Зарождение чувства общинности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Зарождение чувства общинности



Процесс построения общины состоит в действительности вовсе не в том, чтобы решить все вопросы

покупки земли и заниматься задачами её освоения. Процесс построения общины – это зарождение чувства

общности – своего рода атмосферы благополучия, благорасположения в группе, при которой у участников

существует тесная эмоциональная связь и глубокое знание друг о друге.

Рудольф Штайнер говорил, что совмещение физической активности – когда люди одновременно

задействуют движение своих тел и голосовых связок – сплачивает на столь глубоком уровне, что связи

имеют тенденцию длиться долго. И опыт большинства групп неизменно подтверждает: чувство

привязанности и преданности друг другу растёт у людей в совместном труде, общих трапезах, рассказах о

своих жизненных переживаниях, откровенных обсуждениях личных и межличностных проблем, пении,

танцах, проделывании ритуалов, отмечании праздников и дней рождений.

У большинства групп имеется еженедельная или ежемесячная традиция общего стола, обычно

приуроченная к деловым собраниям, и это, несомненно, способствует развитию чувства общинности, равно

как и традиции коллективного принятия решений, кругов доверия, взаимной психонастройки (более

подробно эти коллективные традиции рассмотрены в Главе 17).

Один из лучших для группы способов пережить чувство общности – это арендовать на выходные

сельский домик с кухней/столовой и организовать там коллективный уик‑энд с совместным приготовлением

обедов, прогулками, плаванием, активными играми на природе (волейбол и др.), пением и музицированием,

посиделками у костра и рассказыванием историй.

Рассказывание историй прекрасно послужит рождению близости и доверительности у участников

на более глубоких уровнях, особенно если темы личные и как‑то способствуют самораскрытию людей.

Один из способов организовать эту процедуру в группах ‑ предложить участникам рассказывать свои

жизненные истории, особо фокусируясь на переломных моментах или тех событиях, которые затронули

человека наиболее глубоко. Другой вариант – попросить каждого в течение 20 минут или около того

поделиться отношением в их семейном роду к таким, обыкновенно табуированным, темам как религия,

деньги или социальное положение. Подобные сессии приводят не только к развитию большей сплочённости,

но также помогают людям понять, как каждый из членов группы будет в дальнейшем относиться к важным

и общим для всех вопросам, таким, например, как совместное пользование имуществом или ведение

общинных финансов.

Если группа сравнительно невелика или в распоряжении у вас достаточно времени, каждый человек

может рассказывать свою историю по очереди. В случае, когда время ограничено, люди могут опустить

листки с именами в шапку и вытаскивать столько имён, сколько позволяет время встречи, а следующее

собрание спланировать так, чтобы у каждого был шанс высказаться. Наиболее застенчивые участники могут

воздерживаться от собственных рассказов, но, по крайней мере, получат удовольствие, выслушивая других.

Чтобы помочь друг другу уложиться в отведённое для рассказа время, можно использовать кухонный

таймер. Вечера с рассказыванием историй приносят массу удовольствия, поэтому их можно проводить

повторно не один раз.

КОЛЛЕКТИВНОЕ ПРЕЛОМЛЕНИЕ ХЛЕБА

В некоторых общинах каждая семья имеют свою кухню и люди едят дома, но

один или несколько раз в неделю устраивают коллективные обеды. В других

общинах имеется центральная кухня и столовая, в которых члены общины питаются

вместе три раза в день. Какое количество совместных трапез оптимально

сказывается на развитии чувства общинности?

«Посчитайте количество дней в неделю, когда группа питается совместно, и

у вас получится неплохой барометр для измерения степени близости в этой

общине», ‑ замечает активист общинного движения Джеф Козни. «Когда частота

достигает четырёх общих трапез в неделю и более, так или иначе связующий

элемент общины крепнет».

Почти каждая община, описанная в этой книге, начинает коллективную

трапезу, встав в круг и взявшись за руки, далее следует либо минута тишины,

либо звучит молитва или песня.

ПИОНЕРЫ, ПОСЕЛЕНЦЫ И ТЕКУЧКА УЧАСТНИКОВ

Обычно процесс формирования общины привлекает два типа людей – пионеров и поселенцев

(settlers). Пионеры идут на риск и прыгают в неизвестное. Они организуют инициативную группу, проводят

все поиски, находят землю. Поселенцы ждут и наблюдают, смогут ли пионеры всё это потянуть. Они

вступают в процесс позже, когда накапливается больше сведений о проекте, и когда оформится что‑то

осязаемое, к чему можно присоединиться. Поселенцам нужно, чтобы пионеры проложили для них тропу.

Пионеры нуждаются в поселенцах тогда, когда приходит время собирать деньги и осуществлять проект.

Пионеры похожи на предпринимателей. Поселенцы – на осмотрительных, осторожных инвесторов.

