Мы поможем в написании ваших работ!
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
|
Реформация хvi В. И ее причины. Основные направления протестантизма: лютеранство, англиканство, кальвинизм.
Содержание книги
- Религия, ее сущность, специфика и структура. Религиозная деятельность и религиозные отношения.
- Ранние формы религии, первобытные верования (фетишизм, тотемизм, магия и др.). Сакрализация власти вождя.
- Буддизм: особенности вероучения и культура, эволюции буддизма и его современная социально-политическая роль в мире. Понимание мира и человека в буддизме.
- Основные направления в буддизме: хинаяна, махаяна, ваджраяна
- Вероучение и культ христианства.
- Особенности католического вероучения и культа. Институт папства как единство сакральной и светской власти.
- Реформация хvi В. И ее причины. Основные направления протестантизма: лютеранство, англиканство, кальвинизм.
- Ислам: особенности вероучений и культа. Роль ислама в системе социального и государственного управления.
- Основные направления ислама. Ислам в России, на северном кавказе.
- Сущность и основные принципы свободы совести. Свобода совести в практике государственного управления.
- Федеральный закон «о свободе совести и о религиозных объединениях»
Похожие статьи вашей тематики
Кальвинисты, лютеране, баптисты, методисты, пресвитериане, англикане – непосвещенный легко теряется среди названий различных течений того, что обычно называют словом «протестантизм». Протестантские движения рождались не случайно, они выражали различные формы духовности, дополняющие, а иногда и противоречащие друг другу. С течением времени произошло наложение различных форм протестантизма. В зависимости от страны некоторые течения, лучше всего приспособленные к культурной среде, становились более заметными, в то время как другие сохранялись лишь в виде пережитков прошлого. Таким образом, чтобы глубже понять протестантизм, необходимо использовать несколько взаимодополняющих подходов: условия его возникновения, его вероучения, его эволюцию, а также современное состояние различных церквей. Реформация и зарождение протестантизма Католическая церковь времен Возрождения – в начале XVI в. – страдала от множества проблем, связанных с ее монопольным положением. Многие становились священниками, чтобы занять определенное положение в обществе, а не по призванию; распущенность нравов части духовенства и компромиссы некоторых епископов с политической властью – все это становилось невыносимым для любого христианина, проникнутого духом Евангелия. Культ святых мощей превратился в настоящее анимистское суеверие; торговля индульгенциями стала источником сложных финансовых махинаций. Реформа, направленная на большую строгость и чистоту, совершенно необходима. Естественно, такая реформа должна была коснуться вероисповедания, деформированного злоупотреблениями, однако основные его принципы вполне могли остаться в неприкосновенности. Но некоторые реформаторы заняли более радикальную позицию: чтобы исключить возможность церкви оказывать слишком сильное влияние на верующих, они настаивали на необходимости вернуться к Священному Писанию, напоминая, что дело спасения человека находится в руках Божьих. Эти вероучительные требования сами по себе нисколько не противоречили догматам церкви, однако к ним стали добавляться и другие, которые в своем стремлении вернуться к истокам отвергали церковное предание – фундаментальный элемент католической веры. Таким образом, движение за реформу стало отклоняться от линии церкви. Хотя дух реформаторов и их действия, вдохновляемые и направляемые Богом, совершенно не ставили себе целью порвать с существующей церковью, накал страстей с обеих сторон быстро привел к кризису. Начало разрыва символизировал поступок Лютера, монаха и богослова, – на самом деле вполне понятный и объяснимый: в 1517 г. он вывесил на дверях церкви в Виттемберге манифест против торговли индульгенциями. В 1520 г. Рим решил, что, осудив Лютера, он сможет прекратить конфликт, угрожавший его положению. Однако вследствие осуждения Лютер окончательно порвал с церковью и тем самым получил большую свободу для реализации своей системы взглядов. Лютер не был одинок – вся церковь была в брожении: многие из тех, кто способствовал проведению реформы, в глубине души оставались католиками, другие занимали диссидентские позиции. Помимо Лютера (1483-1546), это были Кальвин (1509-1564) и Цвингли (1484-1531). Вокруг этих учителей очень быстро возникали школы, к которым стали тяготеть, в частности, некоторые германские князья. Поэтому проблема стала столь же политической, сколь и религиозной, что означало для Рима утрату всякой надежды подавить протестантское движение силой. Так сложились условия для образования