Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Нередко собеседники превращают разговор в серию самозабвенных монологов, почти не слушая друг друга. Реализуют ли они при этом свою речевую цель.

Поиск

а) да;

б) нет;

в) отчасти.

3. Можно ли составить эскиз (например, план-набросок или дискурсивный граф) беседы?

а) да;

б) нет.

4. Эгоистическая стратегия беседы – это когда:

а) непомерно выпячивают свое «Я», хвастаются, навязывают свою тему, не интересную другим;

б) проявляют грубость, смеются над собеседником;

в) не дают говорить собеседнику;

г) не желают слушать собеседника;

д) не дают собеседнику реализовать свою речевую цель.

5. Пустословно-эгоистический монолог собеседника:

а) достоин лишь того, чтобы его проигнорировать;

б) требует в ответ элементарной традиционной учтивости;

в) является объектом полезного риторического и психологического анализа;

г) заслуживает лишь того, чтобы прервать беседу;

д) побуждает собеседника перевести разговор на другую тему.

6. Стремление поглубже узнать собеседника успешнее всего реализуется, когда:

а) собеседника «загоняют в угол » жесткими вопросами;

б) дают ему говорить что угодно и сколько угодно, не вмешиваясь в его монолог;

в) задают с невинным видом острые вопросы;

г) чередуют принципиальные вопросы с пустяками;

д) выдают свои секреты в расчете на взаимность.

7. Различные виды беседы отличаются друг от друга, прежде всего:

а) речевой средой;

б) речевой ситуацией;

в) речевыми ролями собеседников;

г) их речевыми целями;

д) содержанием;

е) манерой речевого поведения;

ж) лексикой;

з) функциональным стилем.

8. Непринужденная дружеская беседа – это:

а) стремление узнать от друга побольше новостей;

б) узнать мнение друга об известных вам фактах;

в) получить совет;

г) получить утешение;

д) окунуться в атмосферу душевного тепла и человечности;

е) найти взаимопонимание;

ж) получить одобрение своих действий;

з) попросить о конкретной помощи.

9. Проблемная беседа – это:

а) ответ на бытовые нужды;

б) ответ на производственные нужды;

в) способ снятия стресса;

г) способ уйти от индивидуальной ответственности;

д) действие по принципу «ум хорошо, а два (три и т.д.) лучше»;

е) стремление показать свою компетентность;

ж) средство управления людьми.

10. Ознакомительная беседа – это:

а) удовлетворение невинного любопытства;

б) дань вежливости;

в) страховка от неприятностей;

г) вариант светской беседы;

д) вариант проблемной беседы;

е) вариант информационной беседы;

ж) вариант деловой беседы;

з) разговор, где главное – осторожность;

и) разговор, где главное – понравиться собеседнику.

11. Светская беседа – это:

а) дань культурной традиции;

б) средство борьбы со скукой;

в) вариант дружеской беседы;

г) вариант ознакомительной беседы;

д) вариант деловой беседы;

е) эмоциональная речь в форме диалога;

ж) средство проявить свою речевую культуру;

з) способ познакомиться с нужными людьми.

12. Деловая беседа – это:

а) разговор, где цель – все, а средство – ничто;

б) разговор, где цель оправдывает средства;

в) разговор, где цель больше, чем в других видах беседы, зависит от речевых средств;

г) сфера бескомпромиссной борьбы;

д) сфера взаимных уступок;

е) действие, требующее взаимных гарантий;

ж) действие, требующее обязательного юридического оформления.

13. Деловая беседа допускает:

а) маскировку под иные виды беседы (дружескую, светскую, застольную);

б) только форму сугубо делового разговора;

в) атакующую манеру словесного взаимодействия;

г) только учтивую манеру;

д) шквальную подачу всех козырей;

е) постепенное раскрытие козырей;

ж) жесткое изложение жестких тезисов и мягкое – мягких;

з) наоборот;

и) равноценную по жесткости подачу мягких и жестких тезисов; к) всегда только ясность и однозначность высказываний; л) возможность «напустить туману».

14. Информационная беседа – это:

а) вариант ознакомительной беседы;

б) вариант деловой беседы;

в) вариант светской беседы;

г) вариант проблемной беседы;

д) форма допроса;

е) способ уйти от встречных вопросов;

ж) способ показать свой ум и осведомленность в интересных темах.

