![]() Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву ![]() Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Обучение в среде e-learning (КАМПУС)Содержание книги
Поиск на нашем сайте
КАФЕДРА МЕНЕДЖМЕНТА Доцент В.А.Иванов МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ к практическим занятиям по дисциплине ОСНОВЫ РИТОРИКИ Обучение в среде e-learning (КАМПУС) Калининград 2011 Вопросы и тестовые задания по дисциплине Риторика для студентов дмм-1 и змм-1 Доцент Иванов В.А. Глава 1. Предмет, основные категории и законы общей риторики как науки о красноречии Вопросы
Контрольный тест
1. Современная общая риторика – это: а) искусство говорить правильно и красиво; б) искусство оказывать на слушателей необходимое оратору психологическое воздействие; в) наука о превращении мысли в речь и речи в мысль; г) теория и практика коммуникации; е) культура речи; ж) средство разрешения служебных и бытовых проблем. 2. Специальная (частная) риторика – это: а) профессиональное подразделение общей риторики; б) функциональное подразделение общей риторики; в) ситуационный аспект общей риторики; г) наложение правил и законов общей риторики на предмет конкретной деятельности. 3. Мысль (идея) – это: а) словесный пакет, организованный по правилам грамматики; б) отражение глубинных интересов, желаний или эмоций субъекта; в) цепь образов, сменяющих друг друга в сознании субъекта; г) реакция на явления внешнего мира; д) реакция на явления внутреннего мира. Как человек мыслит? а) словами, создавая на их основе образы – картинки явлений внешнего и внутреннего мира; б) образами, облекая их затем в слова; в) образами без слов. 5. Словесная оболочка мысленного образа: а) обогащает его содержание; б) обедняет. Какой компонент речевого события является субъективным по отношению к оратору? а) речевое поведение; б) речевая ситуация. 7. Речевая роль – это: а) проекция социальной роли на речевое событие; б) функция в процессе общения; в) личностный аспект речевого события. 8. Речевая цель – это: а) личный интерес участника речевого события; б) результат, которого желает каждый из собеседников; в) общее поле интереса оратора и слушателей. Чем определяется смысловое поле темы устного выступления? а) общей целью выступления; б) конкретной целью; в) содержанием темы;
г) речевой ситуацией; д) эрудицией оратора; е) запросами аудитории. 10. Диалог оратора со слушателями – это, прежде всего: а) конструктивный обмен мнениями по ходу изложения темы; б) оперативные ответы на вопросы аудитории; в) духовный контакт оратора и публики; г) полемика двух и более сторон по ходу выступления или после него; д) понимание и взаимоуважение оратора и слушателей. 11. Артистизм оратора – это: а) умение подать себя в любой речевой ситуации; б) тонкая игра на чувствах публики; в) создание имиджа оратора; г) приспособление к обычаям и психологии данной речевой среды; д) манипулирование сознанием слушателей. 12. Дружелюбие – это качество оратора, которое следует проявлять: а) лишь по отношению к друзьям и союзникам; б) ко всем, в том числе и к явным недоброжелателям; в) ко многим, а к заведомым оппонентам следует демонстрировать подчеркнутый нейтралитет; г) и ожидать непременной взаимности; д) и не рассчитывать на взаимность. 13. Объективность среди прочих ораторских качеств: а) замечается прежде всего, и притом всеми категориями слушателей; б) замечается преимущественно друзьями; в) замечается преимущественно оппонентами; г) накаляет эмоции; д) охлаждает эмоции; е) страхует от ответных выпадов; ж) вызывает уважение. 14. Закон гармонического диалога оратора и слушателей – главный закон общей риторики – предполагает: а) умение увлечь публику своими интересами; б) умение увлечься ее интересами; в) знание психологии слушателей; г) способность предвидеть их дальнейшую реакцию; д) нейтрализацию оппонентов при помощи сторонников; е) поиск общего в позициях оратора и аудитории и затушевывание различий; ж) умение не обострять противоречий. 15. Ориентация на адресата в структуре речи позволяет: а) придать выступлению более академичный вид; б) дисциплинировать оратора; в) дисциплинировать слушателя; г) избежать его переутомления; д) удержать его внимание. 