автономных церквей, призванных развиваться независимо от католичества и объединенных определенной общностью верований и принципов. Верования протестантизма Несмотря на огромное разнообразие церквей и тенденций, протестанты прежде всего являются христианами. Поэтому они разделяют фундаментальные верования, общие для всех христиан, которые мы рассмотрели выше. По многим важнейшим вопросам эти верования совпадают с верованиями католиков и православных, однако по ряду проблем между ними существуют заметные расхождения. Они касаются, в частности, почитания Девы Марии, таинств, значения учения церкви и авторитета иерархии (в особенности папы). Вообще протестанты не принимают того, что они считают добавленным к Священному Писанию. Этот важный момент заслуживает разъяснения: согласно католической концепции, церковь характеризует истинное присутствие Иисуса Христа на Земле, она вдохновляется Святым Духом, и совокупность ее взглядов, называемая преданием, является важным дополнением к Священному Писанию. Протестанты уже просто потому, что они отделились от католической церкви, отрицают ее учение: поступить иначе было бы нелогично. Они опираются исключительно на Священное Писание, и каждый протестант теоретически должен сам уметь интерпретировать учение Библии. Этот принцип приводит к очень разным взглядам: на одном конце спектра находятся фундаменталисты, которые принимают Библию буквально, а на другом – либеральная тенденция, которая интерпретирует ее символическим образом. Расхождение между этими различными верованиями может поэтому быть очень большим, и по некоторым вопросам точку зрения католичества можно было бы назвать промежуточной. Все же большинство протестантов согласны со следующими положениями, неприемлемыми для католиков. Мария, Мать Иисуса, безусловно, занимает выдающееся место в христианстве, но делать ее предметом почитания не следует. Подобает почитать лишь Бога. Именно поэтому в протестантских храмах нет статуй – ни Марии, ни святых. Преобладающее рационалистическое течение относится к сверхъестественному с большим недоверием: тот факт, что Иисус родился от Девы, не кажется им особенно существенным для христианской веры, и слово «дева» они понимают в более общем смысле – «молодая девушка». Что касается таинств, то большинство протестантов признают только крещение и евхаристию (но лишь как воспоминание о последней трапезе Иисуса). Некоторые протестантские церкви допускают также, с большими или меньшими оговорками, отпущение грехов, рукоположение пасторов и церковный брак. В этом отношении особенно жесткую позицию занимают кальвинисты: они отвергают католические таинства, в то время как англикане и лютеране несколько изменяют и иначе интерпретируют их. Именно по вопросам значения учения католической церкви и авторитета иерархии несогласие протестантов выражено наиболее четко. Сам принцип существования догматов противоречит их концепции персональной интерпретации Библии. Догмат папской непогрешимости, провозглашенный в 1870 г., представляется им пределом недопустимого. Даже в церквях, в которых есть епископы и иерархия, функционирование происходит в действительности в довольно демократическом духе. Вышесказанное дает лишь самое общее представление о верованиях протестантизма: чтобы изложить все разнообразие нюансов, свойственных различным церквям, потребовались бы целые тома. Рассмотрим основные протестантские церкви, чтобы понять, как организованы различные течения протестантизма. Разновидности протестантизма С самого начала реформистское движение не было однородным. Некоторые крупные направления исторически сформировались довольно рано: баптистское движение; англиканство; лютеранство; кальвинизм. Все последующие протестантские движения были более или менее явно связаны с одним или несколькими из этих основных течений. Лютеранство Наиболее крупным протестантским течением является люберанство. основными документами вероучения являются «Аугебургское вероисповедание» и «Апология», написанные Лютером и видным проповедником протестантизма Меланхтоном. Центральным моментом люберанского вероучения является учение об оправдании верой. Отношение церкви к миру характеризует учение Лютера о двух царствах. Лютер четко разграничивает две сферы: религиозную и общественную жизнь. Церковную жизнь составляет вера, христианская проповедь, деятельность церкви. Общественную – мирская деятельность, гражданская мораль, государство и разум. Лютер выступал против претензий католического духовенства контролировать веру и совесть на правах посредника между людьми и богом. Человек может спасти душу только посредством веры, которая непосредственно даруется богом, без помощи церкви. Это учение Лютера о спасении, или оправдании верой в