Фирма как сложная организационная система 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Фирма как сложная организационная система



 

Современные руководители фирм, стремящиеся к успеху, неизбежно встают перед выбором концепции хозяйствования, своего рода алгоритма действий. Выбор такой концепции важен не только с практической, но и с теоретической точки зрения, ибо, осмысливая многообразие предпринимательских структур, трудно себе представить, что существуют единые методологичес­кие принципы их изучения. Мировая экономическая наука, за­нимающаяся проблемами эффективного функционирования хо­зяйствующих субъектов, создала такую концепцию — теорию организации, которая объясняет основные базовые принципы орга­низационного построения, механизма функционирования и мотивов экономического поведения любых предпринимательских структур.

 

Основные положения теории организации

 

В основе теоретической концепции лежит признание тезиса о том, что все виды хозяйствующих субъектов — больших и малых, любой сферы деятельности и масштаба, любого типа и вида собственности — являются организациями, имеющими общие характеристики и функционирующими по единым законам рыночного хозяйства в едином правовом поле. Что же такое организация?

 

Фирма как сложная организация

 

Чтобы считаться организацией, некая группа должна соот­ветствовать нескольким обязательным требованиям: 1) наличие по крайней мере двух людей, которые считают себя частью этой группы; 2) наличие по крайней мере одной цели (т.е. желаемо­го конечного состояния или результата), которую принимают как общую все члены данной группы; 3) наличие членов группы, которые намеренно работают вместе, чтобы достичь значимой для всех цели[7]. Таким образом, организация — это группа людей, деятельность которых сознательно координируется для достижения общей цели или целей.

Отметим две характерные черты организации. Во-первых, речь идет о формальной организации (существуют также неформальные


группы, которые возникают спонтанно, но где люди вступают во взаимодействие друг с другом достаточно регулярно; неформальные организации существуют практически и во всех формальных орга­низациях, за исключением, быть может, очень малых). Во-вторых, речь идет о сложных организациях, т.е. организациях, имеющих не только общую цель, но и набор взаимосвязанных и взаимозави­симых целей. Например, прибыль (доход) является важнейшей, но не единственной целью деятельности фирмы. Для того чтобы получить прибыль, необходимо сформулировать цели в таких областях, как доля рынка, разработка новой продукции, качество услуг, подготовка и отбор руководителей и даже социальная ответственность.

Все сложные организации являются не только группами, целенаправленными в своей деятельности и имеющими опреде­ленный набор взаимосвязанных целей, они также имеют общие характеристики. К ним относятся ресурсы, зависимость от внеш­ней среды, горизонтальное разделение труда, подразделения, вер­тикальное разделение труда и необходимость управления.

 

Ресурсы

 

Как уже отмечалось, цели всякой организации включают преобразование ресурсов для достижения результатов. Основные ресурсы, используемые организацией, —это люди (человеческие ресурсы), капитал, материалы, технология и информация. Процесс преобразования ресурсов наиболее нагляден в производствен­ных организациях, однако организации и других сфер хозяйствен­ной деятельности также используют все эти виды ресурсов. Со­став и классификация ресурсов фирмы подробно рассматриваются в разделе II.

 

Зависимость от внешней среды

 

Одной из самых значимых характеристик организации явля­ется ее взаимосвязь с внешней средой. Организации полностью зависимы от окружающего мира — внешней среды — как в от­ношении своих ресурсов, так и в отношении потребителей. По мере развития фирмы ее руководству приходится учитывать ра­стущее число факторов внешней среды, которые принимают все более глобальный характер. Внешние условия функционирова­ния фирмы подробно рассматриваются в теме 2.

 


Горизонтальное разделение труда

 

Самой очевидной характеристикой организаций является разделение труда. Если по крайней мере два человека работают вместе для достижения одной цели, они должны делить работу между собой. Разделение всей работы на составляющие компоненты обычно называется горизонтальным разделением труда. Разделе­ние большого объема работы на многочисленные небольшие спе­циализированные задания — функции — позволяет организации производить гораздо больше продукции, если бы то же самое ко­личество людей работало самостоятельно. Только в очень малых организациях горизонтальное разделение труда может не просле­живаться достаточно четко. Но большинство сложных органи­заций имеют такого рода горизонтальное разделение, которое со­ответствует их функциям и целям деятельности. Классическим образцом горизонтального разделения труда на фирме, напри­мер, являются маркетинг, производство и научно-техническое развитие, материально-техническое обеспечение, финансовое хо­зяйство и учет, управление персоналом. Они представляют со­бой основные виды деятельности (функции), которые должны быть успешно выполнены, чтобы фирма добилась поставленных целей.

 

Подразделения

 

Сложные организации осуществляют четкое горизонтальное разделение труда за счет образования подразделений, выполня­ющих специфические конкретные функции. Такие подразделе­ния часто называются отделами или службами, но существуют также и многочисленные другие названия. Как и организация в целом, подразделения представляют собой группы людей, деятель­ность которых сознательно направляется и координируется для достижения общей цели. Таким образом, большие и сложные орга­низации состоят из нескольких специально созданных для кон­кретных целей взаимосвязанных организаций, которые, в свою очередь, подразделяются на более мелкие горизонтальные группы, выполняющие конкретные задания (подотделы).

 

Вертикальное разделение труда

 

Поскольку работа в организации разделяется на составля­ющие части, кто-то должен координировать работу группы для того, чтобы она была успешной. Итак, в организации существуют две


внутренние органичные формы разделения труда: 1) разделение труда на компоненты (функции), составляющие части общей деятельности, т.е. горизонтальное разделение труда', 2) вертикальное разделение труда, суть которого — согласование и координиро­вание основных действий (функций) в процессе жизнедеятель­ности предприятия (фирмы). Вертикальное разделение труда создает уровни управления.

 

Необходимость управления

 

Для того чтобы организация могла добиться реализации своих целей, задачи должны быть скоординированы посредством вер­тикального разделения труда. Поэтому управление является существенно важной деятельностью для организации. Причем, для того чтобы организация могла действовать успешно, работа по управлению должна быть четко отделена от неуправленческой работы, т.е. организации должны назначать руководителей и определять круг их обязанностей и ответственность. Фактически суперкрупные организации стали возможны, только когда проявилась необходимость отделения управления от коммерческой или технической деятельности. Общие черты, свойственные всем организациям, позволяют понять, что есть общего во всех видах и формах предпринимательской деятельности и почему возможно изучение столь разнообразных типов фирм на основе единых методических принципов. Здесь фактически осуществляется реализация философской концепции «общего» и «особенного», позволяющей при рассмотрении фирмы как сложной орга­низации выявить, что есть общее и что есть особенное в механизме их функционирования, какие закономерности, формы и особен­ности экономического поведения являются универсальными, а какие — специфическими, действующими в конкретных усло­виях.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 412; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.152.162 (0.007 с.)