Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Обучение в среде e-learning (КАМПУС)

Поиск

КАФЕДРА МЕНЕДЖМЕНТА

Доцент В.А.Иванов

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

к практическим занятиям

по дисциплине ОСНОВЫ РИТОРИКИ

Обучение в среде e-learning (КАМПУС)

Калининград 2011


Вопросы и тестовые задания по дисциплине Риторика

для студентов дмм-1 и змм-1

Доцент Иванов В.А.

Глава 1. Предмет, основные категории и законы общей риторики как науки о красноречии

Вопросы

 

1. Риторика – это наука или искусство?  
2. Как соотносятся в риторике психологическая и филологическая составляющие? Грачев Илья Олегович
3. Что дает оратору и слушателю четкое осознание речевых ролей, речевых целей и их иерархии у себя и у собеседника? Кривонос Анна Владимировна
4. Что нужно знать о смысловом поле монологической и диалогической речи? Максюта Артем Андреевич
5. Как используются активный и пассивный тематические фонды речи в стабильном варианте речевого события при перемене тематики? Матвеева Василиса Владимировна
6. Чем обусловлено существование трех функционально-целевых видов речи? Муравецкая Евгения Олеговна
7. В чем проявляется специфика реализации различных ораторских качеств в разных функциональных видах речи? Петрова Ольга Андреевна
8. Какие существуют законы общей риторики в каждом из функциональных видов речи? Руденко Елизавета Николаевна
9. В чем и как проявляются психологические аспекты управления вниманием аудитории в различных речевых ситуациях? Склярова Виктория Евгеньевна
10. Что стоит за понятием «риторический канон», и каково значение этого понятия для начинающего и для опытного оратора? Сысоева Евгения Игоревна
11. Что составляет предмет общей риторики как теоретико-прикладной дисциплины социально-гуманитарного профиля? Тавризян Ирина Робертовна
12. Какие факторы влияют на содержание, стиль и общий уровень ораторского искусства при различных исторических и профессиональных обстоятельствах? Шушков Анатолий Анатольевич
13. Чем может помочь общая риторика лично вам в вашей будущей работе?  
14. Нужна ли риторика тем, кто убежден, что он «и так говорит хорошо»? Что значит «хорошо говорить»?  
15. Из каких компонентов складывается речевое поведение оратора?  
16. Какую иерархию образуют речевые цели оратора и речевые ожидания слушателей?  
17. Ответы на какие вопросы составляют содержание смысловых полей оратора и слушателей?  
18. Какова содержательная суть основных законов риторики?  
19. Какими качества должен обладать оратор для того, чтобы быть понятым и принятым аудиторией?  
20. Каковы структурные элементы речевого канона как свода правил работы над речью?  

Контрольный тест

1. Современная общая риторика – это:

а) искусство говорить правильно и красиво;

б) искусство оказывать на слушателей необходимое оратору психологическое воздействие;

в) наука о превращении мысли в речь и речи в мысль;

г) теория и практика коммуникации;

е) культура речи;

ж) средство разрешения служебных и бытовых проблем.

2. Специальная (частная) риторика – это:

а) профессиональное подразделение общей риторики;

б) функциональное подразделение общей риторики;

в) ситуационный аспект общей риторики;

г) наложение правил и законов общей риторики на предмет конкретной деятельности.

3. Мысль (идея) – это:

а) словесный пакет, организованный по правилам грамматики;

б) отражение глубинных интересов, желаний или эмоций субъекта;

в) цепь образов, сменяющих друг друга в сознании субъекта;

г) реакция на явления внешнего мира;

д) реакция на явления внутреннего мира.

Как человек мыслит?

а) словами, создавая на их основе образы – картинки явлений внешнего и внутреннего мира;

б) образами, облекая их затем в слова;

в) образами без слов.

5. Словесная оболочка мысленного образа:

а) обогащает его содержание;

б) обедняет.

Какой компонент речевого события является субъективным по отношению к оратору?

а) речевое поведение;

б) речевая ситуация.