искупительную жертву Христа, стало одним из центральных догматов протестантизма. Лютеранство провозгласило учение о всеобщем священстве, о равенстве всех верующих перед богом. Под лозунгом восстановления традиций ранне христианской церкви было выдвинуто требование упразднения обособленного сословия священников, устранения монахов, прелатов, римской курии, т. е. всей церковной дорогостоящей иерархии, требование дешевой церкви отвечало интересам горожан. Одновременно был отвергнут и авторитет папских декретов и посланий, решений соборов («священное предание»), единственным авторитетом в вопросах веры было признано «священное писание». Каждый верующий, согласно лютеранскому учению вправе истолковывать его по своему разумению. Отвергая церковную иерархию и особое священнодействие как путь «к спасению души», это учение рассматривало мирскую деятельность человека как служение богу. Не в бегстве от мира, а в земной жизни человек должен был искать спасение. Отсюда – осуждение монашества, безбрачия духовенства и т. п. После первой мировой войны и до настоящего времени наиболее влиятельным направлением евангелической теологии является «диалектическая теология» (или «теология кризиса»), крупнейшими представителями которой являются К. Барт, Э. Бруннер, Р. Бультман. Основная идея «диалектической теологии» состоит в том, что христианская вера не может быть обоснована извне, доводами разума, философскими аргументами или научными данными. Она возникает из «внутренней непосредственной встречи» с Богом, когда Бог встречается «мне» в «моем существовании». Истинная религия – это религия откровения. Сторонники данной теории апеллируют и евангелию как единственному источнику христианской веры. Кальвинизм КАЛЬВИН (КОВЕН) ЖАН (1509-1564) — один из деятелей Реформации, основатель кальвинизма. Родился во Франции, в 30-е гг. примыкает к гуманистам, впоследствии заинтересовался идеями Мартина Лютера. В 1536 г. опубликовал «Наставление в христианской вере», в 1541 г. — «Церковные установления», где изложены основные положения кальвинистского вероучения. В центре учения К. — идея оправдания верой и теория предопределения. Согласно К., ни своей верой, ни «добрыми делами» человек не может ничего изменить в своей жизни. Избранные будут спасены, отверженные — обречены на вечные муки. Судьба человека после смерти — тайна и величие Бога. Но мирские дела и преуспевание в них являются признаками избранности к спасению. Всю жизнь человек должен посвятить труду, к-рый, сакрализуясь, представляется формой служения Богу. Основой вероучения считал Священное Писание. К. радикально реформировал церковь: отрицал ее иерархическое строение, власть папы римского, ввел богослужение на национальном языке. Из христианских таинств остались крещение и причащение, причем вино и хлеб суть только видимые знаки, символы тела и крови Триста. Это учение вызвало полемику между К. и лютеранами. К. заключил по вопросу об евхаристии соглашение с последователями У. Цвингли, к-рое было принято всеми реформаторскими общинами. К. считал, что любое отклонение от его вероучения есть ересь и инакомыслие, к-рые подлежат искоренению. При этом он требовал жесточайшей регламентации всей церковной жизни. Решение кальвинистской церкви приобретало форму закона. Отсюда идея необходимости полного и абсолютного повиновения церкви. Авторитетными для теологов и проповедников остаются написанные Кальвином «Наставления в христианской вере» (1536—1559), «Церковные установления» (1541), «Женевский катехизис» (1545), «Шотландское вероисповедание» (1560), «Вестминстерское исповедание веры» (1547). Согласно учению Кальвина, Священное Писание содержит все необходимые указания по церковному устройству. Одним из главных догматов кальвинизма является учение об «абсолютном предопределении»: еще до «сотворения мира» Бог, якобы, предопределил судьбы людей, одним уготован рай, другим – ад, и никакие усилия людей, никакие «добрые дела» не могут изменить то, что предначертано всевышним. В теологическом же плане это учение было связано с одним из главных принципов реформации – оправданием верой, а не «добрыми делами». С самого начала кальвинизму были свойственны мелочная регламентация личной и общественной жизни верующих в духе ханжеской благопристойности, нетерпимость ко всякому проявлению инакомыслия, которое пресекалось самыми жестокими мерами. В соответствии с догматической основой кальвинизм рационально реформировал христианский культ и церковную организацию. Почти все внешние атрибуты католического культа: иконы, облачения, свечи и т. д. – были отброшены. Основное место в богослужении заняли чтение и комментирование Библии, пение псалмов. Церковная иерархия была ликвидирована. Руководящую роль в кальвинистских