Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Культура речи. Основные аспекты культуры речи↑ Стр 1 из 5Следующая ⇒ Содержание книги Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ по русскому языку и культуре речи студента группы ____________ _________ (ФИО)____________ Культура речи. Основные аспекты культуры речи
Прочитайте рассуждение одного из героев повести А. Алексина «Саша и Шура». Можете ли Вы согласиться с его мнением? Писатель Тургенев говорил, что русский язык «великий и могучий». Это он, конечно, правильно говорил. Но только почему же он не добавил, что русский язык еще и очень трудный? Забыл, наверное, как в школе с диктантами мучился. Так рассуждал я, огибая березовую рощу. Но, может быть, думал я, во времена Тургенева учителя не так уж придирались и не снижали отметки за грязь и за всякие безударные гласные? А я вот из-за этих самых безударных столько разных ударов получал: и в школе, и дома, и на совете отряда! А вообще-то, рассуждал я, какая разница – писать ли «моршрут» или «маршрут», «велосипед» или «виласипед»? От этого ведь велосипед мотоциклом не становится. Важно только, чтобы все было понятно. А какая там буква в середине стоит – «а» или «о», - это, по-моему, совершенно безразлично. И зачем только люди сами себе жизнь портят? Когда-нибудь они, конечно, додумаются и отменят сразу все грамматические правила. Но так как пока еще люди до этого не додумались, а додумался только я один, мне нужно готовиться и сдавать переэкзаменовку.
Прочитайте текст. Чем обусловлено возникновение комического эффекта? На выставке представлена новая книга. В предисловии написано: «Представленная автором психоделическая фантасмагория раскрывает перед читателем диалектическую взаимосвязь синдрома абстиненции, когда индивидуум не способен селективно абстрагироваться от латентно присущих ему девиантных аберраций, являя тем самым пример конвергенции деструктивной ментальности и перманентно когнитивного креатива». Книга рекомендована для домашнего чтения в 1-3 классах начальной школы. Прочитайте рассказ А. Моисеева «Незнакомка». Охарактеризуйте впечатление, созданное девушкой о себе. «Я увидел её в кино. Шелестящая полутьма зрительного зала вдруг смолкла, словно посторонилась, а потом мне показалось, что желтоватые огни в тяжелых пыльных люстрах засеребрились, засверкали и вдруг вспыхнули радостно и торжественно. «Средь шумного бала, случайно, в тревоге мирской суеты тебя я увидел …» - пронеслось у меня в голове. Серые глаза, тонкие красивые руки – она напомнила незнакомку в картине Крамского. У меня потемнело в глазах. Девушки, современные девушки! – почему вас упрекают в прозаичности? Ведь вы так красивы и загадочны… Что же изменилось, что? И мне вдруг захотелось бродить с ней по спящему изумрудному городу с разноцветными пятнами окон, собирая падающие звезды, говорить с ней… Как она улыбается? Наверно, у нее улыбка Джоконды… Я выучу для неё лучшие стихи, буду читать ей в лицах трагедии Шекспира… Она заметила мой взгляд и улыбнулась. Наши глаза встретились. Стало вдруг тихо-тихо и как-то хорошо. И вдруг она сказала негромко: - Ну, чего вылупился?»
Творческая лаборатория Вспомните пословицы и поговорки, отражающие правила речевого этикета и содержащие рекомендации по речевому воздействию на собеседника (например, гордым быть – глупым слыть). Сформулируйте идеальную модель общения на основе русских поговорок.