7. Речевая роль – это:

а) проекция социальной роли на речевое событие;

б) функция в процессе общения;

в) личностный аспект речевого события.

8. Речевая цель – это:

а) личный интерес участника речевого события;

б) результат, которого желает каждый из собеседников;

в) общее поле интереса оратора и слушателей.

Чем определяется смысловое поле темы устного выступления?

а) общей целью выступления;

б) конкретной целью;

в) содержанием темы;

г) речевой ситуацией;

д) эрудицией оратора;

е) запросами аудитории.

10. Диалог оратора со слушателями – это, прежде всего:

а) конструктивный обмен мнениями по ходу изложения темы;

б) оперативные ответы на вопросы аудитории;

в) духовный контакт оратора и публики;

г) полемика двух и более сторон по ходу выступления или после него;

д) понимание и взаимоуважение оратора и слушателей.

11. Артистизм оратора – это:

а) умение подать себя в любой речевой ситуации;

б) тонкая игра на чувствах публики;

в) создание имиджа оратора;

г) приспособление к обычаям и психологии данной речевой среды;

д) манипулирование сознанием слушателей.

12. Дружелюбие – это качество оратора, которое следует проявлять:

а) лишь по отношению к друзьям и союзникам;

б) ко всем, в том числе и к явным недоброжелателям;

в) ко многим, а к заведомым оппонентам следует демонстрировать подчеркнутый нейтралитет;

г) и ожидать непременной взаимности;

д) и не рассчитывать на взаимность.

13. Объективность среди прочих ораторских качеств:

а) замечается прежде всего, и притом всеми категориями слушателей;

б) замечается преимущественно друзьями;

в) замечается преимущественно оппонентами;

г) накаляет эмоции;

д) охлаждает эмоции;

е) страхует от ответных выпадов;

ж) вызывает уважение.

14. Закон гармонического диалога оратора и слушателей – главный закон общей риторики – предполагает:

а) умение увлечь публику своими интересами;

б) умение увлечься ее интересами;

в) знание психологии слушателей;

г) способность предвидеть их дальнейшую реакцию;

д) нейтрализацию оппонентов при помощи сторонников;

е) поиск общего в позициях оратора и аудитории и затушевывание различий;

ж) умение не обострять противоречий.

15. Ориентация на адресата в структуре речи позволяет:

а) придать выступлению более академичный вид;

б) дисциплинировать оратора;

в) дисциплинировать слушателя;

г) избежать его переутомления;

д) удержать его внимание.

16. Эмоции, возбужденные оратором, способствуют:

а) более четкому восприятию информации;

б) более критичному восприятию информации;

в) более целенаправленному восприятию информации;

г) лучшему запоминанию речи;

д) мобилизации общей энергии на конкретное дело;

е) большей образности восприятия;

ж) созданию эффекта внушения;

з) повышению управляемости аудиторией;

и) закреплению убеждений, созданных рационально-логическими средствами.

17. Положительная психологическая настройка слушателей:

а) необходима только по отношению к единомышленникам;

б) необходима даже по отношению к оппонентам;

в) не всегда уместна по соображениям принципиальности.

18. Усилить внимание слушателей можно:

а) добавляя новые порции аналогичного материала;

б) подавая необходимую информацию в разнообразной форме;

в) периодически возвращаясь к сказанному в новом контексте или на новом смысловом уровне;

г) возбуждая эмоции.

19. Если аудитория начала терять внимание, то следует:

а) призвать ее к дальнейшему слушанию;

б) попробовать чем-либо заинтриговать ее;

в) поскорее закончить речь;

г) сказать: «Потерпите, скоро конец».

20. Если вы попали в цейтнот, то лучше всего:

а) изложить очередной тезис и закончить речь;

б) изложить самый важный тезис;

в) изложить последний тезис – вывод.


