Создание концептуальных документов. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Создание концептуальных документов.



Работа над созданием образа общины может быть необыкновенно увлекательной и трудной

одновременно. Она затрагивает глубоко скрытые ценности, животрепещущие интересы и высокие

устремления. Она выносит на поверхность как осознаваемые, так и глубоко затаенные ожидания и

представления.

Участники вашей группы могут иметь немало общих ценностей, но и немало отличных; у них могут

быть как похожие, так и чрезвычайно разные представления и ожидания. Какие‑то из них могут быть

реалистичными, какие‑то ‑ нет. Ваша задача заключается в том, чтобы обнаружить, просеять и отшлифовать

все эти представления и ожидания ‑ так, чтобы в результате у вас в руках оказалось реалистичное, но, в то

же время, вдохновляющее описание вашего общего поселенческого будущего.

Это обычно включает в себя два этапа:

1. Исследование территории. Вы исследуете ваши мечты, надежды и ожидания в отношении

жизни в общине в процессе последовательных "коллективных погружений", записывая самые ключевые

моменты из того, что вам удастся обнаружить (идеально ‑ на больших листах ватмана). Погружения могут

включать в себя дискуссии на разнообразные темы, откровенные рассказы о глубоко личных вещах, а также

специальные "образотворческие" упражнения. Лучше всего, когда на погружение уделяется достаточно

длительное время ‑ полдня, день или целый уик‑энд.

2. Запись результатов. Из участников группы выбирается небольшая рабочая команда, которая на

основе материала погружений составляет предварительный проект концептуального документа

(документов) и ключевой формулы. После этого группа в целом обсуждает и критикует результат, делает

предложения по коррекции текста и отсылает проект снова в рабочую команду. Процесс передачи‑критики‑

редактирования продолжается до тех пор, пока не будет готов окончательный вариант. Чем больше людей в

вашей группе и чем сильнее они различаются между собой, тем дольше времени может занять весь процесс.

Некоторые группы заканчивают работу по составлению образа за несколько недель или месяцев, но

такое обычно бывает, когда они относительно невелики, их участники хорошо знают друг друга, или же они

люди одного круга с однородными интересами и ценностями. Если же ваша группа многочисленна,

участники очень разные, или же ваши планы достаточно амбициозны, работа может занять больше года.

Шесть основателей Шеноа Ритрит потратили полгода на то, чтобы сформулировать свой образ и составить

концептуальные документы. 15‑20 участников первоначальной инициативной группы Этхэвен посвятили

этому процессу два года.

Некоторые опытные общинники говорят, что лучше всего, когда группа относительно мала, к

примеру, от трех до пяти человек, ну, в крайнем случае ‑ до десяти. Составление образа с меньшим числом

участников помогает уменьшить вероятность того, что ваша группа начнет разрываться в попытках

совместить несовместимое и одновременно подстроиться под разные представления и ценности, которые

часто встречаются в больших группах.

"Гораздо лучше начинать с очень маленькой группой, даже из двух‑трех человек, имеющих

глубокое согласие по поводу смысла и целей общины, и позволить образу естественным образом вырасти из

этого сильного и крепкого ядра или семени, чем начинать с 20 человеками, у которых нет ни ясных общих

представлений и целей, и пытаться обнаружить их." ‑ советуют Роберт и Диана Гилман в своей книге

"Экопоселения и устойчивые сообщества".

Тем не менее, независимо от размера вашей группы, желательно, чтобы каждый участвовал и

вложил свой вклад в составление образа. Обычно плохо кончается, когда особо влиятельные участники

группы формулируют образ, а остальные только присоединяются к нему. Когда люди не "голосуют" за

образ с самого начала, участвуя в его создании, они, в конечном счете, "голосуют" за или против него своим

поведением. Те, кто действительно разделяют заложенный в образ представления и ценности, говорят "да",

соблюдая принятые в общине договоренности и общие решения; те же, кто никогда в действительности не

был согласен, скажут образу поселения "нет", игнорируя или бессознательно саботируя какие‑то процессы

или задания в будущем. Если же каждый в группе принимает участие в составлении образа и с самого

начала вкладывается в него, община в будущем функционирует как гармоничное единое целое.

БОЛЕЕ, ЧЕМ ОДИН ОБРАЗ?