Исследовательская лаборатория Подготовьте сообщение. 1. Типы речевых культур в русском национальном общении. 2. Коммуникативный идеал в русском национальном общении. Нормативный аспект русского языка Орфоэпические и акцентологические нормы Выпишите слова, в которых нарушены орфоэпические и акцентологические нормы. Апостр о ф, афин я нин, вероиспов е дание, взаимообразно, дерматин, дон е льзя, инциндент, исчерп а ть, конкурентноспособный, к у хонный, м а стерски, новорождённый, опека, пироженое, подскользнулся, предвосхит и ть, прин у дить, скрупулезный, тол и ка, укра и нский, флюрография, ход а тайствовать, ч е рпать. Прочитайте тексты. Обратите внимание на произношение выделенных курсивом слов. Балованный агент действительно черпал удовольствие в покупке пеленок для новорожденной дочери, которую он видел только мельком. Вероисповедание агента, которого не компрометировала принадлежность к аристократии (свой гербовый знак он хранил вместе с фотографией дяди- украинца), не позволяло ему менять гражданство, испытывать катарсис от пребывания в партере театра, читать пасквили и выносить приговоры. На его мышление повлияло изучение традиций русской иконописи. Он ощущал себя не еретиком, а избранником небес и видел знамение последних времен в каждом новом изобретении. Экзальтированным друзьям агента было завидно, что он, как глубоко верующий христианин, посвящает свой досуг дому и никогда не покидает семью по воскресеньям. Они мастерски устроили заговор и начали его третировать. Они утверждали, что его жизнь нормирована донельзя, и в конце концов принудили его нарушить все табу. Завсегдатаи ресторанов, работники таможни и хозяева рудников, они повели его на воскресную вечеринку в кулинарию, где спиртное лилось прямо из водопровода, однако его продавали втридорога. И только давнишним друзьям хозяева отпускали товар по оптовой цене. Очутившись за столиком, друзья заказали гренки, вино в пиале, свеклу, творог, щавель и языковую колбасу. Исчерпав все средства убедить нашего героя пригубить вина, его друзья подлили ему малую толику алкоголя в газированную воду. Но и этого мизерного количества оказалось достаточно для того, чтобы облегчить намерение компании устроить дебош. Лицо агента начало багроветь, он кашлянул и предложил ходатайствовать о заключении договора об организации целой индустрии по добыче гусениц и обеспечению их превращения в бабочек. «Нас ждет, – уведомил он всех, – гарантированный успех, ведь аналога подобной индустрии не существует, прибыль мы будем получать каждый квартал, и я смогу баллотироваться на пост президента». Затем агент предложил друзьям поехать в его зимовье, находящееся в 735 километрах от кулинарии, если двигаться наискось. Но тут он полностью забыл алфавит и всю языковую систему в целом и потерял сознание. Очнулся он утром в помещении, где были закупорены все форточки. Скоро он понял, что находится в аэропорту. Как он добрался до аэропорта, он не знал. Сидевший рядом столяр рассказал ему, как он брыкался, кричал, что не хочет идти в диспансер, кидался невесть откуда взявшимися кухонными ножами, за что его чуть не заключили под арест. Агент решил тотчас же позвонить домой и вдоль старого бензопровода, оставленного ржаветь, и мешков с цементом отправился к ближайшему таксофону, на ходу придумывая алиби. Домашнее задание Пользуясь словарями, расставьте ударение в словах.
Лексические нормы
Заполните таблицу.
Морфологические нормы Употребление числительных Синтаксические нормы
Подготовьте сообщение. 1. Коммуникативный лидер – эталон речевого поведения. 2. Типичные нарушения литературных норм в устной речи студентов. 3. Культура речи в повседневном общении. 4. Виды и причины языковых ошибок и коммуникативных неудач. 5. Современный молодежный жаргон. __________________________________________________________________________ Вопросы для самоконтроля: 1. Дайте определение понятия «культура речи». Раскройте содержание компонентов понятия 2. Назовите особенности современной речевой ситуации. Нуждается ли, по вашему мнению, русский язык в защите? 3. Что такое языковая норма? Необходима ли она? 4. Назовите основные нормы современного русского литературного языка. Выявите её характерные признаки. 5. Распределите ошибки по типам (речевые, стилистические, грамматические), приведите примеры: использование слова в несвойственном ему значении, нарушение лексической сочетаемости слов, плеоназм, тавтология (повторение однокоренных слов), речевая недостаточность, нарушение стилистической однородности речи, неудачное использование местоимения, нарушение структуры слова, ошибки в согласовании, ошибки в управлении. 6. Назовите основные словари-справочники современного русского литературного языка. В каком словаре можно проверить правильность написания слов? В каком словаре можно проверить нормы произношения и ударения? В каком словаре можно можно найти замену какому-либо слову или сочетанию, ответ на вопрос, как сказать иначе, как другими словами выразить ту же мысль, назвать тот или иной предмет? Подготовьте сообщение. 1. Этика делового общения. 2. Речевой этикет: «максимы вежливости» и средства их выражения. 3. Интернет как новое средство коммуникации. 4. Условия эффективного речевого взаимодействия. 5. Коммуникативные барьеры. 6. Правила телефонного этикета.
Вопросы для самоконтроля: 1. Назовите основные функции общения. Приведите примеры их реализации в различных ситуациях общения. 2. Как в различных словарях (толковом, психологическом, педагогическом и др.) толкуется значение слова “общение”. Что общего и различного в толковании этого понятия? 3. Какие признаки индивида определяют понятие «языковая личность»? 4. Дайте понятие эффективной коммуникации. Выявите её характерные признаки. 5. Соблюдение коммуникативного равновесия. 6. Перечислите принципы делового общения. 7. Назовите основные законы общения.
