Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Положение об особом совещании

Поиск

Для обсуждения и объединения

Мероприятий по обороне государства.

Августа 1915 г.

(извлечение)

1. Для обсуждения и объединения мероприятий по обороне государства и для обеспечения армии и флота предметами боевого и прочего материального снабжения, учреждается, под председательством Военного Министра, Особое Совещание. К предметам Особого Совещания, в частности, относятся:

1) высший надзор за деятельностью всех правительственных заводов, арсеналов и мастерских, а также частных заводов и иного рода промышленных предприятий, изготовляющих предметы боевого и прочего материального снабжения армии и флота;

2) содействие образованию новых заводов и иного рода промышленных предприятий, изготовляющих указанные в предыдущем (1) пункте предметы, а равно переустройству, расширению и правильному ходу деятельности существующих;

3) распределение необходимых, в видах снабжения армии, заказов между русскими и инстранными заводами и иного рода промышленными предприятиями;

4) надзор за исполнением означенных в предыдущем (3) пункте заказов...

3. В состав Особого Совещания входят: 1) Председатель Государственного Совета, 2) Председатель Государственной Думы, 3) девять членов Государственного Совета и девять членов Государственной Думы…4) представители от министерств: Морского, Финансов, Путей сообщения и Торговли и Промышленности и от Государственного контроля, по одному от каждого ведомства, назначаемые главными начальниками подлежащих ведомств, по соглашению с Военным Министром; 5) пять представителей от Военного Министерства, по назначению Военного Министра; 6) представители Всероссийских земского и городского союзов, по одному от каждого, по избранию их комитетов и 7) четыре представителя Центрального военно-промышленного комитета, по его избранию.

Собрание узаконений и распоряжений

Правительства за 1915 г. СПб., 1916.

Отдел 1. Второе полугодие. № 231. Ст.1760.

 

Положение о военно-промышленных

Комитетах

Августа 1915 г.

(извлечение)

1. Для содействия правительственным учреждениям в деле снабжения армии и флота всеми необходимыми предметами снаряжения и довольствия учреждаются, на время текущей войны, центральный, областные и местные военно-промышленные комитеты.

2. Военно-промышленные комитеты являются общественными организациями, не предусматривающими коммерческих целей…

4. Взаимоотношения правительственных учреждений с военно-промышленными комитетами, содействующими им в деле снабжения армии и флота предметами снаряжения и снабжения, определяются по ближайшему соглашению комитетов с подлежащими военными и гражданскими властями.

5. Центральный военно-промышленный комитет имеет право приобретать всякого рода движимое и недвижимое имущество, входить в договоры как с частными лицами. Так равно и с казенными и общественными учреждениями, принимать на себя всякого рода обязательства, в частности же поставки и подряды по заказам казны, организовывать, по соглашению с военным и морским ведомствами, приемку и сдачу нужных для армии и флота предметов и т.д., а равно искать и отвечать в суде. Одинаковыми правами пользуются областные комитеты, образуемые с утверждения центрального военно-промышленного комитета, а равно местные комитеты, образуемые с утверждения подлежащих областных военно-промышленных комитетов.

Собрание узаконений и распоряжений

Правительства за 1915 г. СПб., 1916.

Отдел 1. Второе полугодие. № 248. Ст. 1853..

Учебная литература:

История отечественного государства и права. Под ред. О.И. Чистякова. Ч.2. М., 1997.

История государства и права России / Отв. ред. Ю.П.Титов. – М.: 1998.

Исаев И.А. История государства и права России (любое издание).

Новицкая Т.Е. История отечественного государства и права. Ч. 1,2. М., 1995.

Рогов В.А. История государства и права России. М., 1995.

Специальная литература:

Флоринский М.Ф. Кризис государственного управления в России в годы Первой мировой войны. Л., 1988.

Лаверычев В.Я. Военный государственно-пономополистический капитализм в России. М., 1988.

 

 

Государственно-правовые преобразования в России в период февраль – октябрь 1917 г. (2 часа)

План семинарского занятия:

1. Система управления в России в феврале – августе 1917 г.

2. Конституционно-правовые изменения России в сентябре – 24 октября 1917 г.

3. Правовая политика Временного правительства.