Инициативная группа создающейся общины нуждается в тех и других.

В большинстве групп сравнительно немного людей из тех, кто посещает первые собрания, на

самом деле переедут жить в общину (хотя, для сплочённой группы друзей вполне осуществимо пройти всю

дистанцию до конца). «Группа, с которой вы начинали, не будет той же самой группой, с которой вы

придёте к финишу», ‑ утверждает один из основателей Круга Сеятелей Адам Уолперт. «Даже отдельные

ключевые фигуры из группы основателей могут сойти с дистанции к моменту покупки земли».

Обычно какая‑то часть людей покидает группу в тот момент, когда ею пройден отдельный этап,

достигается определённая веха:

Когда вы определитесь с образом своей общины, создадите соответствующие документы –

некоторые люди могут осознать, что этот образ не для них, и покинуть группу. Однако помните,

что придут новые участники, которых привлечёт именно ваша группа и ваш образ общины.

Когда вы согласуете между собой критерии поиска земли, уйдёт ещё больше людей – ведь это не та

земля, которую они хотели бы для себя. Но придут новые люди – и окажется, что именно о такой

земле они и мечтали.

Когда вы согласуете между собой финансовые критерии для создания вашей общины, готовьтесь к

новому оттоку – кто‑то обязательно не сможет потянуть по средствам. Но появятся новые люди, и

ваши финансовые критерии помогут им оценить свои возможности.

Когда вы остановитесь на конкретном варианте недвижимости и решите её приобрести, на выходе

может случиться целое столпотворение. Некоторые отступят, потому что, в конце концов, найден

совсем не тот вариант, что задумывался изначально. Другие исчезнут, потому что наступил

критический момент проверки реальностью. В этот миг они заглянули общинной жизни прямо в

лицо – и увы! Оказывается, они совсем не созрели для этого – слишком велика ответственность,

слишком кардинальны перемены в образе жизни.

Тем не менее, после прохождения каждого из этих этапов к вам может присоединиться ещё большее

число людей – просто потому, что им понравитесь вы, им понравится ваш образ общины, они смогут себе

позволить финансовое участие – и ваша прекрасная земля им придётся по душе! Часто это время, когда

поселенцы, наблюдающие со стороны, снова становятся активными и приходят к вам со своими чековыми

книжками.

Итак, вы встали на путь и уже не свернёте. Далее, ваш первый значимый шаг на этом пути –

создание образа вашей общины (community vision).

ГЛАВА 4.

ОБРАЗ ОБЩИНЫ – ЧТО ЭТО И ПОЧЕМУ ЭТО

ВАЖНО.

В общине Плакучая Ива (Willow Bend) наступили трудные времена. Эта небольшая община в

сельской глубинке на Среднем Западе возникла в начале 90‑х без какой‑либо формулировки образа

поселения и без концептуальных документов. То есть у основателей не было выраженного в словах

представления о желаемом будущем, никакого соглашения о том, «почему мы здесь», которое бы

объединяло и вдохновляло членов общины трудиться для достижения их общих целей и устремлений.

В какой‑то момент наступил кризис в совместном бизнесе поселенцев: пропал спрос на

производимые ими деревянные игрушки. В одно мгновение они потеряли почти половину своего годового

дохода. Придавленные тяжелыми финансовыми обстоятельствами, члены общины вели долгие собрания,

пытаясь решить, что им делать дальше. И в этот момент обнаружилось, что жители Плакучей Ивы имели

очень разные представления о цели существования их общины.

‑ Мы здесь для того, чтобы показать людям устойчивый, ресурсосберегающий образ жизни,

работающий в современных экономических условиях, ‑ говорил Том. – Нам нужно как‑нибудь покрыть

убытки и наладить бизнес.

‑ Ничего подобного! – восклицала Кэтлин. – Мы здесь для того, чтобы получать радость от жизни, а

не работать до умопомрачения. Уж лучше сидеть на подножном корму, но быть свободным человеком!

‑ Как вы можете говорить такое? – возмущенно спрашивал Энди. – Наша задача пробуждать людей!

Мы должны показать людям, что можно жить без борьбы, без конкуренции, что можно делиться поровну

тем, что есть, и тогда всем будет хорошо!

Тем не менее, у них не получалось, чтобы всем было хорошо, и они продолжали бороться между

собой, пытаясь выявить скрытый фундамент их общей общинной реальности. Поскольку у них не было

записанного на бумаге общего образа, им некуда было вернуться, не было той общей точки

соприкосновения ценностей, целей и устремлений, которая бы придавала смысл их совместной жизни и

определяла бы их отношение к остальному миру. Так как члены Плакучей Ивы использовали для принятия

решений принцип единогласия, то, даже если большинство из них сошлись бы в одном представлении, они

не смогли бы принять решение о целях всей группы. На первый взгляд, казалось, что они спорили о деньгах.

