения интересов многочисленных общественно-политических сил.

На заседаниях первой и второй дум радикально настроенное большинство поднимает сложные вопросы в области землевладения и местного управления. Депутатские аграрные проекты идут вразрез с правительственными предложениями. В досрочном роспуске дум первого и второго созывов и изменении избирательного закона 3 июня 1907 г. выразилось неудовлетворение правящих кругов сложившейся ситуацией. При ответе на первый и второй вопросы следует обратить внимание на время деятельности дум двух первых созывов. Необходимо рассмотреть законодательные предложения, которые и послужили причинами роспуска дум.

Монарх и правительство путем искусственного сужения представительства партий социал-демократической ориентации добиваются лояльности 3 думы, которая с оговорками санкционирует реформу П.А.Столыпина, внимание которой следует уделить при ответе на третий вопрос семинарского занятия. Из 4 дум начала 20 в. только третья проработала весь срок в полном объеме.

Деятельность четвертой Государственной Думы приходится на сложное предвоенное и военное время. Заявления депутатов о поддержке монарха и правительства в начале Первой мировой войны сменилось критикой и требованиями формирования кабинета, а позже министерства общественного доверия на думской основе. Депутаты думы, которые привлекались для работы в чрезвычайные органы управления военного времени, использовали свои полномочия для продвижения партийных программ и развязывания политических дискуссий. Тем не менее, Дума не была досрочно распущена. В сентябре 1915 г. заседания были прекращены и больше не возобновлялись.

Ответы на вопросы семинара должны включать датировку функционирования думы соответствующего созыва, партийное представительство, анализ положений основных законопроектов.

Студент должен знать и уметь объяснить такие понятия, как: «законодательная инициатива», «вето», «промульгация», «контрассигнация», «законопроект», «интерпелляция», «государственный бюджет», «вотум недоверия», «правительство общественного доверия» и т.д.

 

Документы для изучения:

Предложение фракции кадетов по аграрному вопросу, внесенные в 1 Государственную думу (проект 42-х).

(извлечение)

Считая неотложно необходимым приступить же к решению земельного вопроса, мы, нижеподписавшиеся, принадлежа к партии народной свободы, находим, что будущий законопроект должен взять за основу следующие положения:

1. Увеличение площади землепользования населения, обрабатывающего землю личным трудом, как-то: безземельных и малоземельных крестьян и других разрядов земледельцев, - государственными, удельными, кабинетскими, монастырскими, церковными землями и путем обязательного отчуждения для той же цели, за счет государства, в потребных размерах, частновладельческих земель с вознаграждением нынешних владельцев по справедливой оценке, т.е. сообразно с нормальной для данной местности доходности, при условии самостоятельного ведения хозяйства, не принимая во внимание арендных цен, созданных земельной нуждой.

2. Отчуждаемые земли поступают в государственный земельный запас. Начала, на которых земли этого запаса подлежат передаче нуждающемуся в них населению, должны быть установлены сообразно с особенностями землевладения и землепользования в различных областях России.

Признавая руководящим началом земельной политики передачу земли в руки трудящихся, мы считаем, что приведенные положения могут быть развиты следующим образом:

I. Право на расширение землепользования признать надлежит за малоземельными и безземельными земледельческими семьями, ведущими хозяйство на землях как надельных, так и принадлежащих им на праве частной собственности или арендованных. Там, где существует особый класс безземельных сельскохозяйственных рабочих, последние подлежат обеспечению землей на тех же основаниях. Особыми правилами также должен быть определен отвод земли семьям, прекратившим хозяйство вследствие малоземелья, если они пожелают восстановить собственное хозяйство…..

II. Для каждой местности (губернии, района, уезда или части его) должен быть установлен нормальный размер земельного обеспечения, до которого, при имеющемся запасе земли и принимая в расчет возможные добровольные выселения, должно быть доводимо количество земли у земледельческого населения. При этом является желательным доведение размеров обеспечения до потребительской нормы, т.е. до такого количества земли, которое по местным условиям и принимая в расчет прочные промысловые доходы, где таковые существуют, - было бы достаточно для покрытия средних потребностей в продовольствии, жилище, одежде и для несения повинностей. Расчет земельной нормы ведется на едока.

III. Обеспечению землей в указанных размерах должны подлежать те землевладельцы, которые или вовсе не имеют надельной или собственной земли, или имеют ее меньше установленной для данной местности общей нормы.