Может оказаться так, что вам будет трудно разрешить те противоречия, которые обнаружатся в

представлениях разных членов группы. К примеру, станет ясно, что большинство участников стремятся к

сельскому самодостаточному хозяйству не ближе, чем в часе езды от города, тогда как другие жаждут

приятного местечка для отдыха и восстановления сил не дальше, чем в 30 минутах езды от их городского

места работы. Помимо этого, как среди первых, так и среди вторых одни настроены на открытую и честную

психологическую работу, прояснение отношений и обратную связь; других же воротит от всех этих

«душещипательных штучек». Вдобавок, как среди сторонников группового процесса, так и среди его

противников, часть людей мечтает о домашней школе; остальных же устраивает обычная образовательная

система. С различиями, подобными вышеописанным, вам вряд ли суждено всем оказаться в одной общине.

Тем не менее, ваш совместный труд нельзя считать пропавшим зря. Он в любом случае служит хорошую

службу для каждого из вас, внося ясность в ваши желания и помогая осознать, чего же вы действительно

хотите от своей будущей общины – важнейший первый шаг.

Сценарий, подобный описанному, может иметь несколько исходов:

1. Образ изначальных участников группы остается неизменным, и люди, которым он близок,

остаются. Остальные же покидают группу.

2. Часть людей покидает группу в разочаровании, что остальные не разделяют их взглядов и

ценностей. Но на их место приходят другие, привлеченные тем образом, который сформировался у

оставшейся части группы (большинства или нескольких наиболее влиятельных участников).

3. Группа распадается. Слишком много людей, стремящихся к слишком разным вещам.

4. Группа раскалывается на две или более маленькие группы.41

Что является более типичным? Малые группы, состоящие из давних друзей, особенно тех, которым

уже приходилось вместе работать над творческими, духовно‑ориентированными или социально‑

активистскими проектами, обычно находят общие точки соприкосновения и приходят к образу, который

устраивает всех. Более крупные группы, особенно если участники не знают друг друга хорошо (например,

когда люди приходят в ответ на публичные объявления о планируемом создании общины) обычно проходят

через сильные трения или распадаются на более мелкие группы. Это нормально. Одна или несколько из этих

групп могут идти дальше и создать общину.

Если группа мала и основана на глубоком знакомстве и общей дружбе, большинство участников,

вошедших с самого начала, как правило, остаются в группе и изменяют общий образ таким образом, чтобы

удовлетворить интересы и устремления каждого. Основатели Круга Сеятелей (Sowing Circle) в северной

Калифорнии были многолетними друзьями и давними активистами экологических движений, некоторые их

них, к тому же, были соседями по дому в течение 15 лет. Они хотели создать общину, которая бы

действовала как обучающий центр и наглядная модель образа жизни, основанного на экологических

принципах. Один из них, художник, поддерживая этот общий образ, пожелал, тем не менее, продолжить

заниматься живописью и обучать этому людей. И в итоге, когда община основала свой некоммерческий

образовательный центр, друзья включили изобразительное искусство в его программу и, назвав свое детище

«Оксидентальский Центр Экологии и Искусств», стали проводить занятия по пейзажной живописи наряду с

преподаванием методов органического земледелия и пермакультуры.

Этот способ объединения интересов хорошо работает тогда, когда группа достаточно мала.

Большинство из семи основателей Щедрого Рассвета (Abundant Dawn) в сельской Вирджинии перед этим

жили в больших коммунах с единым имуществом и общим хозяйством. И часть из них мечтали о подобной

коммуне, тогда как другие хотели отдельных домашних хозяйств и финансовой самостоятельности.

Поскольку дружба и связь друг с другом была для них превыше всего, друзья сформировали внутри

поселения Щедрый Рассвет две «подобщины». Сторонники коммуны вошли в Тикай Под (Tekiah pod);

сторонники финансовой самостоятельности – в Дэйспринг Сёкл Под (Dayspring Circle pod), и все они

обосновались под общей крышей общины Щедрый Рассвет..

Однако в том случае, когда формирующаяся группа основана не на прошлых дружеских связях, а

лишь на идее о том, что «хорошо бы жить в общине», изначальные участники группы склонны настаивать

на своих представлениях, несогласным же ничего не остается, как уйти ‑ особенно если группа собралась

большая или если ее члены были привлечены путем публичных объявлений и других подобных средств. В

такой группе очень часто оказывается очень широкий набор разнообразных воззрений, ценностей,

устремлений и ожиданий, в силу чего процесс формирования общего образа становится весьма сложным.

