Глава 3. Основные вербальные средства речевой выразительности и их типологизация 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 3. Основные вербальные средства речевой выразительности и их типологизация



Вопросы

1. Какие преимущества и какие сложности связаны с применением тропов?  
2. Каковы стилевые границы и пределы использования тропов? Грачев Илья Олегович
3. Как и в каких масштабах применяются тропы в разных функцио-нальных стилях речи? Кривонос Анна Владимировна
4. Когда, и в каких формах уместно использование фразеологизмов и элементов фольклора? Максюта Артем Андреевич
5. Когда и с какой целью допустимо смешение разных функцио-нальных стилей? Матвеева Василиса Владимировна
6. Каково место и роль эвфемизмов, дисфемизмов и ярлыков в рече-вой культуре? Муравецкая Евгения Олеговна
7. За что мы ценим идеи оратора? Петрова Ольга Андреевна
8. Функции тропов и риторических фигур: что в них общего и что различного? Руденко Елизавета Николаевна
9. В чем проявляется сходство и различие тропов и эпитетов? Склярова Виктория Евгеньевна
10. Каковы речевые функции фразеологизмов как аккумуляторов народной мудрости? Сысоева Евгения Игоревна
11. Каковы сферы и специфика применения разных функциональных видов речи? Тавризян Ирина Робертовна
12. Что говорит об ораторе культура его речи? Шушков Анатолий Анатольевич
13. В чем суть речевых конфузов и как их избежать?  
14. Что стоит за понятием «гражданский долг оратора»?  

Контрольный тест

 

1. К функциям тропов относятся:

а) выявление логических связей между сообщаемыми фактами;

б) структурирование речевого материала;

в) обогащение образно-эмоционального строя речи;

г) передача скрытого смысла (метасообщение).

2. Использование тропов предполагает:

а) абстрактное восприятие явлений материального и духовного мира;

б) расширенное восприятие (способность видеть больше связей данного явления с другими, чем это свойственно обыденному сознанию);

в) углубленное восприятие (способность видеть в явлении больше черт, нежели при обыденном сознании);

г) ассоциативное мышление;

д) концентрацию внимания;

е) романтизм (склонность видеть необычное в обычном).

3. К синей бумаге неба Приложена Солнца печать…

а) метонимия;

б) гипербола;

в) перифраза;

г) метафора;

д) аллегория.

4. Говорю вам: весь воздух выпью И кометой вытяну язык!

а) синекдоха;

б) гипербола;

в) антономасия;

г) метафора;

д) парадокс.

А это – старая ветла, Она весь век здесь прожила, Не надоест ей никогда Пруда зеленая вода.

а) сравнение;

б) метафора;

в) аллегория;

г) литота;

д) олицетворение;

6. В нем страсти вспыхнули острó И он не колебался,

И принял черное перо И кровью расписался.

а) гипербола;

б) перифраза;

в) метафора;

г) ирония;

д) эпитет.

Был звон мечей и топот конский И с тонким звоном, как пчела,

В зловещий крест глазниц тевтонских Летела русская стрела.

а) олицетворение;

б) сравнение;

в) метонимия;

г) метафора,

д) перифраза.

8. Здесь раньше вставала земля на дыбы, Теперь здесь гранитные плиты, –

Здесь нет ни одной персональной судьбы – Все судьбы в единую слиты.

а) сравнение;

б) метонимия;

в) парадокс;

г) олицетворение;

д) метафора.

9. Сабля б звенела да седлал коней рассвет Лучше казацкой судьбы на свете нет!

а) перифраза;

б) оксюморон;

в) метафора;

г) намек;

д) эвфемизм.

Какая мудрая супруга

В часы любовного досуга Вдруг вам захочет доказать, Что 2 и 3 совсем не пять…

а) гипербола;

б) парадокс;

в) намек;

г) ирония;

д) шутка.

11. К функциям риторических фигур относятся:

а) создание образов;

б) структурирование речевого материала на микроуровне;

в) усиление образов, созданных иными речевыми средствами;

г) ценностное ранжирование идей;

д) логическая стыковка смысловых квантов и блоков.

12. Не раз утопал я в болоте, Не раз замерзал я на льду…

а) период;

б) повтор;

в) градация;

г) анафора;

д) эпифора.

13. Или сразу не разберешь – Плох он или хорош…

а) риторический вопрос;

б) градация;

в) антитеза;

г) обращение;

д) риторическое восклицание.

14. Хотел бы в рай, да грехи не пускают.

а) пословица;

б) изречение;

в) поговорка;

г) прибаутка;

д) афоризм.

15. «Хотели, как лучше, а получилось, как всегда».

а) пословица;

б) афоризм;

в) изречение;

г) поговорка.

16. Функциональный стиль – это:

а) набор определенных речевых средств;

б) особая манера изложения;

в) особый образный склад языка;

г) язык особой сферы жизнедеятельности общества.