IV. Для образования государственного запаса…должны поступить и земли, обязательно отчуждаемые из частного владения отдельных лиц и учреждений.

V. При отчуждении частновладельческих земель надлежит установить следующие правила:

а) без всяких ограничений подлежат отчуждению все земли, обычно сдававшиеся до 1 января 1906 г. в аренду за деньги, из доли или за отработки, а также земли, обрабатывающиеся преимущественно крестьянским инвентарем, и земли впусте лежащие, но признанные годными для обработки. Кроме того, для каждой местности закон должен определить высший размер землевладения при условии ведения собственного хозяйства (своим скотом и орудиями), т.е. определить, больше чего никто не может владеть землей, и все, что окажется больше этого размера, также подлежит отчуждению без каких-либо ограничений;

б) земля, превышающая по площади установленного законом высшего размера на одного владельца и обрабатываемая его инвентарем, также должна подлежать обязательному отчуждению, если местное земледельческое население не может получить достаточно обеспечения из других земель той же местности или если отчуждение является необходимым для устранения вредной чересполосицы и других существенных недостатков в расположении наделов и в составе их по угодиям;

в) не подлежат отчуждению:

1) Небольшие участки, не превышающие трудовой нормы, определяемой по местным условиям.

2) Городские выгонные земли, а равно земли, принадлежащие городам, местечкам, земствам, учебным и благотворительным учреждениям, поскольку они непосредственно служат для общественно-санитарных, учебных и др. целей.

3) Земли под усадьбами, садами, огородами (кроме сдаваемых в аренду), искусственными лесонасаждениями, виноградниками, хмельниками, питомниками и т.п., за исключением, однако, случаев, когда отчуждение этих земель необходимо для устроения вредной чересполосицы.

4) Земли, на которых расположены фабрично-заводские или сельскохозяйственные промышленные заведения, т.е. земли, для них технически необходимые, находящиеся под строениями, складами, сооружениями и пр. Но земельные угодия, обслуживающие хозяйственные потребности этих предприятий, должны подлежать отчуждению наравне с другими землями, лишь установлением известного порядка и последовательности перехода в государственный земельный запас.

5) Участки, которые центральным землеустроительным учреждением признано будет необходимым сохранить ввиду их исключительного характера и общеполезного занчения.

VI. Земли из государственного земельного запаса передаются в долгосрочное пользование на срок, установленный подлежащими учреждениями, без права переуступки. За все земли, отводимые из государственного запаса, взимается плата, размер которой определяется соответственно доходности земель и сообразно общим планом земельного обложения.

VII. Из государственного земельного запаса отводятся земли сначала местному малоземельному и безземельному населению, - закон определяет, что разумеется под местным населением. За удовлетворением потребности местного населения, остающиеся свободными земли государственного земельного запаса предназначаются для переселенцев, не получивших земельного обеспечения по месту прежнего жительства.

VIII. В местностях, изобилующих лесами, под земельное обеспечение земледельцев могут быть обращены леса, не имеющие защитного или водоохранного значения. Леса в прочих местностях не подлежат отчуждению и остаются в распоряжении государства в тех размерах, как это требуется нуждой населения в лесных материалах. Порядок снабжения населения лесными материалами из этих лесов определяется особыми правилами.

IX. Закон, установив общие основы земельной реформы, должен допускать со стороны местных учреждений представления о некотором видоизменении этих норм согласно с местными условиями, но с непременным сохранением самой основы реформы – прочного обеспечения землей земледельческого населения путем обязательного отчуждения….

Государственная дума: Стенографические

Отчеты: Созыв 1: Сессия 1.- Т. 1. С. 248 - 251

«Проект основных положений» по аграрному вопросу, внесенный в 1 Государственную думу трудовой группой 23 мая 1906 г.».

(Проект 104-х).

(Извлечение)

п. 1. Земельное законодательство должно стремиться к тому, чтобы установить такие порядки, при которых вся земля с ее недрами и водами принадлежала бы всему народу, причем нужная земля для сельского хозяйства могла бы отдаваться в пользование тем, кто будет ее обрабатывать своим трудом. Все граждане должны иметь равное право на такое пользование ею.

п. 2. С этой целью должен быть образован общенародный земельный фонд, в которой должны войти все казенные, удельные, кабинетские, монастырские и церковные земли; в тот же фонд должны быть принудительно отчуждены помещичьи и проч. частновладельческие земли, поскольку размеры отдельных владений превышают установленную для данной местности трудовую норму.

