Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Понятия «предпринимательство» и «предприниматель»↑ Стр 1 из 4Следующая ⇒ Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Раздел 1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ФИРМЫ Тема 1
ФИРМА КАК ОСНОВНОЙ СУБЪЕКТ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ План занятия 1. Сущность современного предпринимательства. 2. Классификация фирм. 3. Фирма как сложная организационная система.
1.1. СУЩНОСТЬ СОВРЕМЕННОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА [1]
Преобразование экономики России непосредственно связано со становлением высокоэффективного рыночного хозяйства, базирующимся на развитии предпринимательской деятельности. В странах с развитой рыночной экономикой предпринимательство является главной движущей силой экономического и социального развития. Однако сложившегося общепринятого понимания экономической сущности предпринимательства нет ни в отечественной, ни в зарубежной литературе. В научных публикациях и исследованиях по проблемам становления предпринимательства высказываются различные точки зрения о его сущности, эффективности, условиях и перспективах развития. Понятия «предпринимательство» и «предприниматель»
Эволюция взглядов на предпринимательство выдающихся теоретиков прошлых лет позволяет проследить изменение его сущности, характера и направленности на протяжении ряда столетий. В мировой литературе понятие «предприниматель» впервые появилось во Всеобщем словаре коммерции, изданном в Париже в 1723 г., где под предпринимателем понимался человек, берущий «на себя обязательства по производству и строительству объекта». Долгое время в литературе предпринимательство рассматривалось преимущественно в сфере обмена (торговли). В сфере производства это понятие использовалось лишь в связи с торговлей. Со временем отношение государства и общества к предпринимательству менялось, предпринимательство завоевывало свое место в многообразных сферах человеческой деятельности. Почти 200 лет назад французский экономист Ж.Б. Сей заметил: «Предприниматель перемещает экономические ресурсы из области низкой производительности и низких доходов в область более высокой производительности и прибыльности». Позднее предпринимателями стали называть лиц, действующих в условиях риска, несущих ответственность за предпринимаемое дело. В XX веке добавился ряд новых характеристик, таких, как новаторство (Йозеф Шумпетер), использование любых возможностей с максимальной выгодой (Питер Друкер), инициативность и ответственность (Альберт Шапиро). Интересна трактовка предпринимательства и предпринимателей в «Толковом словаре живого великорусского языка» Владимира Даля. Слово «предпринять» он трактует как «затевать, решиться исполнить какое-либо новое дело, приступить к совершению чего-либо значительного». Предприимчивый торговец, по Далю, — «склонный, способный к предприятиям, крупным оборотам, смелый, решительный, отважный на дела этого рода»; «предприниматель — предпринявший что-либо» (т. III, с. 388). В «Энциклопедическом словаре Габлера» дается следующее определение: «Предприниматель — лицо, которое основало успешно работающее предприятие и/или которое самостоятельно осуществляет руководство предприятием, а также несет ответственность по его долгам и иным рискам личным имуществом и вложенным капиталом» (Экономика и право: Энциклопедический словарь Габлера. — М., 1998. С. 144). Таким образом, в различных экономических теориях категория предпринимательства определяется по-разному, при этом на первый план выдвигаются как собственно экономические характеристики (владение средствами производства), так и личност-но-психологические (инициативность, умение распознать новое). В действительности этими предпринимательскими способностями обладает меньшинство. «Их характеризует то, что они пытаются создать что-то новое и отличное от уже имеющегося, изменяют и преобразовывают ценностные установки» (Друкер П. Рынок: как выйти в лидеры. Практика и принципы. — М., 1992. С. 32). Рассмотрим основные характеристики понятий «предпринимательство» или «предпринимательская деятельность».