Глава 2. Поиск, обработка и структурирование речевого материала – речевой дискурсивный граф

Вопросы

1. Какие проблемы содержит в себе выбор темы выступления в разных жизненных обстоятельствах?  
2. Каковы основные требования к смысловому полю выступления и как они отражаются в риторическом эскизе (предварительном плане) речи? Грачев Илья Олегович
3. Имеет ли смысл составлять эскиз (в частности, в форме пасьянса или речевого дискурсивного графа) для диалогических и полемических речевых действий? Кривонос Анна Владимировна
4. Топы – это чисто ораторские приемы обработки информации или повседневная разговорная практика? Максюта Артем Андреевич
5. Какие слои скрытой информации выявляет риторический анализ, и в каких сферах практической деятельности он используется? Матвеева Василиса Владимировна
6. Алгоритмы анализа и синтеза речевой информации называются топами. Что они дают оратору при работе над эскизом речи, в частности, по методу дискурсивного графа? Муравецкая Евгения Олеговна
7. Назовите основные правила сбора и обработки речевого материала при подготовке устного выступления. Петрова Ольга Андреевна
8. При создании риторического эскиза речи выявляется множество скрытых и побочных тем, ненужных в запланированном выступлении. Что делать оратору с этими темами? Руденко Елизавета Николаевна
9. Какие внешние и внутренние обстоятельства обусловливают выбор темы устного выступления? Склярова Виктория Евгеньевна
10. В чем заключается содержание смыслового поля намеченной темы, и когда оно определяется – до и во время поиска речевого материала или после него? Сысоева Евгения Игоревна
11. Что дает оратору определение смыслового ранга элементов речевого материала? Тавризян Ирина Робертовна
12. Что дает оратору усвоение сути топики – набора алгоритмов анализа и синтеза речевой информации? Шушков Анатолий Анатольевич
13. Какие топы поясняют смысл речи, а какие «затуманивают» его?  
14. В каких условиях оправданы и что собой представляют тематические экскурсы?  
15. Каковы функции каждой из структурных частей устного выступления?  
16. К чему приводит нарушение оптимальной структуры речи?  
17. Когда применять дедукцию, когда индукцию?  
18. Какие виды и приемы риторического анализа могут пригодиться вам в вашей профессиональной деятельности?  

Контрольный тест

1. Эскиз речи:

а) перечень конкретных целей структурных элементов текста в связи с общей целью речи;

б) предварительный план выступления;

в) структурно-смысловой каркас темы;

г) набор смысловых блоков, подлежащих ранжированию и приведению во взаимную связь.

2. Пространный, детальный эскиз, составленный на самом раннем этапе работы над речью, как правило:

а) успешно ориентирует будущего оратора в накоплении и обработке речевого материала;

б) сковывает его, ставя ненужные, надуманные рамки.

3. Ранжирование элементов речевого материала:

а) определение их подлинного смысла;

б) определение порядка их изложения в выступлении;

в) оценка их важности с учетом конкретной цели выступления;

г) оценка их эмоционального воздействия на слушателей;

д) оценка их достоверности.

4. Дискурс по-латыни означает поиск пути. Схема, называемая речевым дискурсивным графом, помогает найти:

а) необходимый набор фактов;

б) необходимый набор логических операций;

в) оптимальные средства речевой выразительности;

г) оптимальный вариант развития темы;

д) оптимальный вариант расположения речевого материала.

5. Длина элементарного отрезка речевого дискурсивного графа определяется:

а) пределом терпения слушателей;

б) исчерпанностью темы смыслового блока;

в) психоэмоциональными факторами.

6. Число ветвей в каждой новой точке выбора дискурсивного графа по сравнению с предыдущей ветвью, как правило:

а) возрастает;

б) уменьшается;

в) остается без изменений.

7. Выход в новую точку графа двумя и более путями лучше воспринимается слушателями:

а) в начале речи;

б) в середине;

в) в конце.

8. Радиус возможного возврата к точке выбора в конце дискурсивного графа:

а) возрастает;

б) уменьшается;

в) остается без изменений.

9. Топы помогают найти:

а) оптимальное развитие темы;

б) оптимальное расположение смысловых квантов;

в) средства эмоционального воздействия на слушателей;

г) средства адекватного выражения идей.

