Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Персонология как наука о личности. Этапы исследования личности.↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 5 из 5 Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Личность - система устойчивых, социально значимых черт, харак-к индивида как члена того или иного сообщества. . Исследованием проблем человеч-ой Л-ти занимаются персонологи – этот терм. предл. Г. Мюррей. Наука о личности-«Персонология»- это дисциплина сремящаяся заложить фундамент для лучшего понимания человеч-й индивид-ти, путём использования разнообразных исследовательских стратегий. В история исслед-ния Л можно выделить 3 периода: 1) Ф илософско-литературный - берет свое нач. от работ древ. мыслит. и продолж. вплоть до нач. 19 в. (Кант, Платон,Декарт) Первые. опред. Л-ти были достаточно широкими, они вкл. в себя все то, что есть в ч-ке и что он может назвать своим, личным: его биологию, Ψ, имущество, повед., и т. Д. 2. Клинический этап (начало 19 века – начало20 века). В центре внимания – психика больного человека. Использовался умозрительный метод. 3. Экспериментальный этап (начало 20 века – 40-е годы 20 века). Базировался на статистической обработке наблюдений за психически здоровой личностью. (А.Ф.Лазурский, Г.Айзенк, Р.Кеттел, Г.Олпорт).
2. Вебальная и невербальная коммуникация. Системы невербальной коммуникации Вербальная и невербальная коммуникация являются двумя разными системами кодирования и декодирования сообщений, но между ними существует и сходство: используются для достижения одних и тех же коммуникативных целей. Различия: В. К. 1. Абстрактность: - передача сообщения может состояться и в отсутствии коммуникатора (пересказ, письменный текст); возможно обсуждение явлений, не относящихся непосредственно к данной ситуации; возможно использование абстрактных понятий.Осознанность, произвольность. Вербальные высказывания в значительной степени осознанны, их легче подвергнуть анализу, оценить, понять, проконтролировать. Организованный процесс обучения язык.. Н.К. 1. Конкретность: передача сообщения может сост. только в присутствии коммуникатора -коммуникация связана с непосредственной ситуацией общения;-использование абстрактных понятий затруднено. Неосознанность, непроизвольность. Невербальная коммуникация спонтанна, непроизвольные движения преобладают над произвольными, неосознаваемые над осознаваемыми. Невербальный язык люди, как правило, успешно усваивают сами, путем подражания. Системы невербальной коммуникации Невербальная коммуникация осуществляется с помощью нескольких систем, среди которых кинесика, гаптика, экстра- и паралингвистика, окулесика, ольфакция, гастика и проксемика. 1. Кинесика (позы, походка, жесты и мимика.) 2. Гаптика — прикосновения коммуникатора к себе и реципиенту. 3. Паралингвистика — параметры голоса человека.(громкость голоса и ее изменение, скорость и ритмичность речи, тембр, звучностьи т.д) 4. Экстралингвистика (стоны, смех, плач, вздохи, паузы, слова-«паразиты» («ммм», «ох», «вот»). 5. Окулесика — визуальное поведение людей во время общения. (движение и величина глаз, размер зрачков, длительность визуального контакта.) 6. Ольфакция — язык запахов. К этой системе относятся как естественные для человека запахи тела, так и искусственные запахи, например, духи, благовония и т.д. 7. Гастика — язык пищи и напитков 8. Проксемика — пространственно-временная организация общения.(дистанцию, ориентацию и угол общения, расположение личных вещей, территориальность)
3. Содержание психического образования на разных возрастных этапах. Форимы и методы образования должны ориент-ся на: соц-ую ситуацию развития, ведущий вид деят-ти, возрастную сензитивность, зону ближайшего развития. Дошкольный возраст. В.в.д.– игровая д-ть. Задачи: Ø развитие эмпатии Ø развитие уверен-ти к себе Ø форм-ие позитив. отношения к себе и другим Методики:игра, элементы тренинга, психогимнастика, изучение худ.лит-ры. Младшие школьники. В.в.д. – учебная д-ть. Сущ-ет 2 вида обучения:1)личностно-ориентированный. 2)предметно-ориентированный Задачи: Ø дать первичные общ. сведения о психологии Ø помочь ребенку открыть собств-ый внутренний мир изучение познават-ых процессов и эмоц. явлений Подростки. В.в.д.- межличностное общение.интимно-личностная. Основной метод – тренинг. Задачи: Ø познание самого себя Ø научить саморегуляции (владеть собой) Старшеклассники. В.в.д. – учебно-профессиональная. В основном исп-ся словесные методы(беседа) Задачи: Ø обучение псих-им знаниям, как состовной части мировозр-я Ø знакомство с методиками псих-го познания себя и др-х. Ø професс-но-ориентационная работа.