Предпринимательство как особый вид деятельности
Предпринимательство — это особый вид деятельности, который предполагает наличие у субъектов таких личностных качеств, как: 1) определенный творческий образ мышления и отношение к делу; 2) проявление инициативы и стремление к новаторству, инновациям; 3) поиск нетрадиционных решений и способность к новым рискованным видам деятельности; 4) постоянная готовность к риску, готовность взять на себя ответственность. В последнее время главный акцент в понятии «предпринимательство» делается на новаторских характеристиках — получении чего-то иного, отличного от предыдущего, а не только улучшении уже существующего. Это относится как к продукции фирмы, так и к организации ее деятельности, использованию новых технологий в производстве и сбыте. Фактически новые идеи как раз и составляют смысловую основу термина «предприниматель». Предпринимательство как самостоятельная деятельность Предпринимательство как самостоятельная деятельность предполагает свободу и самостоятельность субъектов этой деятельности: 1) в выборе вида и сферы предпринимательской деятельности; 2) принятии хозяйственных решений и выборе средств их реализации; 3) формировании производственных программ, выборе источников финансирования и получении трудовых ресурсов; 4) выборе каналов и методов сбыта продукции и услуг; 5) установлении уровня цен и тарифов на продукцию и услуги; 6) распоряжении прибылью (доходами) от предпринимательской деятельности, остающейся после уплаты налогов и внесения других обязательных платежей.
Предпринимательство как хозяйственная деятельность
Предпринимательство как хозяйственная деятельность предполагает организацию и управление хозяйственным процессом независимо от вида и сферы деятельности фирмы. Хозяйственная деятельность может охватывать производственно-сбытовую, торгово-посредническую, консультационную, инжиниринговую, патентно-лицензионную и иные виды, включая торговлю ценными бумагами. Сфера хозяйственной деятельности включает как внутрифирменные отношения, так и отношения с другими участниками рыночного хозяйства (субъектами внешней среды фирмы). Характерной чертой любой хозяйственной деятельности в предпринимательстве является инновационный подход. Как будет показано в последующих темах, именно этот аспект предпринимательской деятельности является центральным в учебном курсе «Экономика фирмы». Предпринимательство как организованная деятельность на постоянной основе Предпринимательская деятельность осуществляется на постоянной основе, а не на основе единичных или разовых сделок. Это важнейшая характеристика предпринимательства с точки зрения предмета курса «Экономика фирмы», так как здесь речь идет о систематической, стабильной, организованной хозяйственной деятельности, имеющей целевую направленность, ориентацию на дальнейшее развитие и расширение. То есть предпринимательство обязательно осуществляется в рамках какой-либо организационной структуры, и это его важнейшая черта.
Предпринимательство и ответственность
Предпринимательство предполагает несение субъектом предпринимательской деятельности имущественной ответственности за результаты хозяйственной деятельности. Предприниматель, осуществляющий свою деятельность без образования юридического лица, отвечает по обязательствам, связанным с этой деятельностью, всем своим имуществом. Предприниматель, осуществляющий свою деятельность в качестве юридического лица, несет имущественную ответственность в зависимости от правового положения фирмы: либо всем своим капиталом и личным имуществом, либо только капи- талом. Правовые нормы предпринимательской деятельности включают также порядок и сроки прекращения предпринимательской деятельности.
Менеджер
Между понятиями «предприниматель» и «менеджер» существуют серьезные сущностные отличия. В отличие от предпринимателя менеджер не должен «затевать» новое дело, вкладывать собственные средства в новое предприятие. Менеджер представляет интересы предпринимателя как работодателя по отношению к наемным работникам. Менеджер —субъект управления, человек, прошедший, как правило, специальную подготовку. Когда говорят «менеджер», то имеют в виду профессионального управляющего, т.е. представителя особой профессии, а не просто инженера или экономиста, занимающихся управлением. Менеджер обязательно занимает постоянную должность, в его подчинении находятся люди, причем он должен придерживаться предпринимательского стиля управления.