общинах стали играть старшины (пресвитеры) и проповедники, составлявшие консисторию, которая ведала религиозной жизнью общины. Догматические вопросы входили в ведение особых собраний проповедников – конгрегаций, которые стали впоследствии местными и общенациональными съездами представителей общин. В настоящее время кальвинизм представлен так называемыми реформатскими и пресвитерианскими церквами и конгрегационализмом. Отличительной особенностью последнего является принцип независимости общин верующих от светских властей и полной их самостоятельности, автономности каждой общины – конгрегации. Англиканство Англиканство зародилось в Англии в XVI в., когда английский парламент провозгласил независимость церкви от папы и объявил ее главой короля Генриха VIII. В Англии были закрыты все монастыри, а их имущество конфисковано в пользу королевской казны. Но при этом было объявлено о сохранении католических догматов и обрядов. Со временем влияние протестантизма на англиканскую церковь усилилось и углубилось ее размежевание с католицизмом. Был принят парламентом англиканский «символ веры», в котором подтверждалось, что «король имеет верховную власть в церкви», хотя «он не имеет права проповедовать слово божье и совершать таинства». Англиканская церковь приняла протенстантские догматы об оправдании верой и о «священном писании» как единственном источнике веры; отвергла учение католицизма об индульгенциях, о почитании икон и мощей. В то же время признавался, хотя и с оговорками, католический догмат о спасающей силе церкви. Были сохранены литургия и ряд других характерных для католицизма обрядов; остался неприкосновенным епископат. Англиканская епископальная церковь является в настоящее время государственной церковью Англии. Главой церкви считается английский король. Сохранена иерархия, напоминающая католическую. Епископов через премьер-министра назанчает король. Во главе духовенства двух графств – Кентерберийского и Йоркского – стоят архиепископы. Примасом является архиепископ Кентерберийский. Внешняя обрядовая сторона католицизма в англиканской церкви почти не была реформирована. Главное место в богослужении сохранилось за литургией, которая отличается сложной обрядностью, торжественностью. групп – баптистов, евангельских христиан, пятидесятников.
37. Поздний протестантизм: баптизм, адвентизм, пятидесятничество, свидетели Иеговы
38. Поздний протестантизм: баптизм, адвентизм, пятидесятники, Свидетели Иеговы и др.
Баптизм (от греч. Βάπτισμα: крещение) — одно из направлений протестантского христианства. Конфессия, вышедшая из среды английских пуритан. В основе баптистского вероучения, которое дало имя всему движению, лежит принцип добровольного и сознательного крещения по вере взрослых людей при наличии твёрдых христианских убеждений и отказа от греховного образа жизни. Крещение младенцев отвергается как несоответствующее требованию добровольности, сознательности и веры. Подобно иным протестантам, баптисты признают Библию в составе 66 книг Ветхого и Нового Завета Священным Писанием, обладающим исключительным авторитетом в повседневной и религиозной жизни. В практике церковной жизни баптисты придерживаются принципа всеобщего священства, а также самостоятельности и независимости каждой отдельной церковной общины (конгрегационализм). Пресвитер (пастор) общины не обладает абсолютной властью, наиболее важные вопросы решаются на церковных советах, общих собраниях верующих. Богослужения носят творческий характер и состоят из проповеди, пения в сопровождении инструментальной музыки, импровизированных молитв (своими словами), чтения духовных поэм и стихотворений. Главное еженедельное богослужение баптисты проводят в воскресенье, в будние дни могут организовываться дополнительные собрания, специально посвященные молитве, изучению и обсуждению Библии и другой религиозной деятельности. Слово «баптист», обозначающее последователя баптизма, происходит от греческого слова «баптизо», и обозначает собой крещение (буквально - "погружение"). Баптисты практикуют крещение взрослых через полное погружение в воду. Идея зарождения христиан-баптистов связана с евангельским учением о крещении. Адвенти́сты (лат. adventus — пришествие) — последователи адвентизма — движения, зародившегося в начале XIX века среди групп баптистов, методистов и других протестантов и поначалу объединявшего тех христиан различных вероисповеданий, которые ожидали скорого Второго пришествия Христа. Летом 1831 г. проповедник баптистской общины г. Гемптона Уильям Миллер (1782—1849) объявил, что ему удалось, изучая Библию, вычислить точную дату пришествия Христа — 21 марта 1843 г. — и выпустил книгу «Доказательства Писания и истории о втором пришествии Христа в 1843 г., изложенные в