Основные группы современных российских предпринимателей 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные группы современных российских предпринимателей



 

Обзор истории возрождения и становления нового россий­ского предпринимательства позволяет выделить три основные группы, выступающие в качестве социальной базы современ­ных предпринимателей. Первая группа предпринимателей — «героическая» — начала формироваться сразу после выхода за­кона об индивидуальной трудовой деятельности. Она выяви­ла прирожденных предпринимателей, близких к капиталисти­ческому типу. Прирожденные предприниматели вышли из аут­сайдеров, не востребованных в советские времена. Как правило, это инженерные работники, представители научно-техничес­кой и творческой интеллигенции, занявшиеся легальным бизне­сом с «нуля» за счет кредитов и собственных средств. Этим людям свойственны такие психологические качества, как чув­ство новизны, стремление обрести свободу и независимость, способность рисковать.

Вторая группа предпринимателей пришла в бизнес в 1989 г. В нее вошли чиновники государственного аппарата, партийно-комсомольская номенклатура и руководители государственных предприятий («красные директора»). Их основная характеристика заключается в наличии выгодных стартовых позиций для пред­принимательской деятельности, возможности использования былого и настоящего положения (фактическая близость к при-


ватизируемому имуществу) и налаженных связей. В отличие от представителей первой группы они имели гарантированный старт. Используя возможности прошлого, они создавали бизнес на прочной платформе уже действующих предприятий. К этой же группе можно отнести предпринимателей 1960-х годов, легали­зовавших свою деятельность.

И третья группа приходит в бизнес после августа 1991 г. Появляется новый тип предпринимателя — массовый предприни­матель, который объединяет лиц, способных вести бизнес, и так называемых предпринимателей поневоле, которые вынуждены за­ниматься созданием собственного дела по стечению обстоятельств.

 

Менеджер

 

Между понятиями «предприниматель» и «менеджер» существуют серьезные сущностные отличия. В отличие от предпринимателя менеджер не должен «затевать» новое дело, вкладывать собственные средства в новое предприятие. Менеджер представляет интересы предпринимателя как работодателя по отношению к наемным работникам. Менеджер —субъект управления, человек, прошедший, как правило, специальную подготовку. Когда говорят «менеджер», то имеют в виду профессионального управляюще­го, т.е. представителя особой профессии, а не просто инженера или экономиста, занимающихся управлением. Менеджер обязательно занимает постоянную должность, в его подчинении находятся люди, причем он должен придерживаться предпринимательского стиля управления.

 

Интрапренерство

 

В последнее время появился новый термин «интрапренерство» (intraprenership). Что это такое? В большой организации возникает много проблем, связанных с ее размером, длительностью периода между принятием решения и его воплощением в жизнь. Зачастую решениям не хватает гибкости, что имеет значение для роста и диверсификации деятельности организации. Эти барьеры удается преодолеть благодаря развитию духа предпринимательства внутри организации, т.е. за счет интрапренерства. Интерес к интрапренерству объясняется рядом важных изменений, произошедших в социальной и экономической сферах:

· стремлением работников, особенно специалистов, к самосто­ятельной деятельности;


· желанием самореализоваться, проявить личные способности;

· ростом диверсификации производства;

· усилением конкуренции на рынках рабочей силы.

Традиционный корпоративный климат существенно отличается от климата интрапренерства. Традиционные менеджеры в своей деятельности строго придерживаются иерархической подчиненности, избегают рискованных решений и ориентируются на достижение краткосрочных результатов. Развитие интрапренерства на фирме включает поощрение таких аспектов деятельности, как выдвижение новых идей, пробы и ошибки, снятие ограничений на сферы деятельности подразделений, обеспечение необходимыми ресурсами, работа в команде, ориентация на достижение результатов в долгосрочной перспективе, доброволь­ное вовлечение в интрапренерство.

Для действующего предприятия ключевым в словосочетании «предпринимательское управление» является слово «предприни­мательское», для нового предприятия —слово «управление». На действующем предприятии главной преградой на пути предпри­нимательства является сложившаяся практика, а на новом — ее отсутствие. Новое предприятие не имеет жизнеспособного от­лаженного «организма», в рамках которого персонал осознает цель своей работы и способы ее достижения. Если новая организация не превратится в фирму с отлаженным и управляемым произ­водством, то никакая блестящая предпринимательская идея ей не поможет. Поэтому предпринимательское управление на но­вом предприятии требует:

· создания высшего управленческого звена задолго до того, как новое предприятие начнет работу;

· пристального внимания к рынку;

· составления финансового прогноза;

· определения направлений наиболее эффективного использо­вания имеющихся ресурсов.

