Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Упражнение 1. Достижение интуитивного понимания с помощью второй позицииСодержание книги
Поиск на нашем сайте
1. А демонстрирует несложный поведенческий навык (например, танцевальное движение, присущий определенной культуре жест, приветствие, вхождение в определенное ресурсное состояние и т. д.) 2. Б и В входят в состояние «незнания» и на несколько минут занимают вторую позицию по отношению к А. 3. Затем Б и В эксплицитно описывают, что, по мнению каждого, происходит во внутреннем мире А, основываясь на собственном имплицитном переживании во второй позиции. 4. Б и В сравнивают свои модели, устанавливая соответствия и различия между двумя описаниями. 5. А, Б и В вместе составляют «тройное описание» ключевых элементов поведенческого навыка, продемонстрированного А. Упражнение 2. «Эксплицитное моделирование» с помощью третьей позиции 1. А демонстрирует несложный поведенческий навык. 2. Оставаясь в третьей позиции, или позиции наблюдателя, Б и В в течение 10 минут получают от А вербальную информацию и поведенческие примеры относительно моделируемого навыка. (Примечание: Б и В могут запрашивать информацию любого уровня — о физиологии, репрезентативных системах, ТОТЕ, языковых паттернах, метапрограммах, убеждениях и т. д. Они могут исследовать любой уровень, если считают, что именно здесь находится наиболее полезная информация о моделируемом навыке.) 3. Б и В эксплицитно описывают, что, по мнению каждого, происходит во внутреннем мире А, основываясь на собственных наблюдениях и полученной информации. 4. Б и В сравнивают свои модели, устанавливая сходства и различия между двумя описаниями. 5. А, Б и В объединяются, чтобы создать третье описание ключевых элементов поведенческого навыка, продемонстрированного А. Обратите внимание на различия в динамике и качестве информации, получаемой при выполнении двух упражнений. Упражнение 3. Моделирование состояний совершенства путем совмещения второй и третьей позиций 1. А выбирает и демонстрирует пример личного ресурсного состояния, или «состояния совершенства» (рис. 16). 2. Б имплицитно моделирует А, используя вторую позицию. 3. В эксплицитно моделирует А из третьей позиции. В задает вопросы со словом «почему», направленные на убеждения, ценности, метапрограммы, метарезультаты, а также вопросы со словом «как», направленные на цели, обоснования и действия (характеристики ТОТЕ}. 4. Теперь А выбирает переживание, противоположное переживанию в первом примере (например, «тупиковое состояние»). Рис. 16. Совмещение второй и третьей позиции 5. Б и В повторяют пункты 2 и 3. 6. Б и В сравнивают и противопоставляют свои модели обоих примеров, представленных А, и определяют, в чем сходство и различие между этими описаниями. Групповое моделирование Процесс совместного моделирования можно обобщить до целой группы. Ниже приводится упражнение, позволяющее целой группе принять участие в процессе моделирования и составить «тройное описание». 1. Группа выбирает какой-либо навык тренера или другого человека (не входящего в состав группы), представляющий интерес для изучения или приобретения. 2. Группа делится на две команды, А и Б. Для описания моделируемого навыка команда А использует вторую позицию, команда Б — третью. 3. Моделируемый человек показывает несколько примеров данного навыка, и каждая команда составляет свое описание на основе принятой ими позиции. Члены команды на третьей позиции (Б) могут описывать различные уровни отличий (физиологию, языковые паттерны, когнитивные стратегии, убеждения и т. д.). 4. Представители каждой команды вкратце рассказывают остальным о своих открытиях и описаниях, затем вся группа синтезирует все описания в общую модель. Поиск значимых паттернов Получить более полное представление о фазе применения процесса моделирования — фазе конструирования, проверки и совершенствования полученной модели с целью последующей передачи другим людям, — поможет рассмотрение нескольких дополнительных аспектов. Та или иная способность, вне зависимости от степени утонченности или сложности, складывается из нескольких измерений, связанных с функциями модели ГОТЕ (рис. 17). В частности, для достижения успеха любого рода необходимо наличие способностей к концептуализации, анализу, наблюдению, выполнению определенных процедур, взаимодействию с другими и, до известной степени, управлению отношениями с людьми. Рис. 17. У любой способности существуют разнообразные измерения, связанные с