Интрапренерство
В последнее время появился новый термин «интрапренерство» (intraprenership). Что это такое? В большой организации возникает много проблем, связанных с ее размером, длительностью периода между принятием решения и его воплощением в жизнь. Зачастую решениям не хватает гибкости, что имеет значение для роста и диверсификации деятельности организации. Эти барьеры удается преодолеть благодаря развитию духа предпринимательства внутри организации, т.е. за счет интрапренерства. Интерес к интрапренерству объясняется рядом важных изменений, произошедших в социальной и экономической сферах: · стремлением работников, особенно специалистов, к самостоятельной деятельности; · желанием самореализоваться, проявить личные способности; · ростом диверсификации производства; · усилением конкуренции на рынках рабочей силы. Традиционный корпоративный климат существенно отличается от климата интрапренерства. Традиционные менеджеры в своей деятельности строго придерживаются иерархической подчиненности, избегают рискованных решений и ориентируются на достижение краткосрочных результатов. Развитие интрапренерства на фирме включает поощрение таких аспектов деятельности, как выдвижение новых идей, пробы и ошибки, снятие ограничений на сферы деятельности подразделений, обеспечение необходимыми ресурсами, работа в команде, ориентация на достижение результатов в долгосрочной перспективе, добровольное вовлечение в интрапренерство. Для действующего предприятия ключевым в словосочетании «предпринимательское управление» является слово «предпринимательское», для нового предприятия —слово «управление». На действующем предприятии главной преградой на пути предпринимательства является сложившаяся практика, а на новом — ее отсутствие. Новое предприятие не имеет жизнеспособного отлаженного «организма», в рамках которого персонал осознает цель своей работы и способы ее достижения. Если новая организация не превратится в фирму с отлаженным и управляемым производством, то никакая блестящая предпринимательская идея ей не поможет. Поэтому предпринимательское управление на новом предприятии требует: · создания высшего управленческого звена задолго до того, как новое предприятие начнет работу; · пристального внимания к рынку; · составления финансового прогноза; · определения направлений наиболее эффективного использования имеющихся ресурсов.
Фирма
Рассмотрим определения, которые даются понятию «фирма» в разных источниках. Фирма — этот термин имеет двойное значение. В узком смысле слова фирма — это имя, под которым юридически полноправный предприниматель (единоличный или коллективный) ведет свои дела. В широком смысле — это основная хозяйственная единица современной экономики рыночного типа, зарегистрированная в соответствующей правовой форме [2]. Фирма — термин, используемый для обозначения любых коммерческих юридических лиц — предприятий, компаний, корпораций и т.д [3] Фирма — самое общее название любой производственной ячейки предпринимательства независимо от ее размеров, организационной формы и характера собственности [4]. Фирма — любая организационно-хозяйственная единица, осуществляющая предпринимательскую деятельность в области промышленности, торговли, строительства, транспорта, преследующая коммерческие цели и пользующаяся правами юридического лица [5]. Фирма — предприятие (организация), осуществляющее в целях получения прибыли коммерческую деятельность, наделенное правами юридического лица, имеющее собственное наименование и прошедшее требуемую законодательством процедуру регистрации в уполномоченных государственных органах. В этом смысле понятие «фирма» не зависит от формы собственности (государственной, муниципальной или частной).[6] Как видно из приведенных определений, они практически одинаково выражают основную суть: под «фирмой» можно понимать «любую коммерческую организацию». В этом смысле мы и будем использовать понятие «фирма» в нашем курсе. Если фирма имеет в своем составе несколько предприятий, организаций, учреждений, то между ними устанавливаются производственные взаимосвязи: 1) по линии кооперирования; 2) по линии вертикальной интеграции. В том и другом случае речь идет о технологическом разделении труда внутри фирмы. На крупных фирмах, предприятия которых действуют не только в национальной экономике, но и расположены за рубежом, речь идет
о международном технологическом разделении труда на внутрифирменном уровне.