10. Топы отражают:

а) задачи оратора по обработке речевого материала;

б) специфику конкретной цели выступления;

в) объективную взаимосвязь излагаемых в речи событий и явлений;

г) художественный вкус оратора;

д) запросы аудитории.

11. Топ «причина и следствие» имеет особое значение в речи:

а) эмоционально-художественной;

б) научной;

в) агитационной;

г) юридической.

12. Топ «шутка» позволяет:

а) поднять настроение слушателей;

б) сменить тему;

в) безопасно высказать что-то весьма серьезное;

г) уйти от слишком прямой формулировки;

д) отбиться от назойливых расспросов.

13. Вступление любой речи имеет цель:

а) познакомить слушателей с темой речи;

б) отвлечь слушателей от посторонних мыслей;

в) сконцентрировать внимание слушателей на теме выступления;

г) ввести оратора в рабочее настроение;

д) дать оратору возможность изучить аудиторию.

14. Если проигнорировать вступление, то в большинстве случаев произойдет:

а) экономия времени;

б) «блуждание» внимания в начале содержательной части речи с потерей доли полезной информации;

в) неконтролируемое проявление эмоций у слушателей.

15. Без всяких издержек можно обойтись без вступления, когда:

а) слушатели хорошо осведомлены о теме речи и психологически подготовлены к восприятию соответствующей информации;

б) задачи вступления выполнены предыдущим оратором;

в) речь коротка и эмоционально ярка;

г) оратор и слушатели уважают друг друга.

16. Основная часть любой речи:

а) дает главный массив информации;

б) дает основания для выводов;

в) дает сами выводы;

г) содержит в себе общую речевую цель выступления.

17. Заключение любой речи:

а) дает выводы выступления;

б) повторяет в яркой форме выводы, сделанные в конце основной части;

в) дает эмоциональную «накачку» аудитории;

г) закрепляет материал выступления в памяти слушателей;

д) предупреждает выпады оппонентов.

18. Контент-анализ устного выступления представляет собой исследование:

а) рассказа о фактах как речевого события;

б) самих фактов как событий, легших в основу услышанного рассказа;

в) оценки важности этих фактов оратором;

г) эмоционально-нравственного отношения оратора к изложенным им фактам;

д) степени первичности сообщенных оратором фактов.

19. Композиционный анализ позволяет выявить:

а) стремление автора сделать свою речь красивее;

б) стремление изменить восприятие слушателями сообщаемых фактов в нужную оратору сторону;

в) стремление обострить или притупить восприятие каких-либо идей, аргументов, выводов;

г) стремление «утопить» нежелательный факт или вывод в массе отвлекающих деталей или спорных заявлений.

20. Риторический эскиз отличается от риторического анализа:

а) применением индукции вместо дедукции;

б) применением дедукции вместо индукции;

в) бóльшим числом параметров исследования речевого материала;

г) меньшим числом параметров исследования речевого материала;

д) изменением очередности операций;

е) сохранением очередности операций;

ж) прогностическим характером исследования.


Вопросы

1. Какие преимущества и какие сложности связаны с применением тропов?  
2. Каковы стилевые границы и пределы использования тропов? Грачев Илья Олегович
3. Как и в каких масштабах применяются тропы в разных функцио-нальных стилях речи? Кривонос Анна Владимировна
4. Когда, и в каких формах уместно использование фразеологизмов и элементов фольклора? Максюта Артем Андреевич
5. Когда и с какой целью допустимо смешение разных функцио-нальных стилей? Матвеева Василиса Владимировна
6. Каково место и роль эвфемизмов, дисфемизмов и ярлыков в рече-вой культуре? Муравецкая Евгения Олеговна
7. За что мы ценим идеи оратора? Петрова Ольга Андреевна
8. Функции тропов и риторических фигур: что в них общего и что различного? Руденко Елизавета Николаевна
9. В чем проявляется сходство и различие тропов и эпитетов? Склярова Виктория Евгеньевна
10. Каковы речевые функции фразеологизмов как аккумуляторов народной мудрости? Сысоева Евгения Игоревна
11. Каковы сферы и специфика применения разных функциональных видов речи? Тавризян Ирина Робертовна
12. Что говорит об ораторе культура его речи? Шушков Анатолий Анатольевич
13. В чем суть речевых конфузов и как их избежать?  
14. Что стоит за понятием «гражданский долг оратора»?  