п. 3. Надельные земли и те из частновладельческих, которые не превышают трудовой нормы, остаются за теперешними их владельцами, но должны быть приняты законодательные меры, чтоб предотвратить скопление земель выше трудовой нормы в одних руках и обеспечить постепенный переход их общенародную собственность.

п. 4. Вознаграждение за принудительно отчуждаемые и добровольно уступаемые в общенародный фонд земли частного владения должно производиться за счет государства. Размер этого вознаграждения и условия его уплаты, а также те случаи, когда земля отчуждаются безвозмездно, могут быть определены не прежде чем этот вопрос и вся аграрная реформа будут обсуждены народом на местах.

п. 5. Продажные, залоговые и дарственные сделки на землю (кроме поименованных в п. 7) должны быть немедленно приостановлены.

п. 6. Земные недра и воды, если таковые не эксплуатируются в настоящее время их владельцами, должны быть объявлены общенародной собственностью…..

п. 7. Порядок перехода в общенародную собственность тех земельных недр и вод частного владения, которые уже находятся в эксплуатации, а также земель, находящихся под промышленными заведениями и городскими поселениями, должен быть определен особым законом…

п. 8. Из общенародного фонда выделяются прежде всего земли, необходимые для государственных и общественных надобностей, каковые поступают в ведение надлежащих общественных и государственных учреждений.

п. 9. Остальная земля, поскольку таковая может служить для сельского хозяйства, отдается в пользование всем желающим обрабатывать ее своим трудом, причем в очереди местному населению отдается преимущество перед пришлым и земледельческому – перед неземледельческим. Во всяком случае каждый трудящийся имеет право на усадебную оседлость в той местности, в которой он живет, и право на надел в той местности, где имеется свободная земля.

п. 10. Наделение землей из общенародного фонда производится в пределах трудовой нормы, причем если за наделением окажется избыток, то таковой остается в ведении государства и местных общественных учреждений в качестве запаса для общественных надобностей или на случай прироста местного населения, а также для наделения переселенцев из других местностей.

п. 11. Если земли для наделения всего земледельческого населения данной местности не хватит, то все имеющиеся менее продовольственной нормы получают право на переселение за счет государства в те местности империи, где в земле имеется избыток.

п. 12. В случае изменения хозяйственных условий местности установленная для нее трудовая норма может быть пересмотрена и изменена, после чего оказавшиеся у отдельных домохозяев излишки подлежат отчуждению. Равным образом, при изменившихся условиях, подлежит пересмотру и продовольственная норма, в зависимости от которой будет находиться право на переселение за счет государства.

п. 13. Полученная из народного фонда земля, в случае прекращения хозяйства, а также при желании уменьшить его размеры, подлежит возвращению в фонд, причем за все произведенные на ней и не использованные улучшения выплачивается вознаграждение за счет государства. Переуступка общенародной земли частным путем вовсе не должна быть допускаема.

п. 14. Поступившие в надел из общенародного фонда земли подлежат особому земельному налогу, который должен устанавливаться в соответствии с их качеством и местонахождением и при равных условиях должен быть тем выше, чем больше размер надела.

п. 15. Лицам, получившим землю из общенародного фонда и не имеющим достаточных средств для обзаведения всем необходимым для хозяйства, должна быть оказываема помощь за счет государства в форме ссуд и пособий.

п. 16. Заведование общенародным земельным фондом, за исключением земель, имеющих общенародное значение, должно быть возложено на местные самоуправления, избранные всеобщим, равным, прямым и тайным голосованием, которые в пределах, установленных законом, действуют самостоятельно.

п. 17. Для подготовительных действий к земельной реформе и для упорядочения экономических отношений в течение переходного времени должны быть учреждены местные комитеты: губернские, уездные и волостные. Комитеты должны быть избраны посредством всеобщего, прямого, равного и тайного голосования…

п. 20. Выборы в местные комитеты, а также обсуждение аграрной реформы на местах должны происходить при непременном условии полной свободы и личной неприкосновенности.

Государственная дума: Стенографические

Отчеты: Созыв 1: Сессия 1.- Т. 1. С. 560 – 562.

Учебная литература:

История отечественного государства и права. Под ред. О.И. Чистякова. Ч.2. М., 1997.