Некоторые общины, в частности живые жилищные сообщества, начинают именно с разрешения подобного

рода сложностей.

Итак, как же лучше поступить, если мнения в вашей группе различны? Выбрать что‑то одно и

вынудить кого‑то уйти или же попытаться пойти на компромиссы и «смягчить» общий образ так, чтобы он

смог удовлетворить людей с разными интересами?

Не пытайтесь слепить единый‑подходящий‑для‑всех образ. «Более, чем часто возникает соблазн

«адаптировать», «приспособить» образ таким образом, чтобы он удовлетворял потребности каждого – как

41 На практике встречается еще и такой вариант: группа все‑таки пытается примирить все

разногласия и создать более аморфный, «подходящий для всех» образ или же отказывается от обсуждения,

откладывая спорные вопросы «на потом». Подобная тактика обычно приводит к последующим конфликтам в

уже строящемся поселении, когда оказывается, что конкретные действия одних людей начинают нарушать

ожидания других. См. об этом далее по тексту. – прим. перев.

потому, что каждая группа хочет привлечь побольше участников, так и потому, что многим из нас

свойственно сбивающее с толку желание «позаботиться обо всех», «дать всем все» или «быть человеком на

любую тему», ‑ говорит Стивен Браун. – Для того, чтобы добиться успеха, формирующаяся община, как и

бизнес, должна иметь относительно узкий фокус и четко определенные цели. Если же община пытается

сделать слишком много вещей одновременно, пытаясь приспособиться к нуждам каждого встречного, она

очень быстро распылит свои силы, и их не хватит для того, чтобы пустить корни и прорасти. Таким образом,

образ общины определяет не только то, куда следует идти, но и то, на что тратить силы не следует. Если же

ваш образ слишком широк и всеобъемлющ и пытается удовлетворить всех людей зараз и все время, он не

устоит на ногах, пытаясь бежать в десять мест одновременно».

Как же быть, если после недель или даже месяцев совместного образотворчества вы обнаруживаете,

что вы все‑таки действительно две разных потенциальных общины? Как быть, если много людей уходит или

группа раскалывается на две? Это может казаться хаосом, это может быть больно и приводить в полное

замешательство, особенно когда становится ясно, что такие приятные новые знакомые или даже прежние

хорошие друзья не смогут войти вместе с вами в ваше светлое поселенческое будущее. Тем не менее, то, что

происходит, ‑ это АБСОЛЮТНО НОРМАЛЬНО. Это неизбежная часть процесса.

«Самой важной и самой трудной задачей для группы в этот момент является помочь каждому

обнаружить его или ее истинный образ и, делая это, позволить каждому увидеть, какие из образов

достаточно близки, чтобы стать основой для образа всей группы, а какие должны искать выражения где‑то в

другом месте, – пишут Диана и Роберт Гилман в книге «Экопоселения и устойчивые сообщества». – И очень

важно избежать ожидания, что каждый член изначальной группы непременно должен дойти до конца вместе

со всеми, ибо для некоторых это может означать или подавление своего собственного образа, или попытки

навязать свой образ другим, которые на самом деле его не разделяют. Уважайте вклад каждого, но и не

бойтесь отсеять того, кто не хочет и кто не может идти вместе с группой до конца».

Выявление того факта, что вы стремитесь в разных направлениях и служите разным идеям, и что

потенциально вы являетесь двумя разными общинами, не является знаком неудачи, но большим шагом

вперед. Даже при самых лучших намерениях, если вы выясняете, что вы не стоите все на единой почве, вам

ничто не мешает пожелать друг другу успеха и создать две общины. (И никто не мешает вам после этого

оставаться друзьями.)

СВЯЩЕННОЕ ВРЕМЯ.

Процесс вашего образотворчества – это одна из первых и самых важных задач, которую вы

предпринимаете как группа. Именно здесь вы впервые говорите от сердца о вещах, которые в высшей

степени значимы для вас. Это священное время. Ваши голоса могут неожиданно стать мягкими и нежными

или страстными от переполняющих чувств. На ваших глазах могут появиться слезы. Вы все вместе

освобождаете, открываете, рождаете что‑то новое. Прислушайтесь к тому глубокому чувству вашего

предназначения, к тому ощущению группового единства, которое стремиться появиться на свет. И слушайте

с равным вниманием и то, что кажется «не в тему», и то, что кажется нереалистичным, и то, что может стать

реальностью только после нешуточной работы над собой и глубокой личной трансформации. Пришло время

увидеть все это и спросить себя: «Реалистичны ли эти ожидания? Имеют ли они смысл?»