Цель и содержание семинарского занятия – формирование у студентов знаний об организации власти и изменениях правовых институтов нашей страны в переходный период февраль – октябрь 1917 г.

Отречение от престола императора Николая 2 было вызвано кризисными явлениями политического и социально-экономического характера. Составы Временного правительства на протяжении своей истории представляли собой коалиции, которые эволюционировали от октябристско-кадетских до меньшевистско-эсеровских. Параллельно со структурами Временного правительства учреждались советы разных уровней во главе с двумя центральными съездами – советов рабочих и солдатских депутатов, советов крестьянских депутатов. Таким образом, в стране сложилось двоевластие. Функционирование Временного правительства разных составов диктовались сложностью обстановки в стране – действиями оппозиции, ухудшением социально-экономической ситуации. Первоначально цель правительства заключалась в управлении государством до созыва Учредительного собрания, отсюда и определение роли «временного». Однако, медленная подготовка законодательства о выборах в Учредительное собрание и быстрое изменение в расстановке политических сил заставляли действующих министров прибегать к преобразованиям конституционного строя России.

При ответе на первый вопрос следует раскрыть статус Временного правительства (юридически неограниченные полномочия), новых министерств, Юридического совещания, Экономических совета и комитета, правительственных комиссаров, судебных органов и земств, милиции. Обратить внимание на создание оппозиционных советов. Борьба различных политических группировок приводила к кризисам с персональными заменами в составе Временного правительства (апрельский и июльский кризисы).

Ответ на второй вопрос должен содержать анализ правительственных действий конституционного характера – учреждение республики, упразднение Государственного совета и Государственной думы, формирование Демократического совещания и Временного совета республики, Военно-революционного комитета, организация выборов в Учредительное собрание.

Содержание ответа на третий вопрос включает исследование нововведений в правовые институты России. В гражданском праве происходит ограничение вещных прав - учреждение продразверстки, карточная система распределения продуктов в городах, организация учета посевов и т.д. Для регулирования трудовых отношений формируется министерство труда, которое пытается упорядочить трудовые отношения договорным путем. В уголовном праве проявилась две тенденции. Первая – гуманизация, даже отмена смертной казни, вторая - ужесточение репрессий в связи с подрывной деятельностью оппозиции (большевиков).

Студент должен знать и уметь объяснить такие понятия как: «временное правительство», «юридическое совещание», «экономический совет», «экономический комитет», «демократическое совещание», «военно-революционный комитет», «комиссар», «учредительное собрание», «продразверстка» и т.д.

Документы для изучения:

От исполнительного комитета

Государственной Думы

от 28 февраля 1917 г.

Временный комитет Государственной Думы при тяжелых условиях внутренней разрухи, вызванной мерами старого правительства, нашел себя вынужденным взять в свои руки восстановление государственного и общественного порядка. Сознавая всю ответственность принятого им решения, Комитет выражает уверенность, что население и армия помогут ему в трудной задаче создания нового правительства, соответствующего пожеланиями населения и могущего пользоваться его доверием.

Российское законодательство Х – ХХ вв. М., 1994. С. 118.

 

Обращение Петроградского Совета

Рабочих и солдатских депутатов

И населению Петрограда и России

С призывом сплотиться вокруг Советов для

окончательной победы над царизмом и

созыва Учредительного собрания

28 февраля 1917 г

(извлечение)

Старая власть довела страну до полного развала, а народ до голодания…

Вчера, 27 февраля, в столице образовался Совет рабочих депутатов из выборных представителей заводов и фабрик, восставших воинских частей, а также демократических и социалистических партий и групп.

Совет рабочих депутатов, заседающий в Государственной Думе, ставит своей основной задачей организацию народных сил и борьбу за окончательное упрочение политической свободы и народного правления в России.

Совет назначил районных комиссаров для установления народной власти в районах Петрограда.

…Все вместе, общими силами будем бороться за полное устранение старого правительства и созыв Учредительного Собрания, избранного на основе всеобщего, равного, прямого и тайного избирательного права.

 

Декларация

Временного правительства

3 марта 1917 г.