Билет № 19 1. Понятие личности в психоанализе. Ключевыми для психоаналитической теории личности являются две понятийные структурные схемы. Первая связана с уровнями сознания – бессознательное, предсознательное и сознательное. Вторая имеет отношение к различным аспектам функционирования человека, выраженным в понятиях Оно или Эго (Ego), и Сверх-Я или супер-эго (Super-Ego) и направляемым, соответственно влечениями, ориентацией на реальность и ориентацией на моральные ценности. В теории психоанализа человек рассматривается как энергетическая система, а источник энергии помещается в инстинктах жизни и смерти или в сексуальных и агрессивных инстинктах. По З.Фрейду, личность - ансамбль иррациональных бессознательных влечений, а содержание внутренней жизни личности и ее динамика - это вечная борьба между Ид (бессознательными влечениями) и Сверх-Я (представленными в сознании требованиями общества). Доминантной жизни личности является стремление максимизировать удовлетворение врожденных влечений и одновременно минимизировать наказание (внешнее и внутреннее) за это удовлетворение. Человек в течении всей жизни пытается разрешить заданный ему собственной природой конфликт и вернуться в состояние равновесия. Конфликт неизбежен не только в связи с исходной «испорченностью» человека, но и потому, что при отсутствии конфликта исчезает источник динамики личности. В видении З.Фрейда личность не стремится к развитию, ее задача - минимизировать внутренний конфликт. Можно выделить три практически не пересекающиеся ориентации: биогенетическую, социогенетическую и персонологическу. · 2. Межличностное восприятие и понимание. Межличностное восприятие (синоним — социальная перцепция) представляет собой сложный процесс: а) восприятия внешних признаков других людей; б) последующего соотнесения полученных результатов с их действительными личностными характеристиками; в) интерпретации и прогнозирования на этой основе возможных их поступков и поведения. Четыре основные функции межличностного восприятия: 1.познание себя, являющееся начальной базой для оценки других людей. 2. познание партнеров по взаимодействию, дающее возможность сориентироваться в социальном окружении. 3. установление эмоциональных отношений, обеспечивающее выбор наиболее надежных или предпочтительных партнеров. 4. организация совместной деятельности на основе взаимопонимания, позволяющая достигать наибольшего успеха. Механизмы: 1) идентификация 2) рефлексия; 3) эмпатия 4) стериотипизация. С особенностями межличностного восприятия связан и ряд психологических эффектов. Среди них эффекты новизны, первичности, ореола. Эффект новизны - по отношению к знакомому человеку наиболее значимой оказывается последняя, т.е. более новая информация о нем. А по отношению к незнакомому человеку более значима первая информация. Эффект первичности состоит в том, что вероятность припоминания нескольких первых элементов однородного материала более высока, чем средних; Эффект ореола - распространение первичной общей оценки человека на восприятие его поступков и личностных качеств. Если первое впечатление о человеке в целом благоприятно, то в дальнейшем все его поведение, черты и поступки переоцениваются в положительную сторону. · · 3. Психологические особенности уч-профессион-ой. деят-ти студентов. Студенчество отличается: профессиональной направленностью; сформированностью отношения к будущей профессии; наиболее высоким образовательным уровнем по сравнению со своей возрастной группой; активным потреблением культуры; высоким уровнем познавательной мотивации. Важнейшим мотивационным фактором эфф-и учебной деят-ти студентов является мотив достижения. Обратная сторона – мотив избегания. Большую роль в жизни студентов играет общение. Присутствует потребность в принадлежности к группе. Противоречия: Социально-психологические: между расцветом физических и интелл-ных сил студентов и строгим лимитом времени, отсутствием экономических возможностей для удовлетворения возросших потребностей.. Дидактического характера: Между стремлением к сам-ти в отборе знаний, способов их приобретения и жесткими формами и методами подготовки специалистов. Противоречия между поступающими через различные источники огромным кол-ом инф-ции и имеющимся ограниченным временем для ее осмысления.. Проблемы личностного плана, которые чел. должен решить в юношеском возрасте: идентификация «Я»; общая эмоциональная зрелость; общая соц-ая зрелость; эмансипация от родителей; интел-ная зрелость; выбор профессии; пробуждение гетеросексуального интереса; формирование нравственного мировоззрения; умение обращаться со свободным временем. Билет № 20
