ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Организация учета материалов на складе и в бухгалтерии



Аналитический учет производственных материалов ведется по их видам, местам хранения и материально-ответственным лицам. Каждому виду материалов присваивают соответствующий номенклатурный номер, разрабатываемый в разрезе отдельных наименований или групп товаров. Его записывают в специальный документ – номенклатуру-ценник. В нем также указывают учетную цену и единицу измерения материалов.

Учет поступивших материалов на складе ведется в Карточках складского учета (форма №М-17). Основные реквизиты:

- Номер склада

- Наименование материала

- Марка

- Сорт

- Размер

- Номенклатурный номер

- Единица измерения

- Цена

- Норма запаса

Карточки являются документом строгой отчетности и выдаются кладовщику под расписку. МОЛ производит записи в карточках на основании первичных приходно-расходных документов в день совершения операции в натуральном выражении. После каждой записи кладовщик выводит остаток. Ежемесячно материально ответственные лица составляют отчеты о движении материальных ценностей, в которых подсчитывают наличие на начало месяца, приход, расход и наличие на конец месяца.

В установленные сроки документы по приходу и расходу сдаются в бухгалтерию по реестру приемки-сдачи документов в 2-х экземплярах. Первый сдается в бухгалтерию, второй остается на складе.

Существует 2 метода учета материалов на складе и в бухгалтерии:

1) Бухгалтерский (количественно-суммовой)

2) Сальдовый (оперативно-бухгалтерский)

При первом методе в бухгалтерии на каждый вид материальных ценностей открываются карточки количественно-суммового учета. Ежемесячно в карточках выводятся обороты за месяц и остатки на начало следующего месяца. Затем данные карточек переносятся в количественно-суммовые (оборотные) ведомости, которые составляются по каждому складу и материально-ответственному лицу, а внутри этих документов – по субсчетам и аналитическим группам. На основе оборотных ведомостей составляется сводная оборотная ведомость по группам, субсчетам, синтетическим счетам, по складам и подразделениям в целом. Сводные оборотные ведомости сверяются с данными синтетического учета.

Таким образом, при этом методе на складе и в бухгалтерии осуществляется дублирование записей в карточках. Различие состоит в том, что на складе учет ведется в количественном выражении (в натуральном), а в бухгалтерии - и в количественном и в стоимостном.

При сальдовом методе учета на складе количественный учет материалов ведется на основании первичных документов в карточках или книгах складского учета, а в бухгалтерии – в ведомости учета остатков материалов (сальдовая ведомость). Еженедельно бухгалтер принимает первичные документы от материально-ответственного лица, сверяет записи в карточках и подтверждает это своей подписью (в карточках). Одновременно бухгалтер проверяет правильность выведения остатков. В конце месяца МОЛ по данным карточек подсчитывают остаток по каждому номенклатурному номеру материалов.

Данные об остатках переносятся в сальдовые ведомости. В бухгалтерии остатки таксируют (количество*цену) и выводят суммовые итоги по учетным группам материалов, субсчетам и по складам.

На основании сальдовых ведомостей по каждому складу составляется сводная сальдовая ведомость, которая сверяется с данными синтетического учета.

 

9.1 Документальное оформление движения готовой продукции

Готовая продукция с/х производства приходуется на основании первичных документов, специализированные формы которых утверждены Постановлением Госкомстата РФ от 29.09.1997г. №68 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учета сельскохозяйственной продукции и сырья».

