Психология в системе наук. Принципы, задачи и структура современной психологии 
";


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Психология в системе наук. Принципы, задачи и структура современной психологии



Психология в системе наук. Принципы, задачи и структура современной психологии

Место П. в системе наук определяется уровнем развития псих.знаний. До 19 в П. не являлась сам-ой наукой, занимала место между биологией и соц. Науками. К 19 в. П. стала самостоятельной фундаментальной и заняла место в системе наук. Психология – наука о закономерностях развития и функционирования психики как особой формы жизнедеятельности. Ломов предположил, что взаимодействие психологии с другими науками осуществляется через отрасли психологии:

■ с общественными науками-через социальную психологию; с естественными науками-через психофизику, психофизиологию; с медицинскими науками-через патопсихологию, медицин­скую психологию,; с педагогическими науками - через психологию развития, педагогическую и соц. психологию; с техническими науками - через инженерную психологию.

Основной задачей психологии как науки является изучение объективных закономерностей формирования, развития и проявления психических явлений и процессов.

задачами психологии являются:

1) изучение механизмов психических явлений и процессов;

2) анализ закономерностей развития психических явлений и процессов в процессе онтогенеза, социального взаимодействия людей и трудовой деятельности;

3) содействовать внедрению знаний психологической науки в практику жизни и деятельности людей.

Структура П. уровни:

1.Фундаментально-теоретический:особенности психики и поведения людей зависят от деят-ти, народности.

2.Прикладной: связь теории и практики(эмпирические иссл-я)

3:Практический:внедрение рез-ов иссл-ия, анализ фактов.

Основные принципы:

- принцип единства сознания и деятельности(сознание формир. и появляется в деят-ти, а деят-ть регулируетсяся сознанием)

- Принцип развития(псих.явления рез-т развития, имеет конкретную историю

- Принцип детерминизма (взаимосвязь всех сторон псих.развития)

- Принцип объективности (исследователи и методы не влияют на результаты)+

Жизненный путь личности: определение, единицы анализа

Жизненный путь личности - индивидуальная история личности. Первой и наиболее крупной по своему теоретическому потенциалу была постановка проблемы жизненного пути Шарлотты Бюлер, которая предприняла попытку интегрировать биологическое, психологическое и историческое времена жизни в единой системе координат. Она наметила три аспекта изучения жизненного пути личности:

- биолого-биографический аспект

- историко-психологический аспект

- психолого-социальный аспект.

Движущей силой развития личности является, по мнению Ш. Бюлер, врожденное стремление к самоосуществлению, самоисполнению – реализация "самого себя".

Жизненный путь в концепции Ш. Бюлер рассматривается как процесс, состоящий из пяти жизненных циклов (фаз жизни).

Первая фаза (от рождения до 16–20 лет) считается периодом предществующим самоопределению, и как бы выносится за пределы жизненного пути.

Вторая (от 16–20 до 25–30 лет) – период проб человека в разных видах деятельности, поиска им спутника жизни, т. е. его попытка самоопределиться, спрогнозировать свое будущее.

Третья фаза (от 25–30 до 45–50 лет) – период зрелости. В этот период его ожидания от жизни реальны, он трезво оценивает свои возможности, его самооценка отражает результаты жизненного пути как целого, первые итоги своей жизни и своих достижений.

Четвертая фаза (от 45–50 до 65–70 лет) – фаза стареющего организма. Завершается или близится к завершению профессиональная деятельность. Из семьи уходят взрослые дети, наступает биологическое увядание. Усиливается склонность к мечтам, воспоминаниям, исчезает постановка перспективных целей жизни.

Пятая фаза (65–70 лет до смерти) – старость. Большинство людей оставляют свою профессиональную деятельность, внутренний мир стариков обращен к прошлому, о будущем они думают с тревогой, предчувствуя близкий конец.

Наиболее детально разработанная и признанная в психологии- периодизация жизненных циклов Эриксона: 8 стадий. На каждой стадии – кризис-поворотный момент в жизни, возникающий в результате достижения определенного уровня психического развития и изменения отношений с окружающими людьми и миром. Вследствие этого человек приобретает нечто новое, характерное для данного цикла развития личности. Сами эти личностные новообразования возникают не на пустом месте, их появление подготовлено на предшествующих стадиях развития личности.

