История развития психологии труда в Республике Беларусь. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

История развития психологии труда в Республике Беларусь.



1925 г. – в Белорусской ССР была создана 1-ая психотехническая лаборатория в БГУ в Минске. Возглавил профессор С.М. Василевский. Лаборатория занималась: вопросы профориентации; профотбор и соответствующие методы исселедов.

1929 г. Психологами БГУ С.М. Василевским, А.А. Гайваровским, С.М. Вержбаловичем опубликовано ФУНДОМЕНТАЛЬНОЕ исслед «Из теории и практики пофориентации и профконсультации»

Период становления психотехники в БССР совпал с периодом становления её в советской психотехники. Это время было тяжелым (Постановления о пед извращениях).

Отличительной особенностью в нашей республике являеться то что психотехника была связана с другими отраслями, и взаимодействовала с физиологией и гигиеной труда, инжинерной психологией, эргономокой, дизайном.

Обширные исследования были начаты в конце 1960-х гг. решались различные задачи по улучшению труда на предприятиях республики.

Основными проблемами современной белорусской психологии труда являются:

· Улучшение труд-ой деятельности человека;

· Формирование проф. Пригодности;

· Формир. Положительной проф. Ориентации;

· Динамика работоспособности человека и д.р.

6. методы исследования психологии труда

Существует несколько классификаций методов психологии труда. Обобщенная классификация включает две большие категории методов: группу неэкспериментальных методов, представляющую собой целенаправленное изучение профессиональной деятельности в естественных условиях, и группу экспериментальных методов, включающую целенаправленное изучение деятельности в специально организованных условиях ее выполнения. Первую группу составляют два основных метода – метод наблюдения и опросный метод – и ряд дополнительных методов и вспомогательных средств. Вторая группа включает эксперимент в двух своих разновидностях: лабораторный и естественный (производственный) эксперимент, а также метод тестов.

Еще одна классификция методов: общие и специальные мтоды псих. труда.Общими психологическими методами, которыми пользуется психология труда, является анализ документов, методы опроса (беседа), анкетирование и т.д.), наблюдение, эксперимент и моделирование. Каждый из этих методов может применяться на различных этапах исследования в соответствии с поставленной при этом задачей.

Общие: I. Анализ документации чаде всего применяется на первом, ознакомительном этапе работы. Он дает общее представление о трудовой деятельности, знакомит с основными проблемами, задачами и т.д.II. Метод опроса специалистов применяется для выявления тех факторов, которые трудно поддаются наблюдению или эксперименту и выступают в двух формах:
- беседа - метод получения ответов на основе непосредственного общения с опрашиваемым. Как научный метод беседа отличается четко поставленной целы), плановостью, точностью формулировок. Как отмечается, положительными качествами беседы является: гибкость, адекватное понимание вопросов;
анкетирование, т.е. получение письменных ответов на поставленные вопросы, может проводиться в двух типах: по типу "свободного ответа'' (ответ пишется в произвольное форме) или по типу "выбранного ответе" (нужно подчеркнуть один из заранее обусловленных ответов). Анкеты второго типа легче поддаются формализованной обработке. Положительная сторона анкетирования - возможность получения большого количества данных за сравнительно короткий срок. Недостатком является то, что в процессе ответа на вопросы возможны искажения. III. Метод наблюдения - способ фиксации фактов м явлений без вмешательства в естественный ход событий с последующим объяснением их психологической природы. IV. Эксперимент - считается основным методом получения научных данных в психологии. Сущность его заключается в том, что явление научается в специально созданных или естественных условиях. Существуют различные мнения о критериях классификации. экспериментов. У. Эдвардс приводит следующие виды эксперимента:
- опытный, пробный;
- методический;
- практически-прикладной;
- критический.
П.Фресс подходит с иных позиций и выделяет:
- целенаправленный эксперимент, когда воздействуют на независимую переменную и изучают результаты этого воздействия;
- эксперимент при заданных условиях, когда экспериментатор не может воздействовать на независимую переменку.

 

7. специфические методы псих. Труда.

Наряду с общими методами в психологии труда сложились свои специфические отраслевые методы. Среди них важнейшими является методы анализа процессов и продуктов трудовой деятельности. Б.Г. Ананьев называет эту группу методов проксиметрическими.