15. Информационной беседе присуще:

а) деление на активную и пассивную стороны;

б) функциональное равенство собеседников;

в) жесткая манера разговора;

г) мягкая манера разговора;

д) смешанная манера разговора;

е) четкая расстановка речевых ролей;

ж) изменчивая расстановка;

з) открытая демонстрация речевых ролей;

и) их маскировка.

16. Застольная беседа – это:

а) ситуационная форма дружеской беседы;

б) способ завязать хорошее знакомство;

в) способ излить душу;

г) разговор в измененном состоянии сознания;

д) способ развязать язык собеседнику;

е) диалоговая форма эмоциональной речи;

ж) вариант информационной беседы;

з) пустая болтовня.

17. В застольной беседе следует иметь в виду, что:

а) вино повышает критичность восприятия чужих слов;

б) вино понижает критичность восприятия чужих слов;

в) вино заменяет эмоции рассудком;

г) наоборот;

д) вино способствует четкому осознанию своих и чужих речевых ролей и целей;

е) наоборот;

ж) следует верить любым клятвам, предложениям и заверениям, ибо во хмелю человек предельно искренен (что у трезвого на уме, то у пьяного на языке);

з) относиться к ним критически, ибо во хмелю человек не соображает, что говорит, а назавтра не всегда помнит о сказанном;

и) имеет смысл назавтра заново поговорить о вчерашнем.

18. Форма беседы (исключая крайности) оказывается важнее содержания:

а) в дружеской беседе;

б) в проблемной беседе;

в) в ознакомительной беседе;

г) в светской беседе;

д) в деловой беседе;

е) в информационной беседе;

ж) в застольной беседе.

19. Ознакомительную или информационную беседу выгоднее всего «упаковать» в форму беседы:

а) дружеской;

б) проблемной;

в) светской;

г) деловой;

д) застольной.

20. Облекать деловую беседу в форму дружеской или светской имеет смысл, если:

а) есть цель достигнуть лишь предварительной договоренности;

б) можно в случае чего взять свои слова обратно;

в) можно избежать излишней категоричности;

г) предмет сделки не слишком значителен для начинающего беседу;

д) предмет сделки весьма значителен.


Глава 8. Риторика митинга и ключевые факторы-детерминанты ораторского успеха

Вопросы

1. Митинги в тех или иных формах существовали в течение тысяче-летий. Чем это вызвано?  
2. Что характеризует духовную среду митинга и чем она отличается от зальной среды? Грачев Илья Олегович
3. Каковы, с точки зрения стратегии, отличия составление и произ-несение митинговой речи от аналогичных действий в речах заль-ных? Кривонос Анна Владимировна
4. Чем ограничено и к чему сводится оптимальное число тезисов в митинговой речи? Максюта Артем Андреевич
5. Что стоит за такими понятиями, как «затравочные» и «кулуар-ные» митинговые ораторы? Матвеева Василиса Владимировна
6. Какие основные психологические черты и свойства характерны для массовых собраний? Муравецкая Евгения Олеговна
7. В чем состоит и как проявляется специфика полемики на митин-ге? Петрова Ольга Андреевна
8. Каковы плюсы и минусы митинга как агитационно-пропаган-дистского канала воздействия на людей? Руденко Елизавета Николаевна
9. Каковы приемы и технологии экономии оратором речевого вре-мени на митингах? Склярова Виктория Евгеньевна
10. Каким образом и с помощью каких средств митинговый оратор управляет эмоциями и вниманием публики? Сысоева Евгения Игоревна
11. Как митинговый оратор использует речи других выступающих: союзников и оппонентов? Тавризян Ирина Робертовна
12. Как митинговый оратор обращает в свой актив психологические свойства массовых собраний? Шушков Анатолий Анатольевич
13. Каковы и почему именно таковы психологические свойства ку-луарных митинговых ораторов?  
14. В чем заключаются функции специально подготовленной груп-пы поддержки на митинге?  
15. Из чего складывается психологическая подготовка оратора с учетом специфики митинговой речевой среды?  
16. Каковы стратегия и тактика парирования недружественных во-просов и реплик?  
17. Что должны, прежде всего, знать и делать на митинге оратор и слушатель?  
18. Нужна ли слушателю на митинге психологическая подготовка, и если да, в чем она состоит?  

 

Контрольный тест

1. К функциям митинга относятся:

а) формирование общественного мнения;

б) расширение рядов политических партий и движений;

в) обсуждение шагов властных органов;

г) давление на власть;

д) удовлетворение духовных запросов митингующих;

е) политическое просвещение;

ж) поддержка лидеров и знаковых фигур определенного идейно-политического лагеря;

з) кузница идеологических и организационных кадров;

и) смотр сил перед политической схваткой;

к) воодушевление и сплочение единомышленников;

л) презентация политических партий, союзов и движений;

м) воздействие на сферы экономики, культуры, религии, национальных отношений.