1) Доверие-недоверие (0-18 мес.)

2) автономии стыда (до 3-4 лет): чувство стыда- независимость, самостоятельность

3) инициативы-вины (4-6 лет)

4) трудолюбие или чувство неполноценности (6-11)

5) идентификация личности или ролевая неопределенность (12–18 лет)

6) близость–изоляция (20-45)

7) общечеловечность – самопоглощенность (от 45 до 60 лет)

8) полнота жизни–отчаяние (после 65).

Наблюдения в психологических исследованиях

Наблюдение - описательный психологический исследовательский метод, заключающийся в целенаправленном и организованном восприятии и регистрации поведения изучаемого объекта. Наблюдение в классической психологии дифференцируется исходя из взаимоотношений наблюдаемого и наблюдателя, и объективизируется в двух основных формах: как самонаблюдение (интроспекция), и как внешнее (объективное) наблюдение.

Наблюдение применяется тогда, когда либо невозможно, либо непозволительно вмешиваться в естественное течение процесса. Особенности метода:

Виды: Непосредственное и опосредованное * открытое- скрытое *включенное- не включенное * систематическое – выборочное * долговременное- кратковременное * казуальное (причинное) – эпизодическое * внешнее- внутреннее

Предмет Н - особенности поведения. Объект исследования: Вербальное поведение,Невербальное поведение, Перемещения людей.

Билет № 2

Психика, ее возникновение, стадии развития

ПСИХИКА - существующее в различных формах свойство высокоорганизованных живых существ и продукт их жизнедеятельности, обеспечивающие их ориентацию и деятельность. Развитие психики представляет количеств. и качеств. изменения, обусловленные воздействием окруж. среды. Развитие рассматривают в филогенезе (история развит. различных видов организмов) и онтогенезе(индивид жизнь- от рождения до смерти). Изучается в 3 направлениях: возникновение и развитие психики в животном мире, возникновение и развитие чел. сознания, развитие психики в онтогенезе.

Идеалисты: психика не является результатом развития материи.- сущ. вечно и дается чел. изначально. Материалисты: психика обусловлена адаптацией, связана с развит. нервной сис-мы, формир. в ходе эволюции- результат развития материи.

Сущ. 2 группы концепций: 1 группа- теории, в кот психика- это высокоорганизованная материя, кот. появляется с возникновением чел. и присуща только ему. 2 группа: теории, кот. говорят о наличии психики, если существо способно приспосабливаться к окруж среде. К данной группе относится теория психич. отражения Леонтьева-Фабри. Психика- высшая форма отражения объективной реальности. Принципы теории: 1. переход на новую стадию развития связан с усложнением деятельности, появлением новой формы отражения. 2. Ур-нь биологического развития не равен ур. психич. развития.(более развитое живот-е не всегда обладает психикой высокого ур.)

Выдели стадии развития психики: 1. стадия элементарной сенсорной психики - образование условных и безусловных рефлексов, индивидуальное поведение на основе биологических функций. 2. стадия перцептивной психики - осуществление самост. поведенческих операций, создание целостных образов, складывание «картины мира» 3. стадия интеллекта (только у Леонтьева)- сложная деятельность: способность к познанию окруж. мира, поиск причинно-следственных связей.

Билет № 3

1. Сознание, его структура, функции и состояния

С.- это высшая форма психики, кот. представляет единство отражения человеком действительности и его отношения к этой действительности. С.- отличительной св-во чел., оно позволяет устанавливать связи между индивидом и окруж.действительностью. Функции:

1. когнитивная(активное, целенаправленное приобретение знаний, инф-ции, связана с мышлением),

2. регулятивная(ориентировочная, регулировка поведения, ответственность за поступки),

3. коммуникативная(обмен идеями, замыслами, знаниями, чувствами посредством речи). Состояния сознания:

1. сост-е бодрствования(активное, ясное сознание, инф-ция легко и свободно проходит в созн-е),

2. измененные состояния сознания (медитация, гипноз, сон).