функциями ТОТЕ Концептуализация, анализ и наблюдение необходимы для проведения эффективных «Проверок». Они связаны с установлением целей и определением обоснований для успеха. Выполнение определенных процедур, взаимодействие с другими и управление отношениями являются аспектами «Действий», необходимых для эффективного достижения целей и удовлетворения обоснований, составляющих фазу «Проверки» в ТОТЕ. «Полная» модель той или иной способности включает в себя определение Каждого из этих измерений изучаемого навыка (рис. 18): А. Концептуализация — способность понимать целое и соотносить либо вписывать нечто в эту укрупненную систему. Моделирование концептуального измерения того или иного навыка или способности связано с ответами на вопросы: Какова задача этого навыка или способности? Когда вы собираетесь применять его? При каких обстоятельствах? Как он сочетается с другими вашими способностями? Б. Анализ — способность разбить нечто на составляющие и классифицировать их. Моделирование аналитического измерения того или иного навыка или способности связано с ответами на вопросы: Какие отличительные особенности наиболее значимы для успешного осуществления данного навыка? На что указывают эти особенности? В. Наблюдение — способность собирать значимую информацию в режиме «реального времени» (нередко в форме невербальных сигналов). Моделирование связанного с наблюдением измерения того или иного навыка или способности связано с ответами на вопросы: Что является наиболее значимым для наблюдения в целях успешного осуществления данного навыка? Что именно необходимо уметь наблюдать? Какие признаки (или группы признаков) являются наиболее важными? В какие моменты наиболее важно наблюдать за этими паттернами признаков? Г. Выполнение процедур — способность вызывать в памяти и осуществлять последовательность действий, ведущих к цели. Моделирование процедурного измерения того или иного навыка или способности связано с ответами на вопросы: Каковы важнейшие последовательности действий, необходимые для у спешного осуществления данного навыка? К какому уровню они принадлежат? Иначе говоря, если бы вам пришлось «разделить» эту способность до последовательности отдельных шагов, какими бы они были?
Рис. 18. «Полная» модель той или иной способности подразумевает определение всех измерений для успешного осуществления данного навыка. Когда и где важно в точности выполнять эту последовательность? Когда и где важно проявить гибкость? В какой степени конкретные шаги в этой последовательности зависят от специфического наблюдения? Д. Взаимодействие с другими — способность систематически выявлять и реагировать на текущие поведенческие реакции окружающих. Моделирование интерактивного измерения того или иного навыка или способности связано с ответами на вопросы: Какие возможные реакции (с вашей стороны) сопутствуют действиям, предпринятым другими, и каковы эти действия? Какие цели преследуют эти реакции? Какие действия (с вашей стороны) призваны вызвать определенные реакции окружающих? Каков желаемый результат этих реакций? По каким признакам вы определяете, что пора действовать, реагировать или изменять образ действий? Е. Управление взаимоотношениями — способность распознавать и отбирать уместные виды поведения в зависимости от роли, норм, контекста и т. д. Моделирование связанного с отношениями измерения того или иного навыка или способности связано с ответами на вопросы: В каких условиях (контекстуальных, культурных, связанных с отношениями, личных и т. д.) важно варьировать паттерн взаимодействия? Как внутреннее состояние (ваше или другого человека) влияет на то, что вы делаете или как вы это делаете? Какие состояния (ваши и других людей) являются желаемыми результатами взаимодействия? Найдя ответы на все эти вопросы, вы сможете также определить, какую информацию необходимо предоставить другим, чтобы передать им эту способность, а также на основании каких признаков можно будет сделать вывод о том, что способность передана успешно. Разумеется, не всегда удается добиться нужного ответа, напрямую задавая вопросы моделируемому человеку и ожидая от него сознательной реакции. Обычно получить наилучшие ответы позволяют описанные выше этапы методологии моделирования (или различные стратегии моделирования, которые будут описаны в следующей главе). Тем не менее одна из самых серьезных проблем, связанных с этим процессом, возникает в той стадии, когда вы пытаетесь составить эксплицитное описание обнаруженных вами