Исследовательская лаборатория 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Исследовательская лаборатория



В каждом их предложений зашифровано имя существительное, которое сочетается с указанными глаголами. Определите это существительное.

1. Ее заводят и поддерживают, в нее вступают и ее завязывают, ее проводят и она идет.

2. В него входят и их него выводят, в него ставят и их него выпутываются, в него попадают и в нем находятся.

3. Перед ней можно стоят или же ее выдвигать, ее затрагивают, ее ставят или она встает сама.

4. Он для чего-нибудь служит, для чего-либо его дают, его ищут и находят.

5. Его завоевывают и им пользуются, его предоставляют и лишают.

6. В ней держат и хранят, в ней можно перебирать и из нее можно выбрасывать, что-нибудь в нее врезается и из нее выскакивает, она отказывает и изменяет.

7. В нее вставят и ее возлагают, ее снимают и сваливают, ее берут на себя.

8. Его роняют и укрепляют, его заслуживают или завоевывают, он шатается и падает

 

Вставьте слово, которое означает то же самое, что и два слова вне скобок.

Среда (________) область; авторитет (___________) тяжесть; вещь (________)дисциплина; гигант (___________)нагреватель; помощь (___________) кончина; талант (_________)подношение; потрясение (________) паралич; сыщик (_________)сало; облик (_______) зрелище; глушь (_________) отверстие.

Подберите русский эквивалент для следующих слов.

Адепт, блокбастер, девальвация, дезавуировать, демагогия, квота, консалтинг, нюанс, нивелировать, саммит, филигранный.

 

Объясните значения следующих иноязычных выражений.

Альма-матер, альтер эго, а-приори, де-факто, де-юре, идефикс, карт-бланш, комильфо, моветон, нотабене, ноу-хау, персона грата, постфактум, статус-кво, тет-а-тет.

 

Заполните таблицу.

 

I. Преобразованное высказывание Первоначальный вариант прецедентного текста Автор (если есть) Источник
1. Квартирный вопрос испортил депутатов.      
2. Почему чиновники не летают, как люди?      
3. Все граждане равны, но некоторые равнее других.      
4. Служить бы рад, прислуживаться тоже.      
5. Ассанж на оба ваши дома!      
6. Прогибайтесь, господа, прогибайтесь!      
7. Ой, Вань, гляди, какие выборы      
8. Сбылась мечта патриота      
9. Кто гуглит, тот всегда найдет      
10. Мы рождены, чтоб Кафку сделать былью      
11. Я другой такой страны не знаю, где так вольно, смирно и кругом.      
12. Ваше слово, товарищ браузер      
13. Яндекс следит за тобой      

 

 

II. Цитата Автор Произведение
1. Мы все учились понемногу чему-нибудь и как-нибудь.    
2. Никогда не разговаривайте с неизвестными.    
3. Может быть, тебе дать еще ключ от квартиры, где деньги лежат?    
4. Ударим автопробегом по бездорожью и разгильдяйству.    
5. Двухминутки ненависти.    
6. Ах! злые языки страшнее пистолета.    
7. Не шалю, никого не трогаю, починяю примус.    
8. Утром мажу бутерброд Сразу мысль: а как народ? И икра не лезет в горло, И компот не льется в рот!    
9. Поздравляю вас, гражданин, соврамши!    
10. Аркадий, не говори красиво.    
11. Владелец заводов, газет, пароходов.    
12. Мы с тобой одной крови, ты и я.    
13. Не вынесла душа поэта.    
14. Полковнику никто не пишет.    
15. Такая корова нужна самому!    
16. Умом Россию не понять.    
13. Ученье – вот чума; ученость – вот причина.    

 

 

Морфологические нормы

Употребление числительных

Как пишется порядковое числительное, образованное от числа 146 000 000?

1. Стасорокашестимиллионный 2. Стосорокашестимиллионный

3. Сто сорока шестимиллионный 4. Стосорока шестимиллионный

Какое сочетание с числительным «пол-» написано с ошибкой?

1. Пол-лимона 2. Пол-Америки 3. Пол-Лондона 4. Пол-литровка

Здание охраняется 650 сотрудниками милиции». Как правильно написать это словами?