(извлечение)

…В своей настоящей деятельности кабинет будет руководиться следующими основаниями:

1. Полная и немедленная амнистия по всем делам политическим и религиозным…

2. Свобода слова, печати, союзов, собраний и стачек, с распространением политических свобод на военнослужащих в пределах, допускаемых военно-техническими условиями.

3. Отмена всех сословных, вероисповедных и национальных ограничений.

4. Немедленная подготовка к созыву на началах всеобщего, равного, прямого и тайного голосования Учредительного собрания, которое установит форму правления и конституцию страны.

5. Замена полиции народной милицией с выборным начальством, подчиненным органам местного самоуправления.

6. Выборы в органы местного самоуправления на основе всеобщего, равного, прямого и тайного голосования.

7. Неразоружение и невывоз из Петрограда воинских частей, принимавших участие в революционном движении.

8. При сохранении строгой военной дисциплины в строю и при несении военной службы – устранение для солдат всех ограничений в пользовании общественными правами, предоставленными всем остальным гражданам.

Постановление

Временного правительства

о возложении обязанностей губернаторов

и уездных исправников на

председателей губернских и уездных

земских управ и сохранении на

местах старого административного

аппарата

4 марта 1917 г.

(извлечение)

1. Временно устранить от должности губернаторов и вице-губернаторов.

2. В губерниях, где введено Земское положение, обязанности губернаторов временно возложить на председателей губернских земских управ, присвоив им наименование «губернские комиссары Временного правительства».

3. Направление административной деятельности в уездах местностей, где введено Земское положение, поручить председателям уездных земских управ в качестве уездных комиссаров Временного правительства.

4. Признать желательным сохранение, в пределах возможности, всего существующего административного механизма, в целях поддержания нормального хода жизни в стране.

Великая Октябрьская социалистическая

революция: документы и материалы,,

Революционное движение в России

после свержения самодержавия. С. 422.

 

Постановление

Временного правительства

по земельному вопросу

19 марта 1917 г.

(извлечение)

…Земельный вопрос не может быть проведен в жизнь путем какого-либо захвата…Земельный вопрос должен быть решен путем закона, принятого народным представительством…

На основании всего изложенного Временное правительство постановило:

1) признать срочной подготовку и разработку материалов по земельному вопросу.

2) Поручить ее министру земледелия.

3) Для означенной цели образовать при министре земледелия земельный комитет.

Вестник Временного правительства

№ 14 (60) от 21 марта (3 апреля) 1917 г.

 

Постановление

Временного правительства

о недопустимости смещения рабочими

администрации предприятия.

3 апреля 1917 г.

Просить министра торговли и промышленности выработать проект воззвания Временного правительства к населению с призывом не допускать, во избежание расстройства работ, произвольного смещения на заводах и предприятиях технического персонала и с разъяснением порядка направления возникающих между этим персоналом и рабочими недоразумений.

Великая Октябрьская

социалистическая революция:

Документы и материалы,,

Революционное движение в России

после свержения самодержавия. С. 450.

Постановление

Временного правительства

об усилении наказаний за

антивоенные выступления

на фронте.

30 мая 1917 г.

С фронта поступили донесения о нескольких случаях совершения как отдельными лицами, группами их, так и целыми частями войск тягчайших воинских преступлений: неповиновения, доходящего до сопротивления и явного восстания, самовольного оставления позиций или мест расположения, отказа от исполнения боевых приказов и от иного участия в бою, а также и подстрекательства к этим преступлениям. Все эти данные составляют тяжкие нарушения долга воина.

Виновные в этих нарушениях караются ссылкой на каторгу с лишением всех прав состояний. Это лишение влечет за собой потерю права на всякую служебную и общественную деятельность, права участвовать в выборах, права на владение имуществом как движимым, так и недвижимым, следовательно, и права на земельную собственность, а семьи осужденных лишаются права на паек и пособие от казны.

Части войск, опозорившие себя забвением долга перед свободной родиной и революцией, подлежат немедленному расформированию…

Великая Октябрьская

социалистическая революция:

Документы и материалы,,

Революционное движение в России

В мае – июне 1917 г.

Июньская демонстрация.

М., 1959.

Постановление

Временного правительства

о введении смертной казни на фронте

и об учреждении «военно-революционных судов»

2 июля 1917 г.