паттернов. Поиск значимых паттернов включает в себя два ключевых механизма: а) определение свойства; б) распознавание паттерна. А. Определение свойства Свойствами называются специфические качества или характеристики, которые мы решаем отфильтровывать в процессе моделирования. В НЛП сюда входят такие характеристики, как используемые человеком сенсорные системы (зрительная, слуховая, осязательная и т. д.), тонкие физиологические реакции (движения глаз или другие ключи доступа), лингвистические паттерны (сенсорные предикаты, паттерны метамодели и др.) ит. п. Разумеется, свойства, которые мы выбираем в качестве объекта, определяют вид паттернов, которые мы ищем. Таким образом, в значительной степени они определят то, что мы обнаружим в результате нашего поиска, а также насколько эффективной будет законченная модель. При исследовании различных видов способностей мы можем принимать во внимание различные черты и свойства, которые имеют место на различных уровнях. Для эффективного моделирования сложных человеческих паттернов нам следует помнить, что значимыми характеристиками обладают не только физическое поведение или окружение человека, но и ментальные карты, на основе которых он выстраивает свое поведение в данном окружении. Эти карты формируют базис для когнитивных стратегий, с помощью которых мы выбираем для себя те или иные виды поведения. На другом уровне наши убеждения и ценности подкрепляют конкретные психические способности и производят их отбор. На высшем уровне наши идентификации консолидируют убеждения в единую систему убеждений. Например, мы можем исключить те или иные убеждения или приоритеты, основываясь на нашей культурной или личной идентичности. Наиболее распространенными «свойствами» или отличиями, связанными с процессом моделирования в НЛП, являются следующие: 1. Физиология — наблюдение за телосложением, паттернами положения тела, жестами, симметричностью и качеством движений, движениями глаз и другими ключами доступа, в том числе невербальными паттернами (тон голоса и темп речи) (модель BAGEL). 2. Когнитивные стратегии — наблюдение за предпочтительными сенсорными репрезентативными системами, паттернами субмодальности и привычными когнитивными последовательностями (модель ROLE). 3. Паттерны метапрограммы — наблюдение за общими организационными паттернами, такими как восприятие времени и управление, отношения со значимыми другими, ориентация на цели и т. д. 4. Системы убеждений и ценностей — наблюдение за любыми сформулированными ценностями, правилами, установками или предположениями относительно моделируемого поведения или навыка. 5. Метапаттерны — наблюдение за взаимодействием между моделируемым человеком и другими людьми, включенными в ситуацию моделирования. Обратите внимание на паттерны, с помощью которых моделируемая личность общается с другими участниками ситуации. Разумеется, в зависимости от вида моделируемых навыков некоторые из указанных особенностей будут иметь большее значение, чем другие. Простое моделирование поведения, в частности, вероятнее всего, потребует концентрации на специфических физиологических характеристиках. С другой стороны, моделирование простых когнитивных способностей, как правило, подразумевает акцент на репрезентативных системах и субмодальностях. Моделирование сложной поведенческой способности потребует уделить больше внимания интерактивным «метапаттернам» и т. д. Ниже приводится список видов характеристик, наиболее типичных для каждого уровня моделируемой способности: а) простой поведенческий уровень — специфические физические сигналы и действия (модель BAGEL); б) простой когнитивный уровень — репрезентативные системы и субмодальности (модель ROLE); в) простой лингвистический уровень — паттерны метамодели и предикаты; г) сложный поведенческий уровень — модель SCORE и позиции восприятия; д) сложный когнитивных уровень — модель SOAR, паттерны метапрограмм и логические уровни; е) сложный лингвистический уровень — матрица коммуникации и паттерны «фокусов языка»-. Б. Распознавание паттернов В моделировании распознавание паттернов относится к приемам или процедурам, используемым для идентификации определенных черт или отличий, наиболее значимых для достижения той или иной цели или результата. Наиболее распространенный способ для этого — найти группу людей, способных продемонстрировать желаемый навык, и установить сходство и различие между ними применительно к свойствам или характеристикам, избранным для исследования. Цель