 

Предпринимательские структуры

 

Важнейшее понятие, имеющее непосредственное отношение к предмету учебного курса «Экономика фирмы», — предпринимательская структура. Предпринимательская структура — это, во-первых, субъект рыночных отношений, во-вторых, организаци­онно-хозяйственная единица, целью деятельности которой является получение прибыли (предпринимательского дохода) как конечного результата деятельности.


Фирма

 

Рассмотрим определения, которые даются понятию «фирма» в разных источниках. Фирма — этот термин имеет двойное значение. В узком смысле слова фирма — это имя, под которым юридически полноправный предприниматель (единоличный или коллек­тивный) ведет свои дела. В широком смысле — это основная хозяйственная единица современной экономики рыночного типа, зарегистрированная в соответствующей правовой форме [2]. Фирма — термин, используемый для обозначения любых коммерческих юриди­ческих лицпредприятий, компаний, корпораций и т.д [3] Фирма — самое общее название любой производственной ячейки предпринима­тельства независимо от ее размеров, организационной формы и ха­рактера собственности [4]. Фирмалюбая организационно-хозяйственная единица, осуществляющая предпринимательскую деятельность в области промышленности, торговли, строительства, транспор­та, преследующая коммерческие цели и пользующаяся правами юридического лица [5]. Фирма — предприятие (организация), осуще­ствляющее в целях получения прибыли коммерческую деятельность, наделенное правами юридического лица, имеющее собственное на­именование и прошедшее требуемую законодательством процедуру регистрации в уполномоченных государственных органах. В этом смысле понятие «фирма» не зависит от формы собственности (государственной, муниципальной или частной).[6]

Как видно из приведенных определений, они практически одинаково выражают основную суть: под «фирмой» можно понимать «любую коммерческую организацию». В этом смысле мы и будем использовать понятие «фирма» в нашем курсе.

Если фирма имеет в своем составе несколько предприятий, организаций, учреждений, то между ними устанавливаются про­изводственные взаимосвязи: 1) по линии кооперирования; 2) по линии вертикальной интеграции. В том и другом случае речь идет о технологическом разделении труда внутри фирмы. На круп­ных фирмах, предприятия которых действуют не только в наци­ональной экономике, но и расположены за рубежом, речь идет

 


о международном технологическом разделении труда на внутрифирменном уровне.

 

КЛАССИФИКАЦИЯ ФИРМ

 

В странах с развитой рыночной экономикой существуют многообразные типы и виды фирм, отражающие различные фор­мы и способы привлечения и использования капитала, ведения предпринимательской деятельности. Фирмы принято классифи­цировать по ряду признаков: вид хозяйственной деятельности, форма собственности, количественные критерии, значение и территориальное размещение, организационно-правовая форма и др. Классификация фирм представлена в табл. 1.1.

Таблица 1.1

Классификация фирм

Классификационный признак Виды фирм (их продукция)
1. Вид деятельности Производство товаров личного и производственного назна­чения Услуги производственного характера Научно-исследовательские работы Услуги бытового назначения Транспортные перевозки грузов и населения Торговля (оптовая, розничная) Услуги связи Финансово-кредитные услуги Посреднические и другие услуги
2. Форма собственности Государственная Муниципальная Собственность общественных объединений (организаций) Частная Прочие формы собственности*
3. Размер Крупные Средние Мелкие
4. Уровень регули­рования деятельности Объекты федерального значения Объекты регионального значения Объекты местного значения
5. Организационно-правовые формы Хозяйственные товарищества и общества Производственные кооперативы Унитарные предприятия

* Прочие формы собственности включают смешанную собственность, собствен­ность иностранных юридических лиц, граждан и лиц без гражданства (Рос­сийский статистический ежегодник: Стат. сб. // Госкомстат России. — М., 2001. С. 324).


Вне зависимости от вида, масштаба или сферы хозяйственной деятельности все фирмы функционируют в определенных организационно-правовых формах, предусмотренных законода­тельством соответствующих стран. Указанные формы определяют порядок учреждения фирмы, ответственность и правомочия ее участников, порядок отчетности и налогообложения получаемой прибыли, структуру органов управления и порядок преобразо­вания или ликвидации фирмы. Организационно-правовые формы предпринимательских структур, действующих в России, установлены Гражданским кодексом РФ. В настоящее время Гражданским кодексом закреплено право на существование различных организационно-правовых форм коммерческих организаций, имеющих права юридических лиц (ст. 50).