Анализ трудовой дея-ти: I. Профессиографическое описание. Это многоаспектный анализ трудовой деятельности, который осуществляется по профессиографической схеме, являющийся детальным планом анализа и описания конкретной деятельности. Такая схема содержит систематически составленный и наглядно графически расположенный перечень всех важнейших понятий, вопросов, характеристик, по которым должен проводиться анализ. Указывается методический и технический инструментарий, c помощью которого будет разрабатываться профессиограмма [19,28].
2. Хронометраж - является методом объективного наблюдения и представляет собой регистрацию изменений во времени каких-либо параметров трудового процесса c помощью секундомера или часов. При этом можно определить различные временные характеристики трудового процесса и установить распределение затрат времени на выполнение отдельных операций, фактические затраты времени на изготовление сменной нормы, потери времени [14,25].
3. Хронография - графический способ фиксации временных характеристик в условиях производства. С помощью хронографии анализируется состояние и динамика двигательной и сенсорной активности человека в процессе труда. Объектом хронографирования могут служить рабочие движения (скорость, направление, амплитуда, поза, число зрительных, слуховых и тактильных обращений к предмету труда).
4. Метод графического многопланового описания деятельности. Суть метода заключается в том, что деятельность описывается с помощью условных обозначений сразу по нескольким временный векторам. На одном векторе изображаются все операции, неразрывно следующие друг за другом и выполняемые на одном участке рабочей зоны. Совокупность векторов позволяет одновременно отобразить пространственные и временные требования к структуре деятельности и определить значимость и вес каждого действия [16].
5. Метод органиграммы - построение диаграммы последовательности трудовых действий с целью изучения динамики труда и изменения требований к выполнению операций на отдельных этапах производственного процесса. Исходным материалом здесь могут служить технологические инструкции, схемы и диаграммы [28].
6. Трудовой метод. Сущность его заключается в том, что исследователь сам осваивает изучаемую им трудовую деятельность и все данные представляет в виде упорядоченный повседневных записей. Основным недостатком этого метода является трудность ведения записи самонаблюдения и фактов трудового процесса. Но собранный материал порой представляет большой интерес, поскольку наблюдатель не просто предполагает существование тех или иных психических состояний у работающего, а получает информацию о них на основе собственного опыта [22].
7. Анализ движений. Сущность этого метода заключается в том, что трудовая деятельность описывается с помощью определенной классификации движений на макро- и микроуровнях. Для каждого движения, входящего в классификацию, устанавливаются определенные временные нормативы (например, классификация движений по Р.Б. Гильбрету содержит 460 микроэлементов и их нормативов.
8. Метод объективной регистрации трудовых операции - циклограмма (фотосъемка движения на неподвижную пластину) и киноциклограмма (фотосъемка сложных циклических движений) - применяются для плоскостной регистрации движений. Для исследования пространственных перемещений используют стереоскопическую съемку, киносъемку, запись на видеомагнитофон, которые могут быть ускорены или замедлены, сняты на обычной скорости или импульсно, что позволяет анализировать трудовые операции до мельчайших подробностей и выявлять таким образом те или иные закономерности трудового процесса.
9. Анализ ошибочных действий имеет целью выявление наиболее часто встречающихся в процессе труда ошибок и последующего анализа их характера, что позволяет наметить в дальнейшем реальные пути их устранения. В настоящее время существуют многочисленные классификации ошибочных действий и различные схемы, которые могут применяться при анализе.
10. Алгоритмический анализ деятельности основывается на операционном анализе, при этом трудовая деятельность дробится до отдельных "оперативных единиц", в качестве которых выступают логические условия и операторы (все элементарные действия). Алгоритм - определенная последовательность действий - составляется вначале в описательной форме, а затем представляется в символической записи или в виде кинематического графика. Методы оценки алгоритма позволяют охарактеризовать динамическую интенсивность рабочего процесса, стереотипность, логическую сложность операции и т.д.

Для оценки продуктов трудовой деятельности используют
следующие методы:
- анализ продуктов деятельности (количество изделий в единицу временя, качество изделий и т.д.);
неметрическое и метрическое шкалирование. Шкалы различают номинативные, порядковые, интервальные, пропорциональные, икали оценок. Их можно применять как аналитический инструмент;
- метод экспертных оценок предполагает использование одного из следующих методов: ранжирование, катод непосредственных оценок, метод неполного парного сравнения, или последовательного сравнения.

изучении требований, предъявляемых профессией к человеку, способностей, мотивации и т.д.: (классификация ананьева) - беседа, опрос, интервью, опросники, социометрия;
- тесты:
а) стандартизированные (тесты успешности, тести одаренности, тесты интеллекта, тесты профпригодности, тесты трудоспособности, система и шкала Векслера);
б) нестандартизированные (где испытуемый получает многозначное и неконкретное задание).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 918; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.151.214 (0.008 с.)