2. Санкционированный митинг – это:

а) собрание, организованное властями;

б) собрание, организованное сторонниками власти;

в) собрание, организованное оппозицией;

г) собрание, разрешенное властями;

д) собрание с высокой степенью разработки сценария.

3. Митинговая лексика заметно свободнее и эмоциональнее лексики деловых совещаний. Это обусловлено:

а) различием речевых функций митинга и делового совещания;

б) различием митинговых и административно-деловых ораторов по уровню общей и речевой культуры;

в) различием аудитории митинга и делового совещания по темже параметрам;

г) различием речевых ожиданий аудитории митинга и делового совещания;

д) культурной традицией.

4. Митинги с жестким сценарием – это признак:

а) высокой дисциплины митингующих;

б) идейной и организационной консолидации членов движения, представленного на митинге;

в) конца эпохи перемен;

г) духовного отрезвления народа;

д) опасения вызвать гнев властей;

е) усталости масс от политики;

ж) отсутствия новых идей;

з) боязни провокаций.

5. Кулуарные митинговые ораторы – это:

а) правдолюбы, спешащие донести до народа выстраданные идеи;

б) циничные манипуляторы сознанием масс;

в) провокаторы – агенты врага;

г) тонкие психологи-практики;

д) пустозвоны-любители;

е) волки в овечьей шкуре;

ж) участники тщательно подготовленного спектакля, работающие под простаков.

6. Основной вид митингового выступления – речь:

а) информирующая;

б) агитационная;

в) пропагандистская;

г) эмоциональная.

7. Из функциональных стилей литературного языка в митинговых выступлениях преобладают:

а) научно-технический;

б) официально-деловой;

в) публицистический;

г) художественный;

д) разговорный.

8. Использование функциональных стилей и лексических средств в митинговых выступлениях определяется преимущественно:

а) личными качествами оратора;

б) социально-психологическими качествами аудитории;

в) речевой целью оратора;

г) речевой ситуацией;

д) рамками приличия;

е) эмоциональным состоянием публики;

ж) темой выступления.

9. Среди факторов восприятия публикой содержания митингового выступления преобладает:

а) историческая память народа;

б) философский анализ явлений;

в) интуиция;

г) житейский здравый смысл;

д) эмоции;

е) инстинкт;

ж) внушение;

з) авторитет признанных лидеров;

и) страх перед врагом;

к) ненависть;

л) солидарность;

м) надежда на авось.

10. Симптом «свой – чужой» является:

а) результатом жизни в классово разделенном обществе;

б) продуктом целенаправленного внушения;

в) проявлением группового инстинкта;

г) условием самоидентификации идеологического сообщества.

11. Эмоции – ключ к:

а) интересу публики;

б) ее рассудку;

в) ее доверию;

г) ее индивидуальному опыту (личная память участников собрания);

д) ее историческому опыту (коллективная память);

е) памяти на будущее (внимательнее слушай и лучше помни);

ж) любви и ненависти к идеям и деятелям;

з) совести;

и) осторожности.

12. «Ум – хорошо, а два – лучше; следовательно, тысяча умов – еще лучше». Это утверждение:

а) верно;

б) отчасти верно;

в) неверно.

13. Разум любого сообщества представляет собой:

а) сумму разумов всех его членов;

б) сумму разумов интеллектуальной элиты;

в) результат творческого взаимодействия разумов интеллектуальной элиты;

г) плод творческого озарения гения или вождя.

14. Масса любит, когда ее:

а) просвещают на основе железных фактов и строгой логики;

б) справедливо укоряют за ошибки;

в) возвеличивают и призывают подняться еще выше;

г) твердой рукой ведут к намеченной цели;

д) утешают и призывают потерпеть.

15. Духовная среда митинга – это:

а) атмосфера творческого поиска оптимального решения;

б) обстановка жесткой полемики;

в) погружение в транс, инобытие, виртуальная реальность, где роль законов играют инстинкты и стереотипы массового сознания;

г) ристалище духовных и политических гениев разного масштаба на фоне покорной или недовольной публики.

16. Психологическое состояние оратора при произнесении речи:

а) концентрация;

б) духовный резонанс с публикой;

в) транс;

г) обостренное восприятие внешнего мира;

д) расслабление.