Сотворение образа включает в себя как исследование, так и раскрытие, подобно тому, как

Микеланджело открывал скульптуру, скрытую в куске мрамора. Что‑то новое становится видимым,

освещенное мелькающими искрами индивидуальных ценностей, устремлений, ожиданий, идеалов.

Если вы еще не сделали этого до сих пор, то важно теперь определить, кто из числа вашей группы

является «основным», всецело вовлеченным участником процесса, имеющим право голоса при принятии

решений. Ибо в вашей группе, наряду с теми, кто участвует во всем целиком и полностью, могут быть и

менее вовлеченные, более случайные люди – те, кто посещает собрания лишь время от времени, по

настроению, или те, кто только недавно присоединился, или те, кто еще не уверены, что хотят жить в

общине, а просто интересуются этой темой. Вы можете решить попросить этих людей не участвовать в

образотворческом процессе. Или же вы можете принять их в игру, но (объяснив им и получив их согласие

на это с самого начала) придать меньше веса их голосам, чем голосам полностью вовлеченных участников.

Этот вопрос может оказаться трудно поднять и обсудить открыто и без обид, поскольку некоторые люди

считают, что «какая же это община», если чье‑то участие в принятии решений исключается или

ограничивается. Однако судите сами: если шестеро из вас встречаются регулярно и имеют похожие

интересы, а седьмой появился случайно и на собрания приходит от случая к случаю и при этом имеет

существенно иные представления об общине, чем вы, должны ли представления, желания и ценности этого

человека стать частью вашего общего будущего? Может быть, да, но, может быть, и нет – так или иначе,

было бы разумнее, если решение об этом приняли именно те, кто настроен решительно и по‑настоящему

связывает с будущей общиной свою жизнь.

«ДА РАЗВЕ ЭТО ‑ ОБЩИНА?»

‑ СКРЫТЫЕ ОЖИДАНИЯ И СТРУКТУРНЫЙ КОНФЛИКТ.

Большинство людей, которых привлекает идея общины, имеют свои ожидания и предположения по

поводу того, что такое «истинная община». Им кажется, что они знают, откуда у них желание жить в

общине и что они ожидают там увидеть. Некоторые из этих ожиданий фокусируются на внешней

деятельности: у нас будет общее хозяйство, у нас будут совместные трапезы, мы будем сообща принимать

решения. Другие же возникают как следствие определенного болезненного опыта прошлого и

фокусируются на эмоциональных состояниях, которые человек надеется найти в общине – чувство

близости, принятие, одобрение. Эмоциональная боль прошлого может побудить человека прийти в общину

потому, что на каком‑то уровне он верит, что община даст ему что‑то такое, чего недостает в его нынешней

жизни. «Недостающими вещами», которые влекут такого человека в общину, может быть любовь, забота,

приятие, чувство безопасности. Это может включать в себя как осознаваемую «потерю» и понятные самому

человеку ожидания – «Это должно быть похоже на теплую и любящую семью...», ‑ так и затаенную боль и

неосознаваемые ожидания («...где я наконец‑то буду абсолютно принят и любим!»).

Скрытые ожидания в отношении общины, как правило, нереалистичны. Они часто принимают

золотистые осенние краски этакой ностальгии по невозвратимо утраченному раю. Вот как одна участница

формирующейся инициативной группы описала свое видение будущей общины:

Как теплое объятие, как круг друзей, как смех и шутки в солнечный день, как забота и поддержка

в час нужды, как возвращение домой. Что‑то теплое, ласковое, духовное, спокойное, радостное,

восторженное, близкое, родное, уважительное, эмоционально открытое, честное, доверяющее... Дом!

В этих словах нет ничего неправильного. Возможно, это как раз то, чего хотим мы все. Вопрос

только в одном: можем ли мы ожидать, что община предоставит нам все эти вещи?

«Грезы о создании «идеального поселения» приводят к тому, что простой разговор превращается в

магическое хитросплетение реальности и фантастики, – пишет Зев Паисс в журнале «Кохаузинг»

(Cohousing). – И работа по созданию образа будущей общины оказывается очень плодородной почвой для

выражения и роста долго подавлявшихся надежд и мечтаний. И на первом этапе возможность выразить эти

чувства может стать для людей самым главным».