16. Эмоции, возбужденные оратором, способствуют: а) более четкому восприятию информации; б) более критичному восприятию информации; в) более целенаправленному восприятию информации; г) лучшему запоминанию речи; д) мобилизации общей энергии на конкретное дело; е) большей образности восприятия; ж) созданию эффекта внушения; з) повышению управляемости аудиторией; и) закреплению убеждений, созданных рационально-логическими средствами. 17. Положительная психологическая настройка слушателей: а) необходима только по отношению к единомышленникам; б) необходима даже по отношению к оппонентам; в) не всегда уместна по соображениям принципиальности. 18. Усилить внимание слушателей можно: а) добавляя новые порции аналогичного материала; б) подавая необходимую информацию в разнообразной форме; в) периодически возвращаясь к сказанному в новом контексте или на новом смысловом уровне; г) возбуждая эмоции. 19. Если аудитория начала терять внимание, то следует: а) призвать ее к дальнейшему слушанию; б) попробовать чем-либо заинтриговать ее; в) поскорее закончить речь; г) сказать: «Потерпите, скоро конец». 20. Если вы попали в цейтнот, то лучше всего: а) изложить очередной тезис и закончить речь; б) изложить самый важный тезис; в) изложить последний тезис – вывод. Глава 2. Поиск, обработка и структурирование речевого материала – речевой дискурсивный граф
Вопросы
Контрольный тест 1. Эскиз речи: а) перечень конкретных целей структурных элементов текста в связи с общей целью речи; б) предварительный план выступления;
в) структурно-смысловой каркас темы; г) набор смысловых блоков, подлежащих ранжированию и приведению во взаимную связь. 2. Пространный, детальный эскиз, составленный на самом раннем этапе работы над речью, как правило: а) успешно ориентирует будущего оратора в накоплении и обработке речевого материала; б) сковывает его, ставя ненужные, надуманные рамки. 3. Ранжирование элементов речевого материала: а) определение их подлинного смысла; б) определение порядка их изложения в выступлении; в) оценка их важности с учетом конкретной цели выступления; г) оценка их эмоционального воздействия на слушателей; д) оценка их достоверности. 4. Дискурс по-латыни означает поиск пути. Схема, называемая речевым дискурсивным графом, помогает найти: а) необходимый набор фактов; б) необходимый набор логических операций; в) оптимальные средства речевой выразительности; г) оптимальный вариант развития темы; д) оптимальный вариант расположения речевого материала. 5. Длина элементарного отрезка речевого дискурсивного графа определяется: а) пределом терпения слушателей; б) исчерпанностью темы смыслового блока; в) психоэмоциональными факторами. 6. Число ветвей в каждой новой точке выбора дискурсивного графа по сравнению с предыдущей ветвью, как правило: а) возрастает; б) уменьшается; в) остается без изменений. 7. Выход в новую точку графа двумя и более путями лучше воспринимается слушателями: а) в начале речи; б) в середине; в) в конце. 8. Радиус возможного возврата к точке выбора в конце дискурсивного графа: а) возрастает; б) уменьшается; в) остается без изменений. 9. Топы помогают найти: а) оптимальное развитие темы; б) оптимальное расположение смысловых квантов; в) средства эмоционального воздействия на слушателей; г) средства адекватного выражения идей. 10. Топы отражают: а) задачи оратора по обработке речевого материала; б) специфику конкретной цели выступления; в) объективную взаимосвязь излагаемых в речи событий и явлений; г) художественный вкус оратора; д) запросы аудитории. 11. Топ «причина и следствие» имеет особое значение в речи: а) эмоционально-художественной; б) научной; в) агитационной; г) юридической. 12. Топ «шутка» позволяет: а) поднять настроение слушателей; б) сменить тему; в) безопасно высказать что-то весьма серьезное; г) уйти от слишком прямой формулировки; д) отбиться от назойливых расспросов. 13. Вступление любой речи имеет цель: а) познакомить слушателей с темой речи; б) отвлечь слушателей от посторонних мыслей; в) сконцентрировать внимание слушателей на теме выступления; г) ввести оратора в рабочее настроение; д) дать оратору возможность изучить аудиторию. 14. Если проигнорировать вступление, то в большинстве случаев произойдет: а) экономия времени; б) «блуждание» внимания в начале содержательной части речи с потерей доли полезной информации; в) неконтролируемое проявление эмоций у слушателей. 15. Без всяких издержек можно обойтись без вступления, когда: а) слушатели хорошо осведомлены о теме речи и психологически подготовлены к восприятию соответствующей информации;