обзоре докладов». Пришествия Христа в рассчитанные сроки не произошло, и впоследствии сам У. Миллер признал доктринальную ошибку, которая привела его к неправильному толкованию Библии. После «Великого разочарования», вызванного ошибочным толкованием библейских пророчеств, Миллер, а также многие его ученики и последователи старались более не называть точных сроков Второго пришествия и ограничились утверждением, что в 1844 г. Христос вошел в Святая Святых Небесного Святилища (Храма) и начал там особое посредническое служение. Из различных направлений и течений, возникших после раскола миллеритского движения, наиболее известна Церковь адвентистов седьмого дня, которая имеет собственную централизованную организацию в мировом масштабе. Из других ныне существующих адвентистских вероисповеданий известны адвентисты-реформисты (см. АСД Реформационного Движения), Христианская Церковь Пришествия и Церковь Бога Седьмого Дня (все немногочисленны). Последователи Христианской Церкви Пришествия, в отличие от адвентистов седьмого дня, не признают трудов Елены Уайт, празднуют воскресенье, а не субботу и не соблюдают пищевых ограничений. Христианская Церковь Пришествия также имеет не централизованное, а конгрегациональное устройство. Церковь Бога Седьмого Дня доктринально стоит на позициях арианства: «Иисус из Назарета есть только рожденный Сын Бога, явленный Духом Святым» («Доктринальные пункты Церкви Бога Седьмого Дня»). Пятидеся́тники (англ. Pentecostalism) — евангельские христиане, последователи пятидесятничества, одного из направлений протестантизма. На территории России, для отличия от евангельских христиан (прохановцев), по учению более близких к баптизму, предпочитали называться Христианами Веры Евангельской, в настоящий момент это название является самоопределением данной конфессии. ^ Свиде́тели Иего́вы (иногда в научной) и публицистической литературе встречается наименование Иеговисты)(англ. Jehovah's Witnesses, до 1931 года были частью «Исследователей Библии», англ. Bible Students) — международная религиозная организация. По подсчётам самой организации, на август 2009 года число членов этой организации во всем мире достигало 7 313 173 человека. Главный религиозно-административный центр находится в Бруклине (Нью-Йорк).
Адвентизм
В 30-х годах XIX в в США возникла секта адвентистов (от лат. „адвентус" - приход, пришествие). Основателем секты был В. Миллер (ум. в 1849), предсказывавший второе пришествие Иисуса Христа на землю в 1844 г. Вера в близкое пришествие Христа, который должен будет установить тысячелетнее царство и совершить над грешниками последний суд, является основой вероучения секты. Адвентисты заявляют, что отрицают бессмертие души. Они считают, что после смерти душа человека как бы погружается в сон, чтобы пробудиться в судный день и либо обрести вечное блаженство, либо быть окончательно уничтоженной. Конечно, вечное блаженство будет даровано лишь тем избранным, которые обрели истинную веру, т. е. адвентистам.
Адвентисты отрицают многое из христианского культа. Они сохраняют обряды причащения и крещения (совершается над взрослыми). Обязательной для членов секты является уплата десятины, I е. десятой части заработка, в кассу общины. Характерны для этой секты активная миссионерская деятельность, а также „санитарная реформа", требующая заботиться о своем здоровье, ибо тело, по адвентистским представлениям, — "сосуд божий".
Адвентисты делятся на несколько группировок, наиболее влиятельной является секта адвентистов седьмого дня. Она руководствуется „откровениями" американской проповедницы Елены Уайт (1827-1915) о седьмом дне недели — субботе как дне отдыха, о падении всех цеоквей, кроме адвентистской, о поручении адвентистам проповедовать заповеди бога и др. Согласно положению о внутреннем устройстве церкви группа общин адвентистов" седьмого дня образует соединения, которые объединяются в союзы; из союзов образуются 12 „дивизионов", каждый из них, как правило, представляет объединение верующих нескольких государств. „Дивизионы" распределяются по трем отделениям: европейскому, американскому и азиатскому. Во главе всех адвентистов седьмого дня стоит Генеральная конференция; избираемый ею исполнительный комитет находится в Вашингтоне (США). Адвентисты в нашей стране официально не входят во Всемирный союз адвентистов седьмого дня, однако последний рассматривает членов секты в СССР как самостоятельный..дивизион".
Ведя энергичную миссионерскую работу, адвентисты располагают десятками издательств, выпускают газеты и журналы, содержат школы, больницы и т. д.
Наряду с адвентистами седьмого дня существуют и другие течения: адвентисты-реформисты, адвентисты-христиане, адвентисты грядущего века, Общество второго пришествия и др.