К основным документам относятся:

1) Реестр отправки зерна и другой продукции с поля (форма №СП-1)

2) Реестр приема зерна и другой продукции (форма СП-2)

3) Путевка на вывоз продукции с поля (форма СП-4)

4) Талон водителя (СП-5)

5) Талон комбайнера (СП-6)

6) Талон бункериста (СП-7)

7) Реестр приема зерна от водителя (СП-8)

8) Реестр приема зерна весовщиком (СП-9)

9) Выписка из реестра о намолоте зерна и убранной площади (СП-10)

10) Ведомость движения зерна и другой продукции (СП-11)

11) Акт на сортировку и сушку продукции растениеводства (СП-12)

12) Дневник поступления с/х продукции (СП-14)

13) Дневник поступления продукции закрытого грунта (СП-15)

14) Дневник поступления продукции садоводства (СП-16)

15) Журнал учета надоя молока (СП-21)

16) Акт настрига и приема шерсти (СП-24)

17) Журнал учета приема молока от граждан (СП-22)

18) Ведомость переработки молока и молочных продуктов (СП-27)

19) Товарно-транспортная накладная (зерно) (СП-31)

20) Товарно-транспортная накладная (животные) (СП-32)

21) Товарно-транспортная накладная (овощи) (СП-34)

 

9.2 Синтетический учет готовой продукции

Учет готовой продукции ведется на активном счете 43, по Д которого отражается поступление готовой продукции, а по К – ее списание. К счету 43 могут открываться субсчета в зависимости от вида оприходованной готовой продукции:

¨ 43-1 – готовая продукция растениеводства

¨ 43-2 – готовая продукция животноводства, и т.д.

В с/х организациях готовая продукция в течение учетного периода оценивается по плановой (нормативной) себестоимости. В конце года плановая себестоимость доводится до фактической путем списания калькуляционных разниц:

Калькуляционная разница = фактическая с/с – плановая с/с

В конце отчетного периода калькуляционные разницы списываются следующим образом:

а) Если фактическая с/с меньше плановой с/с, то методом «красное сторно»:

- По реализованной продукции – Д 90-2 К 20-1,2,3…

- На остаток готовой продукции – Д 43 К 20-1,2,3...

б) Если фактическая с/с больше плановой, то сумма корректировки списывается дополнительной записью

- По реализованной продукции – Д 90-2 К 20-1,2,3…

- На остаток готовой продукции – Д 43 К 20-1,2,3…

Если с/х продукция используется в качестве сырья (зерно на семена, сено, силос, солома, корнеплоды, навоз), то она приходуется на 10 счет. Если готовая продукция была оприходована на 43 счет, но затем производится изменение ее назначения, то делается запись – Д 10 К 43.

Поступление готовой продукции

Оприходована готовая продукция растениеводства (овощи открытого и закрытого грунта), продукция садоводства 20-1
Оприходована продукция от молодых многолетних насаждений: а) не сданных в эксплуатацию б) после ввода в эксплуатацию 43 43 08 20-1
Оприходована готовая продукция промышленных и подсобных производств (колбасных, молочных, кондитерских, плодоовощных и т.д. 20-3
Оприходованы молоко, яйца, мясо, мед, рыба и т.д. 20-2

 

Списание готовой продукции

Готовая продукция списывается в реализацию по плановой с/с через счет 90 "Продажи"

Начислена выручка от продажи готовой продукции 90-1
Начислен НДС с суммы выручки (для с/х продукции - по ставке 10/110) 90-3
Списана реализованная готовая продукция (по плановой себестоимости) 90-2
Списана калькуляционная разница по доведению плановой себестоимости до фактической 90-2 90-2 20-1,2,3 20-1,2,3
Списаны расходы, связанные с реализацией продукции 90-2
Выявлен финансовый результат от продажи - прибыль - убыток 90-9 99 99 90-9
Списание готовой продукции, выданной в счет натуральной оплаты труда:
Начислена з/п 20,23,25,26,44…
Выдана натуральная оплата труда 90-1
Списана выданная готовая продукция 90-2

 

Аналитический учет готовой продукции ведется по видам продукции различных отраслей. Синтетический учет ведут в ж/о №10-АПК (оприходование) и в ж/о №11-АПК (реализация).