б) задачи вступления выполнены предыдущим оратором; в) речь коротка и эмоционально ярка; г) оратор и слушатели уважают друг друга. 16. Основная часть любой речи: а) дает главный массив информации; б) дает основания для выводов; в) дает сами выводы; г) содержит в себе общую речевую цель выступления. 17. Заключение любой речи: а) дает выводы выступления; б) повторяет в яркой форме выводы, сделанные в конце основной части; в) дает эмоциональную «накачку» аудитории; г) закрепляет материал выступления в памяти слушателей; д) предупреждает выпады оппонентов. 18. Контент-анализ устного выступления представляет собой исследование: а) рассказа о фактах как речевого события; б) самих фактов как событий, легших в основу услышанного рассказа; в) оценки важности этих фактов оратором; г) эмоционально-нравственного отношения оратора к изложенным им фактам; д) степени первичности сообщенных оратором фактов. 19. Композиционный анализ позволяет выявить: а) стремление автора сделать свою речь красивее; б) стремление изменить восприятие слушателями сообщаемых фактов в нужную оратору сторону; в) стремление обострить или притупить восприятие каких-либо идей, аргументов, выводов; г) стремление «утопить» нежелательный факт или вывод в массе отвлекающих деталей или спорных заявлений. 20. Риторический эскиз отличается от риторического анализа: а) применением индукции вместо дедукции; б) применением дедукции вместо индукции; в) бóльшим числом параметров исследования речевого материала; г) меньшим числом параметров исследования речевого материала; д) изменением очередности операций; е) сохранением очередности операций; ж) прогностическим характером исследования. Вопросы
Контрольный тест
1. К функциям тропов относятся: а) выявление логических связей между сообщаемыми фактами; б) структурирование речевого материала; в) обогащение образно-эмоционального строя речи; г) передача скрытого смысла (метасообщение). 2. Использование тропов предполагает: а) абстрактное восприятие явлений материального и духовного мира; б) расширенное восприятие (способность видеть больше связей данного явления с другими, чем это свойственно обыденному сознанию); в) углубленное восприятие (способность видеть в явлении больше черт, нежели при обыденном сознании); г) ассоциативное мышление; д) концентрацию внимания; е) романтизм (склонность видеть необычное в обычном). 3. К синей бумаге неба Приложена Солнца печать… а) метонимия; б) гипербола; в) перифраза; г) метафора; д) аллегория. 4. Говорю вам: весь воздух выпью И кометой вытяну язык! а) синекдоха; б) гипербола; в) антономасия; г) метафора; д) парадокс. Какая мудрая супруга В часы любовного досуга Вдруг вам захочет доказать, Что 2 и 3 совсем не пять… а) гипербола; б) парадокс; в) намек; г) ирония; д) шутка. 11. К функциям риторических фигур относятся: а) создание образов; б) структурирование речевого материала на микроуровне; в) усиление образов, созданных иными речевыми средствами; г) ценностное ранжирование идей; д) логическая стыковка смысловых квантов и блоков. 12. Не раз утопал я в болоте, Не раз замерзал я на льду… а) период; б) повтор; в) градация; г) анафора; д) эпифора. 13. Или сразу не разберешь – Плох он или хорош… а) риторический вопрос; б) градация; в) антитеза; г) обращение; д) риторическое восклицание. 14. Хотел бы в рай, да грехи не пускают. а) пословица; б) изречение; в) поговорка; г) прибаутка; д) афоризм. 15. «Хотели, как лучше, а получилось, как всегда». а) пословица; б) афоризм; в) изречение; г) поговорка. 16. Функциональный стиль – это: а) набор определенных речевых средств; б) особая манера изложения; в) особый образный склад языка; г) язык особой сферы жизнедеятельности общества. 17. Художественный стиль характеризуют: а) лаконизм; б) однозначность; в) образность; г) использование штампов; д) гибкость; е) эмоциональность; ж) стандартность. 