Понятие о стабильных и критических периодах развития 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие о стабильных и критических периодах развития



Ребенок развивается неравномерно. Есть периоды относительно спокойные, или стабильные, а есть так называемые критические.

Кризис - непродолжительный отрезок времени в онтогенезе, характеризуются резкими психологическими изменениями, связан с переходом на новый этап развития. Восемь возрастных кризисов. Пять из них приходятся на детский возраст. По времени они локализованы на границах стабильных возрастов и проявляются как кризис новорожденности (до 1 мес.), кризис 1года, кризис 3 лет, кризис 7 лет, подростковый кризис (11–12 лет) и кризис юношеский. Шестой свойствен молодым взрослым людям. Седьмой кризис переживается в 40-летнем возрасте (плюс-минус два года). Восьмой по счету и последний кризис жизненного пути переживается во время старения. Критические периоды Во время критических периодов ребенок за очень короткий срок меняется весь в целом, в основных чертах личности. Для критических периодов характерны следующие особенности: • Границы, отделяющие начало и конец кризиса от смежных периодов, крайне неотчетливы. Кризис возникает незаметно, очень трудно определить момент его наступления и окончания. Резкое обострение (кульминация) наблюдается в середине кризиса. • Наблюдается строптивость, падение успеваемости и работоспособности, возрастание количества конфликтов с окружающими. Внутренняя жизнь ребенка в это время связана с мучительными переживаниями. • Негативный характер развития. Отмечено, что во время кризисов, в отличие от стабильных периодов, совершается скорее разрушительная, нежели созидательная работа. Одновременно в критические периоды наблюдаются и конструктивные процессы развития. Выготский назвал эти приобретения новообразованиями. • Новообразования критических периодов носят переходный характер, то есть они не сохраняются в том виде, в котором возникают. Стабильные периоды Во время стабильных периодов ребенок накапливает количественные изменения, а не качественные, как во время критических. Эти изменения накапливаются медленно и незаметно.

Билет № 15

1. Интеллектуальные способности. Интеллект – это глобальная способность действовать разумно, рационально мыслить и хорошо справляться с жизненными обстоятельствами, т.е. интеллект рассматривается как способность человека адаптироваться к окружающей среде. Интеллектуальные способности – это прежде всего умственные способности человека, которые проявляются в его умении решать различного рода задачи.

Интеллект выступает как общий фактор умственной энергии. Спирмен показал, что успех любой интеллектуальной деятельности зависит от некоего общего фактора, общей способности. Он выделил генеральный фактор интеллекта (фактор G) и фактор S, служащий показателем специфических способностей. С точки зрения Спирмена, каждый человек характеризуется определенным уровнем общего интеллекта, от которого зависит, как этот человек адаптируется к окружающей среде. По мнению Кэттела, у каждого из нас уже с рождения имеется потенциальный интеллект, который лежит в основе нашей способности к мышлению, абстрагированию и рассуждению. Примерно к двадцати годам этот интеллект достигает наибольшего расцвета. Хебб выделяет интеллект А – это тот потенциал, который создается в момент зачатия и служит основой для развития интеллектуальных способностей личности. Что касается интеллекта В, то он формируется в результате взаимодействия этого потенциального интеллекта с окружающей средой. Развитие интеллекта зависит от врожденных факторов: генетические факторы наследственности, хромосомные аномалии. Но, с каким бы потенциалом ни родился ребенок, очевидно, что необходимые ему для выживания формы интеллектуального поведения смогут развиваться и совершенствоваться лишь при контакте с той средой, с которой он будет взаимодействовать всю жизнь.

 

2. Российская психология в советский период(20-е-80-е г. 20в.) и в условии трансформации соц-экономич. Отнош.(90-е 20в. -21в) Основные труды отечественных психологов приходятся на 30-60 гг. Для этого периода характерно возникновение и развитие нескольких школ и направлений. Одно из них оказалось связано с именем Л.С.Выготского. Он подчеркивал влияние высших психических функций на развитие низших психических функций и практической деятельности ребенка, Третью школу создал С.Л.Рубинштейн. Ему принадлежит заслуга написания первого и единственного в нашей стране по фундаментальности содержания и широте охвата психологической проблематики труда под названием «Основы общей психологии». В своей книге он попытался систематизировать советскую психологию. Её основные вехи могут быть сформулированы в нескольких основных положениях: принцип психофизического единства, включающий единство психического как с органическим субстрактом, функцией которого является психика, так и с объектом, которые в ней отражаются; принцип развития психики как производного, но специфического компонента в эволюции организмов, в ходе которого адаптивное изменение образа жизни обусловливает изменение как строения нервной системы, так и её психофизических функций; принцип историзма применительно к развитию человеческого сознания в процессе общественно-истоического развития; принцип единства теории и практики. Рубинштейн утверждал, что внешнее действует через внутренние условия. А.Н.Леонтьев внёс существенный вклад в разработку проблем восприятия, памяти, сознания, личности и развития психики. Им была разработана теория, получившая название психологической теории деятельности, в русле которой оригинальную трактовку приобрели познавательные процессы.