 

9.3 Особенности учета зерновой продукции

Полученное товарное зерно первоначально приходуется в бункерном весе по плановой себестоимости. В дальнейшем зерно подвергается очистке и сортировке, в результате чего получается чистое зерно, зерноотходы, неиспользуемые отходы и происходит усушка зерна. Оприходование зерна может отражаться в бухучете двумя способами:

I. При этом способе ранее оприходованное зерно в бункерном весе сторнируется (списывается «красным сторном»), а затем приходуется только чистое зерно (на 43 счет) по цене чистого зерна, а также приходуются зерноотходы (на 10 счет) по плановой себестоимости зерноотходов

Оприходовано зерно в бункерном весе по плановой с/с чистого зерна 20-1
После сортировки сторнирована стоимость зерна в бункерном весе (по цене чистого зерна) 20-1
Оприходовано чистое зерно согласно акта сортировки и сушки (плановая цена 1ц чистого зерна) 20-1
Оприходованы зерноотходы, полученные после сортировки и сушки 20-1

 

Зерноотходы приходуются по плановой себестоимости 1ц зерноотходов, которая равна:

Плановая с/с 1ц з/отх=Плановая с/с 1ц чистого зерна * Кол-во содержащегося зерна в з/отх

II. При этом способе после оприходования зерна в бункерном весе на основании акта сортировки и сушки производится только корректировка ранее оприходованной готовой продукции. При этом сторнируется только стоимость зерноотходов и усушки по плановой себестоимости 1ц чистого зерна. Затем приходуются зерноотходы по плановой себестоимости 1ц зерноотходов, рассчитанной исходя из процентного содержания зерна в зерноотходах.

 

Плановая с/с 1ц з/отх = плановая с/с 1ц чистого зерна * % содержания зерна в з/отх

Оприходовано зерно в бункерном весе по плановой с/с 20-1
Сторнирована стоимость зерноотходов (по плановой с/с чистого зерна) 20-1
Оприходованы зерноотходы (по плановой с/с 1ц зерноотходов) 20-1
Сторнирована стоимость неиспользованных отходов и усушки (по плановой с/с 1ц чистого зерна) 20-1

 

 

11.

Инвентаризация – это сверка данных бухгалтерского учета с фактическим наличием материальных ценностей.

Перед началом инвентаризации МОЛ дают расписку в том, что все поступившие материальные ценности оприходованы, выбывшие – списаны, а все первичные документы сданы в бухгалтерию. Бухгалтерия к моменту проведения инвентаризации составляет инвентаризационные описи (форма №ИНВ-3). Инвентаризация проводится по местам нахождения ТМЦ и МОЛ. Складские операции в этот период не проводятся. Комиссия проверяет фактическое наличие материальных ценностей путем их подсчета, обмера, взвешивания и т.д. проверка производится сплошным методом с обязательным участием МОЛ. Фактическое наличие материальных ценностей отражается комиссией в инвентаризационных описях шариковой ручкой четко, без помарок и подчисток. Описи подписывают все члены комиссии и МОЛ. При отсутствии хотя бы одной подписи результаты инвентаризации могут быть признаны недействительными.

И. описи составляются в двух экземплярах. Один остается у МОЛ, второй передается в бухгалтерию. В бухгалтерии фактические данные о наличии материальных ценностей из И. описей сверяются с данными бухучета. В случаях выявленных расхождений (излишки или недостачи) составляют сличительные ведомости (ИНВ-19). При выявленных расхождениях председатель комиссии докладывает руководителю. Если выявлена недостача, то бухгалтер рассчитывает недостачу в пределах норм естественной убыли, остальная сумма недостачи рассматривается как недостача сверх норм (относится на МОЛ).

Взаимный зачет излишков и недостач в результате пересортицы может быть допущен в виде исключения, если:

· Излишки и недостачи выявлены за один и тот же период

· У одного МОЛ

· По материальным ценностям одного и того же наименования в тождественных количествах

Результаты отражаются в Ведомости результатов, выявленных инвентаризацией (форма №ИНВ-26)





Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.232.96.22 (0.01 с.)