Структура (по Фрейду):

сознательное, предсознательное (впечатления, воспоминания, знания, кот. отсутствуют в фокусе внимания, кот. могут свободно переместится в сознание),

бессознательное (инстинкты и побуждения: обмолвки описки, сновидения, ошибки, кот не осознаются субъектом).

Экспериментальные схемы

Экспериментальная схема - схема проведения эксперимента, организующая распределение испытуемых по различным уровням независимой переменной. Есть две основные возможности такого распределения: а) распределять нескольких испытуемых на каждый уровень независимой переменной; б) распределять всех испытуемых на все уровни независимой переменной. Можно выделить следующие Э.С.: 1) межгрупповая Э.С. - это предъявление каждого из условий независимой переменной разным группам испытуемых; 2) интраиндивидуальная Э.С. - это предъявление одному или нескольким испытуемым всех исследуемых условий. Иногда такая схема называется также схемой индивидуального эксперимента; 3) смешанная Э.С. - схема, при которой некоторые переменные являются межгрупповыми, а некоторые - интраиндивидуальными.

Каждая из схем обладает своими преимуществами и недостатками.

Если независимая переменная дает какой-либо предполагаемый длительный эффект, то лучше использовать межгрупповую Э.С. Это происходит, когда мы используем следующие переменные: а) вызывающие изменения в развитии или состоянии испытуемого; б) практически все виды физиологических повреждений; в) большинство переменных, зависящих от времени; г) большинство переменных, характеризующих испытуемых - пол, возраст, национальность и т.д., которые невозможно изменить.

Предпочтение интраиндивидуальной Э.С. отдается, если есть большие индивидуальные различия между испытуемыми в группах. В некоторых случаях стоит провести эксперименты по двум схемам и сравнить полученные результаты.

 

Билет № 4.

Билет № 5.

Билет № 6

Билет № 7

Психофизика ощущений

Психофизика –наука об измерении ощущений, изучающая количественные отношения между интенсивностью раздражителя и силой ощущения.

Центральный вопрос психофизики – основные закономерности зависимости ощущений от внешних раздражителей. Ее основы заложили Вебер и Фехнер.

Существуют абсолютные пороги ощущения и пороги различения.

Не всякий раздражитель вызывает ощущение; он может быть настолько слабым, что человек его даже не почувствует. Чтобы вызвать ощущение, раздражителю нужна минимальная интенсивность. Такая минимальная интенсивность названа нижним абсолютным порогом.

Чувствительность рецептора выражается величиной, обратно пропорциональной порогу:

Е= 1/у,

где Е – чувствительность, у – пороговая величина раздражителя.

Верхний абсолютный порог – это максимальная интенсивность, возможная для ощущения данного качества.

Для различных видов ощущений пороги различны, также они различны и для различных людей. У одного и того же человека пороги ощущения также различны в разных условиях и разное время.

Порог различения, или дифференциальный порог, – это минимальное различие в силе двух однотипных раздражителей, необходимое для ощущения изменения силы ощущения. Вебером установлено, что требуется определенное соотношение интенсивностей двух раздражителей для того, чтобы они давали различные ощущения.

Такое соотношение Вебер выразил в законе: отношение добавочного раздражителя к основному должно быть величиной постоянной:

ОУ/у=к,

где у обозначает раздражение, ОУ – его прирост, к – постоянная величина, которая зависит от рецептора.

Но закон Вебера действителен лишь для раздражителей средней величины: при приближении к абсолютным порогам величина прибавки непостоянна.

Фехнер, исходя из закона Вебера, сделал допущение, что мельчайшие различия в ощущениях можно рассматривать как равные и принять их как единицу меры, при помощи которой можно численно выразить интенсивность ощущений как сумму едва заметных увеличений, считая от порога абсолютной чувствительности. Он получил два ряда переменных величин – величины раздражителей и величины ощущений – и вывел закон, что ощущения растут в арифметической прогрессии, а раздражители – в геометрической. Он выразил отношение этих двух переменных в логарифмической формуле:

R=clog I/Iο

где R – величина ощущения; с – константа, величина которой зависит от основания логарифма и от отношения Вебера; I – интенсивность раздражителя; I0 – абсолютный порог интенсивности.Эта формула названа психофизическим законом Фехнера – Вебера.