1. Шестьюстами пятьюдесятью 2. Шестьюста пятидесятью

3. Шестистами пятидесятью 4. Шестиста пятьюдесятью

4. Выберите правильный вариант:

1. Восемьсотпятидесятилетие 2. Восьмисотпятидесятилетие

3. Восемьсотпятьдесятлетие 4. Восьмисот пятидесятилетие

5. «Дача в 150 километрах от города». Выберите правильный вариант замены числительного:

1. В полуторастах километрах 2. В полторастах километрах

3. В полутораста километрах 4. В полтораста километрах

6. Найдите ошибку:

1. Четверо спортсменов 2. Трое продавщиц 3.Пятеро учеников 4. Шестеро детей

7. Как правильно: «Удалось спасти…»

1. Двадцать двух шахтеров 2. Двадцать два шахтера

3. Двадцати двух шахтеров 4. Правильной формы нет, лучше сказать: «Более двадцати шахтеров»

8. Найдите правильный вариант:

1. Тридцать три целые четыре десятых процента 2. Тридцать три целых четыре десятых процента 3. Тридцать три целых четыре десятых процентов 4. Тридцать три целые четыре десятые процента

9. «Текст надо печатать с … интервалом». Вставьте пропущенное слово:

1. Двухсполовинным 2. Двух с половинным 3. Двусполовинным

4. Правильного варианта нет, лучше сказать: «С интервалом два с половиной»

Космонавты пробыли на орбите 93 суток». Какое сочетание со словом «сутки» будет правильным?

1. Девяносто трое суток 2. Девяносто и трое суток 3. Девяносто три сутки 4. Правильного варианта нет, лучше сказать: «Девяносто три дня»

Синтаксические нормы

 

Тип ошибки Пример Способ устранения
1. Управление при однородных членах предложения Подбирать и готовить кадры.   Трест организовал и руководит предприятиями.  
2. Нанизывание падежей Для решения задачи ускорения подъема уровня промышленного производства…      
3. Выбор падежа в конструкциях с близкими по значению однокоренными словами Беспокоится за детей.   Опираться на результатах.   Оплатить за проезд.    
4. Выбор правильного падежа и предлога Указать о том, что…     Ввиду прошедших дождей…     Вследствие предстоящего отъезда…     Благодаря болезни….    
5. Употребление причастных оборотов Организации, первыми заасфальтирующие подъездные пути, будут отмечены премией.   Вокруг меня улыбающие лица.   Он говорил о порядках, господствующих здесь до революции.   Перед нами стояла березка, колеблющаяся ветром.  
6. Употребление деепричастных оборотов Проезжая березовую рощу, у меня закружилась голова. Проезжая березовую рощу, мне стало грустно.   Убежав из дома, мальчик был найден родителями.  

Исследовательская лаборатория

Подготовьте сообщение.

1. Коммуникативный лидер – эталон речевого поведения. 2. Типичные нарушения литературных норм в устной речи студентов. 3. Культура речи в повседневном общении.

4. Виды и причины языковых ошибок и коммуникативных неудач. 5. Современный молодежный жаргон.

__________________________________________________________________________

Вопросы для самоконтроля:

1. Дайте определение понятия «культура речи». Раскройте содержание компонентов понятия

2. Назовите особенности современной речевой ситуации. Нуждается ли, по вашему мнению, русский язык в защите?

3. Что такое языковая норма? Необходима ли она?

4. Назовите основные нормы современного русского литературного языка. Выявите её характерные признаки.

5. Распределите ошибки по типам (речевые, стилистические, грамматические), приведите примеры: использование слова в несвойственном ему значении, нарушение лексической сочетаемости слов, плеоназм, тавтология (повторение однокоренных слов), речевая недостаточность, нарушение стилистической однородности речи, неудачное использование местоимения, нарушение структуры слова, ошибки в согласовании, ошибки в управлении.

6. Назовите основные словари-справочники современного русского литературного языка. В каком словаре можно проверить правильность написания слов? В каком словаре можно проверить нормы произношения и ударения? В каком словаре можно можно найти замену какому-либо слову или сочетанию, ответ на вопрос, как сказать иначе, как другими словами выразить ту же мысль, назвать тот или иной предмет?

Коммуникативные качества речи

1. Заполните таблицу. Что такое коммуникативные качества речи? Приведите примеры речевых ошибок, связанных с нарушением требований точности, богатства, выразительности, правильности и т. п. речи.

Правильность    
Точность    
Понятность    
Логичность    
Содержательность    
Богатство и выразительность    
Уместность    
Чистота    

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 880; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.59.187 (0.019 с.)