КЛАССИФИКАЦИЯ ФИРМ
В странах с развитой рыночной экономикой существуют многообразные типы и виды фирм, отражающие различные формы и способы привлечения и использования капитала, ведения предпринимательской деятельности. Фирмы принято классифицировать по ряду признаков: вид хозяйственной деятельности, форма собственности, количественные критерии, значение и территориальное размещение, организационно-правовая форма и др. Классификация фирм представлена в табл. 1.1. Таблица 1.1 Классификация фирм
* Прочие формы собственности включают смешанную собственность, собственность иностранных юридических лиц, граждан и лиц без гражданства (Российский статистический ежегодник: Стат. сб. // Госкомстат России. — М., 2001. С. 324). Вне зависимости от вида, масштаба или сферы хозяйственной деятельности все фирмы функционируют в определенных организационно-правовых формах, предусмотренных законодательством соответствующих стран. Указанные формы определяют порядок учреждения фирмы, ответственность и правомочия ее участников, порядок отчетности и налогообложения получаемой прибыли, структуру органов управления и порядок преобразования или ликвидации фирмы. Организационно-правовые формы предпринимательских структур, действующих в России, установлены Гражданским кодексом РФ. В настоящее время Гражданским кодексом закреплено право на существование различных организационно-правовых форм коммерческих организаций, имеющих права юридических лиц (ст. 50). Юридические лица, являющиеся коммерческими организациями, основной целью своей деятельности имеют извлечение прибыли, а некоммерческие организации такой цели не ставят (потребительские кооперативы, общественные или религиозные организации, благотворительные фонды, финансируемые собственником учреждения, и другие формы организаций, предусмотренные законом). Фирмы в курсе «Экономика фирмы» рассматриваются как коммерческие организации и могут создаваться в форме хозяйственных товариществ и обществ, производственных кооперативов, государственных и муниципальных унитарных предприятий. Подробная классификация организационно-правовых форм коммерческих организаций приведена на рис. 1.1. Рассмотрим основные организационно-правовые формы предпринимательских структур.
Хозяйственные товарищества
Хозяйственными товариществами и обществами признаются коммерческие организации с уставным капиталом, разделенным на доли (вклады) учредителей (участников). Хозяйственные товарищества делятся на полные и товарищества на вере. Полные товарищества — объединения лиц, основанные на личном участии в делах товарищества. Каждый имеет право на ведение дел, представительство и управление. Участники товарищества (полные товарищи) в соответствии с заключенным между ними договором занимаются предпринимательской деятельностью от имени товарищества и несут ответственность по его обязательствам не только в размере вклада в уставный капитал, а всем принадлежащим им имуществом, т.е. «полную»,
Рис. 1.1. Классификация организационно-правовых форм коммерческих организаций
неограниченную ответственность. Полное товарищество может быть учреждено не менее чем двумя лицами. Его участники обязаны участвовать в его деятельности. За счет взносов участников образуется складочный капитал (его минимальный размер законодательно не регламентируется). Прибыль и убытки распределяются пропорционально долям участников в складочном капитале (может быть иной порядок по договоренности между участниками). В основном товарищество на вере (коммандитное товарищество) сходно с полным товариществом. Но наряду с полными товарищами имеется один или несколько участников, которые несут риск убытков, связанных с деятельностью товарищества, и пределах внесенного ими вклада, они не принимают участия и осуществлении товариществом предпринимательской деятельности. Хозяйственные общества
Хозяйственные общества подразделяются на общества с ограниченной ответственностью, общества с дополнительной ответственностью и акционерные общества (открытые и закрытые). Общество с ограниченной ответственностью — общество объединения капиталов; предполагает лишь сложение капитальных средств, но не деятельность вкладчиков. Руководство и управление осуществляются специально созданными органами. Общество с ограниченной ответственностью учреждается одним или несколькими юридическими лицами (физическими и юридическими). Не может быть учреждено другим обществом, состоящим из одного лица. Максимальное число участников — 50. Минимальный размер уставного капитала — 100 минимальных размеров оплаты труда (МРОТ). Участие членов общества в его деятельности не обязательно, достаточно внесения вкладов. В обществе с ограниченной ответственностью ответственность его участников по обязательствам общества ограничена размером их вклада в уставный капитал. В обществе с дополнительной ответственностью помимо вклада его участники несут еще и дополнительную ответственность своим имуществом по обязательствам общества в одинаковом для всех кратном размере (определяется учредительным документом) к стоимости их вклада в уставный капитал. В акционерном обществе доли (вклады) в уставный капитал носят форму акций — ценных бумаг, удостоверяющих право собственности на часть имущества общества. Открытое акционерное общество (ОАО) вправе проводить открытую подписку на свои акции (т.