3. Теории психического развития в советской и современной отеч.психол. Развитие отечественной возрастной и педагогической психологии проходило в контакте с исследованиями по этим проблемам в зарубежной науке. Работа Сикорского об умственном утомлении учащихся была первым экспериментальным исследованием в возрастной и пед. психологии и послужила началом исследований по этой проблеме. Нечаева возглавил психологическое направление, сторонники которого стремились установить связь теории с практикой. Обширный материал по возрастной и пед.психологии представлен в трудах П.П. Блонского. Он изучал характерные особенности детей различных возрастов. В конце 30-х гг. психологи харьковской школы (А.В. Запорожец, П.И. Зинченко, П.Я. Гальперин и др.) показали, что в основе развития лежит непосредственная практическая деятельность ребенка. Исследования А.В. Запорожца (показавшие, что у глухих детей обобщения формируются в результате практической деятельности), В.И. Аснина (обнаружившие то же самое у нормальных детей), П.Я. Гальперина (посвященные изучению различий в использовании вспомогательных средств у животных и орудий у человека) дали возможность с разных сторон подойти к представлению о том, что реально является движущей силой психического развития, позволили сформулировать тезис о значении деятельности в психическом развитии ребенка. Дальнейшая разработка проблем возрастной психологии связана с именем С.Л. Рубинштейна. В книге Основы общей психологии ученый подробно остановился на проблеме формирования психики. Основной закон развития психики, по его мнению, заключается в том, что дети созревают и развиваются, лишь воспитываясь и обучаясь. Вопросы движущих сил развития детей, а также причины, которые определяют их возрастные особенности, подробно рассматривались в трудах А.Н. Леонтьева. Ученый сделал попытку объяснить своеобразие возрастных особенностей ребенка взаимоотношениями, в которые он вступает с окружающей действительностью на различных этапах своего развития (дошк., мл.шк.). Эльконин периодизация психического развития детской игры, обучения и воспитания. Божович проблемы, связанные с формированием личности ребенка.

Билет №16.

1. Речь и язык. Ф-ции и виды речи. Психол. теории речи. Речь является основным средством человеческого общения. Через речь пси­хология и опыт одного человека становятся доступными другим людям, обогащают их, способствуют их развитию. Важно отличать язык от речи. Язык это система условных символов, с помощью которых передаются сочетания звуков, имеющие определенные значение и смысл. Язык един для всех людей, пользующихся им, речь является индивидуально своеобразной. Речь — это сов-ть произносимых или воспринимаемых звуков, имеющих тот смысл и то же значение, что и соответствующая им система письменных знаков. Связывающим звеном между языком и речью выступает зна­чение слова. Оно выражается как в единицах языка, так и в единицах речи. Функции: 1. выражение - (благодаря речи может полнее передавать свои чувства, переживания, отношения 2 .воздействие (побуждение к действию) 3. обозначение способы человека посредством речи давать предметам и явлениям присущие только им названия 4. сообщение – обмен мыслями между людьми посредством слов, фраз и предложений. Виды речи: 1.внешняя речь – практически осуществляемый обмен мыслями между людьми в процессе общения.1устная 2монологическая 3диалог 4письменная 2.внутренняя –не выполняет ф-ций общения, а лишь обслуживает процесс мышления 3.активная - речь говорящего/пишущего 4.пассивная – слушающего. Теории: теория научения. Данная теория утверждает, что подражание и подкрепление яв­л-ся основными механизмами форм-ия и развития речи у человека. Теория речевого развития Н.Хомского. Он утверждает, что в организме и мозге человека с рождения имеются некоторые специфические задатки к усвое­нию речи в ее основных атрибутах. Эти задатки созревают при­мерно к годовалому возрасту и открывают возможности для ус­коренного развития речи с одного года до трех лет. Когнитивная теория. развитие речи зависит от присущей ребен­ку с рождения способности воспринимать и интеллектуально перерабатывать информацию. Предполагается, что речевое развитие зависит от развития мышления, а не наоборот.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 1493; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.184.162 (0.005 с.)