17. Художественный стиль характеризуют:

а) лаконизм;

б) однозначность;

в) образность;

г) использование штампов;

д) гибкость;

е) эмоциональность;

ж) стандартность.

18. Эвфемизмы позволяют:

а) сделать речь красивее, литературнее;

б) избежать острых ситуаций;

в) блеснуть высокой речевой культурой;

г) создать почву для конструктивного взаимодействия с не слишком ярыми оппонентами;

д) создать оратору положительный имидж в глазах публики;

е) замаскировать негативные явления;

ж) найти в оппоненте положительные черты.

19. Употребление дисфемизмов и ярлыков приводит к:

а) усилению взаимной неприязни;

б) уточнению взаимных оценок;

в) улучшению имиджа оратора в глазах единомышленников: «Вот какой боевой!»

г) разоблачению коварной сущности оппонентов;

д) сбору сторонников под единое знамя для борьбы с общим врагом;

е) политическому просвещению народа;

ж) порче духовной атмосферы во всем обществе;

з) осознанию остроты ситуации.

20. Лучший способ борьбы с ярлыками – это:

а) замена их эвфемизмами;

б) их игнорирование;

в) их переосмысление и переоценка;

г) их сочинение ответных ярлыков;

д) их оценка со стороны.

21. Если оппонент атакует вас, используя «цветы красноречия», то в ответ лучше всего:

а) одарить его порцией собственных образно-эмоциональных средств;

б) направить словесные «перлы» оппонента против него же, соответствующим образом обыграв их;

в) перейти на серьезный тон, отпустив предварительно какую-нибудь смягчающую шутку.


Глава 4. Подготовка к выступлению – внеречевой инструментарий ораторского искусства

Вопросы

1. Для чего необходим и какими способами устанавливается психологический контакт оратора с аудиторией?  
2. Психологическая самооценка и самонастройка перед выступлением важны только для начинающего или также для опытного оратора? Что такое «правило тетерева»? Грачев Илья Олегович
3. Какие функции выполняет репетиция устного выступления, и какие методы при этом используются? Кривонос Анна Владимировна
4. В какой зависимости находятся характеристика голоса оратора и успех выступления? Максюта Артем Андреевич
5. Какую роль в устном выступлении играют мимика, жесты и артистизм оратора? Матвеева Василиса Владимировна
6. Как различаются эфирная и зальная речевые среды и речевые ситуации? Муравецкая Евгения Олеговна
7. Какие правила телерадиориторики сильнее всего влияют на имидж оратора? Петрова Ольга Андреевна
8. Какие приемы и технологии необходимо использовать для установления и поддержания психологического контакта оратора и аудитории? Руденко Елизавета Николаевна
9. Какова специфика психологической подготовки (самооценки и самонастройки) оратора к функционально разным видам устного выступления? Склярова Виктория Евгеньевна
10. В чем заключаются преимущества и недостатки различных методов репетиции устных выступлений? Сысоева Евгения Игоревна
11. В чем схож и чем отличается типичный голос профессионального оратора от голоса певца и обычного человека? Тавризян Ирина Робертовна
12. Какие функциональные роли играют в ораторском искусстве мимика и жестикуляция? Шушков Анатолий Анатольевич
13. Какие факторы и обстоятельства необходимо учитывать при переработке зальной речи в речь эфирную?  
14. В чем схожа и чем отличается риторика для радио от риторики для телевидения?  

 

Контрольный тест

1. Проксемические риторические фигуры:

а) анафора;

б) период;

в) антитеза;

г) риторический вопрос;

д) эпифора;

е) мнимая чужая речь;

ж) мнимая уступка;

з) повтор;

и) одобрение и ободрение адресата;

к) градация;

л) риторическое обращение.

2. Качества оратора:

а) артистизм;

б) эрудиция;

в) искренность;

г) находчивость;

д) обаяние;

е) владение правилами этикета;

ж) дружелюбие;

з) настойчивость;

и) чувство юмора;

к) самокритичность;

л) вежливость;

м) смелость.

3. Для установления психологического контакта с аудиторией оратор должен, прежде всего:

а) продумать набор словесных фигур и приемов;

б) отрегулировать мимику и жесты;

в) выработать у себя правильную самооценку;

г) верно определить свою речевую цель;

д) верно определить свою речевую роль;

е) опираться на поддержку сторонников в публике;

ж) обеспечить действенный зрительный контакт со слушателями.

4. Правильнее всего поступает тот оратор, который:

а) радуется удаче своего выступления и горюет при неудаче;

б) и к успеху, и к провалу относится с олимпийским спокойствием;

в) сдержан в оценке успеха, но чувствителен к поражению;

г) радуется успеху и спокойно воспринимает провал;

д) предпочитает сначала успокоиться и лишь затем рассуждать об итогах своего выступления.