…1.Установить в отношении военнослужащих на театре военных действий смертную казнь через расстрел как высшее наказание за нижеследующие преступления: военную и государственную измену…, побег к неприятелю, бегство с поля сражения, самовольное оставление своего места во время боя и уклонение от участия в бою…, подговор, подстрекательство или возбуждение к сдаче, в плен без сопротивления…, самовольную отлучку с караула в виду неприятеля…, насильственные действия против начальников из офицеров и из солдат…, сопротивление исполнению боевых приказаний и распоряжений начальника, явное восстание и подстрекательство к ним…, нападение на часового…, а за умышленное убийство, изнасилование, разбой и грабеж… - лишь в войсковом районе армий.

Тому же наказанию подлежат и неприятельские шпионы…

I. Установить следующие правила об учреждении военно-революционных судов на театре военных действий:

1) Военно-революционные суды могут быть учреждаемы при дивизиях, по распоряжению начальников дивизий или высших начальников, для рассмотрения дел о важнейших преступлениях, предусмотренных в отделе 1 (р.) сего постановления, если преступления эти представляются настолько очевидными, что не требуют производства предварительного следствия;

14). Приговор вступает в законную силу немедленно по объявлении его на суде и безотлагательно приводится в исполнение.

 

Великая Октябрьская социалистическая

революция: документы и материалы,,

Революционное движение в России июле 1917 г.

Июльский кризис. М., 1959. С. 300-301.

Учебная литература:

История отечественного государства и права. Под ред. О.И. Чистякова. Ч.2. М., 1997.

История государства и права России / Отв. ред. Ю.П.Титов. – М.: 1998.

Исаев И.А. История государства и права России (любое издание).

Новицкая Т.Е. История отечественного государства и права. Ч. 1,2. М., 1995.

Рогов В.А. История государства и права России. М., 1995.

Специальная литература:

Волобуев П.В. Экономическая политика Временного правительства. М., 1962.

Злоказов Г.И. Петроградский Совет на пути к Октябрю. М., 1978.

Лихачев М.Т. Банкротство буржуазного реформизма в России. Знание. 1979. № 3.

 

 

Формирование советского государства (октябрь 1917 – 1920 гг.). (4 часа)

План семинарского занятия:

1. Организация советского государственного аппарата.

2. Система органов государственной власти по Конституции РСФСР 1918 г.

3. Преобразования механизма советского государства в период Гражданской войны (1918 - 1920 гг.).

Цель и содержание семинарского занятия – формирование у студентов знаний о возникновении и развитии системы органов власти РСФСР в период становления и защиты советской государственности.

Ситуация, в которой большевики пришли к власти, неоднозначно трактовалась уже очевидцами и вызывает споры до наших дней. Система советов «большевизировалась» осенью 1917 г. и существовала нелегитимно, как продукт самоорганизации населения. Военно-революционный комитет Петрограда создавался Временным правительством для защиты столицы фактически и обеспечил военно-силовую составляющую завоевания власти большевиками. Провозглашение советской власти на втором Съезде рабочих и солдатских депутатов не укладывалось в рамки существующего на тот момент законодательства. В итоге сторонники большевистской партии признали роспуск Временного правительства и установление новой власти, противники готовились к борьбе. Как высшая форма народовластия, съезд советов сформировал центральные органы – ВЦИК (действовал между съездами) и СНК (Совет народных комиссаров – исполнительно-распорядительный орган), народные комиссариаты. Следует учитывать отрицание большевиками принципа разделения властей. Второй съезд крестьянских депутатов подтвердил принятые решения. В январе 1918 г. два съезда объединились. На первом этапе формирования советского государственного аппарата были учреждены правоохранительные органы – милиция, ЧК (Чрезвычайная комиссия), судебная система (суды, трибуналы), структуры управления хозяйством – ВСНХ (высший совет народного хозяйства), реорганизованы вооруженные силы. Учредительное собрание, которое начало работу в январе 1918 г. просуществовало несколько дней и было распущено.

