Неклассический тип научной рациональности и психологическое исследование 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Неклассический тип научной рациональности и психологическое исследование



Вторая половина 19-го – начало 20-го века.)

Идеалы и нормы познания неклассической науки. Допускается множественная истинность, т.е. возможность существования нескольких альтернативных теорий, описывающих одну и ту же предметную действительность. Исследователи начинают уделять особое внимание специфике используемого метода познания, а также когнитивным (а позже и личностным) особенностям познающего субъекта.

Реформируются также идеалы и нормы обоснованности научного знания. Обоснование в науках здесь- выяснение связей между исторически сменяющими друг друга научными теориями. Принятие неклассической наукой новых идеалов и норм исследования обеспечило возможность существования объектов исследования нового типа – саморегулирующихся систем.

Методы неклассической психологии.

Интроспекция -метод неклассического типа, только если исследователь при рассмотрении объекта познания восходит над атомистическим его видением, а также не проводит жестких границ между собой как субъектом исследования и интересующей его стороной психического как его объектом. Самоотчет выступает продолжением метода интроспекции, позволяя фиксировать результаты самонаблюдений. Включенное наблюдение, - предполагает реальное участие исследователя в процессе исследования. Эмпатическое слушание - отождествление себя с испытуемым с целью переживания идентичных эмоциональных состояний. Идентификация - мысленная постановкаа исследователем себя на место исследуемого. Диалогическая беседа выстраивается на принципах равноправности общения. Познание исследуемого субъекта усматривается только через его понимание.

Биографический метод основан на описании биографии человека. Метод интуиции -интуитивное «схватывание» психологических особенностей человека. Метод интерпретации внутреннего мирачеловека - обращение при понимании психологического состояния другого к аналогиям из собственной жизни.

Экспериментально-генетический метод (Выготский) -изучение перспективных путей развития высших форм психической деятельности на определенном возрастном этапе и определении условий, обеспечивающих возможности такого развития.

Метод психоанализа, (.Фрейд,Юнг), - анализ исследователем сновидений, описок, оговорок, а также свободных ассоциаций пациента, которые затем истолковываются в соответствии с основными положениями фрейдизма.

 

Методы психодиагностики в психологии развития

Комплекс методов исследования, которыми пользуются ученые, исследуя процесс возрастного развития, состоит из нескольких блоков методик. Одна часть методик заимствована из общей психологии, другая из дифференциальной психологии, третья из социальной психологии.
Методы, используемые в генетических исследованиях (наблюдение, тесты, эксперимент), тесно связаны с методами общей психологии, но имеют специфику, обусловленную изучением процесса развития, изменения того или иного психического процесса или качеств. Наблюдение со стороны, так же как и дневниковые наблюдения, стали, особенно на первых порах, основными методами психологии развития. Позднее появились тесты, анализ продуктов творческой деятельности (рисунков, рассказов и т.д.), а также эксперимент.
Из общей психологии в психологию развития и возрастную психологию пришли все методы, которые используются для изучения когнитивных процессов и личности ребенка. Эти методы в большинстве своем адаптированы к возрасту ребенка и направлены на изучение восприятия, внимания, памяти, воображения, мышления и речи. При помощи данных методов в возрастной психологии решаются те же задачи, что и в общей психологии: извлекается информация о возрастных особенностях познавательных процессов и о преобразованиях этих процессов, происходящих при переходе ребенка из одной возрастной группы в другую.
Дифференциальная психология обеспечивает психологию возрастного развития такими методами, которые используются для изучения индивидуальных и возрастных различий детей. Особое место среди этой группы методов занимает метод близнецов, получивший широкое применение в возрастной психологии. При помощи данного метода исследуются сходство и различие между гомозиготными и гетерозиготными близнецами и делаются выводы, позволяющие приблизиться к решению одной из важнейших проблем возрастной психологии – об органической и средовой обусловленности психики и поведения ребенка.
Из социальной психологии в психологию развития и возрастную психологию пришла группа методов, посредством которых изучаются межличностные отношения в различных детских группах, а также взаимоотношения между детьми и взрослыми людьми. Это – наблюдение, опрос, интервью, социометрические методы, социально-психологический эксперимент.