Свидетели Иеговы
Эта секта возникла во второй половине прошлого века в США. Ее основатель Ч. Руссель предвещал непосредственную близость прихода Христа и гибель всех, за исключением иеговистов, в последней войне между Христом и сатаной - армагеддоне. Для свидетелей Иеговы характерно отрицание веры в загробную жизнь, в божественную сущность Христа. Христос, по их представлениям, „прославленное духовное существо", выполняющее волю бога Иеговы. Руководство секты строго централизовано. Ее центр находится в Бруклине (США). Главное бюро из Бруклина руководит разветвленной сетью местных групп через окружные бюро. Секта располагает хорошо организованным пропагандистским аппаратом. Два раза в месяц издается журнал „Сторожевая башня", выходящий тиражом в несколько миллионов экземпляров и распространяемый в десятках стран на многих языках. Секта имеет в Бруклине типографию, издательство, радиостанцию, центры по подготовке кадров.
Пятидесятники
Эта протестантская секта возникла в США в начале нынешнего столетия и в течение сравнительно небольшого промежутка времени распространилась во многих странах мира. Как и другие протестантские течения, пятидесятники отрицают необходимость существования церкви как посредницы между богом и людьми. Однако они сохраняют определенную организацию, поддерживают дисциплину в секте, делают все возможное, чтобы полностью подчинить верующих влиянию руководителей секты. Особенностью пятидесятников является вера в возможность воплощения святого духа в любого верующего. При этом члены секты полагают, что человек, в которого вселился дух святой, приобретает дар пророчества, начинает говорить на „иных языках", подобно апостолам Христа, как рассказывается в новозаветной книге Деяния апостолов. Обряд крещения духом, в результате которого люди якобы получают дар говорить на иных языках, нередко приводит к нарушению психики верующих, ибо они на молениях доводят себя до исступления.
Подобно другим протестантам, пятидесятники не почитают икон, креста, отрицают церковную обрядность. Крещение они совершают над взрослыми людьми „по убеждению". Большую роль отводят в секте проповедникам, которые пользуются влиянием и авторитетом среди верующих.
Секта пятидесятников неоднородна. Она имеет несколько течений. В нашей стране существуют самостоятельные пятидесятнические течения: воронаевцы, смородинцы, трясуны, сионисты и т. п. За рубежом немало приверженцев имеют Ассамблеи бога, Церкви бога и др.
Баптизм
По своему вероучению баптизм во мноюм смыкается с другими протестантскими организациями. Разделяя общехрисгианские догматы о троице, божественном происхождении Христа и т. п., баптисты вместе с тем отрицают роль церкви как посредницы между богом и людьми, проповедуют принцип „оправдания верой". Подобно кальвинистам, они верят в предопределение, однако этот принцип не доведен ими до крайности. В их вероучении отчетливо выделяются элементы арминианства. признающего свободу воли человека.
Значительно упрощен у баптистов культ. Они отказались от почитания икон, креста, веры в святых Богослужения заменены у них мочитвен-ными собраниями. Крещение производится над взрослыми людьми и считается не таинством, а обрядом, символизирующим посвящение человека в члены церкви.
"Демократизм" баптистов касается только церковной организации. В отношении социальных проблем батисты в основном остаются на позициях защиты частнособственнической идеологии.
Возникший в начале XVII в. как мелкобуржуазное по своему социальному содержанию течение, баптизм эволюционировал чагем в своем вероучении и социальных принципах в направлении приспособления к интересам и потребностям крупной буржуазии. В результате с XIX в. влияние баптизма начинает расти вместе с ростом капитализма. В настоящее время позиции баптизма особенно сильны в США. В американском баптизме существует свыше 20 самостоятельных группировок Кроме США баптизм представлен в Великобритании, Бразилии, Канаде, Мексике, Бирме, Индии, ЮАР, Австралии и других странах мира.
В 1905 г. в результаге усилий, направленных на объединение различных течений баптизма, был создан Всемирный баптистский союз. Батисты издают десятки газет и журналов, располагают 25 университетами и высшими школами. Международный цектр, руководящий деятельностью баптистских общин, находится в Вашингтоне (США).
Среди баптистов можно встретить людей различной политической ориентации, но официальные руководящие органы баптизма в капиталистических странах проводят политику, направленную на поддержку буржуазного строя, неоколониализма. Сосгоявшийся в 1955 г. юбилейный конгресс баптистов принял довольно расплывчатую резолюцию, в которой говорится о необходимости сохранения мира.
С баптизмом тесно связаны такие религиозные течения и организации, как „братья во Христе", „молодые христиане" и др. О баптистах в нашей стране см. в разделе "Современные религии".
|