Для правового закрепления победы и придания юридической обоснованности советской власти на пятом всероссийском съезде советов 10 июля 1918 г. была принята первая Конституция РСФСР. Система советских органов устанавливалась на конституционном уровне. Внимание законодателя уделялось порядку формирования и компетенции центральных органов и советов всех уровней. При подготовке ответа на второй вопрос следует иметь в виду, что в конституции отсутствуют упоминания правоохранительных органов.

Разнообразные по своим политическим воззрениям силы не признали власть большевиков. Уже ранней весной 1918 г. возникли первые очаги вооруженного сопротивления советской власти, которое к осени вылилось в полномасштабную гражданскую войну. Молодое советское государство в итоге противостояло внутренней оппозиции и интервенции четырнадцати иностранных государств. В такой сложной ситуации пришлось формировать чрезвычайные органы военного управления страной и вооруженными силами. Были созданы Совет рабоче-крестьянской обороны, Революционный военный совет республики и РВС фронтов, в особой режиме работал ВЦИК, на местах формировались революционные комитеты (ревкомы), в армии - особые отделы. Изменился порядок комплектования и организация Рабоче-крестьянской красной армии.

Для успешного ответа на вопросы семинарского занятия необходимо проанализировать порядок формирования, компетенцию и особенности функционирования органов советской власти в указанный период.

Студент должен знать и уметь объяснить такие понятия как: «совет народных комиссаров», «всероссийский центральный исполнительный комитет», «советы», «исполнительные комитеты», «чрезвычайная комиссия», «совет рабоче-крестьянской обороны», «высший совет народного хозяйства», революционный военный совет», «революционный комитет» и т.д.

Документы для изучения:

 

II ВСЕРОССИЙСКИЙ СЪЕЗД СОВЕТОВ

 

ОБРАЩЕНИЕ

от 26 октября 1917 года

 

РАБОЧИМ, СОЛДАТАМ И КРЕСТЬЯНАМ!

 

Второй Всероссийский съезд Советов рабочих и солдатских депутатов открылся. На нем представлено громадное большинство Советов. На съезде присутствует и ряд делегатов от крестьянских Советов. Полномочия соглашательского Центрального Исполнительного Комитета окончились. Опираясь на волю громадного большинства рабочих, солдат и крестьян, опираясь на совершившееся в Петрограде победоносное восстание рабочих и гарнизона, съезд берет власть в свои руки.

Временное правительство низложено. Большинство членов Временного правительства уже арестовано.

Советская власть предложит немедленный демократический мир всем народам и немедленное перемирие на всех фронтах. Она обеспечит безвозмездную передачу помещичьих, удельных и монастырских земель в распоряжение крестьянских комитетов, отстоит права солдата, проведя полную демократизацию армии, установит рабочий контроль над производством, обеспечит своевременный созыв Учредительного собрания, озаботится доставкой хлеба в города и предметов первой необходимости в деревню, обеспечит всем нациям, населяющим Россию, подлинное право на самоопределение.

Съезд постановляет: вся власть на местах переходит к Советам рабочих, солдатских и крестьянских депутатов, которые и должны обеспечить подлинный революционный порядок.

"Известия ВЦИК", N 208, 27.10.1917

Принят

II Всероссийским Съездом

Советов Рабочих, Солдатских

и Крестьянских Депутатов

27 октября 1917 года

 

ДЕКРЕТ

ОБ УЧРЕЖДЕНИИ СОВЕТА НАРОДНЫХ КОМИССАРОВ

 

Образовать для управления страной, впредь до созыва Учредительного Собрания, временное рабочее и крестьянское правительство, которое будет именоваться Советом Народных Комиссаров. Заведывание отдельными отраслями государственной жизни поручается комиссиям, состав которых должен обезпечить проведение в жизнь провозглашенной Съездом программы, в тесном единении с массовыми организациями рабочих, работниц, матросов, солдат, крестьян и служащих. Правительственная власть принадлежит коллегии председателей этих комиссий, т.-е. Совету Народных Комиссаров.

Контроль над деятельностью Народных Комиссаров и право смещения их принадлежит Всероссийскому Съезду Советов Рабочих, Крестьянских и Солдатских Депутатов и его Центральн. Исп. Комитету.