18. Эвфемизмы позволяют: а) сделать речь красивее, литературнее; б) избежать острых ситуаций; в) блеснуть высокой речевой культурой; г) создать почву для конструктивного взаимодействия с не слишком ярыми оппонентами; д) создать оратору положительный имидж в глазах публики; е) замаскировать негативные явления; ж) найти в оппоненте положительные черты. 19. Употребление дисфемизмов и ярлыков приводит к: а) усилению взаимной неприязни; б) уточнению взаимных оценок; в) улучшению имиджа оратора в глазах единомышленников: «Вот какой боевой!» г) разоблачению коварной сущности оппонентов; д) сбору сторонников под единое знамя для борьбы с общим врагом; е) политическому просвещению народа; ж) порче духовной атмосферы во всем обществе; з) осознанию остроты ситуации. 20. Лучший способ борьбы с ярлыками – это: а) замена их эвфемизмами; б) их игнорирование; в) их переосмысление и переоценка; г) их сочинение ответных ярлыков; д) их оценка со стороны. 21. Если оппонент атакует вас, используя «цветы красноречия», то в ответ лучше всего: а) одарить его порцией собственных образно-эмоциональных средств; б) направить словесные «перлы» оппонента против него же, соответствующим образом обыграв их; в) перейти на серьезный тон, отпустив предварительно какую-нибудь смягчающую шутку. Глава 4. Подготовка к выступлению – внеречевой инструментарий ораторского искусства Вопросы
Контрольный тест 1. Проксемические риторические фигуры: а) анафора; б) период; в) антитеза; г) риторический вопрос; д) эпифора; е) мнимая чужая речь; ж) мнимая уступка; з) повтор; и) одобрение и ободрение адресата; к) градация; л) риторическое обращение. 2. Качества оратора: а) артистизм; б) эрудиция; в) искренность; г) находчивость; д) обаяние; е) владение правилами этикета; ж) дружелюбие; з) настойчивость; и) чувство юмора; к) самокритичность; л) вежливость; м) смелость. 3. Для установления психологического контакта с аудиторией оратор должен, прежде всего: а) продумать набор словесных фигур и приемов; б) отрегулировать мимику и жесты; в) выработать у себя правильную самооценку; г) верно определить свою речевую цель; д) верно определить свою речевую роль; е) опираться на поддержку сторонников в публике; ж) обеспечить действенный зрительный контакт со слушателями. 4. Правильнее всего поступает тот оратор, который: а) радуется удаче своего выступления и горюет при неудаче; б) и к успеху, и к провалу относится с олимпийским спокойствием; в) сдержан в оценке успеха, но чувствителен к поражению; г) радуется успеху и спокойно воспринимает провал; д) предпочитает сначала успокоиться и лишь затем рассуждать об итогах своего выступления. 5. Прием психологической самонастройки оратора, называемый правилом «тетерева», позволяет: а) объективно оценить итоги собственного выступления; б) верно спрогнозировать их; в) правильно оценить поведение аудитории; г) сберечь собственные нервы; д) уточнить свою речевую роль при последующих выступлениях; е) не робеть перед публикой; ж) успешно вести полемику. 6. Из всех вариантов реакции аудитории на выступление лучше всего быть готовым: а) к горячей поддержке; б) освистыванию; в) равнодушию; г) поляризации мнений; д) критическим репликам и вопросам; е) просьбе развить тему; ж) полемике с публикой или с другими ораторами; з) скепсису; и) сочувствию. 7. Выработка правильной самооценки у большинства ораторов происходит: а) благодаря логическим аргументам; б) благодаря самовнушению; в) благодаря опыту; г) благодаря репетиции; д) благодаря самоанализу; е) в ходе бесед с друзьями; ж) в ходе бесед с оппонентами. 8. Рабочее состояние оратора: а) обычное состояние сознания; б) специальное, целевое состояние. 9. Репетиция речи позволяет оратору: а) запомнить текст выступления; б) отрегулировать темп речи в соответствии с отпущенным временем; в) обвыкнуться в выбранной речевой роли; г) уточнить свою речевую цель; д) завоевать доверие аудитории; е) подобрать оптимальный пакет приемов установления контакта с аудиторией; ж) уточнить ценностную ранжировку различных смысловых квантов и смысловых блоков речевого материала. 