Подавленная боль, скрытые ожидания и предположения по поводу общины могут стать самым

первым и главным источником «мин замедленного действия», которые неделями, месяцами или годами

спустя взорвутся разрушительным структурным конфликтом. Это происходит по двум причинам.

Во‑первых, само по себе проживание в общине не может стереть затаенную эмоциональную боль. И

когда люди обнаруживают, что и после переселения в поселение они по‑прежнему ощущают глубокую

тоску по чему‑то очень важному, но неуловимому (пусть даже они и не могут понять, по чему именно), они

начинают ощущать боль, гнев и разочарование. Не в силах отыскать источник дискомфорта, они начинают

обвинять в своих страданиях общину или своих соседей.

Во‑вторых, скрытые ожидания у разных членов общины могут быть очень различны. И это

проявляется, когда каждый из нас думает про себя, что он ведет себя правильно и «по‑общинному», а кто‑то

другой в этот самый момент шокирован тем, насколько наше поведение «идет в разрез с идеалом общины».

И кто‑то ни с того, ни с сего приходит в бешенство или кривится от боли, когда мы, не подозревая о том,

нарушили невидимое правило в его личной картине мира. «Как ты можешь говорить такое?! Разве это

община?!» или «Как ты можешь так поступать?! Разве это по‑общинному?!»

Работа над созданием образа общины может предоставить вашей группе замечательную

возможность вывести ваши скрытые ожидания на чистую воду и оценить их с позиций разума.

«Не нужно вдаваться во все эти психологические дебри, ‑ советует один мой друг, бывалый

поселенец, ‑ Это начинает напоминать разговор с психиатром. Община – это не место, где занимаются

психологией. Это место, где соседи учатся эффективно работать вместе – так, чтобы они могли принимать

общие решения и воплощать их на практике»

Я не могу с этим согласиться. Община неизбежно связана с «психологическими дебрями» ‑ и

именно это, на мой взгляд, является причиной того, что 90% общин терпят неудачу. Процесс формирования

общины – это глубоко психологический процесс. Эмоциональная боль и скрытые ожидания оказывают

мощнейшее влияние на мысли и поведение людей, и организаторы общин не являются исключением.

Посадите группу людей за составление общего образа – и десятки самых разных потребностей и ожиданий,

осознаваемых и бессознательных, беспорядочно начнут метаться по комнате, ища выхода.

Я говорю здесь это для того, чтобы ваша группа в процессе образотворчества смогла обнаружить по

возможности максимум скрытых желаний и хорошенько рассмотреть их при свете дня. Осознание того, чего

каждый из вас хочет (на самом деле хочет), поможет вашей группе увидеть, где вы действительно стоите на

общей почве, а где нет. И правильнее всего сделать это прямо сейчас, на ваших первых собраниях, до того,

как вы поедете покупать вместе землю. Гораздо хуже будет, если когда вся эта широкая панорама

болезненных ожиданий и требований вскроется потом, когда на карту будут поставлены ваши финансовые

вложения, дома, начатые проекты, репутация и сама по себе идея общины. Чем больше времени вы

посвятите этому вопросу сейчас, тем меньше вам придется заплатить позднее. Упражнения, предложенные

ниже, помогут вам в этом. См. упражнение 7 для работы конкретно со скрытыми ожиданиями.

ИССЛЕДОВАНИЕ ТЕРРИТОРИИ

Предложенные ниже упражнения предназначены для того, чтобы помочь вам вызвать озарения и

интересные мысли и стимулировать процесс открытия, выражения, обсуждения и очистки элементов

будущего образа вашей общины. Они представляют собой свободный набор вариантов: вы можете, по

вдохновению, выбрать некоторые из них, изменить их, использовать упражнения из других источников или

же составить свои собственные.

Как я уже сказала выше, это может потребовать несколько погружений, продолжительностью в

полдня или целый день, в течение нескольких недель. Я предлагаю проводить встречи в уютной комнате с

достаточным количеством чая, пирожков, булочек и подушек – так, чтобы можно было чувствовать себя

комфортно и расслаблено в течение многих часов. Желательно хорошо пристроить детей, чтобы они не

прерывали ваш процесс. Выберите ведущего или пригласите для этой роли человека извне, которому вы

готовы доверять. Для того, чтобы у вас перед глазами было напоминание вашей главной цели, повесьте на

стену большой лист ватмана со следующей надписью:

__________________________

ОБРАЗ НАШЕЙ ОБЩИНЫ:



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 293; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.253.93 (0.123 с.)