В настоящий момент Совет Народных Комиссаров составляется из следующих лиц: Председатель Совета Народных Комиссаров - Владимир Ульянов (Ленин). Народные Комиссары: по внутренним делам - А.И. Рыков; земледелия - В.П. Милютин; труда - А.Г. Шляпников; по делам военным и морским - комитет, в составе: В.А. Авсеенко (Антонов), Н.В. Крыленко и Ф.М. Дыбенко; по делам торговли и промышленности - В.П. Ногин; народного просвещения - А.В. Луначарский; финансов - И.И. Скворцов (Степанов); по делам иностранным - Л.Д. Бронштейн (Троцкий); юстиции - Г.И. Оппоков (Ломов); по делам продовольствия - И.А. Теодорович; почт и телеграфов - Н.П. Авилов (Глебов); по делам национальностей - И.В. Джугашвили (Сталин);

Пост Народного Комиссара по делам железнодорожным временно остается не замещенным.

"СУ РСФСР", 1917, N 1, ст. 1, 2-е издание

"Газета Временного Рабочего и Крестьянского Правительства", N 1, 28.10.1917

 

 

СОВЕТЪ НАРОДНЫХЪ КОМИССАРОВЪ РСФСР

 

ИНСТРУКЦIЯ

отъ 24 декабря 1917 года

 

О ПРАВАХЪ И ОБЯЗАННОСТЯХЪ СОВЕТОВЪ

(извлечение)

1) Советы рабочихъ, солдатскихъ, крестьянскихъ и батрацкихъ депутатовъ, являясь органами на местахъ, вполне самостоятельны въ вопросахъ местнаго характера, но всегда действуютъ сообразно декретамъ и постановленiямъ какъ Центральной Советской власти, такъ и техъ более крупныхъ объединенiй (уездныхъ, губернскихъ и областныхъ Советовъ), въ составъ которыхъ оне входятъ.

2) На Советы, какъ на органы власти, возлагаются задачи управленiя и обслуживанiя всехъ сторонъ местной жизни, административной, хозяйственной, финансовой и культурно - просветительной.

3) Въ порядке управленiя Советы проводятъ въ жизнь все декреты и постановленiя центральной власти, принимаютъ меры къ самому широкому оповещенiю населенiя объ этихъ постановленiяхъ, издаютъ обязательныя постановленiя, производятъ реквизицiи и конфискацiи, налагаютъ штрафы, закрываютъ контръ - революцiонные органы печати, производятъ аресты и распускаютъ общественныя организацiи, призывающiе къ активному противодействiю или сверженiю Советской власти.

Примечанiе. О всехъ предпринимаемыхъ мерахъ и важнейшихъ событiяхъ местной жизни Советы приготовляютъ отчетъ центральной Советской власти.

4) Советы избираютъ изъ своей среды исполнительный органъ (исполнительный комитет, президiумъ) на которые они возлагаютъ проведенiе въ жизнь своихъ постановленiй и всю текущую работу по управленiю.

 

"СУ РСФСР", 1917, N 12, ст. 180

"Газета Временного Рабочего и Крестьянского Правительства", N 41, 24.12.1917

 

 

НАРОДНЫЙ КОМИССАРИАТ ПО ВНУТРЕННИМ ДЕЛАМ РСФСР

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 28 октября 1917 года

 

О РАБОЧЕЙ МИЛИЦИИ

 

1. Все Советы Рабочих и Солдатских Депутатов учреждают рабочую милицию.

2. Рабочая милиция находится всецело и исключительно в ведении Совета Рабочих и Солдатских Депутатов.

3. Военные и гражданские власти обязаны содействовать вооружению рабочей милиции и снабжению ее техническими силами вплоть до снабжения ее казенным оружием.

4. Настоящее Постановление ввести в действие по телеграфу.

 

Народный Комиссар

по внутренним делам

А.Н.РЫКОВ

 

"СУ РСФСР", 1917, N 1, ст. 15, 2-е издание

"Газета Временного Рабочего и Крестьянского Правительства", N 2, 30.10.1917

 

 

СОВЕТ НАРОДНЫХ КОМИССАРОВ РСФСР

 

ДЕКРЕТ

от 8 августа 1918 года

 

О ВЫСШЕМ СОВЕТЕ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА (ПОЛОЖЕНИЕ)

(извлечение)

1. Высший Совет Народного Хозяйства является Экономическим Отделом Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета Советов, ответственным перед ним и Советом Народных Комиссаров.