17. Обычай давать на митинге оратору три минуты – это:

а) дань традиции;

б) стремление к экономии времени;

в) учет способности подавляющего большинства слушателей к концентрации внимания;

г) стремление к экономии сил оратора и публики;

д) мера, чтобы ораторы не теснили друг друга.

18. Принципы психологической ромашки и психологического ежа отражают:

а) результат механического сложения устремлений различных субъектов, присутствующих на митинге;

б) процесс взаимовлияния настроений и убеждений участников митинга.

19. Упор на позитивное изложение материала в митинговых выступлениях позволяет:

а) не обострять и без того крутые отношения с оппонентами;

б) не выглядеть просто антиподом, а продемонстрировать свою собственную позицию;

в) сэкономить время и нервы, предоставив критику другим;

г) блеснуть красноречием;

д) приобрести сторонников из числа нейтральных и колеблющихся.

20. Слушатель митинговых выступлений должен, прежде всего:

а) дать максимально объективную оценку личности оратора и его речевой цели;

б) знать основные черты психологии толпы;

в) знать свой собственный психологический портрет;

г) раствориться в митинговой атмосфере;

д) обсудить услышанное с друзьями;

е) не плыть по течению;

ж) не поддаваться на эмоции;

з) не торопиться с выводами;

и) непременно высказаться с трибуны или в кулуарах; к) провести риторический анализ услышанного;

л) дать волю чувствам;

м) стремиться сдерживать бурные порывы других.


ИТОГОВЫЙ ТЕСТ

1. Риторика возникла в:

а) V–IV вв. до Рождества Христова;

б) I в.;

в) XIII в.;

г) XIX в.

2. Основоположником риторики как науки считают:

а) Сократа;

б) Демосфена;

в) Аристотеля;

г) Цицерона;

д) Спинозу.

3. Городская площадь в Древнем Риме, на которой граждане выбирали органы власти, решали вопросы законодательства, городского и общественного управления и т.д. – это:

а) Агора;

б) Форум;

в) Колизей;

г) Майдан;

д) Олимп.

4. Современная общая риторика – это:

а) искусство говорить правильно и красиво;

б) искусство оказывать на слушателей необходимое оратору психологическое воздействие;

в) наука о превращении мысли в речь и речи в мысль;

г) теория и практика коммуникации;

д) синтез психологии и филологии;

е) культура речи;

ж) средство разрешения служебных и бытовых проблем.

5. Человек мыслит:

а) словами, создавая на их основе образы-картинки явлений внешнего и внутреннего мира;

б) образами, облекая их затем в слова;

в) образами без слов.

6. Мысль (идея) – это:

а) словесный пакет, организованный по правилам грамматики соответствующего языка;

б) отражение глубинных интересов, желаний или эмоций субъекта;

в) цепь образов, сменяющих друг друга в сознании субъекта;

г) реакция на явления внешнего мира.

7. Литературным языком принято считать:

а) язык, состоящий из специальных терминов;

б) нормативный язык, соответствующий установленным правилам;

в) язык, применяемый в средствах массовой информации.

8. Не является видом словесности:

а) фольклор;

б) ораторская проза;

в) пафос;

г) эпистолография;

д) публицистика.

9. Раздел языкознания, изучающий функционально-смысловые типы речи:

а) лексика;

б) стилистика;

в) фразеология;

г) морфология.

10. Речевое событие (обмен идеями при помощи слов) включает:

а) речевое поведение;

б) речевую фигуру;

в) речевую конструкцию;

г) речевой оборот.

11. Смысловое поле темы устного выступления определяется:

а) общей целью выступления;

б) конкретной целью выступления;

в) содержанием темы;

г) речевой ситуацией;

д) эрудицией оратора;

е) запросами аудитории.

12. Ранжирование элементов речевого материала – это:

а) определение их подлинного смысла;

б) определение порядка их изложения в выступлении;

в) оценка их важности с учетом конкретной цели выступления;

г) оценка их эмоционального воздействия на слушателей;

д) оценка их достоверности.

13. Эскиз речи – это:

а) перечень конкретных целей структурных элементов текста в связи с общей целью речи;

б) предварительный план выступления;

в) структурно-смысловой каркас темы;

г) набор смысловых блоков, подлежащих ранжированию и приведению во взаимную связь.

14. Завершающий этап построения, на котором ритор создает текст высказывания:

а) заключение;

б) рекапитуляция;

в) элокуция.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 357; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.143.5.133 (0.008 с.)