История государства и права России / Отв. ред. Ю.П.Титов. – М.: 1998.

Исаев И.А. История государства и права России (любое издание).

Новицкая Т.Е. История отечественного государства и права. Ч. 1,2. М., 1995.

Рогов В.А. История государства и права России. М., 1995.

Специальная литература:

1. Аврех А.Я. Царизм и 4 Дума (1912 – 1914). М., 1981.

2. Аврех А.Я. Столыпин и Третья Дума. М., 1968.

3. Козбаненко В.П. Партийные фракции в 1 и 2 Государственных Думах России, 1906 – 1907. М., 1996.

4. Смирнов А.Ф. Государственная Дума Российской империи 1906 – 1917. М., 1998.

Государственно-правовые преобразования в Российской империи во время Первой мировой войны. (2 часа)

План семинарского занятия:

1. Реорганизация государственного механизма Российской империи в обстановке мировой войны.

2. Изменения в институтах права России в 1914 – февраль 1917 гг.

 

Цель и содержание семинарского занятия – формирование у студентов знаний об изменениях в механизме российского государства и праве в условиях Первой мировой войны.

Механизм любого государства строится для управления в ординарных условиях мирного времени. В чрезвычайных условиях войны традиционно создаются органы с особой компетенцией для решения специфических задач по руководству армией и тылом, распределению продовольствия и товаров первой необходимости и т.д. Тем не менее, в 1914 г. преобразованиям подвергается только местное управление в рамках установления положения военного или чрезвычайной охраны с передачей всей полноты власти в губерниях генерал-губернаторам и военным комендантам. Создание специальных органов управления приходится в основном на 1915 г. Следует обратить внимание на оппозиционность депутатов четвертой Государственной думы, требования расширения думского участия в осуществлении власти - создания кабинета министров общественного доверия, ответственного перед думой. Именно Государственная дума настояла на учреждении вместо одного чрезвычайного органа управления страной - Особого совещания (по представлению императора), четырех особых совещаний: по обороне, по топливу, по продовольствию, по перевозкам. Были сформированы ЗемГор – Земский и Городской союз, система военно-промышленных комитетов. Для успешного ответа на первый вопрос необходимо раскрыть порядок формирования и компетенцию перечисленных органов и должностных лиц.

При подготовке ответа на второй вопрос следует обратить внимание на действия властей по организации жизни страны в военное время. В рамках уголовного права происходит ужесточению уголовных репрессий, криминализация ряда действий (антивоенная агитация, призывы к дезертирству и т.д.). Претерпевают изменения институты гражданского права (ограничение права пользования и распоряжения рядом объектов собственности – частными промышленными предприятиями для выполнения военных заказов, стратегическими товарами и т.д.), трудового права (запрет забастовок и т.д.), административного (полицейского) права (ограничение права свободного перемещения и свободы, слова и т.д.), уголовно-процессуального права (в связи с действием военно-полевых судов упрощается судопроизводство – судьи назначаются из офицеров, отсутствие защитника и т.д.).

Студент должен знать и уметь объяснить такие понятия как: «ЗемГор», «военно-промышленный комитет», «особое совещание», «реквизиция», «прогрессистский блок», «военно-полевой суд» и т.д.

Документы для изучения:

Закон об учреждении Особых совещаний для обсуждения и объединения мероприятий по обороне государства, по обеспечению топливом путей сообщения, государственных и общественных учреждений и предприятий, работающих для целей государственной обороны, по продовольственному делу и по перевозке топлива и продовольственных военных грузов.

Августа 1915 г.

(извлечение)

2. (р) Во изменение и дополнение подлежащих узаконений на время настоящей войны установить прилагаемые при сем Положения: 1) об Особом Совещании для обсуждения и объединения мероприятий по обороне государства; 2) об Особом Совещании для обсуждения и объединения мероприятий по обеспечению топливом путей сообщения, государственных и общественных учреждений и предприятий, работающих для целей государственной обороны; 3) об Особом Совещании для обсуждения и объединения мероприятий по продовольственному делу и 4) об Особом Совещании для обсуждения и объединения мероприятий по перевозке топлива и продовольственных грузов.

Собрание узаконений и распоряжений

Правительства за 1915 г. СПб., 1916.

Отдел 1. Второе полугодие. № 231. Ст. 1760.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 894; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.119.148 (0.047 с.)