Контрольный тест

 

1. К функциям тропов относятся:

а) выявление логических связей между сообщаемыми фактами;

б) структурирование речевого материала;

в) обогащение образно-эмоционального строя речи;

г) передача скрытого смысла (метасообщение).

2. Использование тропов предполагает:

а) абстрактное восприятие явлений материального и духовного мира;

б) расширенное восприятие (способность видеть больше связей данного явления с другими, чем это свойственно обыденному сознанию);

в) углубленное восприятие (способность видеть в явлении больше черт, нежели при обыденном сознании);

г) ассоциативное мышление;

д) концентрацию внимания;

е) романтизм (склонность видеть необычное в обычном).

3. К синей бумаге неба Приложена Солнца печать…

а) метонимия;

б) гипербола;

в) перифраза;

г) метафора;

д) аллегория.

4. Говорю вам: весь воздух выпью И кометой вытяну язык!

а) синекдоха;

б) гипербола;

в) антономасия;

г) метафора;

д) парадокс.

Какая мудрая супруга

В часы любовного досуга Вдруг вам захочет доказать, Что 2 и 3 совсем не пять…

а) гипербола;

б) парадокс;

в) намек;

г) ирония;

д) шутка.

11. К функциям риторических фигур относятся:

а) создание образов;

б) структурирование речевого материала на микроуровне;

в) усиление образов, созданных иными речевыми средствами;

г) ценностное ранжирование идей;

д) логическая стыковка смысловых квантов и блоков.

12. Не раз утопал я в болоте, Не раз замерзал я на льду…

а) период;

б) повтор;

в) градация;

г) анафора;

д) эпифора.

13. Или сразу не разберешь – Плох он или хорош…

а) риторический вопрос;

б) градация;

в) антитеза;

г) обращение;

д) риторическое восклицание.

14. Хотел бы в рай, да грехи не пускают.

а) пословица;

б) изречение;

в) поговорка;

г) прибаутка;

д) афоризм.

15. «Хотели, как лучше, а получилось, как всегда».

а) пословица;

б) афоризм;

в) изречение;

г) поговорка.

16. Функциональный стиль – это:

а) набор определенных речевых средств;

б) особая манера изложения;

в) особый образный склад языка;

г) язык особой сферы жизнедеятельности общества.

17. Художественный стиль характеризуют:

а) лаконизм;

б) однозначность;

в) образность;

г) использование штампов;

д) гибкость;

е) эмоциональность;

ж) стандартность.

18. Эвфемизмы позволяют:

а) сделать речь красивее, литературнее;

б) избежать острых ситуаций;

в) блеснуть высокой речевой культурой;

г) создать почву для конструктивного взаимодействия с не слишком ярыми оппонентами;

д) создать оратору положительный имидж в глазах публики;

е) замаскировать негативные явления;

ж) найти в оппоненте положительные черты.

19. Употребление дисфемизмов и ярлыков приводит к:

а) усилению взаимной неприязни;

б) уточнению взаимных оценок;

в) улучшению имиджа оратора в глазах единомышленников: «Вот какой боевой!»

г) разоблачению коварной сущности оппонентов;

д) сбору сторонников под единое знамя для борьбы с общим врагом;

е) политическому просвещению народа;

ж) порче духовной атмосферы во всем обществе;

з) осознанию остроты ситуации.

20. Лучший способ борьбы с ярлыками – это:

а) замена их эвфемизмами;

б) их игнорирование;

в) их переосмысление и переоценка;

г) их сочинение ответных ярлыков;

д) их оценка со стороны.