Метод наблюдения – преднамеренное, систематическое и целенаправленное восприятие внешнего поведения человека с целью его последующего анализа и объяснения. В возрастной психологии это один из первых и доступнейших методов, особенно необходимый при исследовании детей на ранних этапах развития, когда у испытуемых невозможно взять словесный отчет и проведение любой экспериментальной процедуры затруднено. Наблюдение имеет много различных вариантов, которые в совокупности позволяют получить достаточно разнообразную и достоверную информацию. Разновидностью наблюдения является самонаблюдение в форме словесного отчета о том, что видит, чувствует, переживает, проделывает человек – его лучше применять только к испытуемым, уже способным анализировать свой внутренний мир, понимать свои переживания, оценивать свои действия. Другим вариантом наблюдения является психологический анализ продуктов деятельности, успешно применяемый на всех возрастных ступенях

Применяется в психологии развития и возрастной психологии и формирующий эксперимент, который позволяет понять, какой параметр оказывает наибольшее воздействие на становление того или иного психического процесса или психического качества. При этом испытуемых разделяют на контрольную и экспериментальную.

Билет № 7

Психофизика ощущений

Психофизика –наука об измерении ощущений, изучающая количественные отношения между интенсивностью раздражителя и силой ощущения.

Центральный вопрос психофизики – основные закономерности зависимости ощущений от внешних раздражителей. Ее основы заложили Вебер и Фехнер.

Существуют абсолютные пороги ощущения и пороги различения.

Не всякий раздражитель вызывает ощущение; он может быть настолько слабым, что человек его даже не почувствует. Чтобы вызвать ощущение, раздражителю нужна минимальная интенсивность. Такая минимальная интенсивность названа нижним абсолютным порогом.

Чувствительность рецептора выражается величиной, обратно пропорциональной порогу:

Е= 1/у,

где Е – чувствительность, у – пороговая величина раздражителя.

Верхний абсолютный порог – это максимальная интенсивность, возможная для ощущения данного качества.

Для различных видов ощущений пороги различны, также они различны и для различных людей. У одного и того же человека пороги ощущения также различны в разных условиях и разное время.

Порог различения, или дифференциальный порог, – это минимальное различие в силе двух однотипных раздражителей, необходимое для ощущения изменения силы ощущения. Вебером установлено, что требуется определенное соотношение интенсивностей двух раздражителей для того, чтобы они давали различные ощущения.

Такое соотношение Вебер выразил в законе: отношение добавочного раздражителя к основному должно быть величиной постоянной:

ОУ/у=к,

где у обозначает раздражение, ОУ – его прирост, к – постоянная величина, которая зависит от рецептора.

Но закон Вебера действителен лишь для раздражителей средней величины: при приближении к абсолютным порогам величина прибавки непостоянна.

Фехнер, исходя из закона Вебера, сделал допущение, что мельчайшие различия в ощущениях можно рассматривать как равные и принять их как единицу меры, при помощи которой можно численно выразить интенсивность ощущений как сумму едва заметных увеличений, считая от порога абсолютной чувствительности. Он получил два ряда переменных величин – величины раздражителей и величины ощущений – и вывел закон, что ощущения растут в арифметической прогрессии, а раздражители – в геометрической. Он выразил отношение этих двух переменных в логарифмической формуле:

R=clog I/Iο

где R – величина ощущения; с – константа, величина которой зависит от основания логарифма и от отношения Вебера; I – интенсивность раздражителя; I0 – абсолютный порог интенсивности.Эта формула названа психофизическим законом Фехнера – Вебера.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 607; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.137.218 (0.006 с.)