Билет №8

 

Билет №9

Билет № 10

Билет № 11

1. Типы и формы памяти. Память -это психический процесс отражения, заключающийся в запечатлении и сохранении с последующим воспроизведением. Типы памяти: Сенсорная (мгновенная) П. осуществляет сохранение информации на уровне рецепторов. Она обладает очень коротким временем хранения (0,3-1,0 сек). Если информация из рецепторного хранилища не переводится в другую форму хранения, то она необратимо теряется. Кратковременная П. характеризуется очень кратким (около 20 сек.) сохранением после восприятия. Этот вид памяти называется также первичным. Вторичная, долговременная П. - длительное сохранение информации (начинается от 20 сек и простираясь на часы, месяцы, годы) после многократного повторения и воспроизведения. Различают также оперативную П. - это мнемические процессы, обслуживающие деятельность человека. Она представляет синтез долговременной и кратковременной памяти. Буферная (промежуточная) П. обеспечивает сохранение инф. в течение нескольких часов, явл. промежуточным звеном на пути перевода информации из кратковременной памяти в долговременную. Выделяют еще так называемую «вечную», или третичную П. Под ней понимают способность воспроизводить когда-то запечатленную информацию на протяжении всей жизни. По характеру психической активности была впервые предложена Блонским. двигательная (или моторная) П. это запоминание, сохранение и вос­произведение различных движений. Она явл.основой для формирования различных практических и трудовых навыков. Эмоциональная П. это П. на чувства. Образная П. это П. на представления, картины природы и жизни, а также на звуки, запахи, вкусы и др.. Словесно -логическая П. выражается в запоминании и воспроизведении наших мыслей. В зависим.от целей деят-сти П. делят на непроизвольную и произвольную.

Билет № 12

1. Процессы памяти (забывание, воспроизведение, запоминание) Память -это психический процесс отражения, заключающийся в запечатлении и сохранении с последующим воспроизведением. З апоминание - обобщенное название мнемических процессов, Выделяют две (непроизвольная и произвольная) формы запоминания. Непроизвольное запоминание — это сохранение материала без специальных волевых усилий и сознательного использования каких-либо мненимических приемов. Произвольное запоминание или заучивание — это обусловленное наличием волевых усилий сохранение материала на максимально продолжительный срок с целью последующего извлечения.. Забывание. Теории забывания: угасания следов (забывание — естественный и пассивно протекающий процесс постоянного угасания следов памяти) и теория интерферирующего торможения (забывание — результат отрицательного влияния предшествующей или последующей деятельности. Воспроизведение — мнемический процесс воссоздания сохраненной раннее и актуализированной информации. Оно имеет формы: Узнавание — это кратковременное воспроизведение образа при повторном восприятии объекта. Непроизвольное воспроизведение — это непосредственное воспоминание, обусловленное представлениями, мыслями или чувствами либо деятельностью, выполняемой в данный момент (например, чтением книги). Произвольное воспроизведение — это осмысленное воспоминание, требующее определенных волевых усилий. Оно связано с постановкой специальной репродуктивной задачи и использованием определенных приемов. Припоминание — наиболее активная форма воспроизведения, связанная с избирательностью и реконструкцией воспроизводимой информации. Кодирование - отбор значимой информации и ее преобразование в адекватную форму хранения. Хранение — это накопление и удержание информации в сознании с целью ее дальнейшего использования. Извлечение — процесс актуализации и воспроизведения информации с переводом ее из долговременной памяти в кратковременную (т.е. сферу активного сознания).

2. Психологические учения 17-18в. Ассоцианизм. Ассоциация – связь между психическими явлениями, при которой актуализация (восприятие, представление) одного из них влечет за собой появление другого. Впервые постулаты ассоциативной психологии были сформулированы Аристотелем, выдвинувшим идею о том, что образы, возникающие без видимой внешней причины, являются продуктом ассоциации. В 17 веке эту идею укрепило механо-детерминистское учение о психике. В 18в. английская психология развивалась от эмпиризма Локка к ассоцианизму в трудах Беркли, Юма и Гартли.