2. Высший Совет Народного Хозяйства регулирует и организует все производство и распределение и управляет всеми предприятиями Республики.

Примечание. Все декреты и положения о распределении продуктов через Народные Комиссариаты Продовольствия и Земледелия сохраняют силу.

 

3. Все сметы государственного бюджета предварительно рассматриваются в Высшем Совете Народного Хозяйства и с его заключением вносятся в Совет Народных Комиссаров.

4. Финансирование всех отраслей народного хозяйства производится Высшим Советом Народного Хозяйства совместно с Народными Комиссариатами по Финансовым Делам и Государственного Контроля на основании особых на этот предмет постановлений.

Председатель

Совета Народных Комиссаров

В.УЛЬЯНОВ (ЛЕНИН)

 

Председатель Высшего

Совета Народного Хозяйства

А.И.РЫКОВ

 

Управляющий Делами

Совета Народных Комиссаров

В.БОНЧ-БРУЕВИЧ

 

 

"СУ РСФСР", 1918, N 58, ст. 644

"Известия ВЦИК", N 172, 13.08.1918

 

СОВЕТЪ НАРОДНЫХЪ КОМИССАРОВЪ РСФСР

 

ДЕКРЕТЪ

отъ 24 ноября 1917 года

 

О СУДЕ

 

Советъ Народныхъ Комиссаровъ постановляетъ:

1) Упразднить доныне существующiя общiя судебныя установленiя, как-то: окружные суды, судебныя палаты и правительствующiй сенатъ со всеми департаментами, военные и морскiе суды всехъ наименованiй, а также коммерческiе суды, заменяя все эти установленiя судами, образуемыми на основанiи демократическихъ выборовъ.

О порядке дальнейшаго направленiя и движенiя неоконченныхъ делъ будетъ изданъ особый декретъ.

Теченiе всехъ сроковъ прiостанавливается, считая съ 25 октября с.г. впредь до особаго декрета.

2) Прiостановить действiе существующаго доныне института мировыхъ судей, - заменяя мировыхъ судей, избираемыхъ доныне непрямыми выборами, местными судами въ лице постояннаго местнаго судьи и двухъ очередныхъ заседателей, приглашаемыхъ на каждую сессiю по особымъ спискамъ очередныхъ судей. Местные судьи избираются впредь на основанiи прямыхъ демократическихъ выборовъ, а до назначенiя таковыхъ выборовъ временно - районными и волостными, а где таковыхъ нетъ, уездными, городскими и губернскими Советами Раб., Солд. и Кр. Депутатовъ.

Этими же Советами составляются списки очередныхъ заседателей и определяется очередь ихъ явки на сессiю.

Прежнiе мировые судьи не лишаются права, при изъявленiи ими на то согласiя, быть избранными въ местные судьи какъ временно Советами, такъ и окончательно на демократическихъ выборахъ.

Местные суды решаютъ все гражданскiя дела ценою до 3.000 р. и уголовныя дела, если обвиняемому угрожаетъ наказанiе не свыше 2 летъ лишенiя свободы и если гражданскiй искъ не превышаетъ 3.000 р. Приговоры и решенiя местныхъ судовъ окончательны и обжалованiю въ апелляцiонномъ порядке не подлежатъ. По деламъ, по коимъ присуждено денежное взысканiе свыше 100 р. или лишенiе свободы свыше 7 дней, допускается просьба о кассацiи. Кассацiонной инстанцiей является уездный, а въ столицахъ - столичный съездъ местных судей.

Для разрешенiя уголовныхъ делъ на фронтахъ местные суды темъ же порядкомъ избираются полковыми советами, а где ихъ нетъ - полковыми комитетами.

О судопроизводстве по прочимъ судебнымъ деламъ будетъ изданъ особый декретъ.

3) Упразднить доныне существовавшие институты судебныхъ следователей, прокурорского надзора, а равно и институты присяжной и частной адвокатуры.