е. предлагать их для приобретения неограниченному кругу лиц), их акции могут свободно продаваться и покупаться. Акции закрытого акционерного общества (ЗАО) должны распределяться только среди его учредителей или заранее определенного круга лиц. Минимальный размер уставного капитала для открытого акционерного общества — 1000 минимальных размеров оплаты труда, для закрытого — 100 МРОТ. Число участников закрытого акционерного общества не должно превышать числа акционеров, установленного законом (в настоящее время — 50 акционеров-участников), в противном случае оно подлежит преобразованию в открытое акционерное общество в течение года, а по истечении этого срока — ликвидации, если их число не уменьшится до установленного законом предела. Производственный кооператив Производственный кооператив (артель) — объединение граждан для совместной хозяйственной деятельности, основанной на их личном труде и ином участии. Юридические лица могут быть членами кооператива в качестве исключения. Членов кооператива должно быть не менее пяти. Первоначальное имущество кооператива формируется из паевых взносов его членов (минимальный размер взносов не определяется). Его члены несут субсидиарную ответственность по обязательствам кооператива в порядке, установленном уставом. Каждый член кооператива имеет только один голос, прибыль распределяется в соответствии с трудовым участием его членов (а не пропорционально размерам пая каждого из членов кооператива).
Унитарное предприятие Унитарное предприятие — это государственное или муниципальное предприятие, являющееся коммерческой организацией, не наделенное правом собственности на имущество, закрепленное за ним собственником (имущество неделимо и не может быть распределено по вкладам). Фирменное наименование унитарного предприятия должно содержать указание на собственника. Унитарные предприятия бывают двух видов: 1) предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения; 2) предприятия, основанные на праве оперативного управления (в этом случае оно называется федеральным казенным предприятием). Качественные характеристики различных унитарных предприятий рассматриваются в табл. 1.2. При выборе организационно-правовой формы фирмы следует учитывать ряд важных аспектов: 1) объем и масштаб предпринимательского проекта; 2) сферу деятельности фирмы; 3) минимальный размер и порядок формирования начального капитала; 4) размер риска, сопровождающего внедрение предпринимательского проекта; 5) степень имущественной ответственности учредителей в случае банкротства или ликвидации фирмы; 6) максимальную численность собственников фирмы; 7) особенности процедуры принятия важнейших решений; 8) порядок распределения доходов; 9) трудоемкость и стоимость документального оформления текущей деятельности предприятия и ее итогов; 10) особенности законодательного регулирования и налогообложения в соответствии с местом юридической регистрации. Ниже приводится сравнительная таблица основных характеристик организационно-правовых форм коммерческих организаций (табл. 1.3). 27 Таблица 1.2 Характеристика унитарных предприятий
*Учредитель предприятия утверждает и назначает его руководителя, который подотчетен учредителю.
Малое предпринимательство
В экономике индустриально развитых стран одновременно функционируют крупные, средние и малые предприятия. Развитие малого бизнеса создает благоприятные условия для оздоровления экономики, поскольку развивается конкурентная среда, создаются дополнительные рабочие места, расширяется потребительский сектор. Все малые и средние предприятия можно условно разделить на две группы. Первая группа включает предприятия, прямо или косвенно связанные с крупным бизнесом. Оставаясь юридически самостоятельными, они работают по контракту с крупными предприятиями. Ко второй группе относятся предприятия, которые непосредственно конкурируют на рынке с крупным бизнесом и другими малыми предприятиями. В соответствии с Федеральным законом «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» от 12 мая 1995 г. к субъектам малого предпринимательства отнесены коммерческие организации, если: · в их уставном капитале доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, общественных и религиозных организаций, благотворительных и иных фондов не превышает 25%; · доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, не превышает 25%; · среднесписочная численность работников за отчетный период не превышает следующих предельных уровней: в промышленности, строительстве, на транспорте — 100 человек, в сельском хозяйстве и научно-технической сфере — 60, в оптовой торговле — 50, в розничной торговле и бытовом обслуживании населения — 30, в остальных отраслях и при осуществлении других видов деятельности — 50 человек. Под субъектами малого предпринимательства понимаются также физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица. Малые предприятия можно образовывать двумя способами: 1) путем выделения структурных единиц из состава объединений и предприятий, цехов и производств; 2) на акционерных началах. Второй способ в современных условиях создания рыночной инфраструктуры является оптимальным.