Беркли утверждал, что нам лишь кажется, будто мы непосредственно видим протяженные тела в пространстве, в трех его измерениях. На самом деле расстояния, величина, положения предметов в пространстве относительно друг друга глазом не воспринимаются. Пространственные характеристики вещей даются нам посредством мышечных ощущений, возникающих от поворота глаз, от напряжения его мышц. Зрение и осязание вступает в связь. Ассоциация между ними становится привычной в силу частого повторения. Связь между зрением и осязанием посредством ассоциаций образуется в опыте, она обеспечивает правильное поведение..

Юм развил понятие ассоциации и попытался представить все человеческое познание как ассоциацию идей. Идеи могут быть простыми и сложными и объясняет всю работу познания механизмом ассоциаций. Он дает следующую их классификацию:1. Ассоциации случайные и неправильные – ас-ции по закону смежности в пространстве или во времени. 2. А. естественные и правильные – ас-ции по закону сходства и причинности. Д. Гартли – автор первой законченной системы ассоциативной психологии. развил представление Локка об ассоциациях и дал первую законченную систему ассоциативной психологии. Опирался также на И. Ньютона. В главном труде – «О человеке, его строении, его обязанностях и его упованиях» (1749) – Гартли развивает учение о психике как естественном начале. Существуют три основных простейших элемента душевной жизни: ощущения (сенсации); идеации (идеи ощущений, т.е. повторение ощущений без предметов); простейший аффективный план (аффекции) – удовольствие, неудовольствие. Из этих трех основных элементов строится душевная жизнь с помощью механизма ассоциации.

3. Проблема развития в психоаналитических теориях развития. Фрейд считал, что снову теоретической концепции психоан-за сост. открытие бессознательного и сексуального начала. В модели личности Фрейд выделил три основных компонента: «Оно», «Я» и «Сверх-Я». «Оно» – это носитель инстинктов. «Оно» подчиняется принципу удовольствия. «Я» следует принципу реальности и учитывает особенности внешнего мира, его свойства и отношения. «Сверх-Я» – это критик, цензор и носитель моральных норм. Все стадии психического развития человека, по его мнению, связаны с сексуальным развитием. Оральная стадия (от рождения до 1 года). Оновной источник удовольствия -на зоне активности, связанной с кормлением. Оральная стадия состоит из двух фаз – ранней и поздней. На ранней фазе присутствует действие сосания, на поздней – укус. Источник неудовольствия связан с невозможностью матери сразу удовлетворить желание ребенка. На этой стадии «Я» постепенно отсоединяется от «Оно». Эрогенной зоной является рот. Анальная стадия (1–3 года). Она состоит из двух фаз. Либидо концентрируется вокруг ануса, который становится объектом внимания ребенка, приучаемого к опрятности. «Я» ребенка обучается разрешать конфликты, находя компромиссы между стремлением к наслаждению и действительностью. На этой стадии полностью образована инстанция «Я», и она может контролировать импульсы «Оно». Социальное принуждение, наказание родителей и страх потерять их любовь заставляют ребенка мысленно представлять себе запреты. Начинает формироваться «Сверх-Я». Фаллическая стадия (3–5 лет). Это высшая ступень детской сексуальности, главной эрогенной зоной выступают генитальные органы. Родители пр-го пола становятся первыми, кто привлекает их внимание в качестве объекта любви. У мальчиков это наз-ся «эдиповым комплексом», а у девочек «комплексом Электры». Латентная стадия (5-12 лет). Отмечается снижение полового интереса, «Я» полностью контролирует потребности «Оно». Энергия либидо переносится на установление дружеских отношений со сверстниками и взрослым. Генитальная стадия (12–18 лет). 3. Фрейд считал, что подросток стремится к одной цели – нормальному сексуальному общению; в этот период все эрогенные зоны объединяются.