5. Прием психологической самонастройки оратора, называемый правилом «тетерева», позволяет:

а) объективно оценить итоги собственного выступления;

б) верно спрогнозировать их;

в) правильно оценить поведение аудитории;

г) сберечь собственные нервы;

д) уточнить свою речевую роль при последующих выступлениях;

е) не робеть перед публикой;

ж) успешно вести полемику.

6. Из всех вариантов реакции аудитории на выступление лучше всего быть готовым:

а) к горячей поддержке;

б) освистыванию;

в) равнодушию;

г) поляризации мнений;

д) критическим репликам и вопросам;

е) просьбе развить тему;

ж) полемике с публикой или с другими ораторами;

з) скепсису;

и) сочувствию.

7. Выработка правильной самооценки у большинства ораторов происходит:

а) благодаря логическим аргументам;

б) благодаря самовнушению;

в) благодаря опыту;

г) благодаря репетиции;

д) благодаря самоанализу;

е) в ходе бесед с друзьями;

ж) в ходе бесед с оппонентами.

8. Рабочее состояние оратора:

а) обычное состояние сознания;

б) специальное, целевое состояние.

9. Репетиция речи позволяет оратору:

а) запомнить текст выступления;

б) отрегулировать темп речи в соответствии с отпущенным временем;

в) обвыкнуться в выбранной речевой роли;

г) уточнить свою речевую цель;

д) завоевать доверие аудитории;

е) подобрать оптимальный пакет приемов установления контакта с аудиторией;

ж) уточнить ценностную ранжировку различных смысловых квантов и смысловых блоков речевого материала.

10. При репетиции имеет смысл запоминать:

а) словесную форму текста;

б) его суть.

11. К числу приемов для изложения установления и поддержания контакта с аудиторией относится:

а) метод контрастной подачи материала;

б) переход от монолога к диалогу;

в) колоритное, эмоциональное вступление;

г) углубленная детализация;

д) наглядность;

е) убедительность;

ж) пафос.

12. Применение зеркала при репетиции:

а) отрабатывает мимику и жесты оратора;

б) имитирует зрительный контакт;

в) прививает манерность и искусственность;

г) задает излишне жесткий и надуманный шаблон поведения;

д) служит неплохой моделью диалога.

13. Репетиция при ходьбе:

а) позволяет отработать ритм дыхания;

б) способствует концентрации внимания;

в) создает гармонию умственной и физической нагрузок;

г) рассеивает внимание;

д) отводит часть энергии от мозга к ногам.

14. Главным индивидуальным признаком голоса является:

а) дикция;

б) громкость;

в) темп;

г) тембр;

д) тон.

15. Наибольшим эффектом обладает голос:

а) громкий;

б) четкий (с хорошей дикцией);

в) раскатистый;

г) доверительный;

д) вкрадчивый;

е) пластичный;

ж) спокойный;

з) размеренный;

и) взволнованный;

к) задушевный;

л) чеканный;

м) поучающий.

16. Психологические паузы:

а) заостряют внимание слушателя на нужном фрагменте текста;

б) позволяют переключить внимание слушателя с одного предмета на другой;

в) дают оратору время подумать, что говорить дальше;

г) придают беседе особую доверительность и задушевность.

17. Зрительный контакт следует стремиться установить:

а) по возможности со всеми слушателями (если их немного);

б) только с теми, кто вас действительно слушает;

в) только с теми, кто сам глядит вам в глаза;

г) с одним ключевым человеком;

д) с теми, кто сидит в ближних рядах;

е) с теми, кто заводит с вами диалог;

ж) с явными психологическими лидерами группы;

з) с вашими единомышленниками;

и) с детьми и подростками.

18. Жесты бывают уместными или неуместными:

а) сами по себе;

б) в зависимости от темы выступления;

в) в зависимости от культурного уровня и духовных запросов публики;

г) в зависимости от традиций страны;

д) в зависимости от репутации и речевого амплуа оратора.

19. Телерадиориторика:

а) дает возможность раскрыть максимально широкий набор актуальных для слушателя тем;

б) побуждает сосредоточиться на немногих ключевых темах;

в) требует естественной манеры речи;

г) требует тщательно отрепетированной имитации естественной манеры речи;

д) опирается на стереотип: «СМИ – это царство лжи, но послушать все равно надо»;

е) опирается на стереотип: «Э фирное слово сверхценно, даже если противоречит фактам и логике» (эффект внушения).

20. По отношению к оратору эфирный слушатель по сравнению со слушателем зальным:

а) более снисходителен;

б) более критичен;

в) более внимателен к сути произносимого;

г) более внимателен к форме;

д) более терпелив (настроен выслушать речь до конца);

е) менее терпелив;

ж) более чуток к зрительному контакту (при трансляции по ТВ);

з) менее чуток к зрительному контакту;

и) более объективен в оценке личности оратора и качеств его речи;

к) более субъективен в оценке личности оратора и качеств его речи.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 1037; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.219.22.169 (0.102 с.)