Организаций
Продолжение табл. 1.3
Окончание табл. 1.3
· поддержка внешнеэкономической деятельности субъектов малого предпринимательства, включая содействие их торговым, научно-техническим, информационным и производственным связям с зарубежными государствами; · организация подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для малых предприятий. В соответствии с Федеральным законом «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» (ст. 7) государственная поддержка малого предпринимательства осуществляется через реализацию мероприятий федеральных, региональных (межрегиональных) и муниципальных программ развития и поддержки малого предпринимательства. В настоящее время Минэкономразвития России разрабатывает ведомственную программу развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации на 2006—2008 годы. В России существуют различные организационные фонды поддержки и защиты интересов малых предприятий, ассоциации малых предприятий, центры развития и поддержки малого бизнеса. Франчайзинг Франчайзинг — это смешанная форма крупного и малого предпринимательства, одна из новых для российской экономики форм предпринимательской деятельности. Он открывает большие возможности для начинающих предпринимателей, большинство из которых не обладают достаточными знаниями, опытом и финансовыми возможностями для успешного ведения дела и поэтому нуждаются в поддержке со стороны успешно действующих фирм. Термин «франчайзинг» (встречаются термины «франшизинг», «льготное предпринимательство», «коммерческая концессия») происходит от французского слова «франшиз» — льгота, привилегия. Содержание франчайзинговых отношений состоит в том, что известные фирмы — обладатели популярных товарных знаков и отработанных технологий (франчайзеры) предоставляют другим самостоятельным предприятиям (франчайзи) право использовать эти технологии и свою торговую марку для продажи товаров и оказания услуг на условиях, определенных договором. Для определения договора, на основе которого строятся отношения франчайзера и франчайзи, используется термин «франшиза». Согласно договору франшизы компания (франчайзер), имеющая разработанную систему ведения определенной деятельности, разрешает другой компании использовать эту систему согласно требованиям владельца франшизы в обмен на вознаграждение. Обычно франчайзер берет на себя обязательства: · по поставке оборудования, сырья и материалов; · оказанию помощи в организации и управлении бизнесом; · предоставлению кредитов. Малая фирма, пользуясь поддержкой франчайзера, может в сравнительно короткие сроки начать свое дело, успешно преодолеть трудности, особенно на начальном этапе функционирования. С другой стороны, для франчайзера такая система отношений является удобным средством расширения деятельности. Для этого не требуется открывать филиалы и дочерние общества, что дает возможность создавать фирменные сети магазинов, салонов и т.п. не только без дополнительных финансовых вложений, но даже получая при этом прибыль от платежей франчайзи. Кроме того, франчайзер контролирует франчайзинговую сеть, поскольку франчайзи принимает на себя обязательства придерживаться в своей деятельности стандартов и качества франчайзера. В мировой практике различают три вида франчайзинга -товарный, производственный и деловой франчайзинг. Товарный франчайзинг основан на том, что франчайзи гарантируется право продажи товаров и услуг франчайзера внутри определенной территории, используя торговую марку. Очевидно, что такой тип франчайзинговых отношений не дает франчайзи всех прав на франшизу. При производственном франчайзинге компания-франчайзер предоставляет право другим предприятиям использовать свой товарный знак или торговую марку при изготовлении продукции, которая запатентована или производится с помощью патентованного процесса (ноу-хау). Наиболее широкое рас
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 695; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.219.44.171 (0.012 с.) |