моделирования заключается не в том, чтобы вывести «среднее» поведение моделей, а в том, чтобы определить, какие специфические качества присущи тем приемам, которые используются всеми моделями. Поиск паттернов отличается от простого определения свойств, как различаются, например, умение видеть и классифицировать движения глазных яблок и умение определять, какие из этих движений являются существенными для определенного навыка или способности (и являются ли). Распознавание паттернов включает в себя идентификацию последовательных или повторяющихся свойств той или иной деятельности, которые являются ключевыми элементами для осуществления данной способности или достижения определенного результата. Согласно словарю Уэбстера, паттерн — это «достоверный образец черт, действий, тенденций или других доступных наблюдению характеристик человека, группы или организации» или-«частое или широко распространенное явление». Методы Милля Джон Стюарт Милль, один из наиболее влиятельных общественных и политических мыслителей в Великобритании середины викторианской эпохи, оставил неизгладимый след в философии благодаря тому, что вновь заявил о принципах, лежащих в основе философского эмпиризма и утилитаризма. Милль рос вундеркиндом: к семи годам он овладел греческим языком, в 13 лет изучал экономику. Идеи Милля, проповедовавшего свободу личности от государственного вмешательства и равноправие женщин, до сих пор не утратили своей актуальности. Самый ранний из важных философских трудов Милля, «Система логики» (The System of Logic, 1843), содержит ценные размышления об эпистемологических принципах, лежащих в основе эмпиризма. Здесь Милль определяет пять первичных стратегий, или методов, с помощью которых ученые определяют паттерны через индуктивное обоснование. Эти механизмы в честь своего открывателя получили название «методы Милля». Метод согласования подразумевает наблюдение за рядом примеров, в которых достигается конкретный результат, и выявление факторов или свойств, имеющих место во всех случаях. Примером «согласования» является тот факт, что каждому позитивному воспоминанию из одной группы присуще наличие ярких и красочных внутренних образов. Метод отличий подразумевает поиск определенного элемента или свойства, который в норме не является неотъемлемой частью ситуации или феномена, однако присутствует в момент достижения результата. Примером «отличия» будет установление того факта, что в серии примеров воспоминаний о творческих достижениях то, которое кажется «самым творческим», отличается от других, поскольку ассоциирующийся с ним внутренний образ обладает наибольшей динамичностью. Объединенный метод согласования и отличий (известный в НЛП как «контрастный анализ») включает в себя наблюдение за теми свойствами, которые всегда сопутствуют достижению определенного результата и всегда отсутствуют в тех случаях, когда результат не достигнут. Например, человек может заметить, что успешное вхождение в творческое состояние всегда сопровождается созданием зрительных образов и позитивным внутренним диалогом. Когда же ему не удается достичь творческого состояния, зрительные образы тоже отсутствуют, а внутренний диалог носит критический характер. Четвертый метод Милля — сопутствующие изменения. Он подразумевает выявление тех свойств, которые изменяются в прямой или обратной связи со степенью успешности достигнутого результата. Примером применения метода «сопутствующих изменений» будет ситуация, когда увеличение красочности внутренних образов позволяет человеку чувствовать себя в более творческом состоянии, а приглушение цветов, соответственно, дает ощущение меньшей креативности. Последний метод Милля — метод остатка (известный также как «процесс исключения»). Если между тем или иным свойством сложного явления и определенной частью желаемого результата наблюдается связь, мы можем предположить, что и остальные части результата будут ассоциироваться с остальными свойствами явления. Таким образом, если человек считает некий яркий, красочный образ одновременно и творческим и мотивирующим и «красочность» образа воспринимается в связи с тем, в какой степени этот образ является «творческим», вполне вероятно, что оставшееся свойство («яркость») будет связано с ощущением мотивации. Поиск противоположных примеров — типичное средство применения «метода остатка».
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-15; просмотров: 363; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.1.25 (0.011 с.) |