21. Если оппонент атакует вас, используя «цветы красноречия», то в ответ лучше всего:

а) одарить его порцией собственных образно-эмоциональных средств;

б) направить словесные «перлы» оппонента против него же, соответствующим образом обыграв их;

в) перейти на серьезный тон, отпустив предварительно какую-нибудь смягчающую шутку.


Глава 4. Подготовка к выступлению – внеречевой инструментарий ораторского искусства

Вопросы

1. Для чего необходим и какими способами устанавливается психологический контакт оратора с аудиторией?  
2. Психологическая самооценка и самонастройка перед выступлением важны только для начинающего или также для опытного оратора? Что такое «правило тетерева»? Грачев Илья Олегович
3. Какие функции выполняет репетиция устного выступления, и какие методы при этом используются? Кривонос Анна Владимировна
4. В какой зависимости находятся характеристика голоса оратора и успех выступления? Максюта Артем Андреевич
5. Какую роль в устном выступлении играют мимика, жесты и артистизм оратора? Матвеева Василиса Владимировна
6. Как различаются эфирная и зальная речевые среды и речевые ситуации? Муравецкая Евгения Олеговна
7. Какие правила телерадиориторики сильнее всего влияют на имидж оратора? Петрова Ольга Андреевна
8. Какие приемы и технологии необходимо использовать для установления и поддержания психологического контакта оратора и аудитории? Руденко Елизавета Николаевна
9. Какова специфика психологической подготовки (самооценки и самонастройки) оратора к функционально разным видам устного выступления? Склярова Виктория Евгеньевна
10. В чем заключаются преимущества и недостатки различных методов репетиции устных выступлений? Сысоева Евгения Игоревна
11. В чем схож и чем отличается типичный голос профессионального оратора от голоса певца и обычного человека? Тавризян Ирина Робертовна
12. Какие функциональные роли играют в ораторском искусстве мимика и жестикуляция? Шушков Анатолий Анатольевич
13. Какие факторы и обстоятельства необходимо учитывать при переработке зальной речи в речь эфирную?  
14. В чем схожа и чем отличается риторика для радио от риторики для телевидения?  

 

Контрольный тест

1. Проксемические риторические фигуры:

а) анафора;

б) период;

в) антитеза;

г) риторический вопрос;

д) эпифора;

е) мнимая чужая речь;

ж) мнимая уступка;

з) повтор;

и) одобрение и ободрение адресата;

к) градация;

л) риторическое обращение.

2. Качества оратора:

а) артистизм;

б) эрудиция;

в) искренность;

г) находчивость;

д) обаяние;

е) владение правилами этикета;

ж) дружелюбие;

з) настойчивость;

и) чувство юмора;

к) самокритичность;

л) вежливость;

м) смелость.

3. Для установления психологического контакта с аудиторией оратор должен, прежде всего:

а) продумать набор словесных фигур и приемов;

б) отрегулировать мимику и жесты;

в) выработать у себя правильную самооценку;

г) верно определить свою речевую цель;

д) верно определить свою речевую роль;

е) опираться на поддержку сторонников в публике;

ж) обеспечить действенный зрительный контакт со слушателями.

4. Правильнее всего поступает тот оратор, который:

а) радуется удаче своего выступления и горюет при неудаче;

б) и к успеху, и к провалу относится с олимпийским спокойствием;

в) сдержан в оценке успеха, но чувствителен к поражению;

г) радуется успеху и спокойно воспринимает провал;

д) предпочитает сначала успокоиться и лишь затем рассуждать об итогах своего выступления.

5. Прием психологической самонастройки оратора, называемый правилом «тетерева», позволяет:

а) объективно оценить итоги собственного выступления;

б) верно спрогнозировать их;

в) правильно оценить поведение аудитории;

г) сберечь собственные нервы;

д) уточнить свою речевую роль при последующих выступлениях;

е) не робеть перед публикой;

ж) успешно вести полемику.

6. Из всех вариантов реакции аудитории на выступление лучше всего быть готовым:

а) к горячей поддержке;

б) освистыванию;

в) равнодушию;

г) поляризации мнений;

д) критическим репликам и вопросам;

е) просьбе развить тему;

ж) полемике с публикой или с другими ораторами;

з) скепсису;

и) сочувствию.