Юридические лица, являющиеся коммерческими организаци­ями, основной целью своей деятельности имеют извлечение прибыли, а некоммерческие организации такой цели не ставят (потребительские кооперативы, общественные или религиозные организации, благотворительные фонды, финансируемые собственником учреждения, и другие формы организаций, преду­смотренные законом). Фирмы в курсе «Экономика фирмы» рассматриваются как коммерческие организации и могут создаваться в форме хозяйственных товариществ и обществ, производственных кооперативов, государственных и муниципальных унитарных предприятий. Подробная классификация организационно-правовых форм коммерческих организаций приведена на рис. 1.1. Рассмотрим основные организационно-правовые формы предпринимательских структур.

 

Хозяйственные товарищества

 

Хозяйственными товариществами и обществами признаются коммерческие организации с уставным капиталом, разделенным на доли (вклады) учредителей (участников). Хозяйственные товарищества делятся на полные и товарищества на вере.

Полные товарищества — объединения лиц, основанные на личном участии в делах товарищества. Каждый имеет право на ведение дел, представительство и управление. Участники това­рищества (полные товарищи) в соответствии с заключенным между ними договором занимаются предпринимательской деятельностью от имени товарищества и несут ответственность по его обязательствам не только в размере вклада в уставный ка­питал, а всем принадлежащим им имуществом, т.е. «полную»,

 


 

Рис. 1.1. Классификация организационно-правовых форм

коммерческих организаций

 

неограниченную ответственность. Полное товарищество может быть учреждено не менее чем двумя лицами. Его участники обязаны участвовать в его деятельности. За счет взносов участников образуется складочный капитал (его минимальный размер законодательно не регламентируется). Прибыль и убытки рас­пределяются пропорционально долям участников в складочном капитале (может быть иной порядок по договоренности между участниками).

В основном товарищество на вере (коммандитное товарищество) сходно с полным товариществом. Но наряду с полными товарищами имеется один или несколько участников, которые несут риск убытков, связанных с деятельностью товарищества, и пределах внесенного ими вклада, они не принимают участия и осуществлении товариществом предпринимательской деятельности.


Хозяйственные общества

 

Хозяйственные общества подразделяются на общества с ограниченной ответственностью, общества с дополнительной ответственностью и акционерные общества (открытые и закрытые). Общество с ограниченной ответственностью — общество объ­единения капиталов; предполагает лишь сложение капитальных средств, но не деятельность вкладчиков. Руководство и управ­ление осуществляются специально созданными органами. Общество с ограниченной ответственностью учреждается одним или несколькими юридическими лицами (физическими и юридическими). Не может быть учреждено другим обществом, состоящим из одного лица. Максимальное число участников — 50. Минимальный размер уставного капитала — 100 минимальных размеров оплаты труда (МРОТ). Участие членов общества в его деятельности не обязательно, достаточно внесения вкладов.

В обществе с ограниченной ответственностью ответственность его участников по обязательствам общества ограничена размером их вклада в уставный капитал. В обществе с дополнительной ответственностью помимо вклада его участники несут еще и дополнительную ответственность своим имуществом по обязательствам общества в одинаковом для всех кратном размере (определяется учредительным документом) к стоимости их вклада в уставный капитал.

В акционерном обществе доли (вклады) в уставный капитал носят форму акций — ценных бумаг, удостоверяющих право собственности на часть имущества общества. Открытое акционерное общество (ОАО) вправе проводить открытую подписку на свои акции (т.е. предлагать их для приобретения неограниченному кругу лиц), их акции могут свободно продаваться и покупаться.

Акции закрытого акционерного общества (ЗАО) должны распределяться только среди его учредителей или заранее определенного круга лиц. Минимальный размер уставного капитала для открытого акционерного общества — 1000 минимальных размеров оплаты труда, для закрытого — 100 МРОТ. Число участников закрытого акционерного общества не должно превышать числа акционеров, установленного законом (в настоящее время — 50 акционеров-участников), в противном случае оно подлежит преобразованию в открытое акционерное общество в течение года, а по истечении этого срока — ликвидации, если их число не уменьшится до установленного законом предела.