1. Концепции личности в советск. психологии. Концепция- это опр. способ понимания, принцип объяснения какого-то явления(процесса), руковод-я (ведущая) идея. Платонов —понимал под лич-тью биосоциальную, иерархическую структуру. Обознач-сь понимание того, что Л имеет определ-ю структуру и её жизнен-й путь развёртыв-ся во времени. Подстур-ра лич-ти: 1 - направл-ть,2-опыт,3-индив-е особен-ти4-биопсих-е св-ва(половые,возрастные,темпер-т) Леонтьев- Концепция сис-го подхода. Л-ть- это психологическое образование особого типа, порождаемое жизнью чел. в обществе. Соподчинение различных деятельностей создаёт основание Л-ти, формир-е кото-й происходит в процессе соц-го развития(онтогенеза) А.В. Петровский- Концепция персонализации. Личностью в Ψ обознач-ся социальное качество,приобрет-е индивидом в предметной дея-ти и общении, хар-щее уровень и качество представленности общественных отношений в индивиде. Рубинштейн – деятельный подход, принцип единства сознания и деят-ти. Зависимость псих-х процессов от самой личности: 1) индивид-но- диффер-е различия м/у людьми, 2) Сам ход психич-х процессов зависит от общего развития л-ти.3) псих-е процессы станов-ся псих-ми функц-ми Л. Психол-ий облик л-ти 1 -Психич-е свой-ва и формируются и прояв-ся в действиях и поступках л-ти(воля, преод-е препят-й.) 2 - определ-ся реальным бытиём (образом жизни) и формир-ся в конкрет-й деят-ти(игра, общение, труд) 2. Теории каузальной атрибуции.К. атрибуция считается уникальным психологическим феноменом, характеризующим человеческое восприятие эмоций, мотивов и причин поведения другого человека. При отсутствии достаточного количества необходимой информации о конкретном человеке либо о ситуации, в которой он находится, у прочих людей возникает искаженная интерпретация ситуации. Такой феномен восприятия основан на приписывании неких несуществующих характеристик, особенностей, причинно-следственных связей и т.п. Понятие К. А. впервые было сформулировано в середине 20 века американскими социальными психологами: Келли, Хайдером и Россом. Теория каузальной атрибуции — это теория о том, как люди объясняют поведение других. В соответствии с теорией каузальной атрибуции классификация феномена «приписывания» подразделяется на три вида атрибуции: личностная (причинно-следственная связь приписывается человеку, который совершил поступок); объектная (причинно-следственная связь приписывается объекту, на который обращено действие); обстоятельственная (причинно-следственная связь приписывается обстоятельствам). Теория К. А. исходит из следующих положений: 1) люди, наблюдая поведение другого человека, стремятся выяснить для себя причины этого поведения; 2) ограниченность информации побуждает людей сформулировать вероятные причины поведения другого человека; 3) причины поведения другого человека, которые для себя определяют люди, оказывают влияние на их отношение к этому человеку. 3. Организационные формы обучения психологии. Уроки психологии, чаще классифицируют по критерию «дидактических целей».: 1) уроки объяснения нового материала; 2) уроки развивающие; 3) уроки обобщения и систематизации знаний; 4) уроки повторения и закрепления учебного материала; 5) контрольно-проверочные уроки; 6) комбинированные уроки. По форме и методам проведения уроки психологии могут быть урок-лекция, урок-экскурсия, урок-дискуссия, урок- диспут, урок-конференция, урок-демонстрация, урок-семинар, урок лабораторное занятие и другие. Лекция– системное, последовательное монологич. изложение учителем учеб материала теоретич. хар-ра. Часто используемой является академическая лекция. Особенности:- тема лекции, сформулирована как научная проблема;- предлагается гипотеза или несколько;- на лекции разворачивается дискуссия, доказывает гипотезу, сопоставляя, сравнивая различные подходы. Семинар предназначен для углубленного изучения предмета, овладение методологией, применительно к особенностям изучаемой отрасли науки. на семинарах студенты закрепляют получен.знания, в процессе их пересказа или обсуждения. Практическое занятие - это организационная форма обучения, регламентированная по времени (пара) и составу (учебная группа), целью которой является сформировать профессиональные умения и навыки. Цель практических занятий: осмысление учебного материала. Лабораторное занятие - это организационная форма обучения, регламентированная по времени (пара) и составу (учебная группа, подгруппа), цель которой - сформировать профессиональные умения и навыки в лабораторных условиях с помощью современных технических средств.Цель проведения лаб.занятий – конкретизация теоретических знаний, полученных в процессе лекций, повышение прочности усвоения и закрепления изучаемых знаний и умений. Методы интерактив. обуч.: Эвристическая беседа, Дискуссия, Мозговая атака, Метод круглого стола, Тренинг.
Билет № 21
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 720; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.110.5 (0.012 с.) |