10. При репетиции имеет смысл запоминать: а) словесную форму текста; б) его суть. 11. К числу приемов для изложения установления и поддержания контакта с аудиторией относится: а) метод контрастной подачи материала; б) переход от монолога к диалогу; в) колоритное, эмоциональное вступление; г) углубленная детализация; д) наглядность; е) убедительность; ж) пафос. 12. Применение зеркала при репетиции: а) отрабатывает мимику и жесты оратора; б) имитирует зрительный контакт; в) прививает манерность и искусственность; г) задает излишне жесткий и надуманный шаблон поведения; д) служит неплохой моделью диалога. 13. Репетиция при ходьбе: а) позволяет отработать ритм дыхания; б) способствует концентрации внимания; в) создает гармонию умственной и физической нагрузок; г) рассеивает внимание; д) отводит часть энергии от мозга к ногам. 14. Главным индивидуальным признаком голоса является: а) дикция; б) громкость; в) темп; г) тембр; д) тон. 15. Наибольшим эффектом обладает голос: а) громкий; б) четкий (с хорошей дикцией); в) раскатистый; г) доверительный; д) вкрадчивый; е) пластичный; ж) спокойный; з) размеренный; и) взволнованный; к) задушевный; л) чеканный; м) поучающий. 16. Психологические паузы: а) заостряют внимание слушателя на нужном фрагменте текста; б) позволяют переключить внимание слушателя с одного предмета на другой; в) дают оратору время подумать, что говорить дальше; г) придают беседе особую доверительность и задушевность. 17. Зрительный контакт следует стремиться установить: а) по возможности со всеми слушателями (если их немного); б) только с теми, кто вас действительно слушает; в) только с теми, кто сам глядит вам в глаза; г) с одним ключевым человеком; д) с теми, кто сидит в ближних рядах; е) с теми, кто заводит с вами диалог; ж) с явными психологическими лидерами группы; з) с вашими единомышленниками; и) с детьми и подростками. 18. Жесты бывают уместными или неуместными: а) сами по себе; б) в зависимости от темы выступления; в) в зависимости от культурного уровня и духовных запросов публики; г) в зависимости от традиций страны; д) в зависимости от репутации и речевого амплуа оратора. 19. Телерадиориторика: а) дает возможность раскрыть максимально широкий набор актуальных для слушателя тем; б) побуждает сосредоточиться на немногих ключевых темах; в) требует естественной манеры речи; г) требует тщательно отрепетированной имитации естественной манеры речи; д) опирается на стереотип: «СМИ – это царство лжи, но послушать все равно надо»; е) опирается на стереотип: «Э фирное слово сверхценно, даже если противоречит фактам и логике» (эффект внушения). 20. По отношению к оратору эфирный слушатель по сравнению со слушателем зальным: а) более снисходителен; б) более критичен; в) более внимателен к сути произносимого; г) более внимателен к форме; д) более терпелив (настроен выслушать речь до конца); е) менее терпелив; ж) более чуток к зрительному контакту (при трансляции по ТВ); з) менее чуток к зрительному контакту; и) более объективен в оценке личности оратора и качеств его речи; к) более субъективен в оценке личности оратора и качеств его речи. Вопросы
Контрольный тест 1. Убеждение – это по преимуществу: а) демонстрация новых фактов – примеров; б) раскрытие новых, неожиданных сторон давно известных фак- в) логическая аргументация; г) воздействие на сферу подсознательного и иррационального; д) игра на эмоциях; е) внушение; ж) давление авторитетом. 2. Фильтры сознания обеспечивают: а) объективность восприятия информации; б) сохранение душевного комфорта; в) снижение информационного шума; г) поддержание постоянства внутренней духовной среды – наего Я; д) оптимизацию уровня коммуникабельности. 3. Фильтры сознания пропускают информацию в глубины психики (сферу доверия), когда: а) слушатель обладает широтой и гибкостью мировоззрения; б) слушатель некритичен или духовно всеяден; в) слушатель нетрезв; г) слушатель информация интересна; д) слушатель рассеян; е) слушатель радостно возбужден; ж) слушатель подавлен горем; з) слушатель охвачен гневом; и) слушатель находится под внушением; к) информация представляется полезной; л) информац
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 274; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.7.151 (0.018 с.) |