7. Выработка правильной самооценки у большинства ораторов происходит:

а) благодаря логическим аргументам;

б) благодаря самовнушению;

в) благодаря опыту;

г) благодаря репетиции;

д) благодаря самоанализу;

е) в ходе бесед с друзьями;

ж) в ходе бесед с оппонентами.

8. Рабочее состояние оратора:

а) обычное состояние сознания;

б) специальное, целевое состояние.

9. Репетиция речи позволяет оратору:

а) запомнить текст выступления;

б) отрегулировать темп речи в соответствии с отпущенным временем;

в) обвыкнуться в выбранной речевой роли;

г) уточнить свою речевую цель;

д) завоевать доверие аудитории;

е) подобрать оптимальный пакет приемов установления контакта с аудиторией;

ж) уточнить ценностную ранжировку различных смысловых квантов и смысловых блоков речевого материала.

10. При репетиции имеет смысл запоминать:

а) словесную форму текста;

б) его суть.

11. К числу приемов для изложения установления и поддержания контакта с аудиторией относится:

а) метод контрастной подачи материала;

б) переход от монолога к диалогу;

в) колоритное, эмоциональное вступление;

г) углубленная детализация;

д) наглядность;

е) убедительность;

ж) пафос.

12. Применение зеркала при репетиции:

а) отрабатывает мимику и жесты оратора;

б) имитирует зрительный контакт;

в) прививает манерность и искусственность;

г) задает излишне жесткий и надуманный шаблон поведения;

д) служит неплохой моделью диалога.

13. Репетиция при ходьбе:

а) позволяет отработать ритм дыхания;

б) способствует концентрации внимания;

в) создает гармонию умственной и физической нагрузок;

г) рассеивает внимание;

д) отводит часть энергии от мозга к ногам.

14. Главным индивидуальным признаком голоса является:

а) дикция;

б) громкость;

в) темп;

г) тембр;

д) тон.

15. Наибольшим эффектом обладает голос:

а) громкий;

б) четкий (с хорошей дикцией);

в) раскатистый;

г) доверительный;

д) вкрадчивый;

е) пластичный;

ж) спокойный;

з) размеренный;

и) взволнованный;

к) задушевный;

л) чеканный;

м) поучающий.

16. Психологические паузы:

а) заостряют внимание слушателя на нужном фрагменте текста;

б) позволяют переключить внимание слушателя с одного предмета на другой;

в) дают оратору время подумать, что говорить дальше;

г) придают беседе особую доверительность и задушевность.

17. Зрительный контакт следует стремиться установить:

а) по возможности со всеми слушателями (если их немного);

б) только с теми, кто вас действительно слушает;

в) только с теми, кто сам глядит вам в глаза;

г) с одним ключевым человеком;

д) с теми, кто сидит в ближних рядах;

е) с теми, кто заводит с вами диалог;

ж) с явными психологическими лидерами группы;

з) с вашими единомышленниками;

и) с детьми и подростками.

18. Жесты бывают уместными или неуместными:

а) сами по себе;

б) в зависимости от темы выступления;

в) в зависимости от культурного уровня и духовных запросов публики;

г) в зависимости от традиций страны;

д) в зависимости от репутации и речевого амплуа оратора.

19. Телерадиориторика:

а) дает возможность раскрыть максимально широкий набор актуальных для слушателя тем;

б) побуждает сосредоточиться на немногих ключевых темах;

в) требует естественной манеры речи;

г) требует тщательно отрепетированной имитации естественной манеры речи;

д) опирается на стереотип: «СМИ – это царство лжи, но послушать все равно надо»;

е) опирается на стереотип: «Э фирное слово сверхценно, даже если противоречит фактам и логике» (эффект внушения).