Впредь до преобразованiя всего порядка судопроизводства предварительное следствiе по уголовнымъ деламъ возлагается на местныхъ судей единолично, причемъ постановленiя ихъ о личномъ задержанiи и о преданiи суду должны быть подтверждены постановленiемъ всего местнаго суда.

Въ роли же обвинителей и защитниковъ, допускаемыхъ и въ стадiи предварительнаго следствiя, а по гражданскимъ деламъ - поверенными, допускаются все неопороченные граждане обоего пола, пользующiеся гражданскими правами.

4) Для принятiя и дальнейшаго направленiя делъ и производствъ, какъ судебныхъ установленiй, такъ и чиновъ предварительнаго следствiя и прокурорскаго надзора, а равно и советовъ присяжныхъ поверенныхъ, соответствующiе местные Советы Р., С. и Кр. Депутатовъ избираютъ особыхъ комиссаровъ, которые принимаютъ въ свое веденiе архивы и имущества этих учрежденiй.

Всемъ низшимъ и канцелярскимъ чинамъ упраздняемыхъ учрежденiй предписывается оставаться на своихъ местахъ и подъ общимъ руководствомъ комиссаровъ исполнять все необходимыя работы по направленiю незаконченныхъ делъ, а равно и давать, въ назначенные дни, заинтересованнымъ лицамъ справки о положенiи ихъ делъ.

5) Местные суды решаютъ дела именемъ Россiйской Республики и руководятся въ своихъ решенiяхъ и приговорахъ законами свергнутыхъ правительствъ лишь постольку, поскольку таковые не отменены революцiей и не противоречатъ революцiонной совести и революцiонному правосознанiю.

Примечанiе. Отмененными признаются все законы, противоречащiе декретамъ Ц.И.К. Советовъ Р., С. и Кр. Деп. и Рабочаго и Крестьянскаго Правительства, а также программамъ - минимумъ Р. С. - Д. Р. Партiи и Партiи С. Р.

 

6) По всемъ спорнымъ гражданскимъ, а также и частно - уголовнымъ деламъ стороны могутъ обращаться къ третейскому суду. Порядокъ третейскаго суда будетъ определенъ особымъ декретомъ.

7) Право помилованiя и возстановленiя въ правахъ лицъ, осужденныхъ по уголовнымъ деламъ, впредь принадлежитъ судебной власти.

8) Для борьбы противъ контръ - революцiонныхъ силъ въ видахъ принятiя меръ огражденiя отъ нихъ революцiи и ея завоеванiй, а равно для решенiя делъ о борьбе съ мародерствомъ и хищничествомъ, саботажемъ и прочими злоупотребленiями торговцевъ, промышленниковъ, чиновниковъ и пр. лицъ, учреждаются рабочiе и крестьянскiе Революцiонные Трибуналы, въ составе одного председателя и шести очередныхъ заседателей, избираемыхъ Губернскими или Городскими Советами Р., С. и Кр. Депутатовъ.

Для производства же по этимъ деламъ предварительнаго следствiя при техъ же Советахъ образуются особыя следственныя комиссiи.

Все следственныя комиссiи, доныне существовавшiя, отменяются съ передачей ихъ делъ и производствъ во вновь организуемыя при Советахъ следственныя комиссiи.

 

Предс. Сов. Нар. Ком.

В.УЛЬЯНОВЪ (ЛЕНИНЪ)

 

Комиссары:

А.ШЛИХТЕРЪ

Л.ТРОЦКIЙ

А.ШЛЯПНИКОВЪ

I.ДЖУГАШВИЛИ (СТАЛИНЪ)

Н.АВИЛОВЪ (Н.ГЛЕБОВЪ)

П.СТУЧКА

 

"СУ РСФСР", 1917, N 4, ст. 50

"Газета Временного Рабочего и Крестьянского Правительства", N 17, 24.11.1917

 

 

ВСЕРОССИЙСКИЙ ЦЕНТРАЛЬНЫЙ ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЙ КОМИТЕТ

 

ДЕКРЕТ

от 7 марта 1918 г. N 2

 

О СУДЕ

 

В развитие и дополнение декрета о суде от 24 ноября 1917 года Всероссийский Центральный Исполнительный комитет С. Р., С., Кр. и Казачьих Депутатов постановляет:

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 317; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.201.92 (0.015 с.)