Производственный кооператив

Производственный кооператив (артель) — объединение граждан для совместной хозяйственной деятельности, основанной на их личном труде и ином участии. Юридические лица могут быть членами кооператива в качестве исключения. Членов кооператива должно быть не менее пяти. Первоначальное имущество кооператива формируется из паевых взносов его членов (мини­мальный размер взносов не определяется). Его члены несут субсидиарную ответственность по обязательствам кооператива в по­рядке, установленном уставом. Каждый член кооператива имеет только один голос, прибыль распределяется в соответствии с трудовым участием его членов (а не пропорционально размерам пая каждого из членов кооператива).

 

Унитарное предприятие

Унитарное предприятие — это государственное или муниципаль­ное предприятие, являющееся коммерческой организацией, не наделенное правом собственности на имущество, закрепленное за ним собственником (имущество неделимо и не может быть распределено по вкладам). Фирменное наименование унитарного предприятия должно содержать указание на собственника. Унитарные предприятия бывают двух видов: 1) предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения; 2) предприятия, основанные на праве оперативного управления (в этом случае оно называется федераль­ным казенным предприятием). Качественные характеристики различных унитарных предприятий рассматриваются в табл. 1.2.

При выборе организационно-правовой формы фирмы следует учитывать ряд важных аспектов: 1) объем и масштаб предпринимательского проекта; 2) сферу деятельности фирмы; 3) минимальный размер и порядок формирования начального капитала; 4) размер риска, сопровождающего внедрение предпринимательского проекта; 5) степень имущественной ответственности учредителей в случае банкротства или ликвидации фирмы; 6) максимальную численность собственников фирмы; 7) особенности процедуры принятия важнейших решений; 8) порядок распределения доходов; 9) трудоемкость и стоимость документального оформления текущей деятельности предприятия и ее итогов; 10) особенности законодательного регулирования и налогообложения в соответствии с местом юридической регистрации. Ниже приводится сравнительная таблица основных характеристик организационно-правовых форм коммерческих организаций (табл. 1.3). 27


Таблица 1.2

Характеристика унитарных предприятий

Вид предприятия Форма собственности Учредитель предприятия* Ответственность предприятия
Предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения Государственная или муниципаль­ная собственность Уполномоченный на то государственный (муниципальный) орган Собственник не отвечает по обязательствам предприятия Предприятие отвечает по своим обязательствам всем имуществом и не отвечает по обязательствам собственника
Предприятия, основанные на праве оперативного управления (федеральное казенное предприятие) Государственная собственность Российской Федерации Правительство РФ Субсидиарную ответственность по обязательствам казенного предприятия несет РФ Предприятие отвечает по своим обязательствам всем имуществом и не отвечает по обязательствам собственника

*Учредитель предприятия утверждает и назначает его руководителя, который подотчетен учредителю.

 

Малое предпринимательство

 

В экономике индустриально развитых стран одновременно функционируют крупные, средние и малые предприятия. Раз­витие малого бизнеса создает благоприятные условия для оздо­ровления экономики, поскольку развивается конкурентная среда, создаются дополнительные рабочие места, расширяется потребительский сектор. Все малые и средние предприятия можно условно разделить на две группы. Первая группа включает предприятия, прямо или косвенно связанные с крупным бизнесом. Оставаясь юридически самостоятельными, они работают по контракту с крупными предприятиями. Ко второй группе относятся предприятия, которые непосредственно конкурируют на рынке с крупным бизнесом и другими малыми предприятиями. В соответствии с Федеральным законом «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» от 12 мая 1995 г. к субъектам малого предпринимательства отнесены коммерческие организации, если:

· в их уставном капитале доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, общественных и религи­озных организаций, благотворительных и иных фондов не превышает 25%;


· доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, не превышает 25%;

· среднесписочная численность работников за отчетный период не превышает следующих предельных уровней: в промышленности, строительстве, на транспорте — 100 человек, в сельском хозяйстве и научно-технической сфере — 60, в оптовой торговле — 50, в розничной торговле и бытовом обслуживании населения — 30, в остальных отраслях и при осуществлении других видов деятельности — 50 человек.

Под субъектами малого предпринимательства понимаются также физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица. Малые предприятия можно образовывать двумя способами: 1) путем выделения структурных единиц из состава объединений и предприятий, цехов и производств; 2) на акционерных началах. Второй способ в современных условиях создания рыночной инфраструктуры является оптимальным.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 1439; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.232.66.188 (0.039 с.)