20. По отношению к оратору эфирный слушатель по сравнению со слушателем зальным:

а) более снисходителен;

б) более критичен;

в) более внимателен к сути произносимого;

г) более внимателен к форме;

д) более терпелив (настроен выслушать речь до конца);

е) менее терпелив;

ж) более чуток к зрительному контакту (при трансляции по ТВ);

з) менее чуток к зрительному контакту;

и) более объективен в оценке личности оратора и качеств его речи;

к) более субъективен в оценке личности оратора и качеств его речи.


Вопросы

1. Какой функциональный стиль речи более всего подходит аргу-ментирующей (пропагандистской и агитационной) речи?  
2. В каких речевых ситуациях чаще всего звучат аргументирующие выступления? Грачев Илья Олегович
3. Древние римляне говорили: «когда учим – учимся сами». Верно ли это утверждение в отношении аргументирующей речи? Кривонос Анна Владимировна
4. Выступают два оратора. Один стремится обратить в свою веру возможно большее число слушателей, другой апеллирует только к заведомым союзникам. В каких речевых ситуациях предпочти-тельнее каждая из этих стратегий? Максюта Артем Андреевич
5. В убеждающей речи грамотному оратору имеет смысл подтяги-вать публику до своего уровня или приспосабливаться к ее уров-ню культуры и знаний? Матвеева Василиса Владимировна
6. Как следует поступать оратору, если в аудитории завязалась дис-куссия по поднятой им проблеме? Муравецкая Евгения Олеговна
7. Когда оратору следует расширять, а когда сужать поле речевого ожидания слушателей, и как это делать? Петрова Ольга Андреевна
8. Как, обращаясь к одной адресной группе, не оскорбить невнима-нием других? Руденко Елизавета Николаевна
9. Какую сферу сознания слушателей задействуют основные каче-ства оратора? Склярова Виктория Евгеньевна
10. Какие параметры анализа аудитории вам кажутся наиболее важными и почему? Сысоева Евгения Игоревна
11. Вы поняли чужую мысль. Что происходит дальше? Тавризян Ирина Робертовна
12. Как сместить восприятие слушателем вашей информации в нужную вам сторону? Шушков Анатолий Анатольевич
13. Какова роль тропов и риторических фигур в аргументирующей речи?  
14. Чем помогают убеждающему оратору пословицы, поговорки, афо-ризмы, анекдоты и цитаты из уважаемых публикой источников?  
15. Как реагирует сознание человека на новой факт или идею? Дей-ствует здесь в первую очередь рационально-логический или эмоциональный фактор, и почему?  
16. Если одна информация противоречит общеизвестным и хорошо подтвержденным фактом, а другая – убеждениям данного чело-века, то чему он будет склонен скорее поверить?  
17. Что в первую очередь формирует убеждающий оратор: знание или веру?  
18. Стоит ли оратору опровергать мировоззренческие стереотипы публики?  
19. Почему мифы, догмы и утопии не уходят, как общее явление, из сознания народа, а лишь сменяются новыми?  

 

Контрольный тест

1. Убеждение – это по преимуществу:

а) демонстрация новых фактов – примеров;

б) раскрытие новых, неожиданных сторон давно известных фак-
тов;

в) логическая аргументация;

г) воздействие на сферу подсознательного и иррационального;

д) игра на эмоциях;

е) внушение;

ж) давление авторитетом.

2. Фильтры сознания обеспечивают:

а) объективность восприятия информации;

б) сохранение душевного комфорта;

в) снижение информационного шума;

г) поддержание постоянства внутренней духовной среды – наего Я;

д) оптимизацию уровня коммуникабельности.

3. Фильтры сознания пропускают информацию в глубины психики (сферу доверия), когда:

а) слушатель обладает широтой и гибкостью мировоззрения;

б) слушатель некритичен или духовно всеяден;

в) слушатель нетрезв;

г) слушатель информация интересна;

д) слушатель рассеян;

е) слушатель радостно возбужден;

ж) слушатель подавлен горем;

з) слушатель охвачен гневом;

и) слушатель находится под внушением;

к) информация представляется полезной;

л) информац



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 267; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.190.217.167 (0.019 с.)