Психоанализом занимались Юнг, А. Адлер, К. Хорни. • по К. Юнгу, развитие есть «индивидуализация» как дифференциация от общности. Конечная цель индивидуализации – достижение высшей точки «самости», целостности и полного единства всех психических структур; по А. Адлеру, человеку от рождения присуще «чувство общности», или «общественное чувство», которое побуждает его войти в общество, преодолеть чувство собственной неполноценности, обычно возникающее в первые годы жизни, и добиться превосходства за счет разного рода компенсаций; по К. Хорни, основным источником энергии для развития личности является чувство беспокойства, неуютности, «коренной тревоги» и порождаемое им стремление к безопасности и т. д.

 

Билет № 13

1. Понятие мышления. Виды мышления. Мышление – познавательный психический процесс обобщенного и опосредованного отражения связей и отношений между предметами объективной действительности. Основная функция мышления – выявление внутренних связей в предметах. Мышление протекает в целом с опорой на знания, приобретенные ранее. Мы можем мыслить не только в категориях настоящего, но и прошлого, и будущего. Виды мышления: 1. По характеру решаемых задач: - теоретическое – направлено на нахождение общих закономерностей. - практическое - направлено на разрешение частных конкретных задач. 2. По способу решения задач -наглядно-действенное - инструментом является предмет.-наглядно-образное - позволяет познавать реальный мир без участия практических действий, может быть осуществлено только в плане идеальном. По степени развёрнутости: - логическое - опосредованно логикой рассуждений, а не восприятия.-интуитивное - мышление на основе непосредственных чувственных восприятий. по степени новизны и оригинальности: -творческое (продуктивное) - мышление на основе творческого воображения.-воссоздающее (репродуктивное) - мышление на основе образов и представлений, почерпнутых из каких-то определенных источников. По средствам мышления: - вербальное - мышление, оперирующее отвлеченными знаковыми структурами.- наглядное - мышление на основе образов и представлений предметов. 6. По функциям: - критическое - направлено на выявление недостатков в суждениях других людей - творческое - связано с открытием принципиально нового знания, с генерацией собственных оригинальных идей, а не с оцениванием чужих мыслей. Формы мышления: Понятие – форма мышления, отражающая существенные свойства предметов и явлений. Суждение – форма мышления, отражающая связи между предметами и явлениями. Умозаключение – форма мышления, при которой на основе суждений делается определённый вывод.

2. Основные научные школы и направления в зарубежн. психол. в период с 30-90г.20в. В центре внимания психологов оставались преимущественно познавательные процессы, но разные школы отличались друг от друга пониманием места этих процессов в общей картине психической жизни, и главные разногласия были связаны с определением содержания сознания и границ его экспериментального изучения. Структурализм Ее представители называли себя структуралистами, так как считали главной задачей психологии экспериментальное исследование структуры сознания. Понятие структуры предполагает элементы и их связь, поэтому усилия школы были направлены на поиск исходных ингредиентов психики (отождествленной с сознанием) и способов их структурирования. Представители: Титченер.

ВЮРЦБУРГСКАЯ ШКОЛА

В начале XX века в различных университетах мира действовали десятки лабораторий экспериментальной психологии. Только в Соединенных Штатах их было свыше сорока. Их тематика была различна: анализ ощущений, психофизика, психометрия, ассоциативный эксперимент. Представители: В.Джемс, Кюльпе, Карл Бюлер.

ФУНКЦИОНАЛИЗМ

Функционализм - направление, исследующее психические процессы с точки зрения их функции в приспособлении организма к среде. Представители: Ф.Брентано, К.Штумпф, Джона Дьюи.

В атмосфере нараставшей слабости функционализма зарождается новое психологическое течение. На смену американскому функционализму приходит бихевиоризм.

БИХЕВИОРИЗМ

Бихевиористы считали, что предметом психологии является поведение, а не со знание. Поскольку тогда было принято ставить знак равенства между психикой и сознанием возникла версия, будто, устраняя сознание, бихевиоризм тем самым ликвидирует психику.