Функциональные стили языка Публичное выступление Используйте градацию.
Образец. Мои оппоненты называют это недостатками. Но это не просто недостатки, это даже не ошибки, это настоящее преступление.
I. Они говорят, что к этому человеку надо принять меры. К нему не просто надо принять меры, его нужно... его надо... 2. Начальство говорит, что на это дело нужна значительная сумма. Эта сумма не просто значительна, она... она... для нашего бюджета. 3. Она не просто симпатичная, она... она просто...
Ниже.
1. Что дает человеку образование? 2. Должна ли оплачиваться помощь детей родителям по дому? 3. Можно ли победить блат? 4. Кто больше успевает — тот, кто только учится или тот, кто еще и подрабатывает? 5. Какие жертвы могут принять дети от родителей? 6. Исправляет ли преступника тюрьма? 7. Надо ли разрешить курение в школе? 8. Как победить пьянство? 9. Нужна ли нам цензура? 10. Должны ли родители помогать детям выполнять домашние задания? 11. Могут ли все жить богато? 12. Можно ли искоренить преступность?
Подготовьте сообщение.
1. «Ораторский страх» и пути его преодоления. 2. Оратор и аудитория. 3. Средства выразительности в публичном выступлении. 4. Искусство спора, дискуссии, полемики. 5. Нечестные приемы в поведении полемистов. Позволительные и непозволительные уловки в споре.
____________________________________________________________________________ Вопросы для самоконтроля:
1. Перечислите условия эффективности публичной речи. 2. Назовите основные понятия риторики. 3. Перечислите способы привлечения внимания, доказательства и опровержения. Укажите основные виды аргументов. 4. Подготовка речи: выбор темы, цель речи, поиск материала, начало, развертывание и завершение речи. Основные приемы поиска материала и виды вспомогательных материалов. Словесное оформление публичного выступления. Требования к публичному выступлению. 5. Укажите особенности информирующей (информативной) речи. Какие средства активизации внимания слушателей должен использовать оратор в процессе публичного выступления информирующего характера. 6. Укажите особенности аргументирующей речи. Перечислите задачи оратора, решаемые в процессе подготовки аргументирующей речи. 7. Умение отвечать на вопросы. Виды вопросов и ответов.
Вопросы к зачету 1. Необходимость введения курса «Русский язык и культура речи» в систему высшего профессионального образования. Предмет, цели и задачи дисциплины. 2. Коммуникация как основа всех видов человеческой деятельности. Коммуникация и язык. 3. Язык как знаковая система. 4. Функциональные разновидности литературного языка и выполняемые ими социальные функции. 5. Нормирование языковой деятельности. Понятие о языковой норме. 6. Нормы правописания. 7. Пунктуационные нормы современного русского языка. 8. Морфологические нормы современного русского языка. 9. Синтаксические нормы современного русского языка. 10. Орфоэпические нормы современного русского языка. 11. Функционально-смысловые типы речи. 12. Вербальные и невербальные средства общения. 13. Особенности делового общения. 14. Официально-деловая письменная речь. 15. Национальные и культурные традиции речевого этикета. 16. История образования русского литературного языка. 17. Историческое изменение языковых норм. 18. Ударение в современном русском языке. 19. Явление многозначности (полисемии). 20. Книжная и разговорная речь. Условия функционирования. 21. Особенности официально-делового стиля. Характеристика его текстовых и языковых параметров. 22. Классификация документов. 23. Особенности научного стиля. Характеристика его текстовых и языковых параметров. 24. Особенности публицистического стиля. Характеристика его текстовых и языковых параметров. 25. Разговорный стиль и его языковые особенности. 26. Язык художественной речи. 27. Основы мастерства ораторской речи. 28. Этапы выступления и способы словесного оформления публичной речи. 29. Текст и его преобразование: структурно-семантические типы (микро)текстов; типы межфразовых связей, организующих (микро)текст. 30. Правильность речи как коммуникативное качество. 31. Точность, логичность и чистота как коммуникативные качества речи. Паронимы. 32. Богатство речи как коммуникативное качество. 33. Телефонный этикет. Максимы телефонной коммуникации. 34. Спор, дискуссия, полемика. 35. Культура и культура речи. 36. Лексическая парадигматика и синтагматика. 37. Фразеологизмы и их употребление в речи. 38. Семантика этикетных формул. Проблемы современного русского речевого этикета.
РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ по русскому языку и культуре речи студента группы ____________ _________ (ФИО)____________ Культура речи. Основные аспекты культуры речи
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 689; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.32.243 (0.01 с.) |