Но, в действительности, это было выражение скрытого структурного конфликта, порожденного тем, что они

не стояли на единой почве. И в отличие от участников формирующейся инициативной группы, здесь люди с

разными представлениями уже не могли просто разойтись и начать создавать свои собственные общины.

Плакучая Ива была их общим домом, и никто не мог попросить другого уйти из‑за его «неправильного»

видения. Когда конфликт сильно обострился, несколько человек, не видя другого выхода, все‑таки покинули

поселение. И теперь у оставшихся было уже две проблемы: нехватка денег и нехватка людей, чтобы вести

общие дела.

Я думаю, что эта история, взятая из реальной жизни, наглядно показывает, почему так важно с

самого начала определить, «почему мы здесь», и почему все участники общины с самого начала должны

стоять на общей идейной почве.

Кэт Кинкейд, одна из основателей общины Дубы‑Близнецы (Twin Oaks) описывает похожий случай.

Её друзья как‑то раз прочитали документы c описанием образа одного поселения и они им не понравились.

Но потом они встретили одного из поселенцев, и, пообщавшись с ним, пришли в восторг. И решили все‑таки

приехать на место и посмотреть. Приехав же, они были очарованы теплотой и дружелюбием местных

жителей. И решив, что правильнее судить о людях по их поступкам, нежели по их словам, они вступили в

общину, несмотря на свое несогласие с образом и принципами, заявленными в ее концептуальных

документах.

Однако, когда друзья Кэт прожили в поселении несколько месяцев, у них начались трения с его

основателями. Хотя поначалу и те, и другие были дружелюбны и дипломатичны, жизненные цели и

ценности вновь пришедших не были совместимы с целями и ценностями общины. И вскоре это привело к

серьезному конфликту по вопросу направления развития поселения. В конце концов, разногласия и

недоверие стали настолько болезненными, что друзья Кэт решили покинуть общину, и вместе с ними ушли

несколько других участников, разочарованных в своих светлых идеях при виде жестокой борьбы за власть.

«В результате группа осталась опустошенной, слабой и раздраженной, ‑ говорит Кэт. – Это была

трагедия всего поселения. И это далеко не единственный подобный случай».

Я тоже слышала подобного рода истории о самых разных поселениях.

Таким образом, самая первая и главная задача участников формирующейся инициативной группы –

прояснить, сформулировать и записать их общее представление о будущей общине, и удостовериться, что

оно устраивает их всех.

Да, известно несколько довольно старых и, по всей видимости, успешных общин, у которых нет и

никогда не было документа, описывающего их общее видение и цели. Такое может быть, но я не уверена,

что это может работать долго. Если у общины нет общего образа, она может расколоться в момент

серьезного испытания или кризиса. Или же это может медленно и постепенно подтачивать ее

жизнеспособность и благосостояние, ибо каждый небольшой конфликт, возникающий из‑за различия

образов, с годами способствует общему накоплению отчуждения между людьми.

«Общий образ не является ни необходимым, ни достаточным для создания новой общины,

поскольку многие все‑таки создали общину без него, а кто‑то, даже имея образ, потерпел неудачу, ‑

замечает общинный активист Три Брэссен. – Но общий образ существенно увеличивает вероятность успеха.

И если ваша группа все‑таки собирается, невзирая на трудности, окунуться в процесс создания общины, то

разве не было бы непозволительной роскошью отказаться от попытки дать себе максимум шансов на

успех?»

ЗВУЧАТЬ ЧИСТОЙ НОТОЙ

Образ поселения ‑ это совсем не обязательно и совсем не только нечто «видимое». Даже когда он

записан на бумагу, он, на самом деле, есть нечто большее, чем просто набор слов или картинок. Образ

зарождается как некий импульс энергии, которая овладевает тобой и не хочет отпускать. Он как луч

прожектора, освещающий путь вашей группе от того места, где вы находитесь, к месту, куда вы намерены

прийти.

Ваш образ должен быть выражен таким образом, чтобы другие могли легко понять его. Он должен

быть простым, ясным и индивидуальным. Как говорят Коррин Маклафлин и Гордон Дэвидсон, основатели

общины Сириус, он должен «звучать чистой нотой на внутренних уровнях» ‑ и тогда он будет притягивать

тех, кто резонирует с этой нотой.

«Это как камертон, по которому вы измеряете созвучие или диссонанс, ‑ говорит Адам Уолперт,

один из основателей Круга Сеятелей (Sowing Circle) – Он показывает, насколько хорошо вы сплетаете

теорию и практику. Он помогает вам целиться выше».

Будучи записанным на бумаге, хорошо составленный образ поселения:



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 269; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.22.181.209 (0.046 с.)