Представители: Эдвард Торндайк,Уотсон, Скиннер

ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Основные идеи:

Целостный подход к личности, которую нельзя разложить на отдельные элементы,внимание к индивидуальным особенностям каждой личности.Важнейшими хар-ми лич-ти являются свобода в принятии решений, самостоятельность и опора на себя, независимость от внешних факторов - инстинктов, раздражителей, бессознательных стремлений или предписанных ролей.

Ориентация на изучение не познавательных способностей, а общечеловеческих качеств: способности к любви, дружбе, творчеству, пониманию себя

Представители: Г.Олпорт, Абрахам Маслоу, Карл Роджерс.

 

3. Проблема развития в когнитивных теориях развития. До Пиаже в психологических представлениях о когнитивном развитии ребенка доминировали два подхода: в одном, основанном на принципе биологического созревания, исключительная роль принадлежала «природной» компоненте развития; в другом, опиравшемся на принцип научения и влияния среды, почти исключительное предпочтение отдавалось «приобретенной» компоненте. Пиаже подошел к проблеме иначе, сосредоточившись на взаимодействии между естественно созревающими способностями ребенка и его взаимосвязями с окружением.

Основными механизмами, благодаря которым ребенок переходит с одной стадии развития на другую, Пиаже назвал ассимиляцию, аккомодацию и равновесие. Ассимиляция – это действие с новыми предметами на основе уже сложившихся умений и навыков. Аккомодация – стремление изменить свои умения и навыки в результате изменившихся условий и в соответствии с ними. Аккомодация, восстанавливая нарушенное равновесие в психике и поведении, устраняет несоответствие между имеющимися навыками, умениями и условиями выполнения действий. Сенсомоторная стадия по длительности протекает от рождения до 18–24 месяцев. В этот период ребенок становится способным к элементарным символическим действиям. Происходит психологическое отделение себя от внешнего мира, познание себя как субъекта действия, начинает осуществляться волевое управление своим поведением, появляется понимание устойчивости и постоянства внешних объектов, осознание того, что предметы продолжают существовать и находиться на своих местах и тогда, когда не воспринимаются через органы чувств. Дооперационная стадия охватывает период от 18–24 месяцев до 7 лет. Дети этого возраста начинают пользоваться символами и речью, могут представить предметы и образы словами, описать их. В основном ребенок использует эти предметы и образы в игре, в процессе подражания. Стадия конкретных операций проходит с 7 до 12 лет. Этот возраст называется так потому, что ребенок, пользуясь понятиями, связывает их с конкретными объектами, классифицирует объекты по нескольким признакам и может упорядочивать их в ряды по одному параметру. Стадия формальных операций (11 лет и более) Может мыслить логически об абстрактных высказываниях и систематически проверяет гипотезы. Начинает интересоваться будущим.

Билет № 14

1) 1. Сравнительный анализ теорий мышления. Ассоциативная психология. Рассматривала процесс мышления как образование обобщенных ассоциаций, а формирование понятий – как процесс образования общих представлений, методом наложения фотографий Ф.Гальтона. мышление сводилось к памяти. Ассоц. псих-ия опиралась на логику, а значит изучала мыслительные логические операции.

2) Бихевиоризм - мышление как научение, т.е. формирование устойчивых связей методом проб и ошибок, фор­мирования сложных связей между стимулом и реакцией.

Ввел понятие мышления как способ решения практических задач и сам термин - практическое мышление.

3) Вюрцбургская школа - мышление как внутренний психический процесс.. Ввела понятие «умственные задачи» и понятие «операция умственная».

4) Гештальтпсихология. Как способ организации восприятия. Понятие «визуальное мышление» - непосредственное восприятие информации. Не все мышление осознается. Значительную роль играет интуиция. Ввели понятие «инсайт» (Вертгеймер).

Мышление сводится только к наглядно-образному процессу.

5) Когнитивная психология. Концепция Дж.Брунера.

А)Сенсомоторное отображение действительности: чувства; движения (основа мышления). На этой стадии развивается практический интеллект или наглядно-образное мышление. Б) Иконическое отображение действительности – начинается с процессов интериоризации. Развитие памяти и наглядно-образного мышления. В) Символическое отображение действительности – вместо образов возникает обобщение и опосредование образов действительности в виде символов (понятий).

6) Психоанализ - мышление как мотивационный процесс. Мыслительная деятельность может происходить под влиянием бессознательного мотива или его заменителя - желаемого мотива. Теория аутического мышления (Э. Блейлер). Аутизм - доминирование внутренней жизни, уход от внешнего мира. Э. Блейлер показывает регулирующее влияние мотивационно-эмоциональной сферы на мышление.

7) Гуманистическая психология. (К. Юнг, А. Маслоу). анализируя мотивы самоактуализации, прослеживают их влияние на мышление.

8) Операциональная концепция интеллекта. (Ж. Пиаже) - мышление рассматривается как биологический процесс. Использует понятие "интеллект", а не мышления, выделено пять стадий.

1. Стадия сенсомоторного интеллекта (от 8-10 месяцев до 1,5 года).

2. Символический, или допонятийный интеллект (от 1,5-2 до 4 лет).

3. Стадия интуитивного (наглядного) интеллекта (от 4 до 7-8 лет).

4. Стадия конкретных операций (от 7 - 8 до 11 -1 2 лет).

5. Стадия формальных операций, или рефлексивный интеллект (от 11 -12 до 14-15 лет).

9) Деятельная теория мышления - рассматривают как процесс и как деятельность (Леонтьев, Давыдов, Тихомиров), как условие самостановления личности.

 

2. Современное состояние и важнейшие тенденции развития зарубежной психологии. В конце 50-х—начале 60-х гг. большие направления, возникшие в период открытого кризиса и претерпевшие в последующем существенные преобразования — необихевиоризм, неофрейдизм, гештальтпсихология— начинают терять популярность. Их внутренняя -противоречивость, трудности, с которыми встретились эти подходы в объяснении поведения и психики, потребовали пересмотра исходных позиций, прежде всего бихевиористического подхода как возможности объективной психологии. Направления: когнитивная психология. Возникла в середине 60-х гг. в США и была направлена против игнорирования познавательных процессов и познавательного развития, упрощенного подхода к обучению человека, который не мог служить основой для совершенствования учебного процесса.(Дж. Брунер, Норман). Когнитивный подход распространился также на исследование эмоциональной и мотивационной сфер личности, а также социальную психологию. Одним из влиятельных направлений «современной зарубежной психологии является логотерапия австрийского психолога В. Франкла. «Согласно логотерапии, борьба за смысл жизни является основной движущей силой человека. По Франклу, для человека необходимо обнаружить смысл — логос — своего существования, ибо именно поиск смысла является признаком подлинно человеческого бытия. Отсутствие или потеря смысла создает экзистенциальный вакуум: человек теряет содержание своего» существования, он испытывает скуку, предается пороку или испытывает тяжелые переживания, подобные кризису пожилых людей. Гуманистическая пс. Впервые термин использован Олпортом в 30-е годы. В качестве течения гуманистическая психология сформировалась в 60-е годы усилиями Мэя, Маслоу, Роджерса и др.. Гуманистическая психология призывала не раскладывать человека на отдельные элементы, а изучать целостно, при этом больше внимания уделяя индивидуальным особенностям каждой личности.

 

Билет № 15

1. Интеллектуальные способности. Интеллект – это глобальная способность действовать разумно, рационально мыслить и хорошо справляться с жизненными обстоятельствами, т.е. интеллект рассматривается как способность человека адаптироваться к окружающей среде. Интеллектуальные способности – это прежде всего умственные способности человека, которые проявляются в его умении решать различного рода задачи.

Интеллект выступает как общий фактор умственной энергии. Спирмен показал, что успех любой интеллектуальной деятельности зависит от некоего общего фактора, общей способности. Он выделил генеральный фактор интеллекта (фактор G) и фактор S, служащий показателем специфических способностей. С точки зрения Спирмена, каждый человек характеризуется определенным уровнем общего интеллекта, от которого зависит, как этот